Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "уроки грамоты". Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: «Что мы делаем в детском саду Индивидуальные занятия по обучению грамоте подготовительная группа

Конспект занятия для детей по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Задачи:
- Совершенствовать фонематическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении.
- Способствовать усвоению понятия о слове как о части предложения.
- Развивать умения составлять схемы предложения и записывать их.
- Совершенствовать диалогическую речь.
- Развивать воображение и творческие способности детей, активизировать речь.
- Создавать благоприятный эмоциональный фон.
- Учить самостоятельно, выполнять задания педагога.
- Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

Ход занятия
Педагог: Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. Дети, к нам сегодня пришли гости на занятия. Давайте с ними поздороваемся и тихонечко сядем на стульчики.
Дети: здороваются с гостями и присаживаются на свои места за партами.
Педагог: Сегодня на занятии к нам пришёл ещё один гость, а кто он вы узнаете, отгадав загадку:
Сердитый недотрога,
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
Дети: Ёж.
Педагог: Правильно ребята. Скажите, а почему ёж недотрога?
Дети: У него острые иголки и его нельзя погладить.
Педагог: А теперь посмотрите что увидел ёж? (добиваться полного ответа).
Дети: Ёж увидел гриб.
Педагог: Сколько слов вы слышите в этом предложении?
Дети: В этом предложении 3 слова.
Педагог: Какое слово первое? Второе? Третье.
Дети: Первое слово – ёж, второе – увидел, третье – гриб.
Педагог: Давайте прохлопаем каждое слово. А кто догадался из чего состоит предложение?
Дети: Предложение состоит из слов.
Педагог: Можно записать схемой. По схеме можно узнать, сколько слов в предложении. Каждое отдельное слово обозначается прямоугольником. Один прямоугольник обозначает одно слово. Сколько слов в нашем предложении: «Ёж увидел гриб».
Дети: Три слова в предложении.
Педагог: Сколько прямоугольников будет в нашей схеме?
Дети: Три прямоугольника.
Педагог: Посмотрите на нашу схему внизу, чем она отличается от первой схемы?
Дети: Во второй схеме есть черточка над первым словом и точка в конце.
Педагог: Прямоугольник с чёрточкой означает начало предложения, а точка – конец предложения. А теперь немного отдохнём.

Физкультминутка «Ёж»
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
(Ходьба по кругу друг за другом.)
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша.
(Ходьба на месте.)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку.
(Прыжки на месте.)

Педагог: А теперь поиграем, тот, кого я назову садится за стол. Первыми садятся те дети чьи имена начинаются на звук «А» и тд. Что изображено на этой картинке? (Ёж несёт яблоко) . Сколько слов в этом предложении?
Дети: Ёж несёт яблоко. Три слова.
Педагог: Ребята, у каждого из вас на столе лежит карточка с заданием. Найдите правильную схему для предложения: «Ёж несёт яблоко». Поставьте рядом с этим предложением галочку. А теперь посмотрим, как вы справились с заданием. Все правильно выполнили задание? Как вы думаете почему первая схема нам не подходит?
Ответы детей.
Педагог: Все справились с заданием? Нарисуйте на своих карточках смайлик. Давайте ещё поиграем в игру «Посчитай не ошибись» . Я буду называть предложение, а вы прохлопайте его, а затем назовите количество слов.
Наступила поздняя осень.
Ласточки пропали.
Выпал первый снег.
Скоро наступит Новый год.

Дети считают слова, хлопая в ладоши, и называют их в порядке следования предложений.
Педагог: Какие же вы ребята, молодцы! Давайте вспомним о чём мы с вами сегодня говорили? Что называли? Так из чего состоит предложение? Как обозначаем начало предложения? Что ставим в конце предложения?
Дети: Из слов. Прямоугольником с чёрточкой. Точку.
Педагог: Ребята ежу пора возвращаться домой - в лес. Он устал и хочет отдохнуть. Вы тоже хорошо потрудились. Кто доволен своей работой? Молодцы.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 оздоровительной направленности»

Составила: Петришина Е. Н.. Г. Кириши 2017 год

Цель: закрепление знаний детей по основам первоначальной грамоты.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, уметь интонационно выделять их в словах;
  • Закреплять умение делить слова на слоги, выделять ударный слог.
  • Продолжить работу над составлением предложений.
  • Закрепить названия улиц родного города, дорожного знака «Железнодорожный переезд» .

Интеграция образовательных областей: «Социализация» , «Физическая культура» , «Познание» .

Материалы и оборудование: карта города Грамота, жетоны, медальки для награждения детей, презентация игры «Где звук спрятался?» , «Паровозик» , сюжетная картина «Семья» , тетради, карандаши.

Ход образовательной деятельности:

Дети стоят в кругу.

Доброе утро, солнце!

Доброе утро, день!

Доброе утро, дети!

Доброе утро, всем!

Дети, как называется город, в котором мы живём? (Кириши)

А какие улицы есть в городе? (Ленина, Советская, бульвар Молодежный и т. д..)

Да, в каждом посёлке, городе, деревне есть улицы. Мы с вами сегодня отправимся путешествовать в город, который называется Грамота. Как вы думаете, зачем мы туда отправляемся? (ответы детей) . Да, в этом городе все обучаются грамоте. Там тоже есть свои улицы, и у них не совсем обычные названия. Но, чтобы переходить с одной улицы на другую, нам придётся

выполнять задания, зато на каждой улице вас поджидает увлекательная игра, а в конце путешествия – сюрприз для тех, кто самый активный. Вы готовы? Тогда вперёд!

Мы шагаем по дорожке. (Ходьба на месте.)

Раз, два! Раз, два!

Дружно хлопаем в ладоши. (Хлопаем в ладоши.)

Раз, два! Раз, два!

Поднимаем ручки (Руки подняли вверх.)

К солнышку, к тучке.

Вот и город долгожданный,

Грамотой зовётся. (Приложить ладони ко лбу, поворот вправо,

Столько улиц здесь прекрасных! Давайте развлекаться!

За правильные ответы вам будут выдаваться жетоны, в конце занятия самый умный получит медаль «Почётный гражданин города Грамоты» .

Итак, мы оказались на первой улице, которая называется «Улица звуков» .

На этой улице вы должны ответить на вопросы:

  • Какие бывают звуки? (гласные, согласные) .
  • Назовите гласные звуки (а, о, и, э, ы, у)
  • Какие бывают согласные звуки? (твёрдые и мягкие)
  • Назовите твёрдые согласные звуки (б, п, м, р, с)
  • Назовите мягкие согласные звуки (бь, пь, мь, кь, сь, вь)

Молодцы! Приглашаю на игру «Где звук?»

(Используется презентация «Где звук спрятался?» )

На каждой улице есть дома. Посмотрите, у нас тоже на карточках есть дом. А внизу стоят квадратики. Как думаете, кто там живёт? (звуки: в красных: гласные, в синих -твёрдые согласные, в зелёных: мягкие согласные) .

Проводится звуковой анализ слова дом.

Следующая улица «Улица слогов» . Чтобы туда войти, выполните следующее задание:

Сколько слогов в слове «улица» ? (три) . Назовите первый слог (у) . Второй? (ли) . Третий? (ца) . Какая из схем подходит к этому слову?

Детям выдаются игровизоры, в которых вставлен лист со схемами:

Подчеркните подходящую схему. Поставьте ударение в этом слове.

Молодцы! Справились и с этим заданием. Мы попадаем на улицу слогов, но стоп! Мы видим какой-то знак, что это? (на пути знак «Железнодорожный переезд» ) . Здесь что-то произошло… Сейчас узнаем. Оказывается, предметы решили попутешествовать, но не знают, в какие вагоны им рассаживаться. В первый вагон должны сесть те предметы или животные, в названии которых один слог, во второй – два слога, в третий – три слога. Давайте им поможем.

(Используется интерактивная игра «Паровозик» , состоящая из паровозика, трех вагончиков, на которых изображён один квадратик (один слог) , на другом- два квадратика (два слога) и т.д. и картинок с изображением животных или предметов.

Ну, что ж, вы легко справляетесь со всеми заданиями. Приглашаю вас на следующую улицу «Улицу предложений» .

Из чего состоит предложение? (из слов) .

Послушайте, что я скажу: «Полянка, прыгает, на, зайка» . Это предложение?

(нет) . А что это? (Слова) . Да, я назвала слова. А вы составьте из этих слов предложение. (Зайка прыгает на полянке) . Верно, в предложении все слова связаны между собой, и из предложения мы узнаём о чём – либо. Что мы узнали из этого предложения? (Мы узнали, что зайка прыгает на полянке.)

А теперь представьте зайку, который прыгает на полянке, и скажите, какой зайка? (весёлый, шустрый, маленький) . Скажите предложение, используя и это слово. (Весёлый зайка прыгает на полянке) . Мне это предложение больше нравится, потому что здесь есть и слово, которое отвечает на вопрос какой?, и мы сразу можем представить себе этого зайку.

Ну что ж, вы заслужили игру. Она называется «Прошагай предложение» .

Посмотрите на эту картину, составьте каждый своё предложение и

Замечательные составили предложения, но мне больше всего понравилось предложение у …, потому что…

Нам пора возвращаться в детский сад…Ой, у меня зазвонил телефон, извините, я отвечу. (Воспитатель отвечает на звонок телефона, разговаривает) . Знаете, дети, мне звонит машинист поезда, в котором наши друзья – животные и предметы отправились в путешествие. Давайте послушаем, что он скажет. (Если дети откроют тетради, увидят сюрприз от друзей.)

(Дети открывают тетради и видят контуры животных, которых нужно заштриховать) .

Дети работают в тетрадях.

Ну, что ж, наше путешествие закончилось. Что вам больше всего

понравилось в нашем путешествии? Что было трудно для вас? А с каким заданием вы справились легко? А звание «Почётный гражданин города Грамота» получает… (подсчитывается количество жетонов у детей) .

Остальные получают смайлики..

МБДОУ Центр развития ребёнка – детский сад № 125 «Яблонька»

КОНСПЕКТ

НОД

ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

(ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ)

ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

ТЕМА:

«ВМЕСТЕ СО СМЕШАРИКАМИ»

Подготовила воспитатель

Николаева М.Н.,

Г . Дзержинск

2016 г.

ЦЕЛЬ:

обобщение и закрепление полученных знаний по подготовке к обучению грамоте

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

    Совершенствовать умение детей дифференцировать согласные звуки по мягкости и твёрдости

    Закреплять навык словотворчество через придумывание новых названий знакомых предметов

    Совершенствовать фонематический слух, навыки звукового анализа, навыки осознанного слогового чтения.

    обогащать словарный запас детей.

    Продолжать формировать навыки учебной деятельности

Развивающие:

    Развивать грамматический строй речи и связную речь;

    Развивать словесно - логическое мышление, внимание, сообразительность;

    Развивать умение использовать полученные знания в практической деятельности

Воспитательные:

    Способствовать созданию непринуждённой обстановки во время совместной деятельности с детьми

    Поддерживать интерес к образовательной деятельности;

    Воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.

    Воспитывать умение слушать и воспринимать задание взрослого, формировать навык самоконтроля и самооценки.

    Закрепить ценность групповых традиций

Предварительная работа:

Словесные дидактические игры «Мостик», «Скажи иначе», «Сочини сказку»

д/и: «Потерялся звук», «Определи место звука в слове», «Измени слово»

«Четвертый лишний», «Закончи слово»

настольно-печатные игры;

конкурс на лучшую придуманную историю

введение групповой традиции «Вопрос из сундучка»

Материал:

Демонстрационный:

игрушки Кроша и Ёжика

ноутбук

мультимедийная установка

слайды презентации по теме занятия

атрибуты к д/игре «Определи звук»

сигнальные сфетофорчики 4-х цветов для динамической паузы

песочные часы

звонок

сундучок с вопросами (групповая традиция на каждый день)

столы, расположенные в 2 ряда (для каждой команды)

Раздаточный:

карточки с буквами и зашифрованным словом

бейджики с обозначением команды (изображения Кроша и Ёжика)

карточки 2-х цветов с разрезанными на слоги словами в корзинках голубого и красного цветов

цветные картинки с изображением разных предметов

прищепки зелёного и синего цветов

набор раскрасок формата А6 (подарок от смешариков)

Методические приемы:

Создание игровой развивающей ситуации

Наглядный

Образец речи воспитателя

Развивающие задания

Использование соревновательного мотива деятельности

Использование ИКТ

Вопросы активизирующего характера

Дифференциация индивидуальных заданий

Индивидуальная помощь взрослого и сверстников

Положительная оценка деятельности детей

Дифференцированный подход:

- при подготовке раздаточного материала для задания «Собери слово»

Предусмотреть слова разной сложности:

Андрей, Даша, Лера – слова 2-х слоговые

Саша, Дима, Настя –усложнение: положить в корзинку лишние слоги

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие: у нас в гостях воспитатели нашего д/сада.

Я предлагаю начать наше занятие с игры «Тот, кто…»

Я буду называть действие и тех, кто будет его повторять. Будьте внимательны. Начнём?

В ладоши хлопнет тот, у кого сегодня в одежде есть полоски!

Топнет правой ногой тот, у кого есть сестрёнка!

Присядет тот, у кого имя начинается на звук «Д»!

Скажет «ОГО!» тот, кто сегодня съел всю кашу!

Встанет на носочки тот, кто сегодня пришёл в д/сад пешком!

Сделает шаг назад тот, кого привезли на машине!

Помашет руками тот, кто с удовольствием скгодня пришёл в д/сад!

Крикнет «ДА» тот, кто знает, кто такие смешарики!

Я даже и не сомневалась, что все их знают!

Поэтому мы сегодня устроим соревнования.

Для того, чтобы вам выполнить задания, необходимо разделиться на две команды: одна команда будет набирать очки для Кроша, а другая для Ежика. Поэтому и команды будут у нас называться – «команда Кроша» и «команда Ежика».

На карточках, которые я вам раздам, зашифрованы названия команд, в которую вы попадёте. Вам нужно на карточке из букв, обведённых в кружочек, составить слово и прочитать его.

А у Юлии Петровны и Анастасии Ивановны вы получите соответствующий бейджик.

Ну вот и определились наши команды!

Команда «Крош» занимает ряд с красными корзиночками, а команда «Ёжик» - с голубыми.

А гости сегодня будут оценивать результаты и наполнять ваши корзиночки весёлыми шариками.

Первое задание.

Все предметы, которые нас окружают, имеют своё название: окно, стол, полотенце, пенал…

Я предлагаю вам пофантазировать и придумать другие названия предметам, которые я буду называть.

Отвечать нужно будет по очереди каждой команде. Готовы?

    Кастрюля

    Мыло

    Очки

    Ручка

    Стул

    Ноги

    Телефон

    Бутылка

Молодцы! Мне понравились новые названия!

Второе задание «Собери и прочитай слово»

В ваших корзиночках карточки белого и розового цвета. На каждой – слоги от какого-то слова.

из белых карточек и из розовых. Работать нужно будет быстро, время будем отмерять песочными часами. Начинаем по сигналу. Готовы? Начали!

Помогаю, подсказываю, подбадриваю детей…

По сигналу дети заканчивают задание.

Разбираем, что получилось…

А теперь немножко отдохнём.

Динамическая пауза «Хлопни, топни»

Сейчас мы определим, кто из наших знатоков самый внимательный. У меня в руках разноцветные сфетофорчики, каждый обозначает действие: синий - хлопай в ладоши, зеленый - топай ногами, красный - повернись вокруг себя, жёлтый – помаши руками.

Вам необходимо внимательно смотреть, карточку какого цвета я вам показываю и правильно выполнять движения.

Третье задание «Определи звук»

Перед вами – необычные круги. На них картинки с разными игрушками. Для каждой команды – свой круг.

Вы по очереди будете подходить сюда, определять: твёрдый или мягкий первый согласный в названии игрушки и обозначать твёрдый звук синей прищепкой,

А мягкий - …

Да, хорошо, что вы помните.

Итак, начинаем!

    Гриб, паровозик, слон,

машина, мяч, неваляшка

    Лиса, белочка, мишка,

лягушка, бабочка, дом

Все вместе проверяем, исправляем ошибки…

Четвёртое задание «Угадай слово»

Вы узнаёте своё слово и громко его называете:

    Стеклянный, прозрачный, хрупкий

    Белое, пушистое, лёгкое

    Белое, холодное, сладкое…

Молодцы!

Ребята, я рада за вас, вы выполнили все задания!

Какое задание понравилось больше всего?

Какое задание показалось сегодня трудным?

Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Молодцы!

А теперь, по нашей традиции, я говорю всем вам наши волшебные слова:

Непоседы, «кука- маракука»…(значит, я вас хвалю!)

А что скажет жюри?

В заключении, по нашей традиции, достанем вопрос из нашего сундучка.

Пусть сегодня вопрос выберет Андрей. Согласны?

Дарю всем детям раскраски на память о сегодняшнем соревновании.

Дети здороваются с гостями

Дети

слушают и выполняют действия

по своему выбору

Дети получают карточку с заданием, расшифровывают

слово, получают бейджик «Крош» или «Ёжик»

Дети занимают свои места

Дети из команд по очереди придумывают новые названия, учитывая лексическое значение

предмета

Дети собирают слова:

Машина, музыка, кубики, чудеса, снежинка, игра, дети, море, река, часы, берёза. лего…

Дети по очереди читают свои слова

Дети встают около своего места и выполняют движения

Зелёной

Стакан

Облако

Мороженое…

По желанию дети высказываются по вопросу

«Чему бы вы хотели научиться?»


Юлия Алаторцева

Конспект занятия

по подготовке к обучению грамоте

в подготовительной группе :

«Путешествие в страну Граматию »

Составила и провела :

учитель - логопед

Алаторцева Ю. Е

Возраст детей : 6 -7 лет (подготовительная группа ) .

Продолжительность занятия : 25 – 30 мин.

Интеграция образовательных областей : «Коммуникация» , «Познание» , «Чтение художественной литературы» .

Виды детской деятельности : Игровая, коммуникативная, познавательная.

Цель : Закрепить знания, умения и навыки по разделу «Обучение грамоте » .

Задачи :

Обучающие :

Проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте .

Упражнять в дифференциации изученных звуков.

Упражнять в звуковом анализе слова.

Закреплять обобщающие понятия.

Закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением .

Развивающие :

Развивать фонематический слух.

Обогащать словарный запас детей.

Развивать внимание и воображение детей.

Развивать связную речь (монологические и диалогические формы) .

Развивать самостоятельность, инициативу.

Воспитывающие :

Воспитывать любознательность, творческую активность.

Воспитывать у детей умения : работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение.

Воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Методы и приемы :

Наглядный : Показ, демонстрация , иллюстрации .

Словесный : Художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.

Игровой : Сюрпризный момент, игра.

Предварительная работа : Написание конспекта , подготовка атрибутов к занятию .

Словарная работа : Алфавит, слово, слог, гласный звук, согласный звук, буква.

Индивидуальная работа : Побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Форма проведения : Игровая.

Используемые современные технологии : Здоровьесберегающие.

Оборудование :

Карта страны .

Картинки с изображением предметов.

Смайлики.

Светофорчики для звукобуквенного анализа.

Мантия для Грамоты .

Ход занятия:

I. Организационный момент. Дети заходят в группу , встают полукругом.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие . Давайте поздороваемся с гостями, друг с другом и с тем, что нас окружает.

– Здравствуйте!

– Здравствуй, небо! (Руки вверх.)

– Здравствуй, земля! (Присесть, руки вперед.)

– Здравствуйте, мои друзья! (встать, руки вперед.)

– 1, 2, 3, 4, 5 (Загибают пальчики на обеих руках.)

– Вместе мы в кругу опять.

II. Основная часть.

Воспитатель : Ребята, вы любите путешествия ?

Дети : Да.

Воспитатель : Сегодня, я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну Граматию . В стране Граматии царствует волшебница Грамота . У меня есть карта этой страны , но так как это волшебная страна , то чтобы нам туда попасть, необходимо выполнить задание. И первое задание, как называется наше занятие ?

Катя : Наше занятие называется обучение грамоте .

Воспитатель : А наш веселый колокольчик зовет нас присесть за столы, чтобы отправиться в путешествие .

Дети садятся за столы.

Воспитатель : Посмотрите, ребята мы с вами оказались в стране Граматии .

И первый город называется Алфавитинск.

Воспитатель : Что такое алфавит?

Женя : Алфавит – это набор букв.

Воспитатель : Как вы думаете, кто живет в Алфавитинске?

Лиза : Здесь живут буквы.

Воспитатель : А что такое буквы?

Илья : Буква это символ обозначающий звук на письме.

Воспитатель : Чем буква отличается от звука?

Алеша : Буквы мы видим и пишем.

Воспитатель : Вот мы и вышли из первого города, и попали во второй город, который называется Звукоград. Как вы думаете, кто здесь живет?

Женя : Здесь живут звуки.

Воспитатель : Что такое «Звук» ?

Варя : Звук - это то, что мы слышим и произносим.

Воспитатель : Какие бывают звуки?

Маша : Гласные и согласные.

Воспитатель : Назовите гласные звуки с которыми мы познакомились.

Костя : А, О, И, У.

Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам поиграть с гласными звуками. "Сломанный телевизор"

Дети угадывают звуки по беззвучной артикуляции и показывают соответствующий значок.

Воспитатель : Назовите согласные звуки, с которыми мы познакомились.

Ксюша : П, Т, К, М.

Воспитатель : Я еще с вами хочу поиграть. Придумайте слова с этими звуками.

Дети придумывают слова.

Воспитатель : Какими бывают согласные звуки?

Игорь : Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Воспитатель : В городе Звукограде есть три дома : Красный, Зеленый и Синий.

Как вы думаете, какие звуки живут в красном доме?

Ксюша : В красном доме живут гласные звуки.

Воспитатель : Какие звуки живут в синем доме?

Варя : В синем доме живут твердые согласные.

Воспитатель : Какие звуки живут в зеленом доме.

Арина : В зеленом доме живут мягкие согласные.

Воспитатель : А сейчас, ребята, определите первый звук вашего имени, возьмите соответствующую фишку со звуком и поселите в домик.

Дети подходят по очереди к доске расставляют буквы в домики.

Воспитатель : Молодцы!

Воспитатель : Теперь выйдя из города и попасть в другой город нам надо пройти «Словесный лабиринт» . Из чего состоят слова?

Катя : Слова состоят из слогов.

Воспитатель : Как мы определяем количество слогов в слове?

Даша : Можно определить хлопками, сколько хлопков столько и слогов.

Воспитатель : А есть правило, сколько в слове гласных, столько и слогов. Посмотрите у нас в лабиринте много слов, давайте посмотрим, какие это слова длинные или короткие? Слова : книга, карандаш, азбука, ручка.

Дети разбирают слова на слоги.

Воспитатель : А звуки у нас такие вредные, что то и дело попадают в словесный лабиринт, то в начало, то в середину, то в конец слова.

Воспитатель : Игра - «Определи место звука [К] в слове» :

Книга, карандаш, букварь, ручка.

Воспитатель : Итак, по лабиринту мы с вами попали в «Зеркальный город сказок» .

Физминутка :

Теперь немного отдохнём,

Физминутку проведем.

Все сейчас тихонько встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

Как живешь? – Вот так.

Как плывешь? – Вот так.

Как бежишь? – Вот так.

Вдаль глядишь? – Вот так.

Ждешь обед? – Вот так.

Машешь вслед? - Вот так.

Утром спишь? – Вот так.

Как шалишь? – Вот так.

Дети отвечают на вопросы, выполняют движения согласно тексту.

Воспитатель : Ребята, Волшебница Грамота узнала , что мы путешествуем по ее стране и решила проверить , хорошо ли вы усвоили грамоту , и подготовила вам задание . Отгадайте загадку :

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком

Разговаривает с нами

Всем понятным языком.

Вика : Это книга.

Воспитатель : Давайте составим это слово из букв и сделаем звуковой анализ слова «книга» .

Дети работают самостоятельно, один ребенок у доски.


Воспитатель : Назовите, пожалуйста, первый звук в слове КНИГА.

Лиза : Звук [к].

Воспитатель : Кто даст характеристику этому звуку?

Ксюша : Звук [к] – согласный, твердый, глухой.

Воспитатель. Какого цвета круг мы подберем для этого звука?

Вика : Для этого звука синего цвета круг.

Появляется волшебница Грамота .

Грамота : Здравствуйте, ребята, я волшебница Грамота . Понравилось ли вам путешествовать по моей стране ?

Дети : Да.

Грамота : Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

Ответы детей.

Грамота : Ребята, а у вас на столах лежат смайлики, но они разные. Посмотрим. Чем они отличаются? (настроением : радость, задумчивость, грусть) . Если вам сегодня было легко на занятии , справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – задумчивого смайлика, а если трудно – грустного.


Ну что ж, ребята, теперь я знаю, что вы усвоили мою грамоту , но я надеюсь, что вы и дальше будете стремиться к тому, чтобы стать еще умнее и еще грамотнее , и хочу подарить вам Букварь, а мне пора с вами прощаться. До свидания!

Конспект НОД

по подготовке к обучению грамоте

в подготовительной группе

Составила воспитатель МДОУ д/с № 1

Бедрикова О.И.

Цель: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова (гуси), различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки. Учить детей вычленять словесное ударение, определять его место в слове. Закреплять знания о словоразличительной роли звука. Упражнять в делении слов на слоги; в составлении предложений из 2 и более слов, членении предложений на слова; в придумывании слов с заданным звуком «с», «сь»; в определении места звука в слове. Продолжать работу в тетради: записывать схему звукового анализа слова; схему деления слов на слоги; схему предложения.

Индивидуальная работа : упражнять в различении гласных, твёрдых и мягких согласных звуков -

Демонстрационный материал : слайды (презентация), полоска - схема слова, фишки (красные, синие, зелёные, чёрные), предметные картинки (для физкультминутки),схемы для деления слов на слоги, указка.

Раздаточный материал : полоски - схемы для звукового анализа слова, фишки (красные, синие, зелёные, чёрные), экраны, тетради, простые и цветные карандаши.

Ход:

Какой сегодня день недели (вторник). Правильно и первое занятие сегодня у нас подготовка к обучению грамоте.

Ребята, давайте вспомним из чего состоят слоги и слова? (из звуков).

На какие две группы делятся все звуки? (гласные и согласные).

А все согласные звуки как можно подразделить? (на твёрдые и мягкие).

Скажите, а все ли согласные звуки имеют пару? (Нет).

Какие звуки всегда твёрдые и не имеют мягкой пары? (Ш,Ж,Ц). Какие всегда мягкие и не имеют твёрдой пары? (Ч,Щ,Й).

Как мы определяем гласный это звук или согласный? (произнося гласные звуки нам ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, его мы можем громко крикнуть, сказать тихо, шепотом, можно потянуть, спеть, а произнося согласные звуки, нам мешает язык, зубы, губы - эти звуки мы произносим отрывисто).

Игра «Кто внимательный» .

Воспитатель предлагает ещё раз вспомнить, какие бывают звуки (гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки), каким цветом мы их выделяем (гласные - красным, согласные твёрдые - синим, согласные мягкие - зелёным).

Давайте поиграем. Возьмите три фишки (красную, синюю, зелёную), положите их перед собой. Я буду называть звуки, а вы, определив какой это звук, будете поднимать фишку нужного цвета (работа с экранами).

Звуковой анализ слова гуси (слайд 1) - у доски работает один ребёнок, остальные за столами самостоятельно.

Сколько всего звуков в слове гуси? (четыре).

Какой первый звук? (Г). Произнесите слово, выделяя голосом первый звук. Какой это звук? (согласный твёрдый, отмечем синей фишкой).

Второй звук? («У»). Какой он? (гласный, его можно протянуть, пропеть, отмечаем красной фишкой).

Третий звук в слове гуси? (звук «сь» - он согласный мягкий, обозначаем зелёной фишкой).

И последний, четвёртый звук в слове? (Последний звук в слове гуси, звук «и» - он гласный, потому что при произношении его нам во рту ничего не мешает, обозначим его красной фишкой).

Что мы можем сказать про слово гуси, глядя на схему (в слове гуси два гласных звука, значит и два слога). - Правильно, мы знаем правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Назовите первый слог (гу), второй слог (си).

Послушайте, я произнесу слово гуууси, а теперь гусиии. Как вы думаете, какой слог ударный: первый или второй? Напомню, что ударным называют тот слог, который произносится протяжнее, который «заметнее» в слове, мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком. Так какой же слог ударный (первый).

В ударном слоге протяжнее произносится именно гласный звук (читаем слово с ударением, синхронно ведя указкой под схемой слова, т.е. задерживаем указку под второй клеточкой). Гласный звук в ударном слоге, который произносится более протяжно, также называют ударным. Слог ударный - и гласный в этом слове ударный.

Так какой же слог ударный в слове гуси? (гу).

А какой гласный ударный? («у»).

Ударный гласный звук мы будем обозначать чёрной фишкой, которую нужно ставить над красной фишкой - звуком «у». Воспитатель подчёркивает, что ударный звук в слове может быть только один, все остальные гласные называют безударными.

Какой безударный звук в слове гуси? («и»).

Попробуем поставить чёрную фишку над этим звуком, прочитаем слово (гусиии).

Правильно получилось, мы говорим так? Нет, не правильно (переставляем фишку обратно на место, над звуком «у»).

А теперь давай зарисуем схему слова гуси в тетрадь и поставим ударение.

Физкультминутка. Дети встают в круг, воспитатель показывает картинки с изображением разных предметов и даёт задание разделить слова, обозначающие предметы на слоги: пропрыгивая их, прохлопывая, выбрасывая пальцы, приседая и т.д. Например, воспитатель показывает картинку «апельсин», просит пропрыгать слово А - ПЕЛЬ - СИН (подпрыгнуть 3 раза) и т. п.

А теперь, ребята, мы продолжим учиться делить слова на слоги на схемах. Делить слова сегодня будем двумя способами: первый - на отрезке (слайд 2), второй - проставляя нужное количество слогов в кругах (сколько слогов, столько крестиков мы и поставим).

(Слайд 3). Первое слово разбираем вместе на доске, остальные самостоятельно в тетради. Затем проверяем все вместе правильность ответов.

Придумайте предложение со словом гуси. Давайте разберём одно из предложений.

Сколько всего слов в предложении?

Какое слово первое?

Какое второе?

Какое третье?

Давайте зарисуем схему этого предложения в тетради. Как мы будем его зарисовывать?

Как отметим первое слово? (первое слово с большой буквы).

А что ставится в конце предложения? (ставится точка).(Слайд 4).

Игра «Магазин». (Слайд 5).

Мы пришли в магазин за продуктами. Покупать можно те из них, в названиях которых есть звук «с». Что мы купим? (соль, сахар, сыр, сок, сметана, капуста, свекла, масло, колбаса).

А теперь нам нужны продукты, в названиях которых есть звук «сь» (слайд 6) - (сосиски, апельсины, кисель, селёдка, семечки, караси).

Может кто - то ещё хочет добавить продукты и придумает сам, что он хотел бы купить.

Игра «Где живёт звук?» (слайд 6), (в тетради заранее нарисованы несколько пустых схем - домиков).

Воспитатель произносит слова и просит определить, где находится заданный звук (в начале, в середине или конце слова), дети, определив место звука, «заселяют» его в домике в нужное окошко (сначала на доске, затем работа в тетради). Например, звук «Л» в слове лук стоит в начале слова, значит, закрасим первое окно и т.д.

Итог занятия.

Литература: Л.Е.Журова, Н.С.Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская «Обучение дошкольников грамоте», под редакцией Н.В.Дуровой, издательство «Школьная Пресса» 2001.