Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. Преодоление объективных трудностей согласования прилагательных с существительными у дисграфиков Нет существительных согласующихся с прилагательным


Сначала проверьте, насколько правильно ребе­нок употребляет окончания имен прилагательных при их согласовании с существительными. С этой целью предложите ему назвать цвет каждого изо­браженного на картинках предмета, ставя для это­го соответствующие вопросы («Карандаш ка­кой?» - ЧЕРНЫЙ; «Лента какая?» - ЧЕР­НАЯ; «Платье какое?» - ЧЕРНОЕ; «Перчатки какие?» - ЧЕРНЫЕ). Во всех этих случаях ре­бенок должен будет согласовать прилагательные с существительными в роде и числе. (Здесь специ­ально взяты безударные окончания имен прилага­тельных).

Что касается правильности употребления ре­бенком падежных окончаний прилагательных, то для выяснения этого вопроса обратитесь к стр. 267. К слову ЗЕБРА добавьте прилагательное ПОЛОСАТАЯ. Далее ребенок отвечает на те же самые Ваши вопросы, что и при «склоне­нии» имен существительных, а именно: «Кто си­дит в клетке?» (ПОЛОСАТАЯ ЗЕБРА); «Для кого готовят обед?» (Для ПОЛОСАТОЙ ЗЕБ­РЫ); «Кому дают есть?» (ПОЛОСАТОЙ ЗЕБ­РЕ) и т.д. Точно так же, используя эти картин­ки, можно подобрать имена прилагательные к существительным мужского рода и к существи­тельным множественного числа, например: ХРАБРЫЙ ТИГР, ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ. Об­ратите внимание на различие окончаний прила­гательных мужского и женского рода, а также прилагательных множественного числа в одном и том же (например, родительном) падеже: ПО-ЛОСАТ-ОЙ ЗЕБРЫ, ХРАБР-ОГО ТИГРА, ДИК-ИХ ЖИВОТНЫХ. Окончания при­лагательных среднего рода однотипны с окончаниями прилагательных мужского рода, за исключением именительного и винительного падежа. Например: ХРАБР-ОГО ТИГРА - ГО-ЛУБ-ОГО НЕБА, ХРАБР-ЫМ ТИГРОМ -ГОЛУБ-ЫМ НЕБОМ и т.п.



Если проверка покажет, что ребенок допускает ошибки в окончаниях имен прилагательных, то Для преодоления имеющихся затруднений используйте предлагаемые ниже задания.

Задание 1.

Предложите ребенку одно и то же имя прила­гательное употребить с именами существительны­ми мужского, женского и среднего рода, а также с существительным множественного числа. Сделать это можно при помощи следующих вопросов.

Слон КАКОЙ? (БОЛЬШОЙ);

Слониха КАКАЯ? (БОЛЬШАЯ);

Море КАКОЕ? (БОЛЬШОЕ);

Моря КАКИЕ? (БОЛЬШИЕ).

Конфета КАКАЯ? (СЛАДКАЯ);

Сахар КАКОЙ? (СЛАДКИЙ);

Пирожное КАКОЕ? (СЛАДКОЕ);

Вафли КАКИЕ? (СЛАДКИЕ).

Как видим, в первой группе примеров окончания имен прилагательных ударные, как и в самом вопросе (КАК-ОЙ? - БОЛЬШ-ОЙ, КАК-АЯ? - БОЛЬШ-АЯ, КАК-ОЕ? -БОЛЬШ-ОЕ, КАК-ЙЕ? - БОЛЬШ-ИЕ), что существенно облегчает для ребенка его задачу. К тому же нужно голосом подчеркнуть совпаде­ние окончаний в вопросах и в самих именах прилагательных, что поможет ребенку при выбо­ре окончаний имен прилагательных.

Во второй группе примеров окончания прилага­тельных безударные, но поставленный к ним вопрос может послужить для ребенка хорошим ориентиром-

Задание 2.

Предложите ребенку подобрать подходящее прилагательное (то есть признак предмета) к на­званному Вами существительному, внимательно следя при этом за правильностью окончаний имен прилагательных, например: Лента (ГОЛУБАЯ, ДЛИННАЯ, ШИРОКАЯ, ШЕЛКОВАЯ и т.п.); арбуз (КРУГЛЫЙ, БОЛЬШОЙ, ТЯЖЕЛЫЙ, СПЕЛЫЙ, СОЧНЫЙ); платье (ДЛИННОЕ, УЗ­КОЕ, ШЕЛКОВОЕ, ЗЕЛЕНОЕ, НАРЯДНОЕ, ВЫХОДНОЕ); вишни (СПЕЛЫЕ, СОЧНЫЕ, КРУПНЫЕ, КРУГЛЫЕ).

Задание 3.

Предложите ребенку определить правильные сочетания слов и исправить их в том случае, если они окажутся неправильными. Для этого после каждого произнесенного Вами словосочетания спросите ребенка: «Правильно ли это?» И далее: «А как нужно сказать правильно?» Приведем не­сколько примерных словосочетаний, число кото­рых при необходимости может быть увеличено.

Голубое небо

Соленый соль

Красивая роза

Красивый ромашка

Большая стакан

Серебристый роса

Колючий елка

Горячий чай

Горький горчица

Душистая сирень

Голубая цветы

Белый облака

Помимо специального упражнения в правиль­ном употреблении окончаний имен прилагатель­ных нужно следить и за правильностью их упот­ребления в повседневной речи ребенка. Все это будет способствовать не только преодолению аграмматизмов в его устной речи, но одновременно и их предупреждению на письме. Значительно легче усвоит ребенок и правила склонения имен прилагательных, которые будут изучаться в школе.

, учитель-логопед, МОУ “СОШ № 28” г.Сыктывкара.

Особое значение в общей системе по преодолению речевого недоразвития у учащихся начальных классов придается упорядочению грамматического строя речи. Основное внимание здесь нужно уделять не только исправлению ошибок, но и формированию языковых обобщений, чтобы дети осознали правильное употребление рода и числа существительного, его согласование с прилагательными, числительными; образование множественного числа, употребление предлогов, формы падежного управления.

При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, так же грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

Обучение согласованию различных частей речи следует начинать с согласования прилагательных с существительными . При этом необходимо параллельно вести работу по развитию словарного запаса учащихся.

Овладение практикой согласования имен прилагательных с именами существительными начинается с осваивания согласования прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа, затем в косвенных падежах, а также способы использования словосочетаний, построенных на основе согласования, при составлении собственного связного высказывания.

Специфическим отличием при обучении этому материалу является то, что на примере согласования ученики осваивают условия, определяющие правильность построения словосочетания: слова в словосочетании должны быть связаны по смыслу и грамматически.

Специфика использования согласования в самостоятельной речи детей связана с общими

недостатками, затрудняющими освоение грамматического строя детьми с речевой патологией. В их устной речи наблюдаются многочисленные недочеты:

  • генерализация окончаний - окончание прилагательного полностью совпадает с окончанием имени существительного, например, “под большОМ дубОМ”.
  • ошибочная идентификация грамматических признаков имени существительного, приводит к тому, что эти же неправильные категории присваиваются прилагательному. Это свидетельствует не столько о недостатках согласования, сколько о неумении определять грамматические категории имени существительного, например, “под огромнОЙ дубОЙ”.
  • трудности удержания грамматической связи в дистантных конструкциях. Например, ученик, подбирая определения к слову “солнышко”, по мере удаления от этого слова теряет формальную связь между прилагательным и существительным: “солнышко яркое, блестящее, теплый, весенний и т.п.”.
  • неполноценность звуко-буквенных обобщений приводит к тому, что окончания прилагательных в сознании ребенка носят неустойчивый размытый характер. В результате в устной речи не всегда можно четко проконтролировать, какое окончание использовал ребенок. Порой наблюдается даже такое явление как “зажевывание” окончаний. Ребенок вроде бы какое-то окончание проговаривает, но оно произносится настолько смазано, что не поддается транскрибированию.

    Естественно, что эти недостатки позже проявятся на письме и могут послужить значительным препятствием при записи сочинений и изложений.

    Особенностью работы над освоением согласования является привлечение письменного материала для анализа. Это позволяет добиться наглядных представлений о явлении согласования.

    Если на уроках русского языка согласование является объектом только лингвистического анализа, то на логопедических занятиях оно прежде всего оказывается объектом практического освоения. Поэтому на уроке русского языка учат подбирать окончание имени прилагательного по вопросу, который ставится от существительного, например:

    какОЙ? деревяннЫЙ

    какАЯ? деревяннАЯ

    какОЕ? деревяннОЕ

    какОМУ? деревяннОМУ

    какОЙ? деревяннОЙ

    какОМУ? деревяннОМУ

    Алгоритм следующий: ребенок интуитивно определяет грамматическую форму имени существительного и подбирает к этой форме необходимый вопрос.

    Попытка напрямую перенести этот опыт на логопедические занятия, как правило, требует много сил и времени. Чтобы избежать проблем, необходимо разбить обучение на два этапа.

    1. На первом этапе у учащихся формируются умения ставить вопрос от существительного к прилагательному в именительном падеже.
    2. На втором этапе осваиваются способы постановки вопросов в косвенных падежах и использование вопросов в качестве вспомогательных средств.

    Остановимся подробнее на первом этапе.

    У учащихся уже должны быть сформированы представления о родовой принадлежности имен существительных на основе звукового анализа. Для этого отбираются системные формы, окончания которых указывают на род. Ученики умеют соотносить эти существительные с личными местоимениями “он”, “оно”, “она”, “они” и притяжательные местоимения “мой”, “моя”, “моё”, “мои”. На основе этого соотнесения проводится обучение согласованию. На доске и голосом в устной речи выделяются окончания, которые и являются ориентиром для образования нужной формы прилагательного:

    ложкА онА мОЯ болъшАЯ окончание).

    блюдО онО мОЁ болъшОЕ

    Выделение и соотнесение окончаний является механизмом, который впоследствии обеспечит навыки оформления согласования и в устной и в письменной речи. Далее ученикам предлагается соотнести звучание и написание окончаний имен прилагательных и окончание вопросов к ним. Ученики находят общее и отличное, выявляются варианты окончаний имен прилагательных. Формируется алгоритм грамматического действия:

    Окончание

    названия

    предмета

    Окончание

    названия

    признака

    предмета

    Постепенно вопросы начинают играть роль вспомогательного средства. По мере того, как ученики осваивают постановку вопроса от главного слова к зависимому в словосочетании, номенклатура вопросов расширяется и обучающиеся осваивают постановку вопросов в косвенных падежах в единственном и множественном числе.

    Для того, чтобы дети осваивали многовариативные окончания имен прилагательных, необходимо проводить длительную работу по автоматизации и дифференциации флексий. Только в ходе длительной отработки у учащихся формируются устойчивые звуко-буквенные представления о их составе. Поэтому на протяжении всего времени обучения логопед возвращается к теме согласования, предлагая ученикам выполнить различные виды упражнений:

    * Подстановочного характера :

    • дописать окончания в прилагательных по образцу /мудрая пословица, зелен... улица/ в словосочетаниях, предложениях;

    “Подбери предмет к признаку” - Морозный…, морозная…, морозное…

    “Подбери признак к предмету” - елка (какая?) - …, Дед Мороз (какой?) - …

    Подобрать как можно больше признаков к слову зима : снежная, суровая, холодная…

    Вставить в словосочетание (предложение) подходящий признак.

    *Корректорского типа, на преобразование готовых образцов

    “Исправь ошибку” - красивая сапоги, теплый шапка…

    *На классификацию

    Выбрать картинки, к которым можно поставить вопрос – Какое? (какая?, какие?)

    Из предложенных слов выписать прилагательные;

    *Составление словосочетаний и предложений

    составить словосочетание с данным словом /снежная, скользкий, морозное/;

    * Дидактические игры : “Назови цвет” - моковь (какая?)… оранжевая и т.д.

    “Назови форму” - огурец (какой?)…овальный и т.д.

    “ Подбери признак” - яблоко (какое?)…

    “Отгадай, что это?” - Круглый, полосатый, сахарный?,

    “Волшебный мешочек”, “Лото” (1: логопед – предмет, дети – цвет (материал), 2: логопед – цвет, дети – предмет).

    Трудность усвоения системы словоизменения прилагательных связана с их отвлеченной семантикой, т. е. с отсутствием жестко привязанных значений слов к признакам. Позднее появление в речи детей прилагательных, обозначающих признаки, свойства предметов, обусловлено тем, что для выделения из образа предмета какого-либо признака нужен достаточно высокий уровень интеллектуального развития.

    Учитывая грамматические особенности прилагательных (зависимость их формы от грамматической категории существительного), удобно отрабатывать согласование данных частей речи в роде и числе через повышенное внимание к окончанию имени прилагательного.

    Предъявление материала с повышенной наглядностью и выделением составных частей слова значительно упрощает усвоение ребенком категорий рода и числа.

    Первый вариант. Отрабатывается согласование прилагательных, обозначающих цвет, с существительными мужского, женского и среднего рода.

    Готовятся карточки, раскрашенные в основные цвета. К ним прилагается набор цветных картинок, обозначающих существительные разного рода. Под картинками крупно (3-4 см) пишутся родовые окончания прилагательных. Логопед называет предмет на картинке и соответствующее ему прилагательное, но не договаривает окончание. Ребенок находит карточку соответствующего цвета. Кладет картинку к карточке и произносит прилагательное полностью.

    Картинки соответствующих цветов:

    Второй вариант.

    На карточках крупного формата (половина альбомного листа) одним из основных цветов печатаются окончания единственного и множественного числа прилагательных. В нижней части карточки крепятся прозрачные кармашки (можно прошить скрепкосшивателем прямоугольники из папок-уголков).

    Ребенку предлагается выбрать картинку определенного цвета, назвать словосочетание (например, “желтая репка”) и положить картинку в кармашек к соответствующему окончанию прилагательного.

    Третий вариант. На большой карте с изображением продуктов питания (используются карты из различных лото) под картинками печатаются соответствующие слова. На квадратиках подходящего к картинкам размера крупно пишутся окончания прилагательных “вкусный”, “съедобный” или “душистый”. Логопед спрашивает ученика: “Огурец – какой?” “Мороженое – какое?” Ребенок отвечает: “Вкусный”. “Вкусное”. Потом находит нужное окончание прилагательного и кладет карточку на картинку со словом.

    Окончания.

    Четвертый вариант. Подбираются картинки копытных животных (корова, кабан, жираф, овца, лошадь, ослик, зебра, бегемот). Оформляются карточки для чтения с названиями этих животных. На отдельной карте печатается слово “копытный” без окончания. Окончания – АЯ, – ЫЙ пишутся на квадратиках (6x6 см). Сначала ребенок подбирает подписи к картинкам, затем ищет нужное окончание к словам “копытный” или “копытная” и кладет к карточке со словом без окончания.

    Тему “Животные” можно аналогично отработать с прилагательным “хвостатый”, согласуя его с существительными мужского и женского рода.

    Закрепление согласования прилагательного с существительным проводится сначала в словосочетаниях, далее – в предложениях различной структуры, позднее – в связной речи.

    Виды заданий.

    Подбор слов-определений к существительным.

    Логопед говорит, что теперь нужно будет сказать как можно больше слов про снег, снежинку, ветер, мороз. За каждое слово ребенок получает снежинку или фишку. В конце упражнения проводится подсчет фишек.

    Подбор существительных к прилагательным.

    На полосах бумаги написаны прилагательные. Ученики должны подобрать к ним существительные.
    Свежая, свежие, свежий, свежее.
    Горошек, ягоды, молоко, ландыш, полотенце.

    Ученики узнают предмет по признакам и записывают его название.

    Весеннее, чистое, голубое … (небо).
    Звонкий, быстрый, прозрачный … (ручей).
    Интересная, смешная, поучительная … (книжка).
    Хищный, голодный, злой … (зверь).
    Летнее, желтое, горячее … (солнце).
    Зеленый, душистый, свежий … (ландыш).

    Согласование прилагательных с существительными.

    Игра “Про что я задумала”. На доске вывешивается несколько картин с изображением солнца, облаков, снегопада, туч... Логопед называет прилагательное, а дети подбирают подходящее слово, опираясь на картинку. Другой вариант, дети заканчивают предложение таким образом, повторяя затем все предложение, например: “Дует холодный... ветер. По небу плывут... облака”.

    Чудесный мешочек
    Цель: закрепить названия предметов и их свойства.
    Оборудование: непрозрачный мешочек, предметы по теме.
    Ход: перед игрой ознакомьте ребенка с предметами их свойствами, дайте ребенку потрогать предмет.
    1 вариант: ребенок по очереди достает из мешочка предметы, называет их и отвечает на вопросы взрослого об их свойствах.
    2 вариант: ребенок должен в мешочке нащупать предмет и назвать его, не глядя.

    3 вариант: ребенок должен в мешочке нащупать предмет и, не называя предмет, перечислять его свойства, дети отгадывают предмет по описанию.

    Что бывает в это время года
    Цель: закрепить понятие о явлениях, происходящих в данное время года, активизировать словарь по теме.
    Оборудование: картинки с изображением явлений, происходящих в разное время года (например, “Зимний лес”, “Цветущий луг” и так далее).

  • В карман таблицы ученики вставляют подходящее окончание прилагательного, читают получившееся словосочетание и записывают его в тетрадь.
    Сладк.. (печенье), легк.. (задача), мелк.. (озеро), тяжел.. (портфель).
  • К существительным в правой колонке ученики подбирают прилагательные, образуя их от существительных левой колонки.
    Ночь - тишина. (Ночная тишина.)
    Весна - ветер.
    Лес - озеро.
    Пух - одеяло.
    Вкус - еда.
    Чай - куст.

    Слуховой диктант.

    Ученики записывают словосочетания в единственном числе в первый столбик, во множественном - во второй.
    Новая школа. Летние дожди. Дальние поля. Летняя ночь. Высокое дерево. Дальнее поле. Высокие деревья. Летний дождь. Новые школы. Летние каникулы.

    Работа с деформированными предложениями.

    Ученики составляют предложения, записывают их в тетрадь и подчеркивают волнистой линией прилагательные, прямой - относящиеся к ним существительные.
    Душистый, на, почки, деревьях, набухли. (На деревьях набухли душистые почки.)
    По, клювом, сухой, забарабанил, дереву, дятел. (Дятел забарабанил клювом по сухому дереву.)
    Над, вспорхнула, поляной, бабочка, пестрый. (Над поляной вспорхнула пестрая бабочка.)
  • Логопед читает стихотворение, ученики перечисляют встречающиеся в нем прилагательные.
    Есть сладкое слово - конфета,
    Есть быстрое слово - ракета,
    Есть кислое слово - лимон,
    Есть слово с окошком - вагон,
    Есть слово колючее - еж,
    Есть слово промокшее - дождь,
    Есть слово зеленое - ель,
    Есть слово упрямое - цель.
  • Ученики описывают овощи и фрукты по плану.
    Цвет, форма, величина, вкус овоща (фрукта), блюда, которые из него можно приготовить.
  • Игра “Один - много”. Ученики образуют словосочетания во множественном числе от единственного.
    Интересная книга - интересные книги.
    Спелая груша - …
    Душистый ландыш - …
    Полное ведро - …
    Чистое стекло - …
    Сочный арбуз - …
    Дождливый день - …
    Грозовая туча - …

    Игра с мячом “Наоборот”. Один ученик называет словосочетание и бросает мяч другому. Тот называет словосочетание, противоположное по смыслу.
    Холодная вода - горячий песок.
    Светлые волосы - …
    Добрый человек - …
    Трудолюбивая девочка - …
    Ранняя весна - …
    Высокое дерево - …
    Веселая песня - …
    Глубокий пруд - …
    Солнечный день - …
    Хорошая хозяйка - …

    Работа с индивидуальными карточками.

    Ученики находят в тексте прилагательные и подчеркивают их волнистой линией.

    Работа над согласованием существительного с прилагательным
    Учитель. Подберите нужные признаки к словам-опорам, поставив их в нужную форму.
    На доске ставятся карточки со словами-признаками.
    Слова-признаки: теплый, легкий, ласковый, воздушный, нежный, перелетный, яркий.
    Солнце - теплое, ласковое, яркое.
    Облака - легкие, воздушные.
    Цветы - нежные.
    Птицы - перелетные.

    Список использованной литературы.

    1. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи – М.: АРКТИ, 1997
    2. Грибова О.Е. Методика развития речи учащихся вторых классов школы v вида (I отделение) на уроках “окружающий мир (развитие речи)” - ж. “ШКОЛЬНЫЙ ЛОГОПЕД” №4, 2009, с. 5-8
    3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах – М.: ВЛАДОС, 1999
    4. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда – М.: ГНОМ и Д, 2008
    5. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003
    6. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. - https://med-tutorial.ru/med-books/book/70/
  • Конспект открытого фронтального логопедического занятия

    Тема:

    «Согласование имен прилагательных с именами существительными в падеже»

    Цель:

    Совершенствовать навыки согласования имен прилагательных с именем существительными в падеже

    Задачи:

    Активизировать словарный запас на материале прилагательных в рамках лексической темы «Зима». Учить обобщать и делать выводы.

    Формировать практические навыки правильного употребления прилагательных, согласования их с существительными в роде, числе, падеже.

    Развивать слуховое внимание, оперативную слухоречевую память.

    Формировать и развивать УУД

    Оборудование:

    нетбук, программа компьютерный практикум по логопедии для младших школьников, проектор, рабочие тетради, дидактический материал, карточки для индивидуальной работы, таблицы с окончаниями

    Ход занятия

    1.Речедвигательный организационный момент(слайд 1)

    1.Сядет тот кто выделит гласные звуки и покажет их с помощью движений рук.

    Слова: сугроб, зима, пурга, стужа, санки,игры

    Основная часть

    Откройте свои тетради и запишите число.

    (Снег+сугроб)*Д.п

    (Снег+пурга) *Р.п

    Какие части речи вам встретились в словах -ответах?(существительные и прилагательные)А что такое существительное (часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто?, что?), а прилагательное(признак предмета и отвечает на вопрос какой, какая? какое? какие?)

    Название этого города какой частью речи является (существительное). Подберите к слову зима прилагательные.(прилагательные к слову вывешиваются на доску)

    Итак сегодня тема нашего занятия «Согласование прилагательного с существительным в падеже»

    3.В город мы вошли и попали в переулок логозаврия (слайд 3)

    Ой! Ребята куда это мы попали? (переулок логозаврия) с применением логопедического тренажера.

    Упражнение на подбор окончаний с Логошей

    С Логошей мы прощаемся, подумайте, чему он вас научил?

    4.Улица окончаний. (работа с таблицей)

    Логоша учил вас как подружить слова в падеже. Как же нам запомнить все эти окончания и не запутаться?(записать)

    5. Гимнастика для глаз

    М ы продолждаем наше путешествие и мы на дорогу потерянных слов

    6.Дорога потерянных слов. На этой дороге мы закрепим полученные знания.

    Задание: вставь в текст прилагательные в нужной форме (ученикам раздаются карточки с текстом, где пропущены прилагательные, и маркеры для заполнения)

    Великолепен вид …. леса. Все покрыто ………., ………..снегом. ……….. воздух тонок и жгуч. Снег опушил …………. деревья и кусты. По ним скользят ………, ……….лучи и обсыпают их ……….. блеском. Но вот мороз начинает сдавать, и меркнет яркость ……………неба.

    Слова для справок:

    Зимнего, белым, пушистым, зимним, заледенелые, яркие. солнечные, ярким, голубого.

    Пожалуйста поменяйтесь карточками с соседями и проверьте правильность написания.

    Какие знания мы с вами закрепили?

    Пройдя по дороге потерянных слов мы пришли на площадь рассказов.

    7.Физминутка

    8.Площадь рассказов

    Соберите слова в предложения, а предложения в рассказ.

    Зима, стояла, суровая.

    Воробушки, корма, голодные, нигде, не могли найти

    Пожалела, воробышков, добрая, девочка, Маша.

    Так, девочка, добрая, прокормила, птичек, до самой, бедных, весны.

    Итог:

    У вас на партах лежат листы со смайликами, покажите, как вы себя чувствовали на занятии?

    Комфортно ли вам было?

    Что было сложного?

    Что нового узнали?

    Что было сложного?

    прислала

    Кулагина Е.Г.

    Учитель-логопед

    § 1816. Полное прилагательное согласуется с существительным в ед. ч. (в той или иной его падежной форме) в числе, роде и падеже: новый дом, нового дома, новая дача, новой дачей, первая встреча, первую встречу, эдакий чудак, с эдаким чудаком; во мн.

    Ч. - в числе и падеже: новые дома, новых домов, новые дачи, новыми дачами, первые встречи, о первых встречах.

    Примечание. В экспрессивно окрашенной речи отмечается тенденция определять уменьшительное или ласкательное существительное таким прилагательным, которое также заключает в себе значение уменьшительности или ласкательности: чистенький городок, старенький паровозишко, простенькое платьице.

    Краткие прилагательные также согласуются с существительными в роде, числе и падеже, но такое согласование в современном языке имеет место только в отдельных устойчивых сочетаниях (на босу ногу, по белу свету, средь бела дня).

    Примечание. В поэтической речи при обособлении, когда краткое прилагательное в форме им. п. выступает в полупредикативной функции (см. § 2117), в нем совмещаются значения определяющего слова и предикативное: Но опасным затеям Мир предался, коварен (Март.); На ринге клоун прыгает, носат (Винокур.); Со всех сторон земли, Гремучи и тяжки, Ко мне в сундук текли Чеканные кружки (Багр.); А солнце смотрит, светлолице, Метет оставшуюся тьму (Смирн.).

    § 1817. Прилагательное может вступать в связь согласования с сочетанием существительного с количественным числительным: два дома - два новых дома; сорок мест - сорок освободившихся мест; сто вопросов - сто неожиданных вопросов. В тех случаях, когда входящее в такое сочетание числительное два, три, четыре или оба (обе) стоит в форме им. или вин. п., согласуемое прилагательное может принимать форму или род. или им. п. мн. ч. Здесь действуют следующие закономерности.

    1) Если в сочетание с числительным входит существительное муж. или сред. р., то согласуемое прилагательное чаще ставится в форме род. п. мн. ч.: два знакомых человека, три больших дерева, оба строящихся здания, целых три часа, два акварельных рисунка, четыре потерянных дня. Форма им. п. здесь возможна, но она отмечается реже и проявляет тенденцию к ограничению в употреблении: два спасительные маяка (Лерм.); два дряхлые старичка (Тург.); два помещичьи дома (Лерм.); оба проголодавшиеся приятеля (Л. Толст.).

    Примечание. При выносе прилагательного в начальную позицию в словосочетании форма им. п. предпочитается форме род. п.: целые три часа, большие три дерева, потерянные четыре дня; Время от времени появляются в саду белогвардейцы. Вчера вечером целые шесть довольно юных экземпляров сидели на лавочке против парадного (Андр.).

    2) Если в сочетание с числительным входит существительное жен. р., то нормальны обе формы прилагательного - и им. и род. п.: две молодые женщины - две молодых женщины, какие­то четыре девочки - каких­то четыре девочки, обе дворовые собаки - обе дворовых собаки, четыре большие избы - четыре больших избы, две женских руки - две женские руки; На счету у нашей команды четыре золотых и три серебряные медали (газ.).

    3) Обе формы прилагательного (в неэкспрессивной речи всегда предшествующего числительному) нормальны также в том случае, когда в сочетание входит числительное полтора - полторы: прожить целых полторы недели - целые полторы недели, ждать полных полтора часа - полные полтора часа, потерпеть каких­нибудь полторы минуты - какие­нибудь полторы минуты.

    Прилагательное может вступать в связь согласования с союзным рядом слов (см. § 2067–2072) или с сочетанием слов, соединившихся при помощи предлога: отец и мать, сад и огород, брат с сестрой. В этих случаях прилагательное обычно имеет форму мн. ч.: громадные сад и дача, для громадных сада и дачи; мои отец с матерью, к моим отцу с матерью, у моих отца с матерью; маленькие брат с сестрой, для маленьких брата с сестрой; наши дедушка с бабушкой. Форма ед. ч. также правильна, но она определяет лишь первый член соединения: громадный сад и дача, для громадного сада и дачи, мой отец с матерью, для маленького брата с сестрой.

    § 1819. В современном языке есть случаи так называемого «смыслового согласования», т. е. употребления согласуемого слова в такой форме, которая или не предопределена формой определяемого существительного или предопределена ею лишь частично.

    1) При существительных муж. р., называющих лицо по профессии, социальной, производственной деятельности и одинаково способных обозначать лицо как мужского, так и женского пола (врач, фельдшер, директор, инженер, продавец, секретарь, диктор, архитектор) в разговорной, газетной речи, в повествовании, если речь идет о лице женского пола, нормально употребление прилагательного в форме жен. р.: наша врач, новая секретарь, сама директор: Врач случайная, / не ждавши «скорой помощи», / С силой в легкие вдувает кислород - рот в рот! (Возн.). Такое согласование обязательно в том случае, когда соответствующая координация форм одновременно осуществляется и в сказуемом (см. § 2249): Наша врач пришла; Новая секретарь еще неопытная; Сама директор распорядилась. «Смысловое согласование» допустимо только в форме им. п.; в формах других падежей оно неправильно; например, ошибочно согласование: сказал стоявшей рядом председателю (газ.).

    2) В тех случаях, когда согласуемое прилагательное относится к слову или сочетанию слов - собственному названию (книги, картины, пьесы, фильма, учреждения, гостиницы, ресторана, кафе и т. п.), род, число и падеж прилагательного определяется соответствующими категориями того имени, к которому это название должно относиться: роман «Евгений Онегин» - пушкинский «Евгений Онегин», повесть «Муму» - тургеневская «Муму», кафе «У лебедя» - уютное «У лебедя». Однако от этого правила есть отступления. Так, если в название входит имя в форме мн. ч., то согласуемое прилагательное может также принимать форму мн. ч.: скульптура «Героини» - полюбившаяся всем «Героини» и, чаще, полюбившиеся всем «Героини»; картина «Грачи прилетели» - саврасовская «Грачи прилетели» и, чаще, саврасовские «Грачи прилетели»; кинокартина «Мы из Кронштадта» - бессмертная «Мы из Кронштадта» и, чаще, бессмертные «Мы из Кронштадта». Колебания отмечаются также в тех случаях, когда название представляет собою имя в косвенном падеже: согласуемое слово при этом может стоять в форме сред. р.: пьеса «На дне» - горьковская «На дне» и горьковское «На дне»; нашумевшая (кинокартина) «У озера» и нашумевшее «У озера».

    О согласовании со сложносокращенными словами и с существительными общ. р. см. «Морфология», § 1135, 1144.

    Урок по теме

    «Согласование имён прилагательных и существительных»

    русский язык

    4 класс

    Иродовская Татьяна Николаевна,

    учитель начальных классов

    КГУ «Новосветловская средняя школа»

    Айыртауский район

    Северо-Казахстанская область

    Тип урока: комбинированный

    Цель урока: Закрепление учащимися навыков определения рода, числа, падежа имени прилагательного в согласовании с именем существительным, умений выделять окончания имён прилагательных. Развитие орфографической зоркости у

    Задачи урока:

    1. Способствовать закреплению умения составлять словосочетания «прилагательное + существительное»;

    2. Способствовать активизации, обогащению словаря прилагательных, развитию зрительного внимания, умения сравнивать;

    3. Способствовать воспитанию познавательной активности к русскому языку как к учебному предмету, самоконтроля при выполнении письменных и устных заданий.

    Методы: словесный и наглядный

    Форма: индивидуальная и коллективная

    ТСО: компьютер, интерактивная доска, презентация Power Point.

    Ход урока:

    I.Психологический настрой (Слайд 1)

    Улыбкой ясная природа,

    Сквозь сон встречает утро года.

    Синея, блещут небеса

    Еще прозрачные леса,

    Как будто пухом зеленеют.

    Собирает нас звонок

    На замечательный урок!

    Подравнялись, тихо встали,

    Глазки на меня подняли! Садитесь!

    II. Актуализация опорных знаний. (Слайд 2)

    Что называется именем существительным?

    Как изменяются имена существительные?

    Что называется именем прилагательных?

    (Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?)

    Как изменяются имена прилагательные?

    (По родам, числам, падежам)

    Как определить род, число и падеж имен прилагательных?

    (По имени существительному, с которым оно согласуется)


    III. Ввод в тему. (Слайд 3)

    Ребята, к вам прилетели снежинки. Соберите их вместе и прочитайте тему нашего урока.

    «Согласование имён прилагательных с именами существительными».


    IV. Запись в тетрадь числа. (Слайд 4)

    Восьмое декабря.


    V. Минутка чистописания. (Слайд 5)

    ___________________________________

    Кружась легко и неумело,

    Снежинка села на стекло.

    Шел ночью снег густой и белый -

    От снега в комнате светло.

    (Александр Твардовский «Опять зима»)

    Спишите.

    Найдите в четверостишие имена прилагательные.

    С каким существительным они согласуются? Определите род, число и падеж имен прилагательных.

    (густой и белый снег – м.р., ед.ч., Имен.падеж.)

    VI. Словарная работа. (слайд 6)

    Одежда

    Одежда - совокупность предметов (из ткани, меха и т.п.),

    которыми покрывают тело или которые надевают на него.

    Одежда – существительное, неодушевлённое, женского рода, 1-го склонения.

    О –приставка

    дежд – корень

    а - окончание

    Какой бывает одежда?

    (Ответы детей)


    Игра «Раскрась слово» (Слайд 7)


    VII. Работа над темой урока.

    1.Слово учителя. (Слайд 8)

    «Существительное обозначает предмет, а прилагательное признак предмета, то есть признак существительного. Мы с вами уже знаем, что эти две части речи тесно связаны между собой. Прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе и падеже. Сегодня на уроке мы будем упражняться согласовывать имена прилагательные с именами существительными». Имя прилагательное всегда дружит с именем существительным, поэтому имеет те же грамматические признаки, что и существительное, с которым оно связанно. Называется эта особенность согласование.


    2. Работа с учебником. (Слайд 9)

    Страница 108 упражнение 282 (у доски и в тетрадях)

    Прочитай неполные предложения. Вставь нужные по смыслу имена прилагательные. Спиши. Определи их род.

    1. Река ….., а ручей …. . 2. Камень …., а вата … 3.Сметана …, а чай …. .

    4. Сажа …, а снег …. 5. Зимой день …., а ночь ….. 6. Нитка …., а канат …. .

    7. Ворона ….., а воробей …...

    3. Игра с мячом (Слайд 10)

    (превращение формы единственного числа в форму множественного числа, и наоборот). Дети образуют формы единственного и множественного числа.


    Сильный мороз - … Родные просторы - …

    Выносливый парень - … Любимые страны - …

    Храбрый волк - … Надежная подруга - …

    Пушистый снег - … Снежные зимы - …

    Огромный сугроб - … Красивые дома - …

    Морозный день - … Зимние узоры - …

    4. Физминутка «Грамматический чай». (Слайд 11)

    Ребята, как вы уже, наверное, заметили, наш урок украшает зимняя тема. И чтобы нам немного согреться, давайте на нашей физминутке попьем чай. Но чай будет не простой – грамматический.

    С кем же мы сегодня будем пить грамматический чай? Давайте познакомимся. Поднимите руку те гости, которые…

    Считают русский язык своим любимым школьным предметом

    Имеют дома словари русