Чтение Псалмов в различных жизненных ситуациях. Чтение Псалмов в различных жизненных ситуациях Псалом давида 22 читать

Псалом Давида: текст на русском языке

1. Господь пасёт меня и ни в чём не даст мне нуждаться
2. на месте, где зелень обильна, – там Он меня поселил, у воды спокойной воспитал меня,
3. душу мою обратил, направил меня на пути правды ради имени Своего.
4. Ведь если я и пойду посреди тени смертной, не устрашусь зла, ибо Ты – со мною: жезл Твой и посох Твой – они меня ободрили.
5. Приготовил Ты пред лицом моим трапезу напротив теснящих меня, умастил елеем голову мою, и чаша Твоя опьяняет меня, как крепчайшая.
6. И милость Твоя будет следовать за мною во все дни жизни моей, и обитать мне в доме Господнем на долгие дни!

И желания, и действия наши подвластны Всевышнему, но в то же время – мы свободны в своем выборе. Человек обращается к Священному Писанию, читает Псалом 22, когда созревает для восприятия Бога. Давид по наитию Святого Духа излил на бумагу переживания души, обнажил ее содержание. Мы, водимые тем же Духом, стараемся постичь святое мышление. Примерить на себя одежды, блистающие чистотой.

Рекомендация: Начинающим лучше постигать Писание, переведенное на современный русский. Текст будет понятнее, читать интереснее и проще. Если решите какой-то Псалом учить наизусть (обычно 90 и 26), используйте славянский перевод. Эта форма изложения мелодичнее, живее, точнее, легче запоминается .

Зачем нужны толкования на Псалмы

В зависимости от «объема» благодати, присутствующей в нас, слова 22 Псалма (и любого другого) либо коснутся души, либо не найдут в ней свободного чистого уголка. Читая древние молитвы, нельзя полагаться на собственный ум, измышления сердца, если оно не очищено от страстей. Для этого даны толкования святых отцов, которые обладали единым мнением о предмете. Видели истинную суть слов, заложенную пророком Божьим.

Но даже не зная их, благодать, исходящая от молитвословий, научает, незримо наставляет, исцеляет душу человека. Поэтому читать рекомендуют даже тогда, когда смысл не совсем понятен. Со временем появится желание изучить тему глубже.

Важно: Псалом 22 входит в Последование ко Причащению Крови и Тела Христова. К Таинству готовятся не только физически, но и духовно. Слова песни настраивают человека на нужную «волну». Очищается место для Благодати, подаваемой Богом. Желательно понимать молитву, ведь она способствует обожению причастника .

Как понимать Псалом 22

В Православной церкви принято считать 22 песнь Давида пророчеством о Христе, Который часто сравнивается с Пастырем (пастухом), заботливо оберегающим Свое стадо. Такой образ близок царю, он и сам пас овец в доме своего отца. Псалмопевец восхищается Господом, предложившим Великую Трапезу – Кровь и Тело, которые, как огонь опаляют страсти человеческие, и соединяют нашу природу с Божественной.

Поэтому молитва включена в Последование ко Причащению. Читая 22 Псалом, учимся, как язычники, оценивать благостное отношение к нам Христа, который положил жизнь, за Своих овец. О чем же поведал Давиду Дух пророчества о Сыне Божьем? Что увидит за словами стиха благодарное сердце.


Краткое объяснение:

  • Верующий, принимающий Христа, вверяет себя в Его руки, отдается на Его попечение. Когда так, то человек ни в чем не нуждается, у него все есть, ибо Пастырь знает, что потребно Его овцам.
  • Злачное место – обилие зерна (колосьев), пищи. На таком –голодным не останешься. В Духовном плане – учение Господа, Его церковь, где подается хлеб жизни вечной.
  • Вода покойная – чистая, отстоянная, прозрачная, без примеси мусора. Это образ Крещения, когда посредством Воды и Святого Духа, очищается, исцеляется душа человека от прародительского греха.
  • Не имея Пастыря, стадо не знает куда идет. Он поворачивает их на путь безопасный, чтобы все были целы. Господь – Истина. Идущий Его стезями приближается к Правде, не собьется с дороги, не упадет в пропасть.
  • «Имени ради Своего…» –Давид просит просвещения, так как, христианин своей неправдой или праведностью либо порочит, либо прославляет Христа. Господи, воспитай так, дабы во мне святилось Твое Имя.
  • Сень смертная – кромешная тьма, когда идешь не зная куда, опасаясь нападения врагов. В Духовном понимании: «жезл» Пастуха – это Крест; «палица» – молитва Иисусова. Кто ими пользуется, пройдет безопасно в «темноте» как по этой жизни, так и по смерти. Минует мытарства, имея оружие против бесовских притязаний.
  • «Уготовал еси…» – это проречение Давида о Таинстве Евхаристии. Если с покаянием, верой, смирением, оставив обиды, приступим к Причастию, то враг (бесы) не сможет приблизиться к нам. Также упоминается: «елеом» (елей) – Таинство Миропомазания и Елеосвящения; «главу мою» – перемена мыслей, изменение, ведущее к Небесным обителям. Обоживаемся, становясь способными разуметь тайны Вечной жизни.
  • «И милость…» – Человеколюбец, спасает овец Своих, присматривает, сохраняет, чтобы привести всех в дом Свой, где пребудут вечно.

Примечание: По Арсению Каппадокийскому – наставник Афонского старца Паисия, 22 Псалом читается родителями, которых обижают собственные дети. Господь вразумляет чад, и те меняют отношение к близким, находят взаимопонимание .

Зачем мирянам читать псалмы?

Изложить суть Псалмов простыми словами трудно. Каждая строка содержит в себе множество образов, доступных для понимания людьми, разного уровня знаний. Монахи учат Псалтырь наизусть, пользуются молитвами постоянно, и знают какая Великая Сила в них содержится. Мирянам советуют читать регулярно, так как, всякий день чем-то обогащает душу. Древние стихи:

  • умного сделают мудрым;
  • верного – блаженным (счастливым);
  • плачущего – возвеселят;
  • скорбящего – исцелят от печали;
  • немощного – укрепят;
  • мятежных – успокоят;
  • гневливых – смягчат;
  • враждующих – примирят.

Заключение: Человек находится в стадии совершенствования, развивается, и Псалмы – это некие ступеньки, которые помогают идти в Гору. Каждый раз, читая одни и те же строки, мы поймаем себя на том, что знакомый текст явил новую грань, неведомого до этого знания. У стихов Давида нет дна. Как бы глубоко не проникли в суть словес, всей тайны не постигнем. Таково свойство Святого Духа – Он не имеет границ .

Другое толкования Псалма 22

1. Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться:
2. Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим,
3. подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.
4. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня.
5. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.
6. Так, благость и милость [Твоя] да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни.

Псалом 22 на церковнославянском

1. Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит.
2. На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя.
3. Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради Своего.
4. Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси, жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста.
5. Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающым мне, умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна.
6. И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего, и еже вселити ми ся в дом Господень, в долготу дний.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Толкование Псалма 22

Царь Давид размышляет о благодеяниях, которыми Господь наделил его в жизни. Он представляет Господа в образе Пастыря (доброго и щедрого пастуха).

Пс. 22:1 Эта метафора естественна для Давида, потому что он сам был пастухом до того, как стал царем. Вообще, образ пастуха довольно часто используется в Библии. Пророк Исаия уподобляет Пастырю грядущего Мессию (Исаии 40:11), и Сам Иисус отождествляет Себя с "добрым Пастырем" в Иоанна 10:14. В послании к Евреям Христос назван "Пастырем великим" (Евр. 13:20), а в Первом послании Петра - "Пастыреначальником" (1-Петра 5:4).

