Главгосэкспертиза отвечает изыскателям. Главгосэкспертиза отвечает изыскателям Отражены в сп 47 13330

Владимир Коновалов
Главный специалист отдела инженерных изысканий Управления строительных решений Главгосэкспертизы России

Следует отметить, что значительная часть представленных на рассмотрение в Главгосэкспертизу России вопросов вызвана несовершенством нормативно-технической базы инженерных изысканий и внутренними противоречиями, заложенными в нормативных документах, разработанных в разное время различными организациями без должного согласования друг с другом некоторых спорных аспектов. Перед официальным утверждением каждый из этих документов прошел через всеобщее обсуждение изыскательским сообществом, в процессе которого каждая заинтересованная организация имела возможность внести необходимые с её точки зрения исправления и дополнения, причем Главгосэкспертиза России, исходя из установленного для неё законом круга обязанностей, в таком обсуждении участие принимать не могла. Таким образом, разъяснение спорных моментов, возникающих при выполнении изысканий в рамках действующих нормативных документов, в первую очередь является обязанностью их авторов. На долю Главгосэкспертизы России в процессе своей деятельности остаётся трактовка неоднозначных нормативных положений, исходя из требований к результатам инженерных изысканий, их достоверности и достаточности для проектирования в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений, сформулированных в основополагающих документах (ФЗ №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Градостроительный кодекс РФ и др.) с учётом индивидуальных особенностей каждого отдельно рассматриваемого объекта.

В соответствии с п.4 «Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. №145, организация по проведению государственной экспертизы не вправе участвовать в осуществлении архитектурно-строительного проектирования и (или) инженерных изысканий, в том числе и в оказании консультационных услуг.

Тем не менее, Вашему вниманию предлагаются комментарии по ряду интересующих Вас вопросов, которые не следует рассматривать как официальные, окончательные и применимые ко всем без исключения случаям, возникающим в изыскательской практике.

1. ВОПРОС

От изыскателей нередко приходится слышать, что при проверке результатов инженерно-геологических изысканий эксперты могут высказать замечания к проекту, что ставит подрядчика в неловкое положение перед заказчиком, т.к. по сути к геологии замечаний нет, а в договорных обязательствах прописана ответственность до прохождения экспертизы. В каких ситуациях такое возможно, с чем связаны подобные случаи и правомерны ли действия экспертов в таких ситуациях?

Согласно п.1 статьи 15 ФЗ №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», результаты инженерных изысканий должны быть достоверными и достаточными для установления проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения, а также проектируемых мероприятий по обеспечению его безопасности.

Установление достоверности и достаточности результатов инженерных изысканий для принятия проектных решений экспертом-геологом возможно лишь при одновременном его ознакомлении с некоторыми разделами проектной документации (в частности разделов «Конструктивные и объёмно-планировочные решения», «Схема планировочной организации земельного участка» и др.). Установление достоверности и достаточности результатов инженерных изысканий для принятия проектных решений экспертом-геологом возможно лишь при одновременном его ознакомлении с некоторыми разделами проектной документации (в частности разделов «Конструктивные и объёмно-планировочные решения», «Схема планировочной организации земельного участка» и др.).

Таким образом, замечания, сформулированные экспертом-геологом на основании выявленного несоответствия результатов инженерных изысканий принятым проектным решениям, являются не только обоснованными и правомерными, но и необходимыми с точки зрения обеспечения безопасности зданий и сооружений.

А неловкость положения, в которое подрядчик якобы попадает перед заказчиком в таких случаях, легко устраняется тесными рабочими контактами между ними с участием проектно-конструкторских организаций в ходе проведения изысканий и проектирования, что отражено в обязательных к применению пунктах 4.13, 4.17 СП 47.13330.2012 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения». Актуализированная редакция СНиП 11-02-96», где говорится о возможности внесения изменений и дополнений в инженерные изыскания в случае корректировки проектных решений.

2. ВОПРОС

На сегодняшний день нормативная документация, используемая инженерами-геологами в работе, делится на обязательную и добровольного применения. Кроме того, действуют отдельные нормы и инструкции, например, «Инструкции по инженерно-геологическим и геоэкологическим изысканиям по г. Москве». В документах существуют разногласия. Каковы требования к нормативной документации, используемой в работе? На какие документы следует опираться, чтобы избежать замечаний?

Согласно части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, выполненных для ее подготовки, а также оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

На основании изложенного, с учетом части 5 статьи 3 и части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», проектная документация и результаты инженерных изысканий в ходе проведения государственной экспертизы проверяются на соответствие требованиям следующих документов:

  • национальных стандартов и сводов правил, в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1033 от 26.12.2014;
  • документов в области стандартизации, включенных в Перечень, утвержденный приказом Росстандарта №1650 от 25.12.2015 – в случае, если для подготовки проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий применялись требования документов, включенных в указанный Перечень;
  • иных технических регламентов, а также нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти (до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территории, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений) – в части, не противоречащей требованиям Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Согласно части 8 статьи 6 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований национальных стандартов и сводов правил, соответствующим положениям Постановления Правительства РФ №1033 от 26.12.2014, недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями, разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, установленном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.04.2016 № 248/пр (далее – СТУ). В случае, если для проведения государственной экспертизы представлена проектная документация, разработанная на основании СТУ, то такая проектная документация оценивается на соответствие требованиям соответствующих СТУ.

3. ВОПРОС

Иногда при проверке материалов инженерно-геологических изысканий, выполненных согласно СП 47.13330.2012, изыскатели получают замечания о несоответствии их работы СП 22.13330.2011, область применения которого - проектирование оснований вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений. В каких ситуациях такое возможно, с чем связаны подобные случаи и правомерны ли замечания экспертов в таких ситуациях?

Ограничивать область применения СП 22.13330.2011 «Основания зданий и соо¬ружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83*», как и многих других, так называемых, проектных сводов правил (СП 14.13330.2014 «Строительство в сейсмических районах», СП 24.13330.2011 «Свайные фундаменты» и др.) проектно-конструкторской деятельностью совершенно неприемлемо, поскольку они хоть напрямую и не относятся к инженерным изысканиям, но содержат в своём составе требования к изысканиям, в том числе и обязательные. Ограничивать область применения СП 22.13330.2011 «Основания зданий и соо­ружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83*», как и многих других, так называемых, проектных сводов правил (СП 14.13330.2014 «Строительство в сейсмических районах», СП 24.13330.2011 «Свайные фундаменты» и др.) проектно-конструкторской деятельностью совершенно неприемлемо, поскольку они хоть напрямую и не относятся к инженерным изысканиям, но содержат в своём составе требования к изысканиям, в том числе и обязательные.

Возможность и необходимость применения тех или иных нормативных положений, содержащихся в указанных документах, при изысканиях для проектирования конкретного объекта оценивается экспертами на основании комплексного анализа целого ряда аспектов (идентификационные признаки и характеристики проектируемого объекта, сложность инженерно-геологических условий территории и факторы, её определяющие и др.) с учётом перечней национальных стандартов и их частей, утверждённых Постановлениями Правительства РФ №1033 от 26.12.2014, №365 от 30.03.2015 и приказом Росстандарта №1650 от 25.12.2015.

4. ВОПРОС

На сегодняшний день действующие нормативные документы по-разному регламентируют необходимое количество испытаний грунтов. Так, согласно СП 22 п.5.3.17 требуется «...не менее десяти для физических характеристик И не менее шести - для механических характеристик». СП 47 п.6.3.5 ссылается на ГОСТ 20522-2012 п.4.10 которого говорит о минимальном числе определений в количестве 6 опытов (не разделяя на физические или механические). СП 11-105-97 ч.1 п.6.15 так же говорит о минимальном количестве образцов 6 штук (не разделяя на физические или механические). А чуть ниже в том же СП 11-105-97 ч.1 п.7.16, говорится: «...в количестве не менее 10 характеристик состава и состояния грунтов ИЛИ характеристик механических свойств грунтов (т.е. достаточно 10 физических характеристик, без механических свойств, которые выбираются по региональным таблицам). Какими документами и в каких случаях следует руководствоваться изыскателям, чтобы не получить замечания в экспертизе?

В данном случае, очевидно, следует исходить из различной значимости перечисленных в вопросе пунктов нормативных документов, определяемой перечнем национальных стандартов и их частей, утверждённым Постановлениями Правительства РФ №1521 от 26.12.2014 года и №1033 от 26.12.2014, где в качестве обязательного к применению указан только п.5.3.17 СП 22.13330.2011 «Основания зданий и соо­ружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83*» («...не менее десяти для физических характеристик и не менее шести - для механических характеристик»).

Из пункта 6.3.5 СП 47.13330.2012 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения». Актуализированная редакция СНиП 11-02-96», о котором говорится в заданном вопросе, вышеуказанным перечнем к обязательным отнесён только последний абзац, регламентирующий классификацию грунтов согласно ГОСТ 25100-2011.

5. ВОПРОС

Еще одно противоречие в нормативных документах связано с обработкой данных статического зондирования. Согласно СП 47.13330.2012 приложение И, табл. И.5 «Грунты ледникового комплекса невозможно обрабатывать по данным статического зондирования». Между тем, согласно МГСН 2.07-01, приложение «Б», табл. 3 - можно! Как быть изыскателям в этой ситуации?

Действительно, в приложении И СП 47.13330.2012 присутствует указание о неприменимости приведённых в нём корреляционных зависимостей к обработке результатов испытаний статическим зондированием грунтов ледникового комплекса. Изыскательская практика подтверждает это ограничение, поскольку в таком случае результаты получаются в значительной степени заниженными. Этот раздел рассматриваемого свода правил следует признать в недостаточной мере проработанным, и вопрос должен быть обращён в первую очередь к разработчикам данного нормативного документа и к изыскательскому сообществу, участвовавшему в его обсуждении.

Следует отметить, что указанное приложение И позиционировано в составе СП 47.13330.2012 как «рекомендуемое» и не перечислено в перечне национальных стандартов и их частей, утверждённом Постановлениями Правительства РФ №1521 от 26.12.2014 и №1033 от 26.12.2014, в качестве обязательного к исполнению.

В рассматриваемом случае использование корреляционных зависимостей, приведённых в МГСН 2.07-01 «Основания, фундаменты и подземные сооружения», имеющих статус действующих (актуальных) и зарегистрированных Госстроем России как ТСН 50-304-2001 г.Москвы, можно признать допустимым. Согласно п.4.15 СП 47.13330.2012, в процессе изысканий допускается применение нестандартизированных технологий (методов) при приведении соответствующего обоснования в разделе «Особые условия» программы изыскательских работ.

6. ВОПРОС

Каким нормативным документом руководствоваться при изысканиях под BJI и на какой стадии следует проводить изыскания под опоры, согласно действующему законодательству?

Нормативные требования к изысканиям для проектирования ВЛ приведены в составе СП 47.13330.2012 в разделе 6.3 «Инженерно-геологические изыскания для подготовки проектной документации» в пунктах 6.3.22-6.3.31, посвящённым изысканиям для проектирования линейных объектов. Кроме этого, пункт 6.3.22 того же свода правил декларирует необходимость в этих случаях учитывать требования нормативных документов по видам проектируемых сооружений.

7. ВОПРОС

Определяет ли СП 47.13330 требования к работам в районе распространения многолетнемерзлых грунтов? Если нет, в каких случаях нужно пользоваться таблицей 6.4, а в каком таблицами 7.2 СП 11-105-97 4.1, СП 11-105-97 ч.4, если в техническом задании присутствуют ссылки на оба нормативных документа (47.13330 и 11-105-97)?

СП 47.13330.2012, как следует из его названия и содержания пункта 1.1 данного документа, устанавливает общие требования и правила выполнения инженерных изысканий.

Если в задании на инженерно-геологические изыскания присутствуют ссылки на нормативные документы, в которых приведены противоречащие друг другу положения, заказчик обязан дополнительно к перечню предполагаемых к использованию нормативных документов дать исполнителю указания, в каких частях и применительно к каким аспектам инженерных изысканий их следует применять. Исходя из нормативных положений, приведённых в п.6.6 рассматриваемого свода правил, при выполнении инженерно-геологических изысканий допускается использовать ряд сводов правил, не включённых в перечни национальных стандартов и их частей, утверждённые Постановлениями Правительства РФ №1521 от 26.12.2014, №1033 от 26.12.2014, №365 от 30.03.2015 и приказом Росстандарта №1650 от 25.12.2015, в том числе и СП 11-105-97 «Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть IV. Правила производства работ в районах распространения многолетнемёрзлых грунтов», имеющий статус действующего (актуального) нормативного документа.

Если в задании на инженерно-геологические изыскания присутствуют ссылки на нормативные документы, в которых приведены противоречащие друг другу положения, заказчик обязан дополнительно к перечню предполагаемых к использованию нормативных документов дать исполнителю указания, в каких частях и применительно к каким аспектам инженерных изысканий их следует применять. Причём при выборе того или иного нормативного документа (или его частей) необходимо исходить из требований к результатам инженерных изысканий, их достоверности и достаточности для проектирования в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений, сформулированных в основополагающих документах (ФЗ №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Градостроительный кодекс РФ и др.) с учётом особенностей каждого отдельно взятого объекта.

8. ВОПРОС

Является ли соблюдение НД из перечней №1521 и №1650 гарантией положительного заключения Главгосэкспертизы? И если два разных НД противоречат друг другу, является ли присутствие одного из этих документов в соответствующих перечнях определяющим фактором при определении правильности предоставленной технической документации?

Вопрос поставлен некорректно. Простое формальное соблюдение нормативных документов, входящих в указанные перечни, не может служить гарантией положительного заключения экспертизы любого вида, поскольку в данных перечнях представлены очень разные документы, и применение, например, СП 39.13330.2012 «Плотины из грунтовых материалов» к изысканиям для метрополитенов, не приведёт ни к какому положительному результату. Кроме того, как уже говорилось выше, отдельными положениями указанных в этих перечнях нормативных документов допускается в ряде случаев применение и иной нормативно-технической базы.

Гарантией успешного выполнения инженерных изысканий может служить только использование всего комплекса действующих нормативных документов, опираясь на требования к результатам инженерных изысканий, их достоверности и достаточности для проектирования в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений, приведённые в ФЗ №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Градостроительный кодекс РФ и других нормативно-правовых актах, применительно к особенностям каждого отдельно взятого объекта.

9. ВОПРОС

Имеет ли право эксперт (или, наоборот, изыскатель) при написании замечаний (либо ответе на них) ссылаться на ранее выполненные изыскания на объекте?

Эксперт при составлении экспертного заключения оперирует исключительно представленными в экспертную организацию результатами выполненных инженерных изысканий. Эксперт при составлении экспертного заключения оперирует исключительно представленными в экспертную организацию результатами выполненных инженерных изысканий. В том случае, когда для установления достоверности и достаточности результатов инженерных изысканий представленных инженерно-геологических материалов недостаточно, в соответствии с п.17 «Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. №145, организация по проведению государственной экспертизы вправе дополнительно истребовать от заявителя предоставления расчетов конструктивных и технологических решений, используемых в проектной документации, а также материалов инженерных изысканий (в том числе архивных).

Исполнитель инженерных изысканий, согласно п.6.7.1 47.13330.2012, обязан в составе технического отчёта по результатам инженерно-геологических изысканий представить геологические и инженерно-геологические разрезы, колонки или описания горных выработок, таблицы и графики лабораторных определений показателей свойств грунтов и химического состава подземных вод с результатами их статистической обработки, таблицы результатов геофизических и полевых исследований грунтов, стационарных наблюдений и других работ (в том числе по материалам изысканий прошлых лет и другим источникам), достоверность которых будет установлена экспертной организацией в числе прочих материалов, представленных для экспертной оценки.

Примечание

Следует отметить, что в ближайшее время (с 01.07.2017 г.) вводится в действие новый СП 47.13330.2016 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения», серьёзным образом отличающийся от ныне действующего и не входящий ни в один из официально утверждённых перечней национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной или добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Общие положения
5 Инженерно-геодезические изыскания
5.1 Общие требования
5.2 Инженерно-геодезические изыскания для подготовки документов территориального планирования, документации по планировке территории и выбора площадок (трасс) строительства
5.3 Инженерно-геодезические изыскания для архитектурно-строительного проектирования при подготовке проектной документации объектов капитального строительства
5.3.1 Инженерно-геодезические изыскания для подготовки проектной документации - первый этап
5.3.2 Инженерно-геодезические изыскания для подготовки проектной документации - второй этап
5.4 Инженерно-геодезические изыскания при строительстве и реконструкции зданий и сооружений
6 Инженерно-геологические изыскания
6.1 Общие требования
6.2 Инженерно-геологические изыскания для подготовки документов территориального планирования, документации по планировке территории и выбора площадок (трасс) строительства
6.3 Инженерно-геологические изыскания для архитектурно-строительного проектирования при подготовке проектной документации объектов капитального строительства
6.3.1 Инженерно-геологические изыскания для подготовки проектной документации - первый этап
6.3.2 Инженерно-геологические изыскания для подготовки проектной документации - второй этап
6.3.3 Дополнительные требования к результатам инженерно-геологических изысканий для подготовки проектной документации в районах распространения многолетнемерзлых и специфических грунтов, опасных геологических и инженерно-геологических процессов и явлений
6.4 Инженерно-геологические изыскания при строительстве и реконструкции зданий и сооружений
7 Инженерно-гидрометеорологические изыскания
7.1 Общие требования
7.2 Инженерно-гидрометеорологические изыскания для подготовки документов территориального планирования, документации по планировке территории и выбора площадок (трасс) строительства
7.3 Инженерно-гидрометеорологические изыскания для архитектурно-строительного проектирования при подготовке проектной документации объектов капитального строительства
7.3.1 Инженерно-гидрометеорологические изыскания для подготовки проектной документации - первый этап
7.3.2 Инженерно-гидрометеорологические изыскания для подготовки проектной документации - второй этап
7.4 Инженерно-гидрометеорологические изыскания при строительстве и реконструкции зданий и сооружений
8 Инженерно-экологические изыскания
8.1 Общие требования
8.2 Инженерно-экологические изыскания для подготовки документов территориального планирования, документации по планировке территории и выбора площадок (трасс) строительства
8.3 Инженерно-экологические изыскания для архитектурно-строительного проектирования при подготовке проектной документации объектов капитального строительства
8.3.1 Инженерно-экологические изыскания для подготовки проектной документации - первый этап
8.3.2 Инженерно-экологические изыскания для подготовки проектной документации - второй этап
8.4 Инженерно-экологические изыскания при строительстве и реконструкции зданий и сооружений
Приложение А (рекомендуемое). Работы (услуги), не входящие в состав основных видов работ при выполнении инженерных изысканий
Приложение Б (рекомендуемое). Масштабы топографических карт и инженерно-топографических планов, используемых при выполнении инженерных изысканий для градостроительной деятельности
Приложение В (обязательное). Высоты сечения рельефа горизонталями при максимальных доминирующих углах наклона поверхности
Приложение Г (обязательное). Категории сложности инженерно-геологических условий
Приложение Д (обязательное). Критерии определения степени гидрологической и метеорологической изученности территории
Библиография

Е.М.Мелик-Багдасаров, кандидат географических наук, ООО Геоэкологический центр «Изыскания. Проектирование. Мониторинг».

Приказом Минстроя России от 30.12.2016 №1033 с 01.07.2017 введена в действие новая редакция СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения.

Относительно предыдущей редакции СНиП, введенной в действие в 2013 г. (СП 47.13330.2012) (далее - СП-2012), СП 47.13330.2016 (далее - СП-2016) претерпел множество изменений.

По сложившейся практике комментарий к действующим документам более продуктивен, когда служит целям их применения. В данном случае обсуждение принятого свода правил, производимое по ряду положений с критических позиций, имеет целью дать оценку перспективам внесения отдельных частей данного документа в перечень положений обязательного применения во исполнение Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 года N 384-ФЗ (далее - Технический регламент). Еще одной причиной, по которой такой анализ мог бы быть полезен, является обозначение наиболее важных положений данного документа с целью их развития в рамках специализированных сводов правил по инженерно-экологическим изысканиям (далее-ИЭИ) и по инженерным изысканиям на континентальном шельфе, разработка которых также предусмотрена указанным выше приказом Минстроя РФ.

Требования, предъявляемые экспертизой к материалам инженерных изысканий, вытекают из федеральных законов, постановлений Правительства и приказов министерств и ведомств, которые носят обязательный характер. Набор методик и стандартов, а также особенности их использования в зависимости от задач изысканий прописывается в сводах правил. Сами стандарты и методики в большинстве своем не внесены даже в перечень документов добровольного применения.

Область применения

Согласно СП-2016 «требования настоящего свода правил распространяются на выполнение инженерных изысканий для подготовки документов территориального планирования, документации по планировке территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства повышенного и нормального уровня ответственности» .

В связи с требованиями п.1 с. 47 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

Технический регламент указывает, что: «к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства».

При этом согласно Градостроительному кодексу РФ не требуется выполнять инженерные изыскания только для «временных построек, киосков, навесов и других подобных объектов».

Таким образом, основной документ по инженерным изысканиям более не регламентирует их проведение для обширного списка объектов капитального строительства, ряд которых по-прежнему подлежит экспертизе в силу этажности, по причине ведения строительства в границах ООПТ, на шельфе РФ или по причине, что такие объекты возводятся в целях обеспечения строительства объектов повышенного и нормального уровней ответственности, например, на территории временных землеотводов.

Обязательность применения

В п.1 документа указывается, что «Положения настоящего свода правил обязательны для органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц, независимо от их форм собственности и принадлежности (включая зарубежные), осуществляющих деятельность в области инженерных изысканий на территории Российской Федерации».

Обязательность применения национальных стандартов и сводов правил или их отдельных частей согласно ч. 1 ст. 6 Технического регламента определяется Правительством РФ. В настоящее время на этот счет действует постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521, которое устанавливает перечень обязательных для исполнения пунктов СП 47.13330.2012.

Терминология

Из терминов, используемых в документе, хотелось бы остановиться на двух: «локальный экологический мониторинг» и «опасные природные и природно-антропогенные процессы».

Согласно СП-2016 локальным экологическим мониторингом является система наблюдений и контроля за состоянием и изменением природных условий территории, в том числе под влиянием техногенных воздействий, при строительстве и эксплуатации объекта. По сути своей данное понятие является частным случаем «производственного экологического мониторинга» (далее - ПЭМ), определение которому дано в ГОСТ Р 56059-2014 и звучит, как «мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, включающий долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценку и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения на территориях субъектов хозяйственной и иной деятельности (организаций) и в пределах их воздействия на окружающую среду.

При этом ПЭМ согласно этому же ГОСТ Р является частью производственного экологического контроля (далее - ПЭК), обязательность которого установлена Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ, а необходимость разработки проектных решений по которому Положением о составе разделов проектной документации (утв. постановлением Правительства № 87 от 16.02.2008).

Следует отметить, что понятие «локального экологического мониторинга» использовалось (но не расшифровывалось) в СП 47.13330.2012, но там оно упомянуто наряду с терминами ПЭК и ПЭМ. Так в СП-2012 решалась задача указания места «локального мониторинга компонентов окружающей среды» в составе ИЭИ в качестве специального вида инженерных изысканий, обозначенного в Перечне видов инженерных изысканий, утвержденном постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 № 20. В новом СП о ПЭМ (ПЭК) упоминается в п 8.4.1, где говорится, что ИЭИ на стадии строительства (реконструкции) должны быть продолжены в виде контроля за выполнением программы ПЭМ (ПЭК). В п. 8.4.3 указывается, что виды работ в составе ИЭИ в период строительства (реконструкции) определяются программой ПЭМ (ПЭК). Такие изыскания превращаются по сути в «контроль за контролем», имеют спорные основания в законодательстве и не обеспечены финансированием, т.к. не содержат нормативно-обоснованных требований к их составу и порядку определения стоимости.

В СП-2012 упоминаются исследования опасных экзогенных процессов и гидрологических явлений, которые выполняются в составе эколого-ландшафтных исследований. Термин «опасные экзогенные геологические процессы» по ГОСТ Р 22.1.06-99 включает: оползни, обвалы, карст, суффозию, просадки в лессах, овражную эрозию, переработку берегов, абразию. Термин «опасные гидрологические явления» в СП-2012 г. заимствован из ГОСТ Р 22.0.03-95 и означает «событие гидрологического происхождения или результат гидрологических процессов, возникающих под действием различных природных или гидродинамических факторов или их сочетаний, оказывающих поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую среду».

Взамен данного термина СП-2016 г. использует термин «опасные природные и природно-антропогенные процессы», введенный Техническим регламентом, который включает: землетрясения, сели, оползни, лавины, подтопление территории, ураганы, смерчи, эрозия почвы и иные подобные процессы и явления, оказывающие негативные или разрушительные воздействия на здания и сооружения ».

Термин употребляется в контексте обязательного вида работ, что выводит ИЭИ за рамки, обозначенные ранее принятыми нормативными актами, т.к. ИЭИ традиционно выполняются в целях подготовки проектных решений по охране окружающей среды, а не зданий и сооружений.

Цель работ

В соответствии с СП-2012 ИЭИ проводятся для последующей оценки состояния и прогноза возможных изменений окружающей среды, тогда как СП-2016 обозначает целью работ получение материалов и данных о состоянии компонентов окружающей среды и возможных источниках ее загрязнения.

Географическое сужение целей связано с исключением из них континентального шельфа РФ и ограничения района изысканий территорией РФ, в которую согласно Конституции не включается исключительная экономическая зона РФ.

Вероятно, по задумке авторов документа, ИЭИ для акватории континентального шельфа должны были бы выполняться в соответствии с отдельным документом, разработка которого предусмотрена приказом Минстроя от 14.09.2015 № 659/пр. Однако следует отметить, что ныне действующий наиболее близкий по смыслу свод правил - СП 11-114-2004 для нефтегазопромысловых сооружений - на ИЭИ не распространяется. Сроки разработки СП на инженерные изыскания на континентальном шельфе, указанные в приказе Минстроя, прошли, и в настоящее время остаются следующие вопросы. Каким документом ИЭИ на шельфе будут регламентироваться? Когда эти документы будут разработаны? Будут ли они или их части внесены в перечень документов обязательного или добровольного применения?

Требования к заданию на ИЭИ

Согласно СП-2016 в задании более не требуется отражать: 1. Сведения о принятых конструктивных и объемно-планировочных решениях с выделением потенциальных загрязнителей окружающей среды, мест возможного размещения отходов, типе и размещении сооружений инженерной защиты территории; 2. Данные о видах, количестве, токсичности, системе сбора, складирования и утилизации отходов; 3. Сведения о ранее выполненных инженерно-экологических изысканиях и исследованиях, санитарно-эпидемиологических и медико-биологических исследованиях (заключениях) с приложением их результатов (если имеются у застройщика или технического заказчика) и результаты оценки воздействия проектируемого объекта на окружающую среду.

К положительным аспектам указанных изменений стоит отнести отмену требования о предоставлении данных, которых на стадии подготовки задания на изыскания не существует и быть не может.

К недостаткам - отсутствие сведений о ранее выполненных изысканиях, что ведет к некорректной оценке стоимости работ, так как СП-2016 предусматривает возможность частичного замещения работ фондовыми данными при условии обеспечения требований по срокам их давности. Перечень данных, дополнительно получаемых (приобретаемых) заказчиком или исполнителем, вынесен в программу ИЭИ, которая не является неотъемлемой частью договора и разрабатывается уже в процессе его исполнения.

Требования к программе ИЭИ

Требования к программе ИЭИ претерпели незначительные изменения. Стоит отметить их более выверенное и компактное изложение, что упрощает их восприятие и исполнение. Кроме того, к позитивным изменениям можно отнести отсутствие необходимости обобщать в программе ранее выполненные ИЭИ, а также санитарно-эпидемиологические и медико-биологические исследования. Предпочтительным было бы указание на необходимость изучения ранее выполненных изысканий на предмет возможности использования их результатов для целей ИЭИ, производимых в рамках разрабатываемой программы. Однако, возвращаясь к вопросу корректной оценки сметной стоимости изысканий, преимущественным подходом при организации закупок и при контрактации было бы выделение этапа разработки программы ИЭИ в отдельный лот или договор, исполнение которого предусматривалось бы до выполнения основного объема ИЭИ.

Требования к составу работ

При использовании СП-2016 для определения состава работ необходимо обратить внимание на несоответствия между видами исследований, которые необходимо выполнять в составе ИЭИ, и результатами ИЭИ, которые должны быть изложены в техническом отчете. Некоторые виды работ не упоминаются ни в составе работ, ни в результатах, но упоминаются в качестве дополнительных видов инженерных изысканий в приложении к документу.

В частности, в разделе СП-2016, посвященном описанию состава работ, по сравнению с СП 2012 исключены: археологические исследования; исследования опасных экзогенных геологических процессов и явлений; эколого-геокриологические исследования; эколого-гидрогеологические исследования; почвенные исследования (типология почв, агрохимическое обследование почв); исследования грибов и лишайников.

При этом необходимость проведения археологических исследований в составе ИЭИ может вытекать из требования о сборе, данных об объектах культурного наследия (п. 8.1.4), о составлении в рамках технического отчета прогноза влияния намечаемой градостроительной на историко-культурные объекты (п. 8.1.11), а также из требования об отражении в составе графической части технического отчета по ИЭИ «границ территорий объектов культурного наследия» (п. 8.2.7).

В силу упомянутой выше замены термина «опасные экзогенные геологические процессы и гидрологические явления» на термин «опасные природные и природно-антропогенные процессы» в СП-2016 введена необходимость исследовать землетрясения, сели, оползни, лавины, ураганы, смерчи, и не упоминаются карст, суффозия, просадка в лессах, овражная эрозия, переработка берегов, абразия. В силу исключения из перечня видов работ эколого-геокриологических исследований криогенные процессы также более не являются предметом специального изучения в рамках ИЭИ. Вместе с тем, в требованиях к краткой характеристике природных и антропогенных условий (п.8.1.11) указывается на необходимость включения сведений о геоморфологических, гидрогеологических условиях, опасных геологических процессах и явлениях. Учитывая отсутствие процесса получения данных сведений в составе работ по ИЭИ и краткость их изложения остается предположить, что эти сведения должны быть получены из литературных данных и материалов других видов инженерных изысканий.

Исследования типологии почв и их агрохимических свойств является одним из обязательных условий подготовки проектных решений по сохранению плодородного и потенциально-плодородного слоев почвы, а также технической и биологической рекультивации. Отсутствие таких данных не обеспечивает исполнение проектировщиком и застройщиком требований законодательства РФ, что в большинстве случаев делает невозможным прохождение экспертизы проектной документации и материалов инженерных изысканий, а, следовательно, получение разрешения на строительство. СП-2016 упоминает о таких исследованиях всего несколько раз: в аспектах возможности использования результатов ИЭИ прошлых лет (табл. 8.1); прогноза ухудшения качественного состояния земель (п. 8.1.11); подготовки почвенных картографических материалов (п. 8.1.11). Отсутствие упоминания о необходимости выполнения исследований типологии и агрохимических свойств почв в рамках полевого и лабораторного этапов ИЭИ является одним из существенных недостатков нового документа.

В связи с исключением из текста СП описания всех видов выполняемых исследований (вероятно ввиду планов включить их в специализированный СП по ИЭИ) на определенный период времени с момента внесения актуализированной редакции СП- 2016 в перечень документов (или их частей) обязательных во исполнение Технического регламента вплоть до включения в данный перечень СП по ИЭИ будет оставаться неопределенность относительно того, как рассчитывать объемы работ и какими методиками пользоваться в условиях, когда все ссылки на нормативные документы, определяющие эти объемы, из СП убраны.

Некоторые изменения претерпел блок работ по сбору данных об экологических ограничениях природопользования (п. 8.1.4 и п. 8.1.11). В частности, появилась необходимость в составе ИЭИ сбора данных о «зонах охраняемых объектов» и о «территориях (зонах) с особыми режимами использования территории». Перечень таких объектов и территорий далеко выходит за рамки целей и задач ИЭИ, а, следовательно, без необходимого уточнения может являться основанием для избыточных требований к материалам изысканий как со стороны заказчиков, так и со стороны экспертизы.

Этапы ИЭИ

Согласно п. 4.30 СП-2016 инженерные изыскания для подготовки проектной документации объектов капитального строительства выполняются в два этапа при: «недостаточной изученности природных условий территории и факторов техногенного воздействия; отсутствии материалов и данных для принятия проектных решений по окончательному выбору местоположения зданий и сооружений (переходов трассы через естественные и искусственные преграды), выбору типов фундаментов; отсутствии материалов и данных для принятия проектных решений по инженерной защите объектов капитального строительства и охране окружающей среды».

Возможность выполнения ИЭИ в несколько этапов предусматривается и СП-2012. Нововведение заключается в ограничении этапности до 2-х этапов и в формулировке оснований, по которым выделяется второй этап. Указанные положения требуют развития в специализированном СП по ИЭИ как в части уточнения оснований для выделения этапов, так и в части проработки требований к техническому заданию и программе ИЭИ на второй этап.

Определение сметной стоимости

В ряде случаев, когда речь не идет о проектах, выполняемых на средства бюджета РФ, полезным может оказаться положение, изложенное в п. 4.12 СП, согласно которому стоимость работ в составе инженерных изысканий, отсутствующих в сметных нормативах, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов, определяется на основаниитрудозатрат.

Использование данных прошлых лет

Попытки установить срок давности инженерных изысканий предпринимались и при разработке СП-2012, однако установлены они не были. П. 8.1.7 СП-2016 предусматривает возможность использовать результаты ИЭИ прошлых лет без проведения новых изысканий в зависимости от срока их давности и степени освоенности территории. Продолжительность срока давности по различным типам данных, получаемых в составе ИЭИ, варьирует от одного года в случае с охраняемыми и промысловыми видами животных, до 10 лет в случае опасных природных и природно-антропогенных процессов на неосвоенных территориях. Последний срок вызывает наибольшую озабоченность, так как указанные процессы характеризуются наибольшей динамичностью и влекут кардинальные изменения экологической обстановки.

Выводы

Введенный в действие СП -2016 имеет ряд существенных отличий от СП-2012, основная часть которых связана с исключением ранее входивших в состав ИЭИ видов исследований.

К позитивным изменениям можно отнести исключение отдельных не соответствовавших стадии изысканий требований, упрощение структуры документа, обоснование выделения этапов ИЭИ, возможность формирования стоимости изысканий по трудозатратам, введение сроков давности ИЭИ.

Среди основных проблем документа можно отметить трудности его применения (или неприменимость) в целях обеспечения действия законодательства РФ об охране объектов культурного наследия, почвенного плодородия, охраны недр, исследований континентального шельфа РФ.

Данные проблемы могли бы быть в значительной степени урегулированы путем внесения необходимых разъяснений во вновь разрабатываемые в настоящее время СП по ИЭИ и СП по инженерным изысканиям на континентальном шельфе. Часть вопросов можно было бы решить путем включения в список обязательных во исполнение Технического регламента только тех частей СП 2016, которые служат целям подготовки проектной документации по охране окружающей среды в объеме требований действующего законодательства.