Заброшенный детройт. Как Детройт превратился в город-призрак? Видео: Детройт с высоты

Детройт сегодня и вчера: рожденный и погубленный автомобилями

Ответ редакции

«Такое происходит в истории далеко не впервые. Трупы других великих городов похоронены в пустынях и стерты с лица земли азиатскими джунглями. Некоторые пали так давно, что от них не осталось даже названий. Но для тех, кто там обитал, разрушение представлялось не более вероятным и возможным, нежели представляется мне умирание исполинского современного города...»
Джон Уиндем. День триффидов

Детройт — город, рожденный и погубленный автомобилями. Почему богатейшая автоимперия, один самых престижных городов США прошлого века, дышит все медленней, все больше превращаясь в Атлантиду наших дней — читайте на АиФ.ru.

Бывшее железнодорожное депо Детройта. Фото: www.globallookpress.com

Детройт — автомобильная столица Америки, металлический лязг которой буквально стоит в ушах после прочтения книги «Колёса» Артура Хейли, площадка международного январского автосалона, задающего тон на весь год, родина белокожего репера Eminem — официально признан банкротом.

Буквально 50 лет назад город был чуть ли не самым престижным в США, с промышленностью, обгоняющей все остальные города Америки. Туда стремились целые общины иммигрантов в поисках работы, лучшей жизни и американской мечты. Именно в Детройте знаменитый Генри Форд собрал свой первый автомобиль и поставил первый завод по производству машин, впервые в мире применив на производстве конвейерную сборку. Именно там, в Детройте, личный автомобиль стал привычной и повседневной вещью в семейной жизни — задолго до подобного события в каком-либо другом городе.

Заброшенные жилые дома в Детройте. Фото: www.globallookpress.com

Детройт, 2013 год

Детройт — город, в котором пока еще есть все: дома, магазины, автомобили, деревья, автобусные остановки. Но нет будущего.

Окна некогда шикарных гостиниц и театров заколочены досками, а в прошлом позолоченная лепнина покрыта пылью и паутиной. В центре коттеджного посёлка той самой одноэтажной Америки Ильфа и Петрова — дешевые сгоревшие дома, разрисованный граффити изнутри. Огромные здания, которые как океанские лайнеры возвышаются среди полей, пытаются напомнить о былом величии города, но через разбитые окна видно насквозь пустые офисные помещения. И не видно будущего.

Сегодня по улицам Детройта лучше не гулять в одиночку. Да и встретить прохожего в 4-5 часов вечера уже практически невозможно.

Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Даже на центральных улицах хватает домов, первые этажи которых обшиты деревянными щитами и листами железа, чтобы подъезды не превращались в притоны и не возникали пожары. На уцелевших витринах магазинов еле-еле читаются надписи Sale и For Rent, смытые дождями и посеревшие от пыли. Видимо, последние владельцы пытались хоть как-то удержать бизнес на плаву.

В отличие от европейских городов, где весь центр отдан на откуп туристам, в Детройте очень трудно купить какой-нибудь сувенир, и даже бутылку воды. Магазинчиков почти нет, а если они есть, то заходить в них не очень хочется — у входа обычно стоит кучка угрюмых людей...

Именно так выглядит и дышит бывшее королевство автомобилей сегодня. Что же случилось с могущественной автоимперией?

Процветающий Детройт в 1931 году. Фото: www.globallookpress.com

Детройт, 1910-е годы

Расцвет города наступил в начале XX века. Именно на это время пришелся экономический бум в автомобилестроении. Следом за Генри Фордом свои заводы в Детройте открыли корпорации General Motors и Chrysler. Таким образом, в городе были сосредоточены крупнейшие автомобильные предприятия, «большая тройка»: Ford, General Motors и Chrysler.

Пересечение улиц Мичиган и Грисвольд, 1920 год. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1930-х годах с появлением профсоюзов Детройт стал ареной борьбы профсоюза работников автомобилестроения с работодателями. В 1940-х через город прошла одна из первых американских скоростных трасс, М-8, а благодаря экономическому буму времен Второй мировой войны Детройт получил прозвище «арсенал демократии». Бурный экономический рост первой половины XX века сопровождался наплывом населения из южных штатов (преимущественно чернокожего) и Европы. Хотя дискриминация при приеме на работу (а она была достаточно сильной) ослабла, однако проблемы всё равно были, и это вылилось в расовый бунт 1943-го года, в результате которого 34 человека были убиты, из них 25 — афроамериканцы.

В 50-х годах XX века Детройт был одним из главных центров машиностроения в США, и в ту пору продвигал на государственном уровне программу дешёвых и общедоступных автомобилей. Город переживал бум своего развития — он в буквальном смысле процветал, став одним из богатейших городов Северной Америки. Ещё с середины 20-х годов с развитием автоиндустрии в городе появилось большое количество личных автомобилей. Детройт стал одним из первых городов, где стала строиться сеть скоростных магистралей и транспортных развязок. С другой стороны, система общественного транспорта не развивалась. Напротив, автомобильные корпорации лоббировали ликвидацию трамвайных и троллейбусных линий. Одновременно шла кампания, рекламировалось приобретение личного автомобиля, а общественный транспорт представлялся непрестижным и неудобным, как «транспорт для бедных». Подобное пересаживание жителей на личный автотранспорт поспособствовало переезду населения из центра Детройта в его пригороды.

Штаб-квартира General Motors в Детройте. Фото: www.globallookpress.com

Детройт, 1950-е годы

Это и положило начало упадку Детройта. Все больше квалифицированных рабочих продавали жилье и уезжали жить за город на свежий воздух, даже оставаясь при этом на прежних работах.

Наряду с переселением инженеров и рабочих в городе начали проводить кампанию заселения центра города афроамериканцами. Им было позволено работать в успешном городе в хороших фирмах (своего рода проявление американской демократии). Появление таких соседей еще больше простимулировало отток среднего класса и элиты в пригороды.

Нужно отметить, что налог жители пригорода Детройта платили уже совершенно иной — по месту проживания. В результате сокращения бюджета город начал угасать. Рабочие места сокращались, владельцы магазинов, банкиры, врачи переезжали туда, где есть платёжеспособные покупатели.

Фото: www.globallookpress.com

В самом Детройте, тем временем, все больше оставалось малоимущих (в основном, это были афроамериканцы) — у них попросту не было денег на переезд за город.

Среди них из-за бедности и безработицы процветала преступность, так что Детройт быстро приобрел дурную славу как один из самых «чёрных» и опасных городов США. В это время в США отменили расовую сегрегацию, в результате афроамериканцы все чаще сталкивались с белыми, и это привело к межрасовому конфликту. Кульминация произошла в 1967 году, когда в июле конфронтации вылились в одни из самых жестоких в истории США беспорядков, продолжавшихся в течение пяти дней и известных как «Волнения на 12-й улице».

В 1973 году разразился нефтяной кризис. Он привёл к банкротству многих американских автомобилестроителей, машины которых, прожорливые и дорогие, не могли больше конкурировать с экономичными европейскими и японскими машинами. Заводы один за другим начали закрываться, люди теряли работу и уезжали из Детройта. Население города в его административных границах сократилось в 2,5 раза: с 1,8 млн. в начале 1950-х до 700 тысяч к 2012 г. Надо отметить, впрочем, что эти цифры включают и людей, переехавших в рабочие пригороды, где жильё дешевле и обстановка безопаснее.

Улицы Детройта вечером. Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Детройт, 2013 год

Все последние десятилетия правительство штата и федеральные власти не оставляют попытки оживить город, в особенности его центральную часть. Одной из последних инициатив 2000-х годов стало создание и строительство нескольких казино, которые всё равно не смогли укрепить экономику Детройта. В декабре 2012 года дефицит городского бюджета составил 30 млн. долларов.

На сегодняшний день Детройт — город с самым высоким уровнем преступности и с самым низким уровнем образования. И самыми высокими налогами на недвижимость в США. Налогами, которые сотни тысяч жителей города не заплатили. И от бедности, и по причине того, что проще было выкупить за несколько долларов свой дом после ареста недвижимости.

Фото: www.globallookpress.com

К 2013 году из города уехали самые активные, остались иждивенцы. На 6 пенсионеров в Детройте приходится 4 человека работоспособного возраста.

Если в прошлом веке 70% населения было белым, то сейчас 84% жителей — афроамериканцы. Увы, не очень образованные: только 7% школьников, по данным американских исследований, умеют бегло читать и считать. Как следствие, в Детройте самый высокий в США уровень преступности, совершается больше всего убийств, причем большинство их (70%) связано с наркотиками.

Люди просто бегут отсюда. Из королевства автомобилей.

Вы хотите увидеть умирающий американский мегаполис с заброшенными небоскребами, мусором, сгоревшими автомашинами на улицах, толпами бомжей и самым высоким уровнем убийств в США? Тогда спешите, поскольку умирать Детройт вовсе не собирается. Более того, через несколько лет от сложившегося образа "американского кошмара" не останется и следа. Власти США приняли ключевое решение спасти крупнейший город Мичигана и некогда столицу автомобильной промышленности, вложив в его реанимацию десятки миллиардов долларов и эффект уже становится заметным. Другое дело, что банальное вбухивание огромных денег в город-банкрот без устранения причин, приведших к экономической и социальной катастрофе это плохое, на мой взгляд, решение. Ведь проблемы начались в 60-70 годах ушедшего столетия, когда автомобильные гиганты Ford, Chrysler, General Motors, недовольные возросшими налогами и плюс в результате кризиса перепроизводства, начали покидать Детройт, переводя заводы в другие города страны и за границу. Между тем, практически все население мегаполиса либо работало на автозаводах, либо было с этим связано косвенно. В восьмидесятых годах кризис достиг своего пика, когда безработица в Детройте достигла 50% трудоспособного населения, после чего город погрузился во мрак.

Я остановился неподалеку от аэропорта Детройта, где отели, в отличие от центра, стоят очень по-божески. Мой трехзвездник обошелся в 40 долларов в сутки, что для США практически даром. Напомню, что при всей моей экономии, в Нью-Йорке едва нашел вариант за 120 в сутки и был рад, что хотя бы так. Знаете, что эти ребята делают на фотографии ниже? Это специальная машины для выкачивания воды из лужи и прочистки городской канализации -

Единственное неудобство проживания возле аэропорта, это во-первых шум взлетающих самолетов (но это меня не пугает, все же три года службы в израильской армии на военном аэродроме), а второе это транспорт. Америка - страна автомобилистов и с общественным транспортом здесь плохо, а в сравнительно небольших городах и вовсе проблема. От моего отеля вообще нет транспорта в Детройт, но к счастью есть бесплатный шаттл в аэропорт, где я пересаживаюсь на автобус в город. Уже третий день подряд катаюсь таким образом и всегда оказываюсь единственным пассажиром на остановке -

Автобус курсирует из аэропорта в Детройт каждые полчаса и проезд стоит 2 доллара. Сдачу, естественно, не сдают. Где людям менять деньги не предусмотрено. Но, как уже сказал выше, желающих воспользоваться автобусом тоже мало, так что никому нет дела до вашей сдачи. С другой стороны, шофер даже не смотрит, сколько вы засунули денег в ящик. Вчера я засунул всего один доллар, а не два. Никому дела нет.

Вот такие автобусы примерно за 30-40 минут доставят вас до центра Детройта. Главное, спину берегите. Причем тут спина, вы спрашиваете? Дороги в Детройте достаточно разбитые, автобус же несется не объезжая ямы и трещины. Даже на телефоне печатать не удается, не попадаешь пальцем по буквам из-за тряски.

Итак, вдохнем побольше воздуха и сойдем с автобуса в криминальной столице США. Что видим вокруг? Толпы кровожадных убийц, карманники, наркоторговцы - все они ждут наивного туриста. Шучу. Никому до вас дела нет. Это не значит, что криминал отсутствует и все что пишут в газетах не соответствует действительности. Все соответствует, как и факт того, что в пересчете на 1000 жителей, тут ровно в 10 раз больше убийств, чем например в Нью-Йорке, включая криминальные Гарлем и Квинс. Просто надо понимать, что 95% криминала нас с вами не затрагивает ни коим боком, это внутренние разборки между криминальными кланами и бандами, связанными с наркотиками. Мы, как туристы, рискуем лишь нарваться на спонтанное, оппортунистское нападение со стороны случайного хулигана, или бомжа и эти шансы сравнительно невелики. Разумеется, что шансы нарваться повысятся, если вы будете гулять после наступления темноты, или залезать в заброшенные дома, где наверняка живут бомжи. А еще вас могут покусать бродячие собаки, которых вы встретите на руинах заводов. В остальном проявляйте обычные меры предосторожности: не носите с собой ценности и документы, оглядывайтесь на пустынных улицах (и избегайте пустынных улиц), не снимайте деньги в уличных банкоматах, не светите дорогой камерой, не показывате что вы не местный. И все будет отлично.

Я сошел с автобуса напротив бывшего центрального ж.д вокзала Детройта, который был заброшен в 1988 году, когда нациальная железнодорожная компания Amtrak прекратила сообщение с городом-банкротом. Здание ровно 30 лет стояло заброшенным и постепенно ветшало, пока в прошлом году его не купила корпорация Ford и как раз в эти дни они открыли объект для посещения всем желающим и бесплатно.За считанные дни на сайте автомобильной компании, где открыли запись желающих посетить здание, записались около 20 тысяч человек, см. Mlive News . Дело в том, что на следующей неделе здание будет закрыто на реставрацию до 2022 года и затем в него заедут офисы компаний. Сейчас наш с вами последний шанс заглянуть внутрь, пользуйтесь, кто сейчас путешествует по Америке. Думаю, эта информация будет интересна блогеру и путешественнику Саше Беленькому macos , который в эти минуты как раз двигается куда-то в этом направлении, но со стороны Канады. У него же отличная серия отчетов про Детройт и вы сможете сравнить, каким город был жутким 4 года назад, когда он сюда приезжал: . Уже сейчас в большинство мест, куда он забирался, не попасть. Они либо разрушены, либо отремонтированы. А еще через год-два вы не увидите даже то, что я вам покажу в данной моей статье.

Вначале я было встал в очередь, но постояв полчаса не продвинулся ни на сантиметр. Ладно, в Гугле достаточно фотографий этого здания, не буду терять время на стояние в очередях.

На старых фотографиях Детройта (ну как старых, пятилетней давности например) это здание стоит облезлое и страшное посреди перекрестка. Сейчас его ремонтируют -

К вопросу об опасных местах. Вот через такой переход над трассой гулять не рекомендуется. Здесь вас реально могут ограбить и вам не только некуда бежать, но и помочь вам будет некому. Но у меня нет выбора, другого пути к нужному мне объекту нет -

Здесь тоже ходить не стоит -

Внезапно, мечеть посреди пустыря. В Детройте проживает крупнейшая в США арабская община выходцев из Сирии, Ирака и Ливана. Исходя из официальной статистики, их тут 300 тысяч человек, что составляет чуть менее 10% населения большого Детройта, то бишь с пригородами.

Почти все брошенные здания огорожены заборами и многие из них являются частной собственностью. Тот факт, что хозяева оставили свой дом не дает нам права считать дом мусорной свалкой, или даже просто объектом для посещения. Нет, залезть вы можете, но с юридической точки зрения нет разницы, залезли вы в квартиру с живущей там семьей, или туда, откуда это семья выехала. Так что осторожно, ибо нарваться можно не только на бомжей, но и на полицию.

Как вы думаете, за сколько продается этот автомобиль? Да, он древний, ему лет сорок. Так вот, на фотке это не видно, но стоит он всего 300 долларов. Плати и забирай. Не знаю, далеко ли сей агрегат уедет, но сам факт.

Знаете, чем бомж занимается? Никогда не угадаете. Он сушит вещи. Там канализационный люк, из которого идет горячий пар, в городе продувка канализации. По всему городу бомжи забили люки своим тряпьем и усевшись рядом, отдаются нирване -

Бабки за один день всем желающим. Ничего не напоминает? Это историческая фигня, эпохи развала Детройта в 70-80 годах, когда люди начали терять работу и деградировать.

Безусловно, что во всем ощущается упадок. Такой убитый асфальт как в Детройте, вы встретите разве что в Сент-Луисе, где ситуация напоминает Детройт, но об этом расскажу отдельно.

Между прочим, самая настоящая масонская ложа. Думаете, шучу?

А вот вам доказательство -

Шикарное историческое здание, которое открыто для посещений, но записываться надо заранее.

Заброшенный отель -

И еще один отель. О чем мы с вами говорим, какие отели, какие туристы? Город стоял в руинах почти 40 лет...

И все же, как говорил выше, не все так плохо. Новых зданий тут пока еще мало, но старые активно восстанавливают -

Вот этот небоскреб 30-годов постройки, слева, стоял заброшенным еще несколько лет назад, а теперь его ремонтируют -

И еще один "мертвый" отель -

Самый центр города и опять запустение -

Я хотел забраться на крышу этого здания справа, воспользовавшись внешней поарной лестницей, но подойдя заметил, что пожарная лестница успела сгнить и отвалиться -

Заметьте, работы активно ведутся -

Еще лет пять назад этот красивый центральный проспект Детройта выглядел как в фильме ужасов про зомби-апокалипсис. А теперь вполне цивилизованно, даже шахматы поставили, как в Еревану около кинотеатра "Москва" -

Людей по-прежнему очень мало, все же город потерял 70% своих жителей...

Внезапно, синагога, естественно закрытая. Но, кажется, евреи тут иногда появляются, судя по аккуратным цветам на входе и горящим лампочкам над дверью -

И снова, везде и все строится и восстанавливается -

А вот асфальтом городу еще только предстоит заняться -

А я иду вот в этот на первый взгляд ничем не примечательный дом, прямо по курсу -

Как вы думаете, что это за дом и зачем я туда иду? На первый взгляд, там нет ничего выдающегося, разве что эта вот арка на углу, причем явно давно покрывшаяся пылью.

Так вот, именно с этого здания началась история корпорации Ford, именно здесь в 1892 году Генри Форд арендовал небольшое помещение под мастерскую и начал строить свои первые автомобили -

Внутрь можно войти, сейчас тут ничего нет, но опять же, здание купили и будут его восстанавливать -

Но согласитесь, что интерьеры впечатляют!

Как и этот древний сундук -

Но это все ерунда в сравнении с тем, что вы найдете там же, этажом выше! Тут был Детройтский театр, функционировавший с 1926 года и вплоть до 1960, когда в городе едва только начался кризис. Людям стало не до культурных мероприятий и в 1972 году, простояв 12 лет заброшенным, театр превратили в ночной клуб с проститутками. Это совсем другое дело, все признаки кризиса очевидны. Но в 1976 кризис добил даже признаки разврата и ночной клуб разорился. С тех пор место стоит заброшенным, считайте, 42 года. Несколько лет назад бывший театр превратили в автопарковку -

Фуф, как там внутри пыльно и душно, прогуляемся дальше -

Интересно, этому парню штаны ходить не мешают? Если вы думаете, что он болен, то ошибаетесь, это мода такая. В Детройте таких "модников" каждый второй в черных районах.

Небольшой пятачок в центре уже привели в порядок и тут себя ощущаешь на на Манхэттене в Нью-Йорке, абсолютно цивильно -

Не так давно запустили монорельсовую дорогу вокруг центра города, причем сильно себе голову не ломали, как назвать этот вид транспорта, поэтому он называется "people mover", передвигатель людей, если дословно.

Справа, кстати, единственный целиком новый комплекс, построенный в Детройте за последние 40 лет -

Монумент жертвам армянского геноцида в центре Детройта -

А мне пора возвращатьс в отель! А то застряну еще в городе после наступления темноты и потеряет человечество великого деятеля науки и техники, Сашу Лапшина. Шучу. Вот моя остановка, где я провел минут 40, ибо автобусы не соблюдают расписания от слова никак -

Напоследок добавлю несколько цифр, которые, возможно, кого-то разочаруют, ведь мы выросли на убежденности в том, что Америка - страна баснословных денег, которые нас ждут. Так вот, в Детройте сегодня порядка 25% безработных среди трудоспособного населения и пособие составляет чуть более 500 долларов. Как на эту сумму жить в США - непонятно. Хорошо, вам полагаются бесплатные обеды в столовке для бомжей и скидки на электричество и воду. Средняя зарплата в Детройте составляла в 2017 году 28 тысяч долларов в год, причем 50% населения получают 16-18 тысяч долларов в год. В 2017 году 82% населения Детройта составляют черные и это не хорошо и не плохо а просто факт. Причем, в 1950 году город был на 92% белым, тоже просто статистика. По числу убийств Детройт занимает первое место в США.

Именно в Детройте началось моё первое и самое большое путешествие по США. Тогда я написал несколько постов, но слишком увлёкся заброшками , которые на самом деле завораживают.

2 Был у меня и отдельный репортаж про заброшенные места города. Сегодня половина фотографий - уже история, Детройт активно зачищают: восстанавливать простоявшие четверть века здания слишком дорого, а в заброшенном виде они представляют опасность, там кучкуются бомжи, наркоманы и уголовники.

3 Да, в Детройте есть плохие районы. Как в каждом американском городе обязательно будет гетто. Здесь таких районов несколько больше, по понятным причинам.

4 Детройт банкрот, пиндосы тупые - пишут мне иногда комментаторы. Я улыбаюсь, читая такое. Ведь они там не были, но упорно транслируют одну и ту же точку зрения, либо навязанную им телевизором, либо просто работают “по методичке”, оставляя комментарии от имени ботов.

- посмотри мил человек на твою любимую америчку--детройт например.
- Вы свою подружку попросите съездить в Детройт и поведать миру как там у них все прекрасно. Как всегда пендосы в своем глазу бревна не видят…
- есть ещё амерский город Детройт-вот где капиталяшки -либероиды постарались.
- Чего ты пиндосам не порекомендуешь сначала вытащить Детройт из банкротства - а потом уже и лезть в вукровыну и прочие далекие от мест их проживания места?
- Это у американцев денег нет на спасение своего родного Детройта у пиндосов денег нет…

5 С одной стороны, Детройт это и правда жопа. Там можно купить дом с землёй за тысячу долларов. С другой - всё меняется. Разразившийся в начале 70-х бензиновый кризис привёл к тому, что люди массово перестали покупать автомобили, а ведь именно автозаводы и подняли, в своё время, Детройт на высокий уровень.

Вместо уехавших людей стали приезжать другие. Как правило, афроамериканцы из южных штатов, которым продавали землю за символический доллар. Предполагалось, что они будут работать. А они не стали. Кризис отрасти плюс смена контингента жителей сделали своё дело, Детройт стал превращаться в город-призрак.

6 Вот только пик всего этого пришёлся на восьмидесятые годы. А с тех пор много изменилось. В 80-х и Нью-Йорк по-другому выглядел. Со временем всё стало выправляться. Когда “большая тройка” автомобильных корпораций снова вышла на прибыль, стал меняться и город.

7 Детройт похож на слоёный пирог: очень приличный Даунтаун (центр города), полный заброшек Мидтаун, приличные жилые окраины, которые идут вперемешку с гетто. Перемешаны, но не смешаны.

8 Притока населения здесь давно нет, город пользуется дурной славой. Если и занесёт в Детройт - по работе, на хорошую должность и с соответствующим жильём. А вот выбраться отсюда пытаются многие. В Америке хорошая работа - это всё. Единственный способ выбраться из проклятого гетто. Когда чудо случается, люди устраивают гаражную распродажу: нет смысла цепляться за вещи и возить за собой бесполезный скарб.

9 Барахолка, на которую я попал, относилась к разряду блошиных рынков, а не гаражных распродаж.

10 Хотите секрет успеха благополучного района или города в Америке? Почему один квартал занимают дорогие виллы, а сразу через перекрёсток - заборы, решётки и гетто? Всё дело в налогах, они почти всегда остаются там, где получены. Там, где много людей имеет хорошую зарплату и платят высокий налог, лучше школы, инфраструктура, лучше жизнь. Где люди сидят на пособии налогов не платят - разруха и тлен. Думаю, в первую очередь именно из-за этой налоговой дифференциации вся Америка выглядит настолько по-разному. Что, у правительства США не хватит денег на новые автобусы? Хватит, но закупкой транспорта занимается город. Вплоть до того, что каждый самостоятельно выбирает, какие полицейские или медицинские автомобили купить.

11 А сейчас я покажу вам центр города. Большинство из этих фотографий не вошли в мои посты 2012 года.

12 Смотрите, как выглядит заброшенный и загнивающий Детройт, отрыжка американской демократии!

13 Даунтуан Детройта был одним из самых богатых в Америке. Город активно застраивался и развивался в тридцатые годы, во время и после Великой Депрессии.

15 Интересно, что напишут штатоненавистники в ответ на эти фотографии?

16 Небоскрёбы здесь не высокие, 30-40 этажей, строились в “чикагском” стиле.

17 Внутри очень красиво.

18 Есть и заброшенные, полностью пустые небоскрёбы, но попасть туда не получилось.

19 Ничего городок-то, если присмотреться.

21 Много потрясающих “исторических” зданий. Все они тоже были построены в середине прошлого века.

22 Сейчас так уже не строят. Многие заброшенные дома снесли, на их месте стали строить многоярусные парковки.

23 Представляете, вот все эти здания - парковки! И они функционируют, там стоят машины.

24 Штаб-квартира компании General Motors. Внутри интересно, я ходил к ним в гости и . С этим зданием тоже вышло интересно: то ли оно стояло пустым, то ли его построила автокорпорация, не помню без Гугла, а текст пишу без интернета. В любом случае, GM перевела в него свой главный офис специально для того, чтобы поддержать бюджет детройтского Даунтауна за счёт своих налоговых отчислений. И чтобы город возвращался к жизни.

25 Легендарный железнодорожный вокзал, Michigan Central. Это огромное заброшенное здание - наверное, самое известное из всех детройтских заброшек. Когда я приехал, внутрь уже было не попасть, здание огородили забором. Сейчас, насколько я знаю, там вставили стёкла и делают ремонт.

26 С мёртвыми домами здесь не церемонятся, даже если они красивые. У города нет возможности поддерживать и реставрировать их, собственников часто нет, но такие здания - рассадник.

27 Стрёмное соседство. Вполне жилой дом, сзади - три заброшенные башни-праджекта. Такие “свечки” строили для социально необеспеченных слоёв населения в 40-50 годы. Альтернатива нашей “хрущёвке”. Потом эти самые слои разбежались по всему городу, и вот к чему это привело. Тогда-то, в 72-м, здесь тоже была заварушка типа тех, что сейчас периодически происходят или Балтиморе.

28 Залитый огнями центр города, на переднем плане - утопающий во тьме Мидтаун.

29 Когда кто-то будет предлагать “посмотреть на мёртвый Детройт, с которым пиндосы вон что сотворили , просто давайте им ссылку на этот репортаж.

30 Я даже немного скучаю по Детройту, с ним связаны приятные воспоминания. И планирую вернуться этой осенью, во время предстоящего большого путешествия через всю Канаду. Она же здесь через речку.

Интересно посмотреть, кто окажется прав.

Детройт - единственный из современных городов, который пытается продавать свои развалины Голливуду в качестве фона для различного рода антиутопий и мрачных сцен преступлений. И, пожалуй, единственный город мира, который обязан своими руинами не военным конфликтам, а экономическим и социальным катаклизмам.

По обилию руин с Детройтом трудно конкурировать - в нем примерно 80 000 полуразрушенных и заброшенных зданий. В центре города стоят пустые небоскребы с выбитыми стеклами. Их не сносят главным образом потому, что у города на это нет денег. Кроме того, некоторые владельцы зданий предпочитают сохранять ветхие постройки в надежде, что земля в центре рано или поздно подорожает. Что касается преступности, то когда одного кандидата в мэры попросили объяснить, почему в Детройте в последние годы сокращается число убийств, тот мрачно ответил: «Просто больше некого убивать».

Что же произошло с процветающим центром автомобильной промышленности?


Немного истории

Поселение в самом начале XVIII века создали французы на проливе, соединяющем два озера - Гурон и Эри (le d´etroit и означает пролив). В 1805-м город сгорел дотла. К этому времени президент Томас Джефферсон назначил эксцентричного чудака Августа Вудворта верховным судьей штата Мичиган. Вудворт объявил Детройт столицей и нарисовал для него идеальный план в стиле французского классицизма, похожий на тот, что за несколько лет до того разработал для Вашингтона архитектор Пьер Шарль Ланфан, а также и на тот, что примерно на век раньше предложил для Санкт-Петербурга Жан Батист Леблон.

Природа в классицизме должна быть побеждена и рационализирована, деревья и кусты пострижены и превращены в геометрические фигуры, дорожки спланированы с помощью циркуля и линейки. Эта традиция имеет самое прямое отношение и к расцвету Детройта как автомобильной столицы мира, и к его упадку, поскольку руины можно считать возвращением из рациональной культуры обратно в хаос. История Детройта XX века тесно связана со словом «фордизм». Это слово придумал, сидя в фашистской тюрьме, итальянский марксист Антонио Грамши. Оно, в свою очередь, связано с термином «тейлоризм», который в 1920–1930-х годах был в большой моде в СССР.

Библиотека имени Марка Твена названа в его честь стараниями дочери писателя Клары Клеменс, жены дирижера Детройтского симфонического оркестра. Здание, построенное в 1940 году в готическом стиле, в 1998-м было закрыто на реставрацию, но с тех пор так и стоит с заколоченными окнами

Идея Фредерика Уинслоу Тейлора состояла в том, что следует рационализировать природу - рабочий должен делать не естественные для себя движения, а научно обоснованные, что в отдельных случаях позволяет повысить производительность труда на 400%. Тейлоризм стал фордизмом, когда Генри Форд принял систему Тейлора и шокировал деловой мир, начав платить рабочим на своих конвейерах неслыханную для начала XX века зарплату: пять долларов в день. И это не было благотворительностью. Во-первых, возросшая производительность обеспечивала солидную прибыль, во-вторых, рабочие стали покупать те самые машины, которые они производили.

Фордовский рабочий превратился в счастливого робота, спародированного Чарли Чаплином в фильме «Новые времена». Примеру Форда последовали другие промышленники: Додж, Крайслер, Паккард, - и город стал превращаться в цветущую метрополию. Рационально расчерченный Вудвортом план стал заполняться рационально спроектированными фабричными зданиями, большинство из которых построил архитектор немецкого происхождения Альберт Кан. Тот самый Кан, который был автором революционной методики конвейерного проектирования и построил в СССР крупнейшие Сталинградский и Челябинский тракторные заводы. По его технологии были возведены более 500 важнейших промышленных объектов первой пятилетки. Если вдуматься в эту цифру, становится ясно, что советская индустриализация напрямую связана с идеологией тейлоризма. Советской цензуре, будь она до конца последовательной, чаплинский фильм, в котором зло высмеивались фордизм и тейлоризм, следовало бы запретить.

Тейлоризм, помноженный на фордизм, привел к неслыханному расцвету американской автомобильной промышленности. В 1960-х годах 9 из 10 автомобилей, проданных в Америке, были сделаны в Детройте и его окрестностях. Когда на рынке появились первые японские машины, ничего кроме смеха они не вызывали - уродливые, маломощные (не то что двухтонный «Форд-Гэлакси» с двигателем 400 л. с.), хотя и очень дешевые. Как же получилось, что сегодня на американских дорогах японские машины составляют большинство? Существует несколько объяснений: а) японская модель бизнеса предполагает длительную лояльность работника своему предприятию, в то время как фордизм видит в работнике придаток к конвейеру; б) во всем виноваты профсоюзы, добившиеся столь высоких зарплат, что американские автомобили перестали быть конкурентоспособными; в) во всем виноваты менеджеры, платившие себе гигантские бонусы. Надо думать, правильны все.

Из книги Владимира Маяковского «Мое открытие Америки» (1925–1926)
В Детройте 20 тысяч русских. В Детройте 80 тысяч евреев. <…> На завод водят группами, человек по 50. Направление одно, раз навсегда. Впереди фордовец. Идут гуськом, не останавливаясь. <…> Пошли. Чистота вылизанная. Никто не остановится ни на секунду. Люди в шляпах ходят, посматривая, и делают постоянные отметки в каких-то листках. Очевидно, учет рабочих движений. Ни голосов, ни отдельных погромыхиваний. Только общий серьезный гул. Лица зеленоватые, с черными губами, как на киносъемках. Это от длинных ламп дневного света. За инструментальной, за штамповальной и литейной начинается знаменитая фордовская цепь. Работа движется перед рабочим. Садятся голые шасси, как будто автомобили еще без штанов. <…> На маленьких низеньких вагонеточках липнут рабочие к бокам. Пройдя через тысячи рук, автомобиль приобретает облик на одном из последних этапов, в авто садится шофер, машина съезжает с цепи и сама выкатывается во двор. Процесс, уже знакомый по кино, - но выходишь всетаки обалделый. <…> В четыре часа я смотрел у фордовских ворот выходящую смену, - люди валились в трамваи и тут же засыпали, обессилев. В Детройте наибольшее количество разводов. Фордовская система делает рабочих импотентами.

Кинотеатр компании «Юнайтед Артистс» построен в стиле испанской готики. Развитие телевидения и появление мультиплексов сделало кинотеатр убыточным, и в 1974 году он закрылся

Из книги Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Одноэтажная Америка» (1936)
- Сэры, - сказал мистер Адамс, внезапно оживившись, - вы знаете, почему у мистера Форда рабочие завтракают на цементном полу? Это очень, очень интересно, сэры. Мистеру Форду безразлично, как будет завтракать его рабочий. Он знает, что конвейер все равно заставит его сделать свою работу, независимо от того, где он ел - на полу, за столом или даже вовсе ничего не ел. Вот возьмите, например, «Дженерал Электрик». Было бы глупо думать, сэры, что администрация «Дженерал Электрик» любит рабочих больше, чем мистер Форд. Может быть, даже меньше. А между тем у них прекрасные столовые для рабочих. Дело в том, сэры, что у них работают квалифицированные рабочие и с ними надо считаться, они могут уйти на другой завод. Это чисто американская черта, сэры. Не делать ничего лишнего. Не сомневайтесь в том, что мистер Форд считает себя другом рабочих. Но он не истратит на них ни одной лишней копейки. <…>
В парикмахерской на Мичиган-авеню (улица Детройта. - Прим. ред.), где мы стриглись, один мастер был серб, другой - испанец, третий - словак, а четвертый - еврей, родившийся в Иерусалиме. Обедали мы в польском ресторане, где подавала немка. Человек, у которого мы на улице спросили дорогу, не знал английского языка. Это был грек, недавно прибывший сюда, прямо к черту в пекло, с Пелопоннесского полуострова. У него были скорбные черные глаза философа в изгнании. В кинематографе мы внезапно услышали в темноте громко произнесенную фразу: «Маня, я же тебе говорил, что на этот пикчер не надо было ходить».

15-этажная гостиница Lee Plaza была построена в 1929 году. Позднее из-за финансовых проблем отель не раз менял «профессию», а одно время использовался даже как дом престарелых. Окончательно закрылся в начале 1990-х годов

Бунт

Генри Форд не любил евреев, о чем не уставал повторять в издаваемом им еженедельнике «Независимый Дирборн». А к черным относился доброжелательно и охотно брал их на работу. В Детройте постепенно возник черный средний класс, который был представлен в конгрессе, судебной палате и прочих учреждениях города и штата. Детройт долгое время считался образцом расовой гармонии. Но внезапно выяснилось, что за фасадом благополучия скопилось много взрывчатого вещества.

Все началось в воскресенье 23 июля 1967 года. Полиция заявилась в бар, нелегально торговавший алкоголем. Подобные заведения еще со времен антиалкогольных кампаний XIX века называли «слепыми свиньями». К удивлению полицейских в этой «слепой свинье» оказалось не два десятка черных, как они предполагали, а примерно в четыре раза больше - люди пришли отпраздновать возвращение двух солдат с вьетнамской войны.

Полицейские забрали всех. Когда арестованных увезли, успевшая собраться толпа начала бить стекла, переворачивать машины и грабить магазины. Беспорядки постепенно охватили весь город, и Детройт запылал. В подавлении бунта участвовала национальная гвардия и федеральные войска. Правда, с войсками вначале возникла заминка. Президент Линдон Джонсон заявил, что пошлет военные подкрепления, только если губернатор Мичигана Джордж Ромни квалифицирует происходящее как восстание. Позже выяснилось, что Джонсон подзабыл конституцию - войска он имел право послать и без «восстания». Нерешительность президента понятна - он, столько сделавший для десегрегации и защиты гражданских прав, никак не ожидал от черных такой «черной» неблагодарности.

Бунт был подавлен через пять дней. Результат: 43 убитых, 467 раненых, 7231 арестованный, 2509 сожженных или разграбленных магазинов, 388 семей без крова, 412 зданий, подлежащих сносу. Общий ущерб - от 40 до 80 миллионов долларов (в сегодняшних ценах - от 250 до 500 миллионов). Но самое главное - бунт значительно ускорил бегство белого населения в пригороды (которое началось еще в 1950-е годы), вызвавшее цепную реакцию: резкое сокращение налоговых поступлений в городскую казну и соответственно урезание всех социальных и градостроительных программ, что, в свою очередь, привело к еще большему оттоку белого населения. Отношение к черному бунту у белых жителей города разное. Одни объявляют черное большинство нецивилизованным и неспособным к самоуправлению сбродом. Характерный пример - песня подпольной городской рок-группы «Рассерженные арийцы»:

«В этом городе видишь только почерневшее гетто -
Вот что бывает, если ниггеров выпустить на свободу,
Они жгут свой город и убивают друг друга,
Сжигают дотла брошенные дома».

Это 4-этажное здание было построено по проекту Альберта Кана в 1920-х как городская почта, но вскоре превратилось в склад школьных учебников и пособий

Другие усматривают в поведении черных заговор. Первому чернокожему мэру Детройта (1974–1993) Колману Янгу приписывают лозунг: «Белые - вон из города!» В стенограммах его выступлений действительно слова «Вон из города!» отыскались, правда, относились они не к белым, а к «жуликам и грабителям, неважно с черной или белой кожей». К 1980 годам белое население из Детройта практически исчезло, а оставшиеся черные наконец осознали, что живут в руинах, далеко от заводов (которые тоже к этому времени выехали за пределы города), без шансов найти работу, без социальных услуг и медицинского обслуживания, с разрушенной системой образования, без будущего. Надо было найти виновных. И сегодня большинство черного населения города пребывает в убеждении, что нынешняя ситуация - результат заговора белых.

На самом деле обе теории заговора являются коллективными фантазиями. У бунта 1967 года не было организаторов и вдохновителей, он вспыхнул стихийно, но отнюдь не беспричинно - рост дискриминации, сегрегации (расового разделения), агрессивности полицейских (преимущественно белых), ограничения при приеме на работу, при поступлении в учебные заведения и тому подобное переполнили чашу терпения черного населения.

Бегство белых в пригороды тоже не было ни запланированной акцией, ни уникальным детройтским феноменом. По мнению некоторых исследователей, это реакция части белых на десегрегацию и особенно на знаменитое решение Верховного суда США по делу «Браун против Совета по образованию» (1954), фактически поставившее вне закона сегрегацию в школах. С другой стороны, черные активисты справедливо напоминают, что бегство белых в пригороды стало возможным только потому, что федеральное правительство вкладывало начиная с 1950-х годов огромные деньги в строительство системы хайвеев. Нельзя также не согласиться с французским социологом Лоиком Ваканом, который, увидев развалины Детройта, заметил: «Это не естественный процесс. Этому позволили произойти - в Европе такое было бы невозможно. Если бы 80% жителей Детройта были белыми, а не черными, то что-то было бы сделано, так или иначе средства бы нашлись».

И все-таки «позволили произойти» и «заговор» - совсем не одно и то же.

Ренессанс

Попытку возродить былое величие Детройта власти предприняли сразу после подавления бунта. В 1977 году было закончено строительство Ренессанс-центра по проекту Джона Портмана. Сооружение, выдержанное в типичном для этого архитектора стиле, представляет собой 73-этажный цилиндр гостиницы (это самая высокая гостиница в мире), окруженный четырьмя 39-этажными башнями офисов. Позднее к нему были добавлены еще две 21-этажные башни. Сегодня это один из самых больших в мире офисных комплексов общей площадью 511 000 м2.

Но как попытка возрождения городской среды проект не состоялся. Сегодня он производит странное впечатление: среди руин высится гигантская неприступная крепость в стиле хай-тек. Привлечь в город капитал тоже не удалось. Единственными инвесторами, откликнувшимися на призыв, оказались владельцы казино. Но игровой бизнес не решил ни одной из проблем. Белые жители пригородов стали приезжать в центр, но с самим городом они старались соприкасаться как можно меньше - парковались на охраняемых стоянках, оставляли свои деньги в охраняемых казино, а потом быстро уезжали обратно в свои пригороды. Не пополнили казино и городской бюджет. Почти все они принадлежали иностранцам или жителям других штатов, так что доходы уходили на сторону.

Значит ли это, что Детройт обречен на вымирание? С одной стороны, ясно, что города так называемого «ржавого пояса» Америки никогда не вернутся во времена расцвета 1950-х, главным образом из-за глобализации. Кризис 2008 года показал, что, если бы не государственное вмешательство, американская автомобильная промышленность с большой вероятностью вообще бы исчезла с лица земли. С другой стороны, какие-то признаки возрождения появляются. И здесь есть смысл упомянуть проект Хайдельберг.

Естественная реакция городских властей на руины - все снести и построить заново. Поэтому когда местный художник Тайри Гайтон попытался превратить руины улицы Хайдельберг в то, что критики назвали политическим метакомментарием, власти быстро ликвидировали этот «комментарий» бульдозерами.

Объект, созданный Гайтоном, был одновременно и живописью, и скульптурой, и дизайном, и инсталляцией. Заброшенные дома, ржавые автомобили, брошенные телевизоры, пылесосы и холодильники складывались в причудливые композиции и раскрашивались в яркие цвета. Хайдельберг стал привлекать туристов - своих и иностранных, а сам автор получил несколько международных наград. Этот проект разрушает традиционные представления о конфликте черных и белых. Тайри Гайтон - черный. В совете директоров проекта больше белых, чем черных. Главные защитники проекта - международная художественная элита. Среди противников - местное черное население, которое хотело бы жить в нормальных, отреставрированных, а не раскрашенных в дикие цвета домах.

Сейчас городские власти и Тайри Гайтон заключили перемирие. Проект Хайдельберг не только восстановлен, но и стал распространяться на близлежащие улицы. Не исключено, что он создаст больше проблем, чем решит, и все-таки - если город сумеет взять на вооружение то позитивное, что несет в себе проект Тайри Гайтона и его друзей, возрождение Детройта, возможно, станет реальностью. Не будем забывать, что лозунг города Speramus meliora, resurget cineribus, впервые прозвучавший в 1827 году, означает: «Надеемся на лучшее и воскреснем из пепла».

Половина населения Земли живет в городах, которые занимают около 1% поверхности нашей планеты - эти цифры знакомы многим, но вот о сокращении городов говорят не так много, как стоило бы. Пугающе красивые фотографии заброшенного Детройта - когда-то четвертого по величине города США - даже спровоцировали новый вид туризма: наблюдение за умирающим городом. В том, почему так происходит, попытались разобраться «Теории и практики».

Города-неудачники

Статьи по урбанистике принято начинать с трагических цифр - половина населения (59%) Земли живет в городах, которые занимают около 1% поверхности нашей планеты. 50 новых человек приезжают в города каждый день, а это значит, что каждому городу понадобится 50 новых рабочих мест, спальных мест, обедов, ужинов. На фоне 50 дополнительных ужинов небольшое сокращение соседнего города, откуда часть этих людей приехала, не выглядит таким пугающим. О сокращении городов вообще говорят не так много, как стоило бы. Здравый смысл подсказывает, что раз одни города приобретают население, то другие его теряют. В глобализационной гонке точь-в-точь как в жизни - кто-то выигрывает, остальные проигрывают.

Что мы знаем о проигравших? Мы знаем, что так называемых «бум-городов» значительно меньше, чем их неудачливых собратьев. Более 370 городов с населением, превышающим 100 000 человек, потеряли свыше 10% своего населения за последние 50 лет. Четверть пустеющих городов расположена в США, в основном на среднем востоке.

Что время делает с американскими городами

Детройт потерял больше всех: с 1950-х население сократилось на 61,4%. Процветающий мегаполис превратился в город-призрак, целые кварталы опустели, предприятия теперь заброшены. История известна и печальна: зажиточный, но в целом довольно ординарный американский городок на фоне автомобильного бума 20-х переживает свой расцвет и к тридцатым полностью перестраивается - до того масштабно, что количеству небоскребов соперничает с Нью Йорком и Новым Орлеаном. Упадок происходит так же стремительно, как и расцвет - еще в 1960-е город производит впечатление в целом благоприятного города с еле заметными признаками будущих финансовых неурядиц, а уже в 1970-х город почти опустел.

Что послужило причиной таких изменений? Традиционно принято винить крах автомобильной промышленности. В начале века Детройт привлек сотни тысяч мигрантов, предоставив им рабочие места. Потом была война, потом война закончилась, технологии двинулись дальше, произошел переход к автоматизированному производству, и спрос на неквалифицированную рабочую силу сократился. Тысячи и тысячи рабочих остались не у дел. Индустриальное развитие и связанное с ним сокращение рабочих мест проходило на фоне острых конфликтов между белыми и черными. Детройт был городом, опасным для проживания, что не могло не способствовать оттоку населения. Еще одним фактором была тотальная ориентация на индустриальную культуру - в городе не было ни крупного университета, ни художественной галереи. Здесь же стоит упомянуть об отсутствии культурной преемственности. Из-за бесконечных перестроек Детройта о сохранении исторических зданий даже не задумывались: жилые площади расчищались, чтобы построить стоянки, памятники архитектуры сносились ради офисов, а если какие-то здания сохранялись, то только потому, что не хватало средств на снос.

Все заброшенные города похожи друг на друга, а все процветающие красивы по-своему. Как некогда Детройт, это были успешные города с развитой инфраструктурой, которые население покинуло по тем или иным причинам. И если раньше эти города приносили доход, то теперь представляют собой серьезную экономическую проблему.

Чем больше людей уезжает, тем дороже становится жить оставшимся. Основные причины этого связаны с городской инфраструктурой: несмотря на то, что население сократилось, она осталась неизменной. Из этого следует простая математика: инфраструктура осталась та же, следовательно, затраты на нее остались те же, но население сократилось, и это значит, что расход на душу населения увеличился. Следующее соображение связано с плотностью населения: чем больше заселен его город, тем плотнее население, тем дешевле различные муниципальные услуги (грубо говоря, сокращается длина водопроводной трубы). Города редеют, население рассредотачивается, водопроводная труба удлиняется. Жилье резко дорожает, что становится еще одной причиной покинуть город.

Решение пока не найдено. Одно из предложений - искусственное повышение плотности населения с уничтожением избыточной инфраструктуры - представляется многим более чем спорным решением.

Манчестер и Иваново

Детройт стал классической иллюстрацией феномена заброшенных городов и универсальным материалом его исследования. В 2002 году немецкий культурный фонд запускает крупный проект на эту тему с участием художников, журналистов, культурологов и социологов. Помимо автомобильной столицы США в списке фигурируют английский Манчестер и российское Иваново. Заявленной целью исследования был всесторонний анализ феномена, выявление зон риска и поиск путей спасения.

На экономику и демографию Манчестера, некогда «хлопковой столицы мира», негативно повлияла первая мировая война и последовавший за ней экономический кризис. Население Манчестера достигло 900 000 человек в расцвет индустриальной эпохи, и город потерял примерно половину своих жителей, когда началась деиндустриализация. Производство кое–как продолжалось до 50-х годов, а в 60-х британский хлопок полностью прекратил существование. Следующие 20 лет город захлестнула тотальная безработица (150 000 человек оказались без рабочих мест). Упадок сильнее всего ощущался в центре города, где осталось не более 1000 жителей (70-80-е гг).

По счастливому стечению обстоятельств, доступность местных заведений стала привлекать студентов и талантливую молодежь, что способствовало зарождению известной субкультуры. Именно в период экономического спада здесь возникает особая музыкальная культура, искусство, архитектура, что наряду с разумной политикой по поддержанию бизнеса становится одним из факторов городского возрождения. Население перемещается в сферу обслуживания, где сегодня занято 70% городских жителей, и безработица сокращается с 19% в 1995 до 10% в 2001. Сегодня, через 20 лет после острого кризиса, Манчестер бурно развивается. По данным 2010 года, по популярности для бизнеса город занимает второе место в Великобритании и 12-е в Европе. Манчестер рассматривается как символ городского возрождения, хотя некоторые эксперты, указывая на продолжающуюся убыль населения (потери 9,2% с 1991 по 2001 годы) называют город «самый бурно развивающийся из пустеющих городов мира» .

Иваново часто фигурирует в различных исследованиях как «российский Манчестер». В начале XX века молодой город (статус присвоен в 1871 году) становится одним из крупнейших индустриальных центров, а после революции превращается в «третью пролетарскую столицу республики». Население Иваново растет огромными темпами: 1870 год - 17 тыс. человек, в 1917-м - уже 170 тысяч. Город становится крупнейшей площадкой для экспериментальной советской архитектуры. После прихода к власти Сталина экономический курс меняется, легкая промышленность отступает на второй план, и жизнь города приостанавливается. Начинается экономический спад, меняется гендерный состав населения (Иваново превращается в «город невест»). Без модернизации регион теряет свое экономическое значение. Об упадке не говорят - цензура.

60% населения вынуждено заниматься сельским хозяйством, чтобы прокормить семью, и так, по иронии судьбы, в 50-е годы город реализует утопическую мечту урбанистов о городе-саде. Во время перестройки Иваново переживает свои самые тяжелые времена: фабрики останавливаются, безработица достигает пика (потеря 58% рабочих мест). В 1998 году производство сокращается еще в 5 раз (производится 22% от объема 1989 года). После кризиса 1998 года ситуация начинает понемногу улучшаться, однако регион остается одним из беднейших в России - с соответствующими качеством жизни и демографической ситуацией.

Венеция-2030

Последний проект группы исследователей, занимающихся пустеющими городами, - Венеция. За последние 40 лет ее население наполовину сократилось. Экономика города функционирует исключительно за счет туризма, чей приток увеличился за эти годы трижды, упрощая многоликую Венецию и превращая ее в туристический аттракцион наподобие Диснейленда. Жизнь на острове становится все сложнее - так, например, на площади Сан Марко намного легче купить маску, чем пакет молока. Цены на недвижимость растут, и ежегодно город покидают 2500 жителей. Население стареет. К 2030 году Венеция может полностью опустеть.

Причины кризиса связываются с перемещением инфраструктуры за пределы города и последующим смещением центра городской жизни. В 1966 году случилось одно из наиболее крупных наводнений, 16 000 человек потеряли крышу над головой. Число крупных наводнений продолжает расти. Туристический наплыв привел к тому, что большая часть городской недвижимости превращается в гостиницы или скупается иностранцами. Здесь уместно поднять так популярный сегодня вопрос о праве на город - Венеция это город для туристов или для своих жителей?

По данным одной только благополучной Великобритании, в мире насчитывается более 3000 городов, которые потенциально могут опустеть. Люди, имеющие финансовые возможности, востребованные специальности и соответствующие личностные качества стремятся покинуть места, трудные для проживания. Что приводит города к упадку? Существует множество причин, последствия одних - незамедлительны, другие проявляют себя спустя длительное время. В целом, говоря о том, что приводит к опустению городов, можно выделить два исторических фактора: деиндустриализация и большая динамика жизни за пределами покидаемого города.