Псалмопевец осознает, что, имея такого Пастыря, он ни в чем не будет нуждаться.

Пс. 22:2 Господь во всей полноте удовлетворяет земные нужды Давида ("злачные пажити" - это луга, покрытые сочной травой; стада, пасущиеся на них, ухожены и сыты). Первая фраза стиха 2 подразумевает собой, однако, и духовное питание. Не случайно в Библии так часто подчеркивается, что назначение земных пастырей, поставленных Богом в церкви, в том, чтобы кормить вверенные им "стада" (Деяния 20:28; 1-Петра 5:2; Иез. 34:1-10; Иоан. 21:15-17). "Пищей" для них должно быть Слово Божие (Евр. 5:12-14; 1-Петра 2:2). "Тихие воды" - образ Божьего успокоения и мира, который мы получаем от Него, когда Он прощает нас.

Пс. 22:3 Посредством жизненных обстоятельств и откровений свыше Господь направляет Своих "овец" на праведный путь. Он делает это ради Своего имени, т. е. будучи свят, Он ведет путем святости тех, кто доверил Ему свою судьбу.

Пс. 22:4 Даже в самых тяжелых обстоятельствах, в "долине смертной тени", такой человек не должен бояться, потому что Господь находится рядом с ним, хотя он и не видит Его. Жезл и посох (оба эти слова означают пастушеский посох) - это символ власти пастыря, его способности защитить своих овец от любой опасности. Иногда образы этого стиха понимают буквально, т. е. в том смысле, что когда для верующего человека наступает время перехода в мир иной, то и в эти минуты Господь находится рядом с ним. И осознание этого приносит человеку успокоение и радость.

Пс. 22:5 Вероятная символика этого стиха в том, что Господь открыто свидетельствует врагам Давида о его избранности. Поскольку здесь присутствует образ богатой трапезы, то естественно упоминание и о "елее", которым гостеприимные хозяева смазывали голову своим гостям. Все это изображает радостное настроение вызванное полнотой жизни верующего человека ("чаша моя преисполнена").

Пс. 22:6 Здесь выражена просьба и надежда о том, чтобы благость и милость Господа сопутствовали псалмопевцу во все дни его жизни. Фраза "и я пребуду" в еврейском оригинале выражает идею возвращения. В связи с этим высказывается предположение, что во время написания этого псалма Давид был вдали от святилища ("дома Господнего"), и он выражает горячее желание возвратиться к нему, чтобы затем многие дни наслаждаться общением с Господом во всей его полноте.

Его иногда называют псалмом утешения. Псалом 22, как и другие, является частью Псалтыря, а тот в свою очередь входит в Старый (Ветхий) Завет.

Интересно, что этот древний текст чтят не только христиане - он также используется иудеями во время богослужений (традиционно он читается во время субботней дневной трапезы, а хасиды и сефариды исполняют псалом еще и вечером).

Что касается церковно-славянской духовной практики, священник зачитывает псалом при подготовке к причастию.

Все знают, что в христианстве Бог часто изображается в роли пастуха (пастыря), а веряне - в виде паствы. Например, Христос часто говорил о том, что «Господь - пастырь добрый». Но кто использовал это сравнение впервые? Царь (1005-965 гг до нашей эры), и как раз в Псалтыре!

История написания этого текста

Изучившие этот период жизни Давида историки рассказывают: великий иудейский царь написал эти слова во время тяжелого периода в собственной жизни. Он, претерпевая гонение от собственного сына Авессалома, посягающего на престол, изнемогал в пустыне от жажды и голода. В этот момент к нему подошли три посторонних человека (их звали Верзеллий, Махир и Сови) и предложили свою помощь.

После того, как он был накормлен и напоен этими добрыми людьми, задумался о доброте Бога, не оставившего его в трудный момент, и возблагодарил Его красивыми словами псалма-молитвы.

Кстати, известно, что сам царь Давид в юности был пастухом (будучи не принцем, а сыном простого человека), поэтому тема заботы об овцах ему очень близка.

О чем говорит псалом?

Трактовок данного псалма есть много. Толкованием подобных текстов занимаются специальные люди - богословы. Дело в том, что даже если вам на первый взгляд может показаться, что все очевидно, часть истинного смысла, закладывающегося в тот или иной текст при написании, может потеряться при переводе, а другая часть может скрываться между строк (есть места, легко понимаемые людьми, во времена которых писался тот или иной текст, и совершенно непонятные в наши дни).

Вот самые популярные трактовки:

  • Если человек доверится Господу, Он станет охранять его, оберегать и никогда не оставит в беде.
  • Люди часто не замечают, что Бог уже дал им все необходимое для счастья, и начинают роптать. Истинные верующие после прочтения этой молитвы могут оглянуться - и понять, что уже находятся на «злачных пажитях».
  • Также в тексте присутствует смерть. Это место напоминает христианам: не стоит ее бояться, ведь даже на том свете Он будет рядом.
  • Преподобный Каппадокийский рекомендует читать этот текст родителям, дети которых относятся к ним без должного уважения. Старинные слова помогут людям укрепить свои души, не допуская в них злобу и обиду (вы ведь помните, во время каких душевных волнений царь написал данный псалом).

Места, которые могут быть непонятными современному христианину:

  • «Трапеза в виду врагов»: не забывайте, что текст писал властитель, который постоянно воевал, да и среди приближенных имел много недругов. Эта строчка говорит, что когда враги пойдут против Давида, господь поможет противостоять им.
  • «Умастил елеем голову»: на Востоке такой ритуал (смазывание головы елеем) считался признаком счастья, радости.
  • «Чаша преисполнена»: блага, которые дарует Господь, даруются в полной мере.

Можно ли читать псалом в качестве молитвы?

Да, и в связи с этим среди некоторых верующих даже существуют определенные суеверия. Например, кто-то всерьез верит, что если прочесть 22 псалом ровно 40 раз подряд, это поможет вылечить тяжелое заболевание, заработать деньги, решить какие-то насущные проблемы.

Но не стоит уподобляться легковерным старушкам на лавочке. Любой батюшка скажет: суеверия (даже связанные с молитвами и религией) - это отступление от истинной веры. А в данном случае молитва «по счетчику» и вовсе напоминает потуги к колдовству.

Так что: молиться с помощью данного псалма можно, но не по какой-то схеме или автоматически, а искренне, так, как вы произносите и другие обращения к Господу.

Использование 22 псалма в кино

Так как этот христианский текст очень популярен, многие сценаристы вкладывают двадцать второй псалом в уста своих героев, вынужденно терпящих определенные лишения. Например, этот текст можно услышать во многих фильмах. Некоторые из них:

  • «Книга Илая». Это фильм-притча о важности религии в жизни человека, и Библия занимает в нем центральное место. Хотя стиль съемки далеко не духовный - постапокалипсис, киберпанк.
  • «Остаться в живых» или «Лост». Молитвенные слова звучали в разных сериях. Еще бы, ведь в фильма шла речь о трудном выживании потерпевших катастрофу на безлюдном острове. К кому же еще, как не к Господу, можно уповать в такой ситуации!
  • «Давид (библейские сказания)» 1997 года. Этот фильм также известен под названием «Идеальный властитель». Библейский царь показан здесь величественным, мудрым и очень набожным.

Более того: эту древнюю молитву иногда можно увидеть в компьютерной игре и различных книгах.

Также эти слова были неоднократно положены на музыку. Причем не только современными верующими, предпочитающими молиться Господу с помощью песен. К свое время слова псалма вдохновляли Дворжака, Леонарда Бернстайна и даже Франца Шуберта.

А какими еще псалмами известен легендарный иудейский царь Давид? Какова история их написания? Вы узнаете об этом из данного видео. А кроме того, короткий документальный фильм расскажет о жизни этого правителя, горячо любимого своим народом.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

1 Псалом Давида. Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться:

2 Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим,

3 подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.

4 Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня.

5 Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.

6 Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни.

Псалом 22: Великий Пастырь

Двадцать второй псалом является, возможно, самым любимым из всей существующей поэзии. Поется ли он на величественную мелодию Краймонда или декламируется на занятиях воскресной школы, он сохраняет непреходящее очарование и выражает бессмертные истины. "Благословен тот день", написал один старинный богослов, "когда рожден был 22-й псалом!"

Вряд ли нам удастся улучшить описание Дж. Р. Литлпрауда:

"Секрет счастливой жизни – каждая потребность восполнена. "Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться". Секрет счастливой смерти – всякий страх изжит. "Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной". Секрет счастливой вечности – все желания сбылись. "Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни"".

22:1 Несмотря на свою всемирную известность, этот псалом подходит не каждому. Он относится только к тем, кто имеет право сказать: "Господь – Пастырь мой". Верно, что Пастырь добрый умер за всех, но только те, кто действительно и со всей определенностью принял Его верою, являются Его паствой. Его спасительное свершение действительно для всех, но действенно только для тех, кто истинно верует в Него. Поэтому все сводится к притяжательному местоимению мой. Если Он – не мой Пастырь, то этот псалом не имеет ко мне никакого отношения. С другой стороны, если

Он – действительно мой, а я – действительно Его, то Он – все для меня!

22:2 У меня не будет недостатка в пище для души или тела, потому что Он покоит меня на злачных пажитях. Я не буду страдать от жажды или засухи, ведь Он водит меня к водам тихим.

22:3 Я не почувствую упадка сил, потому что Он подкрепляет душу мою.

Я не останусь и без нравственного наставления, так как Он направляет меня на стези правды ради имени Своего.

У нас вызывает улыбку рассказ о юном ученике, который разволновался и сразил публику, когда, декламируя этот псалом, изобрел новую версию слов: "Господь – Пастырь мой; я ни о чем не буду волноваться". Однако он не так уж сильно ошибся. Пусть он неточно запомнил слова, зато передал точный смысл. Если Господь – наш Пастырь, нам действительно не нужно ни о чем беспокоиться!

22:4 И нам не нужно бояться смерти. Даже в долине смертной тени бояться нечего, потому что Пастырь с нами. Жало смерти – это грех, грех неисповеданный и непрощенный. Но Христос лишил смерть ее жала для верующих. Он единожды и навсегда уничтожил наши грехи. Теперь худшее, что может сделать с нами смерть, оказывается лучшим из всего, что может с нами произойти. Таким образом, мы можем провозгласить:

Нет, смерть с могилой, не боюсь я вас,
Долг уничтожен.
На Иисуса был в голгофский скорбный час
Наш грех возложен.
Маргарет Л. Карсон.

Верно то, что у христиан могут быть какие-то опасения относительно тех страданий, которые так часто предшествуют смерти. Как, по рассказам, воскликнул один святой прежних дней, "Я не против, чтобы Господь разрушил мою земную хижину, но я надеюсь, что Он разрушит ее мягко и нежно!"

Верно также то, что время для дарования благодати умирающему обычно приходит не раньше, чем это необходимо в жизни данного человека. И факт остается фактом – для нас смерть лишилась своего ужаса, так как мы знаем, что умереть – означает быть с Христом, что несравненно лучше. "Смерть – приобретение".

Жезл и посох Пастыря успокаивают верующего, защищают и направляют его. При необходимости Он может употребить жезл и для вразумления. Большинству овец такое наставление время от времени необходимо.

22:5 Тем временем Пастырь приготовил трапезу для нас в присутствии наших врагов. В эту трапезу входят все духовные благословения, которые Он приобрел для нас Своей драгоценной кровью. Эта трапеза символизирует собой все, что есть нашего во Христе. Несмотря на окружающих нас врагов, мы мирно и покойно вкушаем эти благословения.

Дж. Г. Джоуэтт приводит пример: "Восточное гостеприимство гарантирует безопасность гостя. "Все священные законы гостеприимства ограждают его от причинения вреда. Его вводят в дом, ставят перед ним еду, а его нерасторопные преследователи тем временем хмуро стоят у двери"".

Пастырь также умащает нам голову елеем. Пастухи, заботясь об овцах, смазывают у них на голове елеем колтуны и ссадины. Для священника помазание елеем означает освящение его на служение. Для царя помазание происходит при коронации. Каждый верующий получает помазание Святым Духом в тот момент, когда принимает Спасителя. Этим помазанием обеспечивается для него учительное служение Бога Духа Святого.

Когда мы задумываемся обо всем изобилии благодати, которую мы обретаем в Иисусе Христе, нас пронзает благодарное понимание: "Чаша моя преисполнена!"

Любовь Его безмерна,
Бесконечна благодать,
Пределов Его власти
Никогда нам не узнать
И благодати во Христе
Вовек не исчерпать.
Анни Джонсон Флинт.

22:6 И наконец, нас ждет секрет счастья в вечности. Божии благость и милость сопровождают нас во все дни жизни нашей, и в конце концов мы оказываемся в доме Отца, нашей вечной обители. Думая обо всем этом, мы не можем не согласиться с Гаем Кингом, который сказал: "какие же мы счастливые нищие!"

Все псалмы, которые составляют единую священную книгу Псалтырь, созданную царем Давидом, написаны в XI-X веках до Рождества Христова и являются отображением событий, которые происходили в его жизни. Псалтырь считается у православных христиан главной богослужебной книгой . Без него не проводится ни одно утреннее и вечернее богослужение.

Из всех псалмов, написанных пророком Давидом, большую часть его жизненного описания представляет 22 псалом, в котором он размышляет о благодеяниях, которыми Всевышний его наделил. Господь представляется в образе Пастыря — доброго пастуха. Данная метафора очень близка Давиду, так как в недалеком будущем он сам был пастухом. В Библии образ пастуха очень популярен. в самом тексте 22 псалма Давида псалмопевец осознает, что только с таким Пастырем, как Господь, не будет ни у кого нужды, только с Ним можно познать умиротворение и благодать. Весь псалом двадцать два пронизан восхищением царя Давида от общения с Господом, которое выражается в каждом слове.

22 псалом – толкование значения

22 псалом Давида повествует о благосклонности Господа к царю, о том, как Он в полной мере удовлетворяет земные нужды Давида — это и луга и сытые стада. Здесь, также, говорится и о духовной пище. Основной пищей для всех верующих является Слово Божие.

Тихие воды, о которых говорится в тексте 22 псалма Давида не что иное, как образ Божественного мира, который каждый христианин получает от Господа, от Его прощения. Он пастух, а все мы его овцы. Своих овец Господь направляет на путь истинный и праведный. Всех, кто доверил ему свою судьбу, Он ведет дорогою святости. Жезл и посох символизируют Его власть и защиту своих овец от любой опасности. Даже покидая этот мир, и переходя в мир иной, и радость от того, что в эти минуты Господь рядом сними.

22 псалом царя Давида имеет главный символ, которым является открытое свидетельствование врагам царя о его избранности. Все, описанное в данном псалме 22, изображает радость от полноты жизни верующего человека. Особым смыслом наделен стих о том, чтобы Божья милость и благодать сопутствовали псалмопевцу всю его жизнь. Говоря «я пребуду», Давид предрекает свое возвращение, так как во время написания этого творения, он находился далеко от святилища. В тексте 22 псалом Давида ярко выражено его желание возвратиться и многие дни пребывать в наслаждении от общения с Господом.

Читать текст на русском языке псалом 22 Давида

Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена. Так, благость и милость Твоя да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду