Стоит ли христианину говорить: “Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо”? Какой духовный смысл изречения: «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо»? Ничто нам не чуждо

«Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо» (Homo sum, humani nihil a me alienum puto, лат.) - цитата из комедии «Самоистязатель» (Heauton Timorumenos, лат) 1 , 1, 1, 25 римского писателя Теренция (195/185–159 до н.э.).

В комедии эта фраза из разговора двух соседей:

Менедем: Неужто мало дела у тебя Хремет?

В чужое дело входишь!

Да тебя оно Совсем и не касается.

Хремет: Я - человек!

Не чуждо человеческое мне ничто (лат. Homo sum, humani nihil a me alienum puto).

Примечания

* «Самоистязатель» (Heauton Timorumenos, лат) является переделкой комедии греческого писателя Менандра

Примеры

Талеб Нассим Николас (рожд. 1960)

«Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» (2012 г.) - о философе Монтене:

"На стене его башни красовалось и высказывание латинского поэта Теренция: “Homo sum: humani nil a me alienum puto”. Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо."

(1925 - 1991), (1933 - 2012)

"Понедельник начинается в субботу" (1965 г.), ист. 2 гл. 3: "А может и уступить, махнуть на всё рукой («Живём один раз», «Надо брать от жизни всё», «Ничто человеческое мне не чуждо »), и тогда ему остаётся одно: как можно скорее уходить из института."

(1844 - 1927)

Том 1 "Из записок судебного деятеля" (Издательство "Юридическая литература", Москва, 1966 г.): "Лямбль производил впечатление выдающегося человека и был таковым в действительности. Хозяин в своей части, он не был узким специалистом, а отзывался на всевозможные» духовные запросы человеческой природы. Любитель и знаток европейской литературы, тонкий ценитель искусства, он мог с полным правом сказать о себе «nihil humanum me alienum puto »"

(1860 - 1904)

" " (1886 г.) - слова человека, который недавно похоронил жену, сильно переживал, но вскоре стал развлекаться в женской компании: "Сию минуту-с! - говорит «суетный и фатоватый» человек, поправляя галстух. - Смешно, брат, и жаль, жаль и смешно, но что поделаешь? Homo sum (прим. Начало латинского изречения: Homo sum, humani nihil a me alienum puto (Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо).)... А все-таки хвалю природу-матушку за ее обмен веществ. Если бы у нас оставалось мучительное воспоминание о зубной боли да о тех страхах, которые приходится каждому из нас переживать, будь всё это вечно, скверно жилось бы тогда на свете нашему брату человеку!"

"Мои жены" (1885 г.): "Я не люблю женщин. Я рад бы вовсе не знаться с ними, но виноват ли я, что homo sum et humani nihil a me alienum puto? Кроме права выбора, над человеком тяготеет еще «закон необходимости»."

(1821 - 1881)

" " (1866 г.) ч. 4 гл. 1: "Да ведь предположите только, что и я человек есмь, et nihil humanum ... одним словом, что и я способен прельститься и полюбить (что уж, конечно, не по нашему велению творится), тогда всё самым естественным образом объясняется. Тут весь вопрос: изверг ли я или сам жертва? Ну а как жертва?"

Homo sum, humani nihil a me alienum puto ) - фраза из комедии римского писателя Теренция «Самоистязатель» (1, 1, 25), которая является переделкой комедии греческого писателя Менандра . Часто цитируется по-латыни. У Теренция фраза эта имеет иронический характер: в разговоре двух соседей один упрекает другого, что он вмешивается в чужие дела, передаёт сплетни, не думая о собственном доме. На это другой возражает: «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо»

Менедем :
Неужто мало дела у тебя Хремет?
В чужое дело входишь! Да тебя оно
Совсем и не касается.

Хремет :
Я - человек!
Не чуждо человеческое мне ничто

Выражение может означать:

Примеры цитирования

А я [...] хочу жить, хочу жуировать: homo sum et nihil humani a me alienum puto .

Напишите отзыв о статье "Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо"

Примечания

Литература

  • Крылатые латинские выражения / Авт.-сост. Ю. С. Цыбульник. - М.: АСТ, Харьков, 2005. - 350, с. - (Мировая классика).
  • Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения / Авт. Н. С. Ашукин, М. Г. Ашукина - М.: Правда, Москва, 1986. - 768 с.

Отрывок, характеризующий Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо

– Ростов! Петя! – крикнул в это время Денисов, пробежав поданный ему конверт. – Да как же ты не сказал, кто ты? – И Денисов с улыбкой, обернувшись, протянул руку офицеру.
Офицер этот был Петя Ростов.
Во всю дорогу Петя приготавливался к тому, как он, как следует большому и офицеру, не намекая на прежнее знакомство, будет держать себя с Денисовым. Но как только Денисов улыбнулся ему, Петя тотчас же просиял, покраснел от радости и, забыв приготовленную официальность, начал рассказывать о том, как он проехал мимо французов, и как он рад, что ему дано такое поручение, и что он был уже в сражении под Вязьмой, и что там отличился один гусар.
– Ну, я г"ад тебя видеть, – перебил его Денисов, и лицо его приняло опять озабоченное выражение.
– Михаил Феоклитыч, – обратился он к эсаулу, – ведь это опять от немца. Он пг"и нем состоит. – И Денисов рассказал эсаулу, что содержание бумаги, привезенной сейчас, состояло в повторенном требовании от генерала немца присоединиться для нападения на транспорт. – Ежели мы его завтг"а не возьмем, они у нас из под носа выг"вут, – заключил он.
В то время как Денисов говорил с эсаулом, Петя, сконфуженный холодным тоном Денисова и предполагая, что причиной этого тона было положение его панталон, так, чтобы никто этого не заметил, под шинелью поправлял взбившиеся панталоны, стараясь иметь вид как можно воинственнее.
– Будет какое нибудь приказание от вашего высокоблагородия? – сказал он Денисову, приставляя руку к козырьку и опять возвращаясь к игре в адъютанта и генерала, к которой он приготовился, – или должен я оставаться при вашем высокоблагородии?
– Приказания?.. – задумчиво сказал Денисов. – Да ты можешь ли остаться до завтрашнего дня?
– Ах, пожалуйста… Можно мне при вас остаться? – вскрикнул Петя.
– Да как тебе именно велено от генег"ала – сейчас вег"нуться? – спросил Денисов. Петя покраснел.
– Да он ничего не велел. Я думаю, можно? – сказал он вопросительно.
– Ну, ладно, – сказал Денисов. И, обратившись к своим подчиненным, он сделал распоряжения о том, чтоб партия шла к назначенному у караулки в лесу месту отдыха и чтобы офицер на киргизской лошади (офицер этот исполнял должность адъютанта) ехал отыскивать Долохова, узнать, где он и придет ли он вечером. Сам же Денисов с эсаулом и Петей намеревался подъехать к опушке леса, выходившей к Шамшеву, с тем, чтобы взглянуть на то место расположения французов, на которое должно было быть направлено завтрашнее нападение.
– Ну, бог"ода, – обратился он к мужику проводнику, – веди к Шамшеву.
Денисов, Петя и эсаул, сопутствуемые несколькими казаками и гусаром, который вез пленного, поехали влево через овраг, к опушке леса.

Дождик прошел, только падал туман и капли воды с веток деревьев. Денисов, эсаул и Петя молча ехали за мужиком в колпаке, который, легко и беззвучно ступая своими вывернутыми в лаптях ногами по кореньям и мокрым листьям, вел их к опушке леса.
Выйдя на изволок, мужик приостановился, огляделся и направился к редевшей стене деревьев. У большого дуба, еще не скинувшего листа, он остановился и таинственно поманил к себе рукою.

Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо
С латинского: Homo sum et nihil humanum a me alienum puto (хомо сум эт нихиль хуманум а мэ альенум путо).
Автор выражения римский комедиограф Теренциий (Публий Терен-ций Афр, ок. 195-159 до н. э.) В комедии «Самоистязатель» старец по имени Хремет говорит (действ. 1, сцена 1): «Я - человек! Ничто человеческое мне не чуждо». После постановки этой комедии фраза стала крылатой.

  • - отсылка к прецеденту сожжения на костре члена доминиканского ордена Джордано Бруно, казненного по обвинению в ереси и неподчинении начальству...

    Мир Лема - словарь и путеводитель

  • - физический организм человека. Состоит из воды, БЕЛКОВ и других органических соединений, а также некоторых неорганических...

    Научно-технический энциклопедический словарь

  • - ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕ́ЧЕСКОЕ СТА́ДО первонач. человеч. коллектив, непосредственно сменивший зоологич. объединение ближайших предков человека – предлюдей...

    Философская энциклопедия

  • - «ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ: ЕГО СФЕРА И ГРАНИЦЫ» - одно из последних крупных философских произведений Бертрана Рассела, посвященное преимущественно вопросам эпистемологии и во многом подводящее итог его...

    Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • - первоначальный человеческий коллектив, непосредственно сменивший зоологич. объединения ближайших животных предков человека...

    Советская историческая энциклопедия

  • - условное название первоначального человеческого коллектива, непосредственно сменившего зоологические объединения ближайших животных предков человека...

    Большая Советская энциклопедия

  • - не чу/ждо, в знач....

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - С немецкого: Menschliches, allzumenschliches. Из работы «Книга для свободных умов» немецкого философа Фридриха Ницше...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - челове́ческое ср. разг. 1. То, что отличается человечностью, гуманностью. 2. То, что отличается сердечностью, теплом...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - чу́ждо нареч. качеств. Отчужденно...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - См. ДОБРО - МИЛОСТЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - сущ., кол-во синонимов: 8 люди общество потомки адама род людской род человеческий сыны адама сыны земли человечество...

    Словарь синонимов

  • - гомо сапиенс, мыслящий тростник, рожденный женщиной, царь природы, венец творения, человек, смертный, двуногий,...

    Словарь синонимов

  • - далеко, инородно,...

    Словарь синонимов

"Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо" в книгах

Глава одиннадцатая. НИЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ...

Из книги Дзержинский автора Кредов Сергей Александрович

Глава одиннадцатая. НИЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ... На этот раз Феликс, совершая свой побег, стремился не только к борьбе, но и к счастью. Он оставил в Вильно девушку, ради которой готов был преодолеть тысячи километров.С долгой дороги беглец отправился первым делом к двоюродной

3. Ничто человеческое

Из книги Статьи из журнала «Искусство кино» автора Быков Дмитрий Львович

3. Ничто человеческое Если кто не видел картины (хотя ее прокатная судьба обещает быть успешной), скажу вкратце: это история о том, как маршал Жуков и Штирлиц объединились для спасения подставленного мафией следователя Подберезовикова, что репетировал «Гамлета» в одном

Человеческое, слишком человеческое с двумя продолжениями

Из книги Сумерки идолов. Ecce Homo (сборник) автора Ницше Фридрих Вильгельм

Человеческое, слишком человеческое с двумя продолжениями 1«Человеческое, слишком человеческое» есть памятник кризиса. Оно называется книгой для свободных умов: почти каждая фраза в нем выражает победу - с этой книгой я освободился от всего не присущего моей натуре. Не

Человеческое. Слишком человеческое С двумя продолжениями {67}

Из книги Ecce homo. Как становятся собою автора Ницше Фридрих Вильгельм

Человеческое. Слишком человеческое С двумя продолжениями{67} 1«Человеческое, слишком человеческое» есть памятник кризиса. Оно называется книгой для вольных умов: почти каждая фраза в нём выражает победу - этой книгой я освободился от всего не присущего моей натуре. Не

НИЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ…

автора Богат Евгений

НИЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ…

Ничто человеческое…

Из книги Ничто человеческое... автора Богат Евгений

Ничто человеческое… Перрон был похож на клумбу, и в толпе людей с целыми охапками роз и георгинов Леонид Аристархович, известный человек в нашем городе, выглядел несколько странно: в руках у него был не букет, а нечто непонятное, неправильной формы, наглухо закрытое

Человеческое, слишком человеческое. С двумя продолжениями

Из книги Ecce Homo. Как становятся самим собой автора Ницше Фридрих Вильгельм

Человеческое, слишком человеческое. С двумя продолжениями 1 «Человеческое, слишком человеческое» есть памятник кризиса. Оно называется книгой для свободных умов: почти каждая фраза в нем выражает победу – с этой книгой я освободился от всего не присущего моей натуре. Не

Ничто человеческое

Из книги Гопакиада автора Вершинин Лев Рэмович

Ничто человеческое Итак, Иван Мазепа-Калединский. Не человек, право слово, а лакмус, четко определяющий, кто есть кто. Или герой, хоть в святцы пиши, или предатель из предателей, такой, что генерал Власов совокупно с Иудой нервно курят в сторонке.А так не бывает. Ибо жил

Ничто человеческое им не чуждо

Из книги История людей автора Антонов Антон

Ничто человеческое им не чуждо На дворе двадцать первый век, и мы привыкли считать себя цивилизованными людьми. Однако если взглянуть на вещи непредвзято, то оказывается, что в нас столько много всего обезьяньего, что даже как-то неловко становится за сторонников

Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо С латинского: Homo sum et nihil humanum a me alienum puto [хомо сум эт нихиль хуманум а мэ альенум путо].Автор выражения римский комедиограф Теренциий (Публий Теренций Афр, ок. 195-159 до н. э.) В комедии «Самоистязатель» старец по имени Хремет говорит

Ничто человеческое мне не чуждо

Из книги Я был бы счастлив, если бы не... Избавление от любого рода зависимостей автора Фрейдман Олег

Ничто человеческое мне не чуждо Во мне сто «Я», и этим я велик. Если я уничтожаю хотя бы одно «Я», то уничтожаю часть себя и делаю себя инвалидом. По этой причине нельзя уничтожать в себе даже такое «Я», как наркоман.Великий парадокс.Что происходит при попытке уничтожить

НИЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ НЕ СОВЕРШЕННО

Из книги Аутогенная тренировка автора Линдеман Ханнес

НИЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ НЕ СОВЕРШЕННО Чаще всего аутогенной тренировкой занимаются люди, которые не считают себя ни здоровыми, ни больными. Если руководитель курсов задаст им вопрос, кто из них чувствует себя здоровым, а кто больным, то выяснится, что большинство либо не могут

1. Признайте, что ничто человеческое вам не чуждо

Из книги Или вы побеждаете, или вы учитесь автора Максвелл Джон

1. Признайте, что ничто человеческое вам не чуждо Неважно, как усердно мы работаем, насколько одаренны и какую высокую планку себе задаем – мы будем ошибаться и терпеть поражения. Почему? Потому что мы – люди. Никто не совершенен, и неприятности, переживаемые нами, –

Может ли христианин руководствоваться изречением: «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо»?

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Может ли христианин руководствоваться изречением: «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо»? Иеромонах Иов (Гумеров)Высказывание «Homo sum, humani nihil a me alienum puto», ставшее афоризмом, впервые появилось в 162 году до Р.Х. в комедии Публия Теренция Афра (ок. 195–159 до Р.Х.)

11. Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою. 12. Будешь искать их, и не найдешь их, враждующих против тебя; борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто; 13. ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, г

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

11. Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою. 12. Будешь искать их, и не найдешь их, враждующих против тебя; борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто; 13. ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за

  1. говорящий, как и все прочие, не чужд человеческих слабостей и заблуждений;
  2. что ему глубоко небезразличны несчастья и радости других,интересует жизнь во всех проявлениях, он способен понять, откликнуться, сострадать;
  3. широту интересов говорящего

У Теренция фраза эта имеет иронический характер: в разговоре двух соседей один упрекает другого, что он вмешивается в чужие дела, передаёт сплетни, не думая о собственном доме. На это другой возражает: «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо».


Менедем:
Неужто мало дела у тебя Хремет?
В чужое дело входишь!
Да тебя оно совсем и не касается.
Хремет: Я -человек! Не чуждо человеческое мне ничто (Homo sum, humani nihil a me alienum puto )

Выражение очень известное, а об авторе у меня не было никакой информации. Этот афоризм я взяла в качестве описания своего блога, естественно мне захотелось узнать об истории возникновения этой "крылатой" мысли, а найдя имя автора, у меня возник интерес к его судьбе и творчеству. Я погрузилась в интернет...

Честно говоря, я впервые узнала это имя - ТЕРЕНЦИЙ ПУБЛИЙ , ТЕРЕНЦИЙ , ПУБЛИЙ ТЕРЕНЦИЙ АФР (Publius Terentius Afer) (около 190—159 до н. э.) - римский комедиограф.

Публий Теренций носил прозвище Африканец. Оно связано с происхождением драматурга. Пленный раб из Карфагена , он находился в услужении у богатого римского сенатора, который, обратив внимание на его ум и способности, дал ему образование, свободу и, как это было принято у римлян в отношении отпущенных на свободу рабов, своё имя.

Высказывания, цитаты и афоризмы Теренция Публия

  1. Ничего нельзя сказать такого, что не было бы сказано раньше.
  2. Мудрому все дела следует решать словами, а не оружием.
  3. Благоразумному подобает все испробовать, прежде чем прибегать к оружию.
  4. Быть мудрым — значит видеть не только то, что под ногами, но и предвидеть будущее.
  5. Воздавайте равным за равное.
  6. Все мы, когда здоровы, легко даем хорошие советы больным.
  7. Вся моя надежда — на себя самого.
  8. Высшее право часто есть высшее зло.
  9. Главное правило в жизни — ничего сверх меры.
  10. Глубоко заблуждается тот, кто считает более прочной и твердой власть, покоящуюся на силе, чем ту, которая основана на любви.
  11. Дурное начало — дурной конец.
  12. Женщина женщину скорее поймет.
  13. Крайнее соблюдение законности может оказаться крайним беззаконием.
  14. Когда двое делают одно и то же, то одному это можно делать безнаказанно, а другому — нельзя.
  15. Когда двое делают одно и то же, это уже не одно и то же.
  16. Когда дух колеблется, можно любой малостью склонить его в ту или иную сторону.
  17. Лесть порождает друзей, истина — ненавистников.
  18. Любовь может изменить человека до неузнаваемости.
  19. Не покупаю надежду за деньги.
  20. Нет ничего такого, что нельзя было бы извратить плохим пересказом.
  21. Никто не хочет быть в родстве с нищим.
  22. Одна ложь родит другую.
  23. Превратный смысл легко придать чему угодно злостным толкованьем.
  24. Рабство - тюрьма души.
  25. С годами мы умнеем.
  26. Сколько людей, столько и мнений.
  27. Смелым помогает судьба.
  28. Ссора влюбленных — возобновление любви.
  29. Старость сама по себе болезнь.
  30. С умного хватит и намека.
  31. Так как вы не можете делать все что хотите, то желайте только того, что можете сделать.
  32. У всякого свой нрав.
  33. Это замысел безумных, а не влюбленных.
  34. Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо.

Может ли христианин руководствоваться изречением: «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо»?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Высказывание «Homo sum, humani nihil a me alienum puto», ставшее афоризмом, впервые появилось в 162 году до Р.Х. в комедии Публия Теренция Афра (ок. 195 - 159 до Р.Х.) «Heautontimorumenos» («Наказывающий сам себя»; в русских изданиях - «Самоистязатель»). В пьесе рассказывается, как Клиния, сын старика Менедема, влюбился в соседскую девушку. Отец, чтобы прекратить общение, обошелся с сыном сурово. Клиния уехал из дома и поступил на военную службу. Отца сильно мучила совесть. Он стал изнурять себя непосильным трудом в поле, исполняя работу, которую раньше делали его рабы. Старик сосед Хремет спрашивает Менедема, почему он с утра до вечера себя изнуряет, имея богатое поместье и рабов: «Ни отдыху, ни сроку не даешь себе». И слышит в ответ:

Менедем

Неужто мало дела у тебя, Хремет?
В чужое дело входишь! До тебя оно
Совсем и не касается.

Хремет

Я человек!
Не чуждо человеческое мне ничто.
Дозволь вопрос, дозволь и увещание.
Коли ты прав, так буду поступать и я,
Не прав - я отклонить тебя попробую.

(Акт 1. Сцена 1)

Слова Хремета стали афоризмом. Но вряд ли Теренций предполагал, что они будут одним из самых известных афоризмов и много веков спустя. Не мог он предвидеть и того, что в эти слова будут вкладывать совсем иной смысл, чем они имели первоначально. В словах Хремета выражена мысль о причастности человека ко всему человеческому - о соучастии человека в радостях и печалях другого человека. В древнеримской литературе это изречение стало выражением идеи общественного единства, ибо все люди имеют одну природу. Так, Луций Анней Сенека (ок. 4 до Р.Х. - 65 по Р.Х.) писал: «Природа производит нас всех братьями, сделанными из одних и тех же элементов, назначенными к одним и тем же целям. Она вкладывает в нас чувство любви, делая нас общительными, дает жизни закон равенства и справедливости, и, согласно ее идеальным законам, нет ничего более низменного, чем обидеть, лучше уж быть обиженным. Она заставляет нас быть готовыми оказывать помощь и делать добро. Сохраним же в сердцах и на устах слова: “Я - человек, и ничто человеческое мне не чуждо” . Будем же всегда помнить, что мы рождены для общества, а наше общество - это что каменный свод, который только потому не падает, что камни, опираясь один на другой, поддерживают друг друга, а они, в свою очередь, крепко держат свод» (Сенека Луций Анней . Нравственные письма к Луцилию. Письмо XCV).

Ранее и Марк Туллий Цицерон (106-43 до Р.Х.) использовал афоризм Теренция: «Природа создала нас для того, чтобы мы разделяли между собой всю совокупность прав и пользовались ими все сообща. И я, говоря “природа”, хочу, чтобы во всем этом рассуждении меня так и понимали. Но испорченность, связанная с дурными наклонностями, так велика, что от нее как бы гаснут огоньки, данные нам природой, и возникают и укрепляются враждебные им пороки. И если бы люди - как по велению природы, так и в силу своего суждения - признавали, что “ничто человеческое им не чуждо”, как говорит поэт, то все они одинаково почитали бы право» (Цицерон Марк Туллий . Диалоги. М., 1994. С. 99).

Обоснование верной идеи единства человечества как у Цицерона, так и у Сенеки имеет натуралистический характер. Библейско-христианское учение преодолевает ограниченность языческого мировоззрения. Апостол Павел, выступая в ареопаге, дал точное богословское обоснование идеи единства человеческого рода: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» (Деян. 17: 26). Господь Творец не только произвел всех людей от одного человека (Адама), но и положил основные законы жизни человечества и главную цель человеческой жизни - стремление к Богу (чтобы «они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17: 27). После Боговоплощения и Искупительной Жертвы Иисуса Христа подлинное единство человечества возможно только во Христе.

Ни в период раннего христианства, ни в средние века к афоризму Теренция христиане не обращались. Лишь в эпоху Ренессанса, когда возникла гуманистическая философия, афоризм Теренция стал использоваться для апологии человека и оправдания его слабостей и даже пороков. Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) писал: «Человека по праву называют и считают великим чудом, живым существом, действительно достойным восхищения» («Речь о достоинстве человека»). Эразм Роттердамский (1466-1536), отвечая на резкие и грубые высказывания М. Лютера, замечает: «Если бы ты ограничился двумя или тремя выпадами, могло бы показаться, что они вырвались у тебя случайно, но эта книга повсюду кипит поношениями! Ими ты начинаешь, ими ты и заканчиваешь. Если бы ты удовлетворился одной из насмешек такого рода, как называя меня “бревном”, “ослом” или “грибом”, я бы не ответил ничего, кроме слов: “Я - человек, и, думаю, ничто человеческое мне не чуждо» (Эразм Роттердамский. Гипераспистес // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986. С. 582).

Нравственный антропоцентризм гуманистов неизбежно вел и привел к разрыву с великой христианской традицией, направленной на возрождение человека путем духовного врачевания падшего человеческого естества. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4: 13). Священное Писание и святые отцы открыли путь победы над грехом: «Никто, согрешая, не может представлять в извинение греха немощь плоти. Ибо единение с Богом-Словом, разрешением клятвы, восстановило в силе все естество, сделав таким образом неизвинительным для нас склонение произволения на страсти. Божество Слова, будучи всегда по благодати соприсуще верующим в Него, заглушает закон греха, сущий во плоти» (преподобный Максим Исповедник).

Дух примиренности с грехом и самооправдания породил постепенно различные идеологии безбожия и человекобожия. Ф.М. Достоевский в диалоге Ивана Карамазова с князем тьмы показывает демоническую природу человеческого самооправдания. Явившийся Ивану собеседник говорит: «Сатана sum et nihil humanum a me alienum puto». «Как, как? Сатана sum et nihil humanum… это неглупо для черта!» - восклицает Иван и слышит в ответ: - «Рад, что наконец угодил» (Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Т. 15. М., 1976. С. 74). Преподобный Иустин (Попович), комментируя это место романа «Братья Карамазовы», говорит: «Тайна личности Ивана раскрыта. Она состоит в интеллектуальном родстве и интимных дружеских отношениях с диаволом. И как диавол говорит Ивану: “Я - сатана, и поэтому ничто человеческое мне не чуждо”, с таким же правом и Иван может сказать диаволу: “Я - человек и думаю, что ничто сатанинское мне не чуждо”. Человек и диавол становятся как бы синонимами; они могут соперничать друг с другом и заменять один другого в нашем человеческом мире, а возможно, и еще в каких-то других мирах» (Иустин (Попович) , преподобный. Ф.М. Достоевский о Европе и славянстве. Глава «Тайна атеистической философии и анархистской этики»).

В современной жизни и культуре афоризм «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо» стал удобной и емкой формулой самооправдания всех, кто не хочет идти тесным путем спасения. Кто не хочет жить по заповедям Божиим, тот добровольно подчиняется власти демонов, ибо «кто делает грех, тот от диавола» (1Ин. 3:8). Однако, слово Божие увещевает беспечных: «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6: 7-8).