Жертвенник гекаты. Введение в культ гекаты. Прошения подземным богам

Геката - богиня Великой древности. Она первозданная и могущественная. Она Факелоносец, душа космического мира, проводник и компаньон. Она - повелительница неугомонных мертвых, правящая небесами, землей и морем. Она стоит на перекрестке жизни, смерти и инициации. Ей поклоняются сегодня, как и ранее, философы, поэты, маги, ведьмы, волшебницы и простые люди.

Ее любили, боялись и ненавидели на протяжении тысячелетий. Изображена богиня по-разному, с тремя головами, обращенными в трех направлениях, иногда с головами животных, в некоторых рисунках она изображена стоящей в одиночестве с факелами, или возведенная на престол.

Ее тайны были забыты, только для того, чтобы возродиться. Сегодня ее поклонение распространилось через различные магические традиции для всего мира. Это волшебное и географическое разнообразие отражено в различных материалах.

Изменилось ли что-то в поклонении богине тайн? Конечно, появились разнообразные практики, которые развивались в течение последних нескольких десятилетий, многие из которых основаны на старых учениях, другие созданы из направляемых материалов, из видений и творчества.

Хотя мы решили отнести Гекату к греческими богиням, поклонение этому Божеству началось в Анатолии. В Греции она была предлимпийской Богиней, которая помогала Зевсу в битве с титанами. Он поделился некоторыми своими полномочиями с ней.

Первоначально она была Богиней диких мест, родов и перекрестков. Все это находится между пространствами, которые связаны с духовным миром.

Она призывалась древними, чтобы обеспечить защиту и мудрость в критических моментах.

Поскольку промежуточные пространства - это места, где завесы между мирами традиционно считаются самыми тонкими, они также связаны с ведьмами, магией и призраками.

Геката получила титул Королевы ведьм и призраков.

Сегодня она считается богиней перекрестков. Поскольку жертвы божеству приносились ночью во время темной луны, она также является госпожой ночи.

Именно Геката услышала крики Персефоны, когда ее похитил Аид. Позже она стала хорошим другом Персефоны, посетив ее в подземном царстве.

Она покровительница Богини Стратоникеи.

Происхождение и генеалогия

Геката была дочерью Перса и Астерии, она никогда не выходила замуж, не имела регулярных супругов.

Было сказано, что монстр Сцилла - это ее ребенок.

Сильные стороны: она была мощным и мудрым хранителем ворот между мирами.

Слабые стороны: Геката была демонизирована в раннюю христианскую эпоху, когда она изображалась как уродливая старуха.

Символизм

Она была изображена с факелом, дающим миру свет и мудрость, ключами, чтобы открыть ворота между мирами и получить доступ к скрытым знаниям за его пределами и ножом, чтобы разорвать пуповину при рождении и отделить тело от его жизненной силы при смерти.

Часто изображается как тройственная богиня с тремя лицами женщин или лицами трех животных - лошади, змеи и собаки.

Темная Луна связана с этой Богиней.

Образы Богини включают знаменитые статуэтки, в которых Госпожа Ночи показывается в трех ипостасях.

Священное животное: собака, лошадь и змея

Священная птица: сова, которая представляет мудрость и дальновидность. Она была связана с Гекатой, поскольку имела способность видеть в трех разных направлениях одновременно, а также имела способность видеть и путешествовать в скрытых мирах.

Священные растения: многие галлюциногенные растения связаны с богиней, включая: белладонну, болиголов, мандрак и мак, так как все они могут вызвать видения.

Дерево тис является священным для этой греческой богини, поскольку оно связано со смертью и часто встречается на древних кладбищах. Другие растения, связанные с божеством - аконит, одуванчик, чеснок, лаванда, ива.

Архетипы

Крон (старуха)

В языческой традиции Богиня часто делится на три ипостаси, чтобы изобразить разные этапы жизни женщины: мать, деву и старуху.

Крон представляет мудрую старуху. Другие ассоциации с этим архетипом включают в себя сострадание, трансформацию, исцеление и проклятие смерти и завершений.

Она уважаемая пожилая женщина, великий родитель в сердце семьи, которая любит жизнь и делится своим опытом.

К сожалению, слово «Крон» или «Хаг» часто имеет негативные коннотации, поскольку многие мудрые женщины и акушерки подвергались преследованиям в средние века.

Тень Крона - горькая старуха, которая ничему не научилась в своей жизни. Она обвиняет во всех своих несчастьях общество, которое больше не уважает старших.

В результате она становится все более изолированной и страшной.

Мудрость Гекаты представлена в роли акушерки и привратника в духовной сфере.

Ведьма

Использует знания об универсальных законах природы, сознательном разуме и эзотерических способностях проявлять свои желания.

Теневая сторона ведьмы применяет свои дары, чтобы увеличить свою силу.

Геката известна как Королева ведьм, поскольку она имеет право изменять судьбы людей. Она связана со скрытой медициной растений.

Как работать с этими архетипами

Крон

Возможно, это один из ваших архетипов, если вы имеете мудрость, учитесь на своих ошибках и демонстрируете готовность адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.

Вы во власти теневой стороны, если вы стали жесткими в своих убеждениях и застряли в жизни, потеряв всякую способность позволить уйти тем областям вашей жизни, которые больше вам не служат.

Ведьма

Этот архетип соответсвует вам, если у вас есть дар понимания того, как превращать ситуации, влиять на людей и воплощать свои видения и мечты в реальность.

Теневая ведьма напоминает вам о том, чтоб не использовать свои способности для завоевания власти над другими, поскольку это не волшебство, а колдовство.

Подношения

Известно, что в древней Греции регулярно приносились в жертву Богам животные, иногда в крупном масштабе, так что черные собаки предлагались Гекате и это не должно быть вынуто из контекста. Однако чаще приносились в качестве благодарности продовольственные животные, такие как коровы, свиньи, овцы и козы. Доказательства указывают, что собак использовали для подношений божествам только с их негреческим происхождением.

Все греческие философы, которые писали о Гекате или были ее приверженцами, включая Эмпедокла, Гесиода и Порфира, были верными вегетарианцами и написали об отрицательных качествах принесения в жертву животного. Они подчеркивали идею переселения душ. И считали, что предлагать богам нужно фрукты, зерно и ладан.

Дары были стандартной частью почитания богов. Подземных (земных) богов благодарили на своих алтарях, расположенных на земле, и подношения часто складывали в яму.

У небесных божеств были алтари, расположенные выше уровня земли, их часто сжигали в огне.

Геката попадает в обе из этих категорий, она имеет множество качеств, связывающих ее и с обеими сферами.

Ужины для Гекаты делались на новолуние, относились на перекресток. Так люди чтили Богиню, просили ее о том, чтобы она управляла беспокойными мертвыми.

Древнегреческие сатирики говорили о том, что дары воровали с перекрестка, и что некоторые рассматривали их, как форму благотворительности для бедных.

Средневековые европейские церковные записи показывают, что люди были оштрафованы за то, что они оставляли подношения на перекрестке.

Еда для подношений: сыр, яйца, чеснок, мед, лук, молоко, оливковое масло, вода, вино

Геката, как и многие другие греческие боги, имела широкий диапазон значений и ассоциаций в мифических и религиозных убеждениях и практиках древних эллинов.

Она, в частности, была связана с природой и плодовитостью, перекрестком и (позже) со смертью, духами, магией и луной.

В религиозных практиках, основанных на ее более поздней характеристике, очень похоже на божество Анубиса (в египетской мифологии) и Хеля (в норвежской), почитание этих божеств было вызвано фундаментальным человеческим стремлением: контролировать (или хотя бы осмысливать) нашу смертность.

Поскольку греческое понимание загробной жизни было довольно скучным, многогранная личность Гекаты была понятна и сложна, что привело к ее более поздним магическим ассоциациям.

Геката и Артемида

Как и в случае с ее родословной, существует множество понятий мифической роли богини. Одна из них подчиняет Гекату Артемиде. В этой версии Геката - смертная жрица, которая обычно ассоциируется с Ифигнейей, она оскорбляет Артемиду, и в конечном итоге приходит к самоубийству.

В нехарактерном жесте прощения Артемида украшает мертвое тело ювелирными изделиями и шепотом призывает, чтобы дух ее поднялся.

Такие мифы, в которых местный бог «создает» чужого бога, были широко распространены в древних культурах, поскольку они допускали синкретическое средство интеграции иностранных культов.

Богиня перекрестка

Одним из отличительных признаков божества в древнем мире был ее тройственный характер, который неоднократно проявлялся в ее формах и символах. Предполагается, что эта тройственность соответствовала сферам, над которыми она имела власть (земля, море и небо), а также моментов жизни (рождение, инициация и смерть).

Полагается, что Богиню часто связывался с такими богами, как Дионис, Гермес, Янус и Сэбэзиус. Конечно, современное Языческое движение связывает тройственность божества с девой, матерью и старухой.

Геката также выполняла защитную роль. Люди размещали статуи у ворот городов и в дверных проемах.

Связь с другими божествами

Королева тьмы часто ассоциируется с Исидой в египетской мифологии, главным образом из-за ее отношений волшебством.

В еврейском пантеоне ее часто сравнивают с Лилит, которая также играла роль в колдовстве.

Прежде чем она стала связана с греческой мифологией, она имела много общего с Артемидой (дикая природа и наблюдение за свадебными церемониями) и Герой (воспитание детей и защита молодых, наблюдение за свадебными церемониями).

В течение веков богиня соединялась со многими другими божествами Греции и других стран:

  • Диана - Римская девственная богиня охотницы
  • Немезида - Богиня мести
  • Персефона - Госпожа преступного мира
  • Селена - лунное божество

Госпожа магии

В современном воображении Геката чаще всего воспринимается как хтоническя королева, связанная с колдовством, некромантией и тайнами мертвых. Действительно, она чаще всего появлялась в различных магических текстах. В конце концов, ее сила стала считаться волшебной. Медея, которая была жрицей Гекаты, использовала колдовство для того, чтобы обрабатывать магические травы и яды.

Эти хтонические ассоциации развивались через мифы, например о похищении Персефоны Аидом. В частности, Гомерский гимн Деметре предполагает, что Геката была свидетельницей похищения молодой богини и она сопровождала Деметру в стремлении вернуть свою дочь в мир живых.

Эта связь с миром мертвых еще более укрепилась к тому времени, когда композиция Вергилия Энеиды описывает визит героя в Подземный мир. Посещая этот мрачный сумеречный мир, главный герой узнает о различных пытках, которые испытывают души нечестивых и безнравственных мертвецов, под бдительным контролем Гекаты.

Происхождение

Самое раннее известное литературное упоминание о божестве найдено в космологической Теогонии Гесиода. Многие верят, что происхождение богини мрака находится за пределами греческого пантеона.

Возможно она произошла от культа фригийской и анатолийской богини Кибелы, с которой разделила много символов, таких как собаки, ключи, львы, змеи, факелы и пещеры. Ее значение - мать, она также покровительница диких животных.

Минойская культура предоставляет нам другое возможное происхождение. Существуют некоторые интересные параллели с минойской богиней змеи и минойской покровительницей животных. Кто-то видел связь с Ифимедей, Пересвай и Дивией. Эти женщины могут быть ранними формами греческих божеств, а Ифимедея является альтернативным названием богини тьмы. Другие имена, возможно связаны с Персефоной и Деметерой.

Земля Фракии на севере Греции предоставляет другое возможное происхождение Гекаты. Хотя у нас есть мало информации о Фракии, лунная богиня Бендис может имеет связь с госпожой перекрестков.

Фестивали

Божеству поклонялись как греки, так и римляне, у которых были свои собственные фестивали, посвященные ей. Согласно Руикби, греки праздновали два дня: 13 августа и 30 ноября, в то время как римляне отмечали 29-го числа каждого месяца день богини.

Культы

Таинственные культы древнего мира были начальными традициями, содержавшими секретное обучение. Так как они были весьма секретными, мало известно об их внутренних работах.

Один из самых популярных древних культов является Храм в Элевсине. Считается, что он был построен приблизительно в 1600 году, хотя некоторые данные свидетельствуют о более раннем появлении.

Здесь в пятом веке философ Эмпедокл создал доктрину четырех элементов стихий, предполагает, что он был приверженцем Гекаты.

Греческий остров Самотраки так же был упомянут несколькими писателями в связи с таинственными обрядами, проводимыми в пещере. Здесь приносили в жертву щенков, зажигали факелы.

Большой храм был в Лагине. Там были большие праздничные собрания. Он был единственным крупнейшим храмом, построенным греками в последний Эллинистический период, подчеркивая важность госпожи мрака в то время.

Геката Геката

(Hecate, Εχάτη). Дочь Перса и Астерии, богиня луны и ночи, волшебница, повелевающая злыми демонами и пугающая людей призраками. Она смешивалась нередко с Артемидой, Прозерпиной и Селеной и изображалась с тремя головами. Ей приносились в жертву собаки, мед и черные овцы.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ГЕКАТА

(Εκάτη), в греческой мифологии богиня мрака, ночных видений и чародейства. Дочь титанидов Перса и Астерии. Она получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой (Hes. Theog. 409-420). Г. - древнее хтоническое божество, которое после победы олимпийцев над титанами сохранило свои архаические функции, даже было глубоко чтимо самим Зевсом, войдя в число богов, помогающих людям в их повседневных трудах. Она покровительствует охоте, пастушеству, разведению коней, общественным занятиям человека (в суде, народном собрании, состязаниях в спорах, в войне), охраняет детей и юношество (Hes. Theog. 421-452). Ночная, страшная богиня, с пылающим факелом в руках и змеями в волосах, Г. - богиня колдовства, к которой обращаются за помощью, прибегая к специальным таинственным манипуляциям. Она помогала Медее добиться любви Ясона и в приготовлении зелий (Apoll. Rhod. Ill 842, 985, 1026- 1041; IV 246-251). Она помогает покинутым возлюбленным (Theocr. II). Г. - ночная «хтония» и небесная «урания», «неодолимая» - бродит среди могил и выводит призраки умерших (Hymn. Orph. I). В образе Г. тесно переплетаются хтонически-демонические черты доолимпийского божества, связывающего два мира - живой и мёртвый. Она - мрак и вместе с тем лунная богиня, близкая Селене (Theocr. II 11-14) и Артемиде, что уводит происхождение Г. в пределы Малой Азии. Г. можно считать ночным коррелятом Артемиды; она тоже охотница, которую сопровождает свора собак, но её охота - это мрачная, ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней. Г. близка Деметре - жизненной силе земли, Персефоне - олицетворению подземного мира, которую она помогает искать матери (Hymn. Hom. V 52-62). Римляне отождествляли Г. со своей богиней Тривией - «богиней трёх дорог». Изображение Г. помещалось на распутье или перекрёстке дорог, где ей обычно приносили жертвы (Soph. frg. 492). Образ Г. совмещает мир героической мифологии и архаический демонизм (поставленный на службу человеку, но часто губящий классический героизм, переводя его в план прямой зависимости от тёмных СИЛ).
А. А. Тахо-Годи.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Геката

Покровительница ночной нечисти, колдовства. Дочь титана Перса и Астерии? Отождествлялась с богиней луны Селеной, богиней подземного царства Персефоной, богиней Артемидой. Изображалась с факелом в руках, часто со змеями в волосах (иногда трехликой). От брака с морским божеством Форкисом родилась Скилла (Сцилла).

// Алексей ФАНТАЛОВ: Афина Паллада и Геката

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

Бронза.
I—II вв. н. э.
Рим.
Капитолийские музеи.


Борьба богов и гигантов: змееногий гигант Клитий, трёхликая Геката, гигант Отос и павший гигант, которого терзает пёс Артемиды.
Фрагмент восточного фриза Пергамского алтаря.
Мрамор.
180—160 до н. э.
Берлин.
Государственные музеи.


Синонимы :

Смотреть что такое "Геката" в других словарях:

    - (греч. Hekate). Дочь Тартара, подземный дух, богиня чародейства. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГЕКАТА в греч. миф. богиня лунного света, богиня преисподней, колдовства и всего таинственного вообще … Словарь иностранных слов русского языка

    Геката - Геката. Бронза. 1 2 вв. н.э. Капитолийские музеи. Рим. ГЕКАТА, в греческой мифологии богиня мрака и колдовства. Богиня луны, покровительница охоты и ночных видений. С факелом в руках и змеями в волосах (иногда трехликая) Геката охотится среди… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Геката - Геката. Бронза. I II вв. н. э. Рим, Капитолийские музеи. Геката. Бронза. I II вв. н. э. Рим, Капитолийские музеи. Геката в мифах древних греков богиня мрака, ночных видений и чародейства. Она получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    В мифах древних греков богиня мрака, ночных видений и чародейства. Она получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой. Она покровительствовала охоте, пастушеству, разведению коней, общественным… … Исторический словарь

    Мрак; Персефона, Селена, Артемида Словарь русских синонимов. геката сущ., кол во синонимов: 7 артемида (7) … Словарь синонимов

    - (вEkath) у греков божество лунного света. Культ Г.существовал сначала у фракийцев и от них уже перешел к грекам. У Гомерамы не встречаем имени Г.; в Теогонии же Гесиода, где о ней впервыеупоминается, она называется дочерью гитана Персея; другие… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    В греческой мифологии покровительница ночной нечисти, колдовства. Отождествлялась с богиней луны Селеной, богиней подземного царства Персефоной, богиней Артемидой. Изображалась с факелом в руках, часто со змеями в волосах (иногда трехликой) … Большой Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Геката (значения). Геката … Википедия

    Геката - (греч. Hekate) дочь титана Перса; ее культ перешел к грекам от карийцев. Гесиод в «Теогонии» называет Г. богиней всеобъемлющей власти, она же богиня привидений и колдунов; ее сопровождали собаки и призраки. Г. отождествляли с богиней… … Античный мир. Словарь-справочник.

    ГЕКАТА - Одна из древнейших и могущественных богинь; властвует в преисподней над всеми привидениями и чудовищами; богиня мрака, чародейства, миражей. У нее три тела и три головы. Она посылает ужасы и тяжкие сны на землю и губит людей. Геката считается… … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

Книги

  • Ключ от Всего и Волшебница Геката , Климкович Сергей Владимирович , Четвёртая, заключительная, книга серии "Тайна квартиры № 8", в которой школьники Светка, Леночка и Боря вместе с доброй чародейкой Гекатой находят невероятный магический Ключ От Всего,… Серия: Тайна квартиры №8 Издатель:

Почитание Гекаты сегодня встречается в языческих общинах эллинистического толка, в викке и некоторых закрытых частных культах, куда кроме собственно гекатианства включены персонажи Лавкрафта и «темные» боги других языческих направлений. Существует гильдия Гекаты в герметическом ордене Ordo Aurum Solis, но о ней почти ничего, кроме самого факта существования, неизвестно. Кроме этого есть и достаточно большое количество частных практиков гекатианства.

Среди почитателей Гекаты встречаются люди совершенно разного уровня, начиная от поверхностных маргинальных оккультистов, и заканчивая теми, кто глубоко изучаюет все, то связано с Гекатой. Отмечу, что сам термин на 100% не привязан ни к одному из течений, так как культ Гекаты многопланов. Культа Гекаты как некой общепризнанной централизованной традиции не существует, что бы ни говорили об этом.

Среди западных практиков нужно отметить Сориту д"Эсте; однозначно, ее работы стоят прочтения, например, ее общая с Д. Ренкайном книга, посвященная Гекате. В сети есть частичный русский перевод ее работ, найти его не составит труда. С легкой руки Сориты ее Ритуалы священных огней Гекаты проводятся с 2000-го года регулярно.

Алтарь Гекаты

Чем может быть алтарь Гекаты? Круглым сооружением из камней на скалах (стихии земля и воздух), у водоема - по образцу одного из ее мест в Италии. Дома это может быть статуя или изображение Гекаты (т.н. гекатейон), и предметы, так или иначе, с ней связанные. Символов множество – ключ, факел, бич или плеть, змеи или что-либо иное из ее соответствий. Из относительно новых символов стоит упомянуть т.н. «колесо Гекаты», которое можно встретить в интернете при поиске символов божества. Это негармоничный знак, да и вообще этот символ - достаточно позднее наслоение. А сам образ колеса пришел из оракулов, где описаны предметы, использующиеся в магической практике - например, так называемый строфал, то есть «магическое колесо» Гекаты. Святым местом Гекаты также может считаться любой перекресток.

Причем здесь не столь важно, перекресток трех или четырех дорог. Перекрестки у всех архаических народов представлялись местами, где может обитать нечистая сила, и поэтому на них часто ставились статуи Гекаты. Очевидно, что сегодня это не самое подходящее место для размещения постоянного алтаря, но все же, до сих пор перекрестки можно и нужно использовать в качестве «опорной точки» для силы богини.

Изображение богини для домашнего алтаря можно сделать своими руками, но также хорошо, если есть статуя богини. В одном из оракулов сама Геката предлагает теургу оживить ее статую с помощью молитв, вознесенных под светом растущей Луны, вследствие чего практик должен был воочию увидеть свет божества.

Лучшее время для ритуалов Гекаты

У виккан проводятся т.н. эсбаты - празднества полной Луны. Но можно делать ритуалы два или три раза в месяц: на темную Луну (новолуние), в середине и в конце лунного месяца, дабы соблюсти священную тройственность. Надо отметить, что мнения насчет того, делать ли ритуал в день, когда Луны еще не видно на небе, или, когда появляется серпик новой Луны, разнятся. Новая Луна или Темная Луна? Тут, похоже, практик выберет сам. А что касается дней недели, то понедельник и суббота - дни, которые подходят для проведения ритуалов Гекаты.

Обычаи: древность и современность

В городе Лагина в храме Гекаты (ныне разрушенном) ежегодно проводилось празднество «kleidos agoge» - так называемое «шествие с ключом». Достоверно цель шествия не установлена, но возможно, что оно было связано с одной из ролей богини (Геката Пропилея - хранительница врат). Отметим, что в одноименном орфическом гимне Геката называется «Ключницей Вселенной». С 2000 года в сентябрьское полнолуние в Лагине энтузиасты проводят праздник, посвященный Гекате - «Гекатесия».

В последнюю ночь лунного месяца, которая многими практиками считается «неблагой», проводили трапезу для богини - deipnon, то есть ужин. Целью его было умилостивить души умерших. У входа в дом оставлялись продукты в том числе медовые сладости-лепешки, мясо-рыба, чеснок и др. (защитные свойства чеснока известны нам по многим мифологиям).

Приношения

Какими могут быть подношения богине? Это может быть еда - мясо, в среде современных практиков приносятся также куриные сердца, медовые лепешки или любые сладости (современная вариация), чеснок и т.д. Это может быть возжигание священного огня (как делает Сорита д"Эсте) или благовония. Может быть и вино, и кровь, или кровь в вине – последние две вариации встречаются в среде современных практиков.

Знаки

Как мы можем распознать знаки от божества? Это может быть любая «лунная» символика. Также характерный знак Гекаты – черные собаки, или же – три собаки. Также символом Гекаты выступает упомянутый выше перекресток. Бывает, что идешь, думаешь о своем, и как ответ на твой незаданный вопрос по дороге попадается некий значимый символ божества. Могут быть некие конкретизированные отсылки к Греции. Знаки могут быть разными, но общее у них одно – вы точно поймете, что это она, а не просто какая-то случайная женщина, сидящая в поезде напротив вас. Геката любит конкретику, отстраненные символы, которые не совсем понятно, как трактовать – это не про нее.

После совершения ритуала и поднесения приношений следует обращать внимание на знаки, они могут дать весьма ценную информацию.

Характер божества

У меня сложилось впечатление, что многие воспринимают Гекату как некое однозначно мрачное божество, которое только тем и занимается, что хлещет плетьми, кусает змеями и подпаливает факелом хвосты недоброжелателям практика, проводящего ритуал. Но это крайне однобокая трактовка. Если исследовать первоисточники, то оказывается, что Геката не столь однозначна, как принято считать. Согласно Халдейским Оракулам она – Мировая Душа, одна из основополагающих мировых сил: «Мать («Сила» или Геката). Процесс творения может осуществиться лишь при участии третьего божественного начала - женской, материнской сущности, которая в одних оракулах именуется Силой и занимает опосредующее положение между Первым и Вторым Умом, а в других - отождествляется с Гекатой как Мировой Душой и, таким образом, помещается на границе между умопостигаемым и чувственно воспринимаемым планами.» Это практически второе значимое лицо после демиурга. Отметим, что младшие божества, которых мы визуализируем вокруг себя в одной из частей Звездного Рубина - «иунги», «синохи», «телетархи», даймоны - родом из этого же текста, но они ниже Гекаты по «статусу».

Мы знаем из мифов, что именно Геката выводит Персефону из царства Аида. Вспомним одно из имен богини - Геката Сотейра (спасительница). Также уместно будет тут упомянуть легенду о городе Византий (современная Турция): когда на город собирался напасть Филипп Македонский, Геката посреди ночи озарила город светом, так богиня с факелом и ее лающие собаки разбудили горожан, и город отбил атаку. После этого появилась статуя богини – Геката Лампадефорос, «Геката с факелом».

Собственно, одна из целей этой статьи была де-демонизировать божество. Люди привыкли видеть только одну из сторон, особенно после того, как христианство попыталось сделать всех богов, кроме своего, демонами. Геката – то божество, которое может помочь там, где другие не услышали или отказались. Именно ее статуи ставили у входа в дом, отчего Геката также называлась Пропилеей - привратницей, и Лименоскопой - той, что хранит порог. Она и в прямом, и переносном смысле «пороговое божество», это роднит ее с Гермесом, который часто появлялся рядом с ней, в одном из случаев в Papyri Graecae Magicae (Греческих магических папирусах) вообще их двоих по сходству функций объединили в одно божество – Гермекату.

Если смотреть по Древу Жизни, Гекату можно отнести: к Бине как Великой Матери («Действенный дар жизненосного Пламени, что наполняет также Гекаты [таинственной] животворящее лоно…» - Халдейские Оракулы), к Йесод как Луне и Малкут как дочери – природа в оракулах ассоциируется с Гекатой. Не зря Геката имеет имя Куротрофа - «кормилица детей». А демонизация христианами божества произошла уже позже, возможно, в том числе и на основе истории с Персефоной. Уже в христианском памятнике «Пистис София» Гекате приписали 72 архидемона.

Есть у нее и достаточно нехарактерные символы, на первый взгляд, - например, львы. В «Халдейских оракулах» Геката названа «владеющей львами», и она же говорит: «Если будешь взывать ко Мне часто, узришь все сущее в образе льва». Если подумать, то лев - символ силы. А сама Геката и названа Матерью или Силой! Теперь все становится на свои места.

Попытка разобраться

Если пытаться понять Гекату через соответствия с другими божествами, то кто она? Диана? Селена? Артемида? Разные ли это божества или все же одно? В мифологии много «перетекающих» атрибутов и сюжетов, где поставить четкую грань разделения между ними непросто. К тому же, полно противоречий «по функциям». Артемида - девственная богиня-охотница, а Геката является, в том числе, и покровительницей семьи. Но имя Гекаты - «далеко разящая», явная отсылка к охотнице Артемиде.

Могу допустить, что в практике у разных магов в зависимости от ситуации могут проявляться разные стороны богини. Одним богам известно, почему в храме Дианы может выйти на связь именно Геката.

В завершение

Напутствие тем, кто желает с помощью Гекаты навредить кому-либо - не стоит думать, что это обязательно получится. Гесиод писал: «Пользу богиня большую, кому пожелает, приносит».

Благо внимавшим.

Литература

  1. The Covenant of Hekate
  2. Rite of Her Sacred Fires
  3. Сорита д’Эсте и Дэвид Рэнкайн. Геката: пограничные обряды (отрывки)
  4. Н.А. Кун. Мифы и легенды древней Греции
  5. Халдейские оракулы
  6. Греческие магические папирусы (Papyri Graecae Magicae. Greek Magical Papyri Texts)
  7. Античные гимны. Под ред. А. А. Тахо-Годи. - М.: МГУ, 1988
  8. Галина Бедненко. Богиня Геката

Ох уж эта "Тёмная богиня"! Как только ее не исказили люди в своих попытках причаститься к ней, приписывая всё новые и новые качества, которые удивительным образом сделали из нее чуть ли не хозяйку Ада... В этой статье вы этого не найдёте. Вместо "черномагических" толкований вас ждёт философский и очень простой вывод, то, что мы все знаем с малых лет. Но чтобы добраться до этой народной мудрости, придется пробираться через густой лес символизма и фольклора. И это, на мой взгляд, очень интересное путешествие, при верном отношении к которому, у вас появится возможность пополнить чашу своей духовности.

Полагаю, интересующемуся читателю этой статьи повезло в том плане, что ниже он может прочитать в краткой форме готовый результат того, над чем мои извилины извивались довольно долгое время, - абсолютно новую версию Гекаты. Поэтому, если кто захочет блеснуть этими данными, просьба уважать чужое утраченное и не восстановленное серое вещество и указывать автора этой статьи: и мне приятно, и вам ++ к карме. В любом случае, для вас это лишь информация к размышлению, для меня - отличный опыт, в этом и есть разница.

Что же, после недолгого занудства перейдем к делу.

Геката оказалась очень образной конструкцией, символизм которой показан в фольклоре в двух разных формах, но говорящих об одном и том же. И это надо учитывать и не путать. И ведь нельзя понять всю глубину ее, используя одни только греческие мифы! Наиболее глубокую ее часть отображают именно славянские народные обычаи, что уже для меня становится привычным явлением. А финальную (обобщающую) точку ставит санскрит. На этих трех китах я и выстрою свою статью.

Всеми чтимая

Когда энциклопедии пишут о Гекате, то концентрируются на ее связи с темной стороной, ведьмами и нечистой силой, и не принимают всерьез текст Гесиода, который как бы просто нахваливает эту богиню. На деле же Гесиод показывает нам первый слой понимания Гекаты... И это заметно даже в русском переводе, который, как мы уже видели ранее , не всегда точен. Поэтому рекомендую ознакомиться с переводом В.В. Вересаева строк "Теогонии":

«…Гекату, - ее перед всеми
Зевс отличил Громовержец и славный удел даровал ей:
Править судьбою земли и бесплодно-пустынного моря.
Был ей и звездным Ураном почетный удел предоставлен,
Более всех почитают ее и бессмертные боги.
Ибо и ныне, когда кто-нибудь из людей земнородных,
Жертвы свои принося по закону, о милости молит,
То призывает Гекату: большую он честь получает
Очень легко, раз молитва его принята благосклонно.
Шлет и богатство богиня ему: велика ее сила.
Долю имеет Геката во всяком почетном уделе
Тех, кто от Геи-Земли родился и от Неба-Урана,
Не причинил ей насилья Кронид и не отнял обратно,
Что от Титанов, от прежних богов, получила богиня.
Все сохранилось за ней, что при первом разделе на долю
Выпало ей из даров на земле, и на небе, и в море.
Чести не меньше она, как единая дочь, получает, -
Даже и больше еще: глубоко она чтима Кронидом.
Пользу богиня большую, кому пожелает, приносит.
Хочет - в народном собранье любого меж всех возвеличит.
Если на мужегубительный бой снаряжаются люди,
Рядом становится с теми Геката, кому пожелает
Дать благосклонно победу и славою имя украсить.
Возле достойных царей на суде восседает богиня.
Очень полезна она, и когда состязаются люди:
Рядом становится с ними богиня и помощь дает им.
Мощью и силою кто победит - получает награду,
Радуясь в сердце своем, и родителям славу приносит.
Конникам также дает она помощь, когда пожелает,
Также и тем, кто, средь синих, губительных волн промышляя,
Станет молиться Гекате и шумному Энносигею.
Очень легко на охоте дает она много добычи,
Очень легко, коль захочет, покажет ее - и отнимет.
Вместе с Гермесом на скотных дворах она множит скотину;
Стадо ль вразброску пасущихся коз иль коров круторогих,
Стадо ль овец густорунных, душой пожелав, она может
Самое малое сделать великим, великое ж - малым.
Так-то, - хотя и единая дочерь у матери, - все же
Между бессмертных богов почтена она всяческой честью.
Вверил ей Зевс попеченье о детях, которые узрят
После богини Гекаты восход многовидящей Эос.
Искони юность хранит она. Вот все уделы богини»
(Теогония, 411-452)

Как видно, ни о какой "тёмной стороне", воспетой Аполлонием Родосским в "Аргонавтике", тут и речи не идёт. А о чем же идет?

Мы видим богиню, которая возвеличивает достойного, дает прибыль, приумножает, вскармливает.

И кстати говоря, тут столько раз упомянуто слово "честь, почитать", что не могу пройти мимо. В греческом тексте использовано слово "τιμή", оно встречается 8 раз и обычно переводится как "чтить" в разрезе того, насколько чтима Геката Зевсом и всеми богами, и всеми людьми, но вообще это слово значит не только абстрактную "почесть", но вполне конкретную "цену", в смысле то, что воздается кому-либо за оказанную услугу, т.е. как бы долг или кто чего достоин за что-либо, кому что причитается - вот откуда переводчики взяли "честь".

И в конце мы видим функцию Гекаты как "κουροτρόφος" - воспитатель детей, кормилица. Но дети - κοῦρος - это не младенцы, а юноши и девушки, о которых речь шла в статье о "Гребешках " (не лишним будет заметить, что "коуро" - это еще и изогнутое навершие чего-либо, то есть тот же гребешок) - это молодые люди, стоящие на пороге самостоятельной жизни, созревшие, которым предстоит сделать выбор в жизни, принять наследие рода, выяснить свое предназначение, вступить в права. За всем этим мифические герои уходили в свои невероятные путешествия. Все герои (кроме Геракла и Одиссея - это мужчины, уже имеющие детей, а следовательно, входят в иную символическую категорию) были "κοῦρος". Таким образом, Куротрофос - это тот, кто создает этих "куросов", то есть делает из детей - созревших юношей. Вот, о каком "вскармливании" ("попеченье о детях" в тексте) идет речь. В какой-то степени, изображение Марии с младенцем на руках - это и есть Куротрофос. Но я этот факт здесь трогать не буду, поскольку он не прямо относится к теме, хотя упоминание о Марии все-таки встретится позже; да и неохота раздувать эту статью до невероятных размеров.

Этот же эпитет упоминается в позднем орфическом гимне Гекате, наряду с остальными, где участь богини уже была предрешена в сторону колдовства:

«Я придорожную славлю Гекату пустых перекрестков,
Сущую в море, на суше и в небе, в шафранном наряде,
Ту, примогильную, славлю, что буйствует с душами мертвых,
Ту нелюдимку Персею, что ланьей гордится упряжкой,
Буйную славлю царицу ночную со свитой собачьей.
Не опоясана, с рыком звериным, на вид неподступна,
О Тавропола, о ты, что ключами от целого мира
Мощно владеешь, кормилица юношей, нимфа-вождиня,
Горных жилица высот, безбрачная - я умоляю,
Вняв моленью, гряди на таинсгва чистые наши
С лаской к тому волопасу, что вечно душою приветен!»
(не знаю, чей перевод)

Особое место Гекаты в мировоззрении подчеркивается ее значимостью и для земли, и для небес, и для моря - всех трёх миров.

Главное качество, которое мы видим в гимне Гесиода, - это всё-таки приумножение. Оттого ее и призывают в молениях, чтобы побольше выгод поиметь. Приплод скота? - побольше! Славы? - Еще больше... И т.д. В этом плане крайне показательно сравнить имя богини "Ἑκάτη" с греческим "ἑκατά", что означает "сотня" или "очень много". Говоря по-русски, "во сто крат". Ведь именно это и имеет в виду гесиодовский текст.

Но это наименее интересная часть Гекаты, которая отчего-то нигде не озвучена. Намного любопытнее сама философия этого "во сто крат", которую можно подчеркнуть в славянских традициях.

Православная Геката

Самое распространенное изображение Гекаты мы встречаем у Павсания:

«Из богов эги­не­ты чтут боль­ше все­го Гека­ту и каж­дый год совер­ша­ют таин­ства в честь Гека­ты; они гово­рят, что эти таин­ства уста­но­вил у них фра­ки­ец Орфей. Храм Гека­ты нахо­дит­ся внут­ри огра­ды. Дере­вян­ное ее изо­бра­же­ние, работы Миро­на, име­ет одно лицо и одно тело. Как мне кажет­ся, впер­вые Алка­мен создал Гека­ту в виде трех соеди­нен­ных друг с дру­гом ста­туй; афи­няне назы­ва­ют эту Гека­ту Эпи­пир­гиди­ей (Хра­ни­тель­ни­цей кре­по­сти); она сто­ит у хра­ма Ники Апте­рос (Бес­кры­лой победы)»
(Описание Эллады II. 30, 2)

То есть выглядит это примерно так:

Классика Гекаты - это трёхликая богиня с двумя факелами в руках.

И каково же было моё удивление, когда я встретил описание одного украинского обряда:

«У східніх районах України ще донедавна зберігався дивний звичай серед «дівчат-чарівниць » святити воду в ніч проти Введіння. Ось як розповідає про цей звичай очевидець С. Г-ка:

«Був колись я на Курщині, там ще багато наших людей - цілі села українські. Там у мене товариш був... «Ти знаєш, - каже він, - що в цю ніч наші дівки-чарівниці будуть воду святити». «Та чого ж, - питаюся, - вночі , що їм - дня мало?» - «То ж, - каже, - чари, а чарувати тільки вночі можна, бо, коли сонце на небі, чарівниці силу втрачають. Як хочеш, то ходім зо мною, побачиш». Погодився я, і ми пішли... Отоді я бачив, як там дівчата зійшлися на таке місце, де три води докупи зійшлися - три струмки зливалися в одне русло . Набрали дівчата у глечик води, запалили два поліна , а коли вогонь добре розгорівся, тримали їх над череп’яною мискою і лляли воду так, щоб вона проходила поміж двома вогнями. Щось вони там ще шепотіли, але що саме - не чув...»

Про таку «свячену» воду доводилося мені чути і на Уманщині, і в інших місцевостях наддніпрянської України. Говорилося, що така «свячена» вода годиться на «привернення» парубка до дівки» (Олекса Воропай. Звичаї нашого народу: Етнографічний нарис, 1958)

То есть девушки-чаровницы собираются ночью в месте, где сходятся три ручья, набирают там воду и льют ее в миску так, чтобы струйка проходила между двух зажженных поленьев, при этом заговаривая. Перекресток трех ручьев, два факела, заговор - это же и есть Геката!! В славянских землях.

Самое интересное, что обряд этот приурочен к "Введенью" или, как называет этот праздник церковь, Введение во храм Пресвятой Богородицы, то есть Марии, будущей куротрофос. В народном календаре он связан с выпадением достаточного для передвижения на санях количества снега. В век точных цифр, конечно, всему есть своя дата, но у крестьян всё было по приметам, поэтому многие праздники, которые в святцах разбиты по разным дням, по сути являлись одним целым. Так, одни и те же обряды и поводы для них мы наблюдаем и у Введенья, и у даты, которая идет через трое суток после него - день святой Екатерины (St. Catherine"s Day, Катерини) или, по-народному, Катерина Санница.

Разумеется, прозвище сие как раз за то, что в эти дни принято было выезжать на санях, кататься с горок и т.д. Естественно, всё это относится к свадебным и любовным обрядам, коим насыщен весь зимний период (да и вообще, тема брака - основная в крестьянском обществе, ибо основная заповедь Господа - "Плодитесь и размножайтесь").

То, что имя Екатерина должно иметь прямое отношение к Гекате, я подозревал давно, но не было доказательств. Официальная версия настаивает на греческом "Αικατερίνη ", что якобы переводится как "вечно чистая" (выводят от "καθαρή" - "чистый, незапятнанный"), но в этих официальных версиях все всегда "чистые и светящиеся", или имеющие отношение к Богу. Одно и то же объяснение каждый раз, которое мало согласуется с народными воззрениями (и если в греческих трактовках есть хоть какой-то намек на смысл, то когда дело доходит до якобы ивритских корней имён, тут уж пиши пропало! - там вообще объяснения, кажется, выдуманы, что называется, "на коленке"). У меня ощущение (повторюсь, ОЩУЩЕНИЕ, а не факты), что календарные имена, которые носят и связанные с приметами христианские святые, - это совсем не те имена, которые ходили в народе. То есть детей так не называли. Но поскольку крещение связано с имянаречением, а крестили всех по святцам, то и имена при крещении уже давали те, что были установлены церковью. Церковное имя пришло на смену родовому или общинному, а церковные имена изначально - не имена вовсе, а слова-символы (на самом деле, идущие из далекой индоевропейской общности, когда такого понятия как "христианская церковь" и не существовало). Вот такая заморочка, НА МОЙ ВЗГЛЯД (то бишь за чистую монету не принимайте, проверяйте).

Но с чего это я решил, что Геката и Екатерина - одного поля ягоды? Ну, во-первых, безумно схоже по звучанию (учитывая, что "г" в "Гекате" не такая уж и явная - Ἑκάτη), есть даже в мифологии имя мужское "Гекатерос", а дети его звались "Гекатеридами" (по-русски, Екатеричи), что еще больше напоминает Екатерину. Во-вторых, это приведенный выше обряд, полностью повторяющий "трехликую, двухфакеловую" богиню-ведьму. В-третьих, сама обрядность Введенья и Катерини, о которой пойдет речь далее.

Сначала немного деревенской магии. Текст беру из той же книги О.Воропая, только сразу переведу на русский:

«День великомученицы Екатерины или, как обычно этот праздник в народе называется, «Екатерины», есть праздник девичьей судьбы. Накануне этого праздника когда-то парни постились, чтобы Бог послал им хорошую женщину. В самый же день праздников, седьмого декабря, девушки гадают и призывают судьбу.

Утром, до восхода-солнца девушка идет в садик и срезает веточку вишни. В доме девушка ту веточку ставит в бутылку с водой и ждет праздника Меланки. Если к «Меланки» вишня разовьется и зацветет - хороший знак, потому и судьба девичья цвести будет. Засохнет веточка без цвета - скверный признак...

Вечером девушки сходятся к одному дому и варят общий ужин - борщ и кашу. Приходят ребята, начинаются развлечения. Танцевать нельзя - пост, но без танцев весело - смех, пение...

В полночь, перед «петухами» 2 девушки берут горшочек с «ужином», обертывают его новым полотенцем и идут «призвать судьбу». Шествуют к воротам. Каждая из девушек влезает поочередно на ворота, держа в руках чашку с кашей и борщом, и трижды кричит: " Судьба, судьба, иди ко мне ужинать!". Если в это время пропоет петух, «судьба отозвалась»; если же нет: «Судьба оглохла, не слышит моего голоса». Сокрушается девушка и проклинает судьбу: «Чтоб ты кукушки не слышала, блудница моя!". Но это еще полбеды - не целая беда, если судьба оглохла. Хуже, когда звезда с неба упадет. «Погаснет судьба» - запуганы шепчут девушки. В жизни большей части бывает так, что у красивых женщин не всегда «хорошая» судьба. Этот мотив часто встречается в народных песнях, рассказах и сказках...

Хотя «Екатерины» - это праздник женской судьбы, и все же за ужином ребята любят вспомнить и о своей судьбе...

Интересно, что во Франции святая Екатерина считается патронессой старых дев...»

Это что касается пресловутых "ведьм" и "чародейства", связанных с Гекатой. Вообще, большая часть той самой "магии", которой так боялись всякие инквизиторы и цензоры, по сути являлась любовной и брачной ритуаликой, в какие бы мрачные одежды ее не рядили грамотеи. Но это просто для общего развития. Для смысла "Гекаты" нам это не особо нужно, так как любовные мотивы были атрибутом всего годичного цикла (с акцентом на двух главных праздниках в году). А теперь то, что нам действительно важно:

Не мудрствуя лукаво, обратимся к Википедии :

«Первое катание на санях - Екатерининское гулянье. В этот день устраивались гонки на санях. Всей деревней, стар и мал, собирались на каком-либо возвышении, пригорке, чтобы посмотреть на парней и молодых мужиков, поболеть за своих, оценить лошадей. Девушки отдавали должное женихам за их удаль, сноровку, силу.

Сани в крестьянском подворье были немалой подмогой. И все их полагалось в день Екатерины обязательно скатить с горы : и дорожные сани-обшевни, и крестьянские - дровни на полозьях березовых, и ручные саночки-салазки, чунки... Да к тому же на всех санях в день Екатерины полагалось покатать деревенский народ»

Таким образом, главным символом дня Катерины стали катания. Ага, уловили связь: "Катя" и "Катать". Из словаря В. Даля:

«КАТАТЬ, катить, катнуть, катывать что, по чем, оборачивать колесом, подвигать обращая; тащить или толкать предмет так, чтобы он вертелся через себя... Катунки ж. костр. - сани».

То есть прозвище Катерины - "Санница" - это и есть расшифровка слова "Катерина" (катунки). Я уже встречал подобное у других святых, и в этом нет ничего странного, ведь даже сама Святая Екатерина на иконах изображается с колесом:


Святая Екатерина

Караваджо "Святая Екатерина"

Куда уж намёк прямее! Тот самый случай, когда писателям Жития пришлось подгонять биографию под символ. Не со всеми святыми есть такие проблемы, поскольку не все они имеют какой-то графический символ, но вот с Екатериной надо было повозиться и придумать версию ее мученичества:

«Прикажи устроить на одной оси четыре деревянные колеса, а по ним вокруг наколотить разные железные острия: два колеса пусть обращаются в правую, а два в левую сторону; по средине же их пусть будет привязана девица, и вращающиеся колеса раздробят ее тело. Но прежде пусть только покажут эти колёса Екатерине, чтобы она, видя их, убоялась жестокого мучения, и подчинилась бы твоей воле; если же и после этого она останется в прежнем упорстве, - то пусть примет мучительную смерть... Мучитель, видя, что не может устрашить Екатерину и отвратить ее от Христа, велел привязать ее к колесам, и с силою вращать их, дабы она была растерзана на части и таким образом умерла бы ужаснейшею смертью. Но лишь только приступили к сему мучению, как внезапно сошел с неба Ангел, освободил от уз святую, а колеса сокрушил на части; причем колеса, с силою разбиваемые, летели в сторону и поражали многих неверующих на смерть. Видя такое преславное чудо, весь народ воскликнул: "Велик Бог христианский!"» ()

Надеюсь, мой умный читатель поймет, что у меня нет цели дискредитировать Святых или Церковь, но всё-таки не каждое житие - это факт. Даже сама церковь предлагает все это воспринимать метафорически, что абсолютно верно. Каждый верит, во что хочет, для меня же всё это является нейтральной символикой, которая толкает к тому, чтобы увидеть в "Екатерине" корень "Кат", относящийся к слову "Катить".

Внимание, погружение!

Так что "вдохнуть и не дышать"! Если кто не всплывет обратно, знайте, теперь вы в лучшем мире, в мире символов и слов.

Итак, я неспроста выше выделил традицию в день Екатерины сКАТ ываться с горки на санях. Ведь эта традиция помогает понять этимологию слова "Катать":

Греческое "κατά" или "καταί", или "καθ᾽" - означает "вниз", а также "движение сверху вниз (как раз вышеупомянутый "скат"), внутрь (κατα γᾶς - под землю), в, напротив, согласно чему-то, по отношению к чему-то, соответственно чему-то, около чего-то (более-менее), назад, возвращаться назад".

Движения вниз и внутрь, возвращение назад - это движение к началу, к истоку. Остальные значения (относительно, согласно, около) рисуют нам круг (множество точек относительно центра). Окружность - это и есть постоянное движение к началу, возВРАЩЕНИЕ. Цикл, одним словом.

Это и лежит в "Катании": катиться - это, как уже было сказано выше, движение при помощи оборотов. Хоть бревна под тяжесть подкладывай, хоть колесо кати. Постепенно это слово от колесного транспорта перешло на любой другой, вплоть до ездовых животных, например, собак - символов Гекаты (сравните слова "кони" и "canis", то есть "собаки" - всё ездовые животные, греческое "κῑνέω" - "двигаться, перемещаться"). Но тут смысл несколько глубже:

Постоянное возвращение к началу, обнуление, цикл - основа движения. Если точка на колесе не будет возвращаться на прежнее место на окружности - телега не поедет. Это как бы ответ на все эти Сансары и природные циклы - движение по кругу малого порождает движение вперед всей системы.

Это называется Опытом. Ребенок не начнет ходить, пока много раз не попробует это. Вы не сотворите ничего качественно нового, пока не сделаете несколько попыток или хотя бы не прокрутите в голове (виртуальные модели мозга заменяют реальный опыт), и вообще не шагнете дальше, пока не освоите уже имеющийся человеческий опыт. Неумение, ошибки... Пробовать, пробовать и пробовать - так наше тело учится новому, так наша память запоминает новое. Мы постоянно возвращаемся к началу, "вниз", до тех пор, пока новое действие не станет привычным, и тогда можно делать следующий шаг - то самое движение вперед благодаря многократным циклам. Повторение - мать учения!!

Да что там говорить! - Сама ходьба - это многократное повторение одинаковых движений ногами - а тело направляется вперед.

Вот, что означает колесо в руках Екатерины.

Поэтому молодые пары и делали настоящее "κατά", скатываясь вниз, к началу: женитьба - это переход на новый уровень, начало новой жизни, это некое обнуление прежнего опыта и при этом продвижение вперед в общественном статусе. Возврат к началу ради развития. А остальные крестьяне скатывали свои сани с горы тоже, чтобы сбросить старый год со всеми его хлопотами (осень закончилась, урожаи собраны, основные работы завершены) и пойти дальше...

Но! Слово Геката или Еката - это не только корень "Кат". Там еще есть и "Ек". Обратимся к санскриту:

एकता - еката - единство, союз, совпадение, идентичность
एकधा - екадха - одним путем, вместе, одиночно
एकदा - екада - однажды
एक - ека - один, одинокий, такой же, идентичный, правдивый.

Сразу можно узнать русское "яко" - сравнение "как, каким образом; какой, каковой, равно что; ибо, понеже, поелику, потому что, так как; якобы, будто, будто бы, словно, как будто". Сравнение - это "один-в-один" - снова значение единицы, как и в санскрите. В греческом это "εἷς, οἶος".

Именно поэтому Геката стала ассоциироваться с гесиодовским "приумножением, ростом, множеством" и выражаться символом перекрестка или трехликой богини - множество в одном, единство множества.

Я потому и говорил в начале о том, что символизм Гекаты показан в фольклоре в двух разных формах. Это или множественные попытки - многократные возвращения к началу, но с одной целью (развитие), или объединение множества сил в одном стремлении. То есть либо строить дом в одиночку по кирпичику, либо дружной компанией - цель одна, работа одна, но в первом случае это упорство одного человека за счет множества повторений, а во втором - за счет множества людей.

Вот, почему в любом начинании, по Гесиоду, призывали Гекату - чтобы во сто крат увеличить эффект, вместо того, чтобы самому делать кучу попыток. И поэтому же некоторые заговоры или ритуалы проводили на перекрестках, совсем как те чаровницы при слиянии трех рек, - чтобы так же увеличить вероятность эффекта. А, вот, в русских сказках герой обходится без "дополнительной мощи", только за счет собственных множественных попыток - трёхкратное повторение сюжета, когда получается сделать действие (и продвинуться дальше по сюжету) только на третий раз.

Так что ничего сатанинского в трехликой Гекате нет, только образное мышление...

Ну и последнее, это Луна как символ Гекаты. Луна повторяет свой цикл фаз вновь и вновь, продвигая время вперед. Одни и те же фазы слагают месяцы, которые составляют год.

И самое последнее, это "ведьминские зелья", которым Геката обучила Медею в "Аргонавтах". Любой лекарственный состав или "зелье" - это, как правило, смесь трав. По-одиночки травы не так сильны, как вместе - множество в единстве. И тут же процесс перемешивания зелья - визуальный круг, вращение, циклы. Даже если это встряхивания - тоже несколько одинаковых раз. "Да еще раз, еще много-много раз" (с)

Не одну эпоху пережила Геката: культ богини берет начало еще в Древнем Шумере, где она была известна как Эрешкигаль - великая подземная госпожа. Она пребывала в браке с Нергалом - богом смерти, несправедливой войны и палящего солнца. Эрешкигаль соперничала со своей младшей сестрой Инанной, считавшейся покровительницей любви, урожая, плодородия, удачи и семейной жизни.

Развивающаяся доэллинская цивилизация охотно переняла эти верования, слегка видоизменив их. В частности, шумерская богиня получила новое имя - Геката. Она приобрела необычайную популярность во время расцвета Древней Греции, не уступая распространенностью своего культа олимпийцам. Мифы приписывают Гекате разных родителей. По одной версии, богиня была дочерью Астерии и титана Перса, по другой - она произошла от союза Зевса с Герой или Деметрой.

Также читайте: дни Гекаты в лунном календаре

Геката - богиня ночи, мрака, колдовства, кошмаров и лунного света. Покровительница ведьм, властительница преисподней, ответственная за ядовитые растения и все таинственное, что существует в мире. Повелевает чудовищами, страшными тварями и неупокоенными духами. Ее время - глубокая ночь новолуния, когда старый месяц уже исчез, а новый еще не успел вступить в силу. Помимо прочего, Геката - богиня дорог и пребывает на распутьях вместе с душами умерших. Потому древние греки устанавливали ее жертвенники не только в городах, но и на перекрестках. Личных храмов у Гекаты было не так много, но ей неизменно выделялось место в святилищах Гермеса, Деметры, Персефоны, Артемиды и Кибелы: темная богиня охраняла там вход во врата Подземного мира. Также Геката сторожила гору, на которой обитали музы. Римская Геката переняла обязанности своей древнегреческой «коллеги», но стала называться именем Тривия.

Геката: внешность богини

Культ Гекаты настолько древен, что трудно точно определить, как выглядела богиня по мнению людей. Изображали ее по-разному. Чаще всего ее видели как вечно юную девушку и описывали эпитетом Phosphoros - «несущая свет». Геката держала два факела, при помощи огня которых освещала скрытые тайны. Ее голову покрывала звездная корона, намекающая на происхождение богини (одна из ее возможных матерей, Астерия, была звездным божеством). По другой версии, Геката - трехликая. Иногда она представлялась людям в виде трех фигур, соединенных спинами. На известной статуе VIII в. до н.э. богиня изображена с крыльями, а в руках она держит змею. Колесница Гекаты движется под управлением драконов.

В качестве третьего аспекта Луны богиня - Старуха, то есть носительница мудрости. Ее три лица позволяют соотносить Гекату с адским псом Цербером, который тоже занимался охраной входа в мир мертвых. Триликость богини намекает на ее связь с иными представительницами высшего пантеона. Селена-Геката-Артемида - классическая троица, богинь которой иногда считают одним персонажем. В римской мифологии Селена и Артемида соединились в Диану, а Геката традиционно полагается темным прототипом Артемиды-Дианы. Перед призывающим богиня может предстать в совершенно разных образах: шалящего ребенка, молодой девушки, мудрой женщины, угрюмой старухи. Зависит от цели ритуала.

Геката: атрибуты богини

Предметы, с которыми изображалась Геката, обусловлены родом ее деятельности. Как правило, богине «вручали»:

  1. Ключ как хранительнице входа и выхода.
  2. Плеть как наказывающей пороки.
  3. Кинжал как богине возмездия и злонамеренности.
  4. Факел как обитательнице мира мрака.

Свита Гекаты была многочисленной. Ее обязательно сопровождали красноглазые собаки из преисподней, она ходила по миру в окружении трех Стриг и полчища мертвых духов. Священные животные богини - совы и змеи, воплощающие души покойников. Среди живых видеть Гекату способны лишь собаки. Они чувствуют ее приближение и оповещают о нем своим воем.

На что способна Геката в магии

Будучи властительницей Царства мертвых, Геката проводила души в новое место обитания, помогая им переродиться. Способствовала богиня и трансформации живых, во время мистерий давая ищущим инициацию. Она славится как «указывающая дорогу». Сила богини неизмерима, ее боятся все, тогда как она совершенно бесстрашна.

Геката щедра и дарует своим последователям:

  • воинскую удачу;
  • мудрость;
  • хорошую добычу на охоте;
  • ясновидение;
  • новые магические знания;
  • любовь выбранного человека;
  • избавление от порчи и излечение;
  • молодость;
  • информацию о будущем.

Геката - богиня ведьм и приходит на помощь женщинам, гарантируя поддержку во время магических ритуалов. Традиционно Гекате приносили в жертву на перекрестке собаку, чтобы животное пополнило невидимую свиту богини.

Геката: дни почитания великой богини и дары, приносимые ей

В Древней Греции обычные люди боялись Гекату и пытались ее задобрить. Для этого на пороге дома оставляли куриные сердца или сладкие лепешки. Хотя во многих жилищах были алтари, посвященные богине, приглашать ее внутрь не рисковали. Принадлежащими Гекате считались два последних и два первых дня месяца. О богатом урожае просили 13 августа. Дары приносили на Y-образные распутья; чаще всего в роли подношений выступали яйца, мед, лепешки, рыба, черные ягнята. Выделяли три ночи, когда рекомендовалось проводить обряды в честь темной богини:

  1. Ночь Гекаты (с 16 на 17 ноября). В это время богиня помогала трансформироваться духовно.
  2. Смена Времен (с 30 апреля на 1 мая). Допустимо было просить о чем угодно.
  3. Праздник Больших Жертв (с 30 августа на 1 сентября). Ключевая ночь культа, когда жрецы задабривали богиню и просили ее о милости в холодное время года.

Традиционным местом преклонений Гекате считались пещеры, но в ночь Больших Жертв требовалось проводить ритуал на погосте или на невспаханной земле, где погибло множество людей. У призывающего были все атрибуты: кинжал, плеть, факел или светильник, ключ. Из животных присутствовали собаки и змеи. Важную роль играли камни (гетит и аксинит), а также растения (аконит). Призывая Гекату, маг становился спиной к месту ее предполагаемого появления. Считали, что демоны и призраки приходят с западного направления, значит, жрецу следовало смотреть на восток. Если ритуал не требовал непосредственного вызова богини, можно было работать, глядя в сторону запада.

В качестве жертвы богиня забирала кровь, которую выливали в огонь, на камни, в яму, в могилу, на обочину перекрестка заброшенных дорог. Источником крови служили:

  • черная собака или щенок (предпочтительный вариант);
  • любое другое животное (при невозможности достать черного пса);
  • человек (редкий вариант).

Людская кровь не требовала ритуального убийства: мастер мог сделать надрез на коже и отдать богине несколько своих капель. Пожалуй, нет более неоднозначной богини, чем Геката: ритуалы в ее честь пугают непосвященных и радуют истинных почитателей культа. Но новичкам лучше начинать знакомство с властительницей Подземного мира под руководством опытного практика. Самостоятельно набитые шишки в общении с темной богиней могут быть слишком болезненными.