Как самостоятельно подключить ходовые огни, схема подключения. Управление ДХО на микроконтроллере PIC12F629 Управление дхо на микроконтроллере pic12f629 своими руками

Микроконтроллер ДХО – это такое устройство, которое предназначено для обеспечения автоматического включения и выключения ДХО при запуске и остановке двигателя. Изделие обеспечивает звуковую сигнализацию и ряд других полезных функций. В статье наглядно описывается процесс работы и схема микроконтроллера ДХО.

Простая работа микроконтроллера

  • Питается устройство от 12В сети автомобиля.
  • После включения зажигания генератора (двигателя автомобиля) и прохождения шести импульсов с датчика скорости активизируется работа дневных ходовых огней.
  • При включении работы габаритов все возвращается в штатный режим работы, то есть ДХО отключаются.
  • Если же габариты отключаются, то работа активизируется таким же образом, как прописано во втором пункте.
  • Если вы остановились на дороге, например, попали в пробку, тогда через 3 минуты бездействия огни дневного света отключаются. Если же вы начинаете движение, то свет огней активизируется и процесс протекает как во втором случае.
  • После того, как вы остановили автомобиль и выключили зажигание - дневные огни еще 20 секунд обеспечивают свет и только после этого отключаются. Это называется режимом сопровождения, то есть подсвечивается путь водителю.

Когда зажигание автомобиля отключено, то светодиод с маркировкой HL1 моргает. Частота такого мерцания не превышает одного раза в секунду. Такой режим сигнализирует, что устройство находится в режиме ожидания.

Во время активизации зажигания светодиод HL1 светится постоянно. Микроконтроллер таким образом находится в режиме ожидания импульса, который должен поступить от датчика скорости. При начале движения через одну секунду дневные огни автоматически загорятся и будут обеспечивать стабильное свечение до тех пор, пока не остановится автомобиль, не отключится зажигание или же не будут включены габариты, а также режим ближнего света.

Когда автомобиль останавливается, то микроконтроллер переходит в режим выдержки, то есть отсчитывает время отключения ДХО – обычно это три минуты. Сигнал выдержки обеспечивается встроенным Бипером:

  • 2 коротких сигнала - при включенном зажигании и остановке двигателя.
  • 4 сигнала поступает только тогда, если выключить зажигание автомобиля, например, при длительной пробке. Таким образом, 4 звуковых сигнала говорят о том, что дхо на микроконтроллере переходят из режима выдержки в режим выключения. Через 20 секунд после остановки двигателя и выключения зажигания, свет огней выключается, то есть устройство переходит в режим подсветки или же сопровождения водителя.

Во время активизации габаритных огней устройство автоматически переходит в так называемый режим ожидания. По правилам ПДД в момент включения габаритов ДХО должны отключаться и весь наружный свет перейти в режим штатной работы.

Режим сопровождения водителя, или же как его еще называют «вежливой подсветки» включается двумя способами:

  • Необходимо включить зажигание и дождаться 2-х коротких звуковых сигнала и сразу же выключить зажигание. После этого последует 4 коротких сигнала и активизируется режим подсветки дороги водителю, который длится 20 секунд.
  • Если же вам необходимо выключить свет ДХО, не дожидаясь выдержки некоторого времени, то нужно включить и быстро выключить габаритные огни. Тогда ДХО перейдут в режим подсветки дороги водителю, что бывает полезным ночью.

Светодиод маркировки HL2 подает сигнал о состоянии :

Микроконтроллер является полезным устройством в ДХО, а поэтому без него обойтись совершенно нельзя.


Устройство предназначено для автоматического включения и отключения дневных ходовых огней (ДХО) при начале движения и остановке. Собрано на простом и дешевом микроконтроллере PIC12F629. Имеет звуковую сигнализацю и другие мелочи.

Краткая логика работы устройства

  • Подача питания 12в.
  • При вкл зажигания после прохождения 6 импульсов с датчика скорости вкл ДХО
  • При вкл габаритов все переходит в штатный режим
  • При выкл габаритов переходим п.2
  • При остановке (например в пробке) ДХО выключится через 3 мин при начале движения п.2
  • При остановке и выключении зажигания, ДХО горит ещё 20 секунд и выключается (вежливая подсветка).

Режим работы устройства:

1. Когда выключено зажигание, светодиод HL1 моргает с частотой 1раз в секунду (1 Hz), сигнализируя о том, что устройство находится в дежурном режиме (режим ожидания).

2. При включении зажигания светодиод HL1 начинает светится постоянно,микроконтроллер ждёт прихода импульсов с датчика скорости,и при начале движения автомобиля, через 1 секунду автоматически зажигаются ДХО и горят всё время движения до остановки.

3. Во время остановки, включается режим выдержки времени выключения ДХО (3 минуты), об этом сигнализирует встроенный Бипер (2 коротких звуковых сигнала - это при включёном зажигание и остановки автомобиля), если в это время выключить замок зажигания (например при длительной стоянке), прозвучат 4 коротких звуковых сигнала, сигнализируя о том, что включился режим выдержки времени включения ДХО 20 секунд и затем они выключатся (режим вежливой подсветки), устройство переходит в дежурный режим.

4. При включении Габаритных огней, устройство автоматически переходит в режим ожидания, ДХО выключаются (правила ПДД), всё работает в штатном режиме.

5. Режим вежливой подсветки можно включить так: включить зажигание, при этом прозвучат 2 коротких сигнала и сразу его выключить, (прозвучат 4 звуковых сигнала) при этом устройство автоматически перейдёт в режим вежливой подсветки. Если требуется выключить ДХО не дожидаясь выдержки времени, следует включить и тут же выключить Габаритные огни.

6. Светодиод HL2 сигнализирует о состоянии ДХО (Светится - ДХО работают, выключен - ДХО не работают).

Применёное реле, на максимальный ток проходящий через контакты 10А, если Вы вдруг захотите применить это устройство для Автоматического включения БС, лучше установить дополнительное реле типа SLC - 12VDC - SL - C , максимальный ток контактов 30А, этого вполне достаточно для управления БС. Светодиоды HL1 и HL2 устанавиваются в удобном месте, например в приборной панели. Пишалка (BUZZER) так же устанавливается в удобном для водителя месте. На фотографии собраного устройства видно, что светодиоды стоят на самой печатной плате, но это сделано было только для отладки схемы. Установка произвольная!

! Внимание. При прошивке микроконтроллера сохраните калибровочную константу..., без неё работа устройства не возможна. В архиве находится две прошивки, одна полная, другая без вежливой подсветки.



Скачать дополнения


Простой контроллер для ДХО. Используются лампы дальнего света включённые на 30%. Регулировка яркости осуществляется при помощи ШИМ, также реализована функция плавного включения ламп.

Версия 1
Принципиальная схема:

Для питания микроконтроллера был использован линейный стабилизатор L7805(на схеме не показан).

При пуске двигателя гаснут лампы генератора и датчика масла, можно ещё ручник прикрутить и если ближний/дальний свет выключен, то включается ДХО (дальний на 30%, яркость можно менять в исходниках). При включении света, ДХО выключаются, чтобы снова включить ДХО необходимо выключить свет, а затем снова включить и выключить. Схема собрана в протеусе, поэтому можно будет попробовать.

Печатные платы:
Плата для одного полевого транзистора при параллельном соединении ламп:


При параллельном соединении ламп, советую использовать более мощный транзистор с меньшим сопротивлением открытого канала, либо соединить несколько, а то греется зараза.

Плата для двух транзисторов - независимое управление лампами:

Эта плата пригодится если вы хотите сделать какой-нибудь стробоскопический эффект, либо просто есть возможность подключиться к каждой лампе отдельно.

Скачать проект Proteus, печатные платы и исходник: (cкачиваний: 408)

Версия 2
Принципиальная схема:

Вторая версия отличается от первой лишь добавлением светодиода, который служит индикатором включения ламп. Также была разведена новая печатная плата с тремя соединёнными параллельно полевиками, для управления более мощными лампами.

Печатная плата:


В сборе:

Скачать проект Proteus, печатные платы и исходник для второй версии: (cкачиваний: 363)

Версия 3
Принципиальная схема:

Для увеличения скорости срабатывания полевиков, в схему добавлен драйвер на транзисторах BC547 и BC557(можно использовать кт315 и кт361), следовательно уменьшился нагрев и можно увеличить частоту ШИМ.

Согласно действующим законам Российской Федерации, в частности, внесенным в ПДД поправкам, любое транспортное средство, осуществляющее движение даже днем, должно быть с включенными фарами ближнего света. Кроме того, вместо них допустимо использовать противотуманные аналоги, а также дневные ходовые огни.

Ввиду того, что эксплуатация с этой целью головных и противотуманных огней сопряжена с целым рядом недостатков, подавляющее большинство автовладельцев предпочитает приобретать модули ходовых огней и проводить их монтаж самостоятельно. Ввиду этого, стоит разобраться, как подключить дневные ходовые огни своими руками?

Особенности эксплуатации

Законодательство довольно четко регулирует правила использования подобных элементов в конструкции автомобиля. Согласно требованиям ГОСТ , ходовые огни должны незамедлительно включаться при повороте ключа зажигания, а автоматическое отключение должно происходить в случае, если водитель активировал фары головного света.

Кроме того, подобный стандарт предусматривает, что включение головных огней должно происходить только после полного включения габаритных аналогов. Исключение составляет лишь случаи, когда они используются для подачи сигналов. Это необходимо учитывать, желая устанавливать дневные ходовые огни своими руками.

Подключение ДХО своими руками , имеет целый ряд особенностей, которые необходимо учитывать для достижения правильной последовательности работы и долгого срока службы модуля. Чтобы повысить срок его эксплуатации, разумно использовать специальный стабилизирующий блок, рассчитанный на светодиодные огни.

Однако, эта мера направлена лишь на увеличение продолжительности работы схемы, без подобного блока все элементы будут функционировать в нормальном режиме.

Одной из наиболее распространенных пробле м, свойственных модулям ДХО, представляются скачки напряжения, что вызывает перегрев кристалла, отвечающего за излучение. В связи с этим, яркость огней постепенно снижается, после чего, они перестают выполнять свою основную функцию.

Варианты подключения

Рассматривая наиболее распространенные варианты подключения ДХО, целесообразно разобрать простейшую схему подключения ходовых огней без использования стабилизатора, генератора и прочих дополнительных элементов. Чтобы ДХО активизировались при включении мотора, рекомендуется:

  • Плюсовой провод соединить с плюсовой клеммой, расположенной на замке зажигания;
  • Минусовой шнур закрепляют на корпусе авто в любом удобном для владельца месте;
  • При повороте зажигания, ДХО будет работать.

Главным недостатком подобной схемы подключения, представляется постоянный режим работы огней при включенном зажигании. Кроме того, работа огней в данном случае , не согласована с другими световыми системами авто, а значит, подобное подключение не соответствует требованиям, указанным в ГОСТ.

Второй вариант подключения гораздо больше подходит для этой цели, так как использует цепь габаритных фар. Плюсовой провод дневных ходовых огней, в данном случае, соединяют с АКБ напрямую. Минусовой соединяют с плюсовым габаритных огней, после чего, светодиоды начинают светится. При этом, спираль лампы не горит, что связано с низким потреблением тока.

После активации габаритных огней, водитель сможет заметить, что потенциалы ДХО выравниваются, что приводит к отключению светодиодов. В результате, световая схема автомобиля переходит в штатный режим работы. Несмотря на то, что данная схема работает без серьезных нарушений, она имеет целый ряд недостатков , ввиду чего, её не следует устанавливать.

К ним целесообразно отнести:

Поскольку данная схема также не соответствует требованиям государственного стандарта, потребуется рассмотреть наиболее простой и подходящий под существующие нормы вариант.

Контроллер ДХО

Для подавляющего большинства владельцев, наиболее приемлемым представляется использование специального блока управления, который позволяет подключить ХДО по правильной схеме, без использования реле и прочих элементов. В итоге, схема подключения отличается простотой и безопасностью, за счет уникальных преимуществ эксплуатации контроллера.

К ним следует отнести:

  • Стабильное включение ДХО после запуска мотора;
  • Гарантирует защиту от перегрузок;
  • Поддерживает любой тип огней, включая светодиодные;
  • Не влияет на работу других узлов.

Блоки управления дневными ходовыми огнями, в подавляющем большинстве случаев, полностью соответствуют государственному стандарту, что позволяет безопасно использовать их по прямому назначению. Тем не менее, некоторые производители могут внедрять в подобное оборудования различные функции, которые несмотря на полезность, могут не соответствовать требованиям ГОСТ, а значит - использовать их не рекомендуется.

Другим преимуществом подобного рода оборудования, представляется возможность его подключения по заранее предоставленной со стороны производителя схеме. При этом, она обязательно содержит данные о максимальной нагрузке, а также другие важные технические параметры. Это позволяет быстро и легко подключить ДХО без наличия какого-либо опыта и специальных знаний.

Если приобретение специального контроллера не планируется, целесообразно отдать предпочтение варианту подключения через реле. Оно предполагает использование 5 контактного реле, которое будет задействовано в общей схеме подключения ДХО. Подобная схема позволяет исключить любые недостатки, свойственные предыдущим вариантам и дает возможность безопасного использования ДХО без какого-либо дополнительного оборудования.

Особенности подключения реле ДХО:

  • 30 на «+» выводы модулей светодиодов;
  • 85 на «+» шнур габаритов;
  • 86 отводят на корпус машины;
  • 87а на «+» зажигания;
  • 87 изолируют.

Для реализации подобного подключения через реле, необходимо обзавестись проводами для соединения, клеммами, стяжками, термотрубками и инструментом. Помимо прочего, следует продумать способ надежного крепления собранной схемы в конструкции автомобиля.

Некоторые владельцы предпочитают задействовать в схеме подключения генератор, что не рекомендуется в большинстве случаев. Ведь для того, чтобы устанавливать ДХО через генератор, потребуется выполнить монтаж резистора. Несмотря на работоспособность схемы, её надежность оставляет желать лучшего.

Это устройство позволит ближнему свету автоматически включиться при начале движения и регулирует напряжение на лампах, ближнего света, в зависимости от скорости с которой вы едите. Так же, это послужит более безопасному движению и продлит срок службы ламп.

Алгоритм работы

Как только автомобиль наберет скорость 6 км/ч, лампы автоматически перейдут на режим 75 % освещаемости, и продлит этот показатель до скорости 69 км/ч. Далее при повышении скорости от 70 км /ч до 94 км/ч включается режим 85% от всего напряжения бортовой сети.

При скорости от 95 км/ч – 95 % от напряжения бортовой сети. После остановки автомобиля более чем на 22 секунды, показания падают до 30%. Как только движение возобновлено, показания увеличиваются в соответствии с вышеуказанными параметрами.


— Если водитель включит ближний свет штатным выключателем, показания будут равны 100%. Когда отключиться зажигание, пару секунд фары горят и гаснут.

Показания ламп ближнего света меняются плавно в соответствии с шагом по 5 % за каждые 1/20 или 1/10 секунды, смотря какой режим работы. Включаются лампы моментально.

Проводники, находящиеся на плате между ножками 1,5,3 ключа ВТS555 и их контактами, нужно усилить медной проволокой и хорошо припаять. Первым делом нужно впаять проволочные перемычки, которые обозначены на плате.

Так же микроконтроллер можно программировать через ISP- разъем разведенный на плате. Распиновка показана на рисунке:

Как установить фьюзы микроконслера:



Устанавливаем данное устройство в автомобиле

Контакт 1— (SPD – вход) нужно подсоединить к выходному контакту датчика скорости, имеющие разрешение 6 импульсов на метр.

Контакт 2— (ON – вход) нужно подключить к проводу штатной проводки падающему +12 вольт на лампы ближнего света, но предварительно его нужно отключить от ламп.

Контакт 3— (GND- вход) земля.

Контакт 4— (IGN – вход) это + 12 вольт, они появляются при включении зажигания и исчезнут при его выключении. Можно взять прям под капотом с датчика скорости.

Контакт 5— (BAT – силовой вход) +12 вольт с АКБ. Подсоединять к АКБ необходимо с помощью предохранителя в 15 ампер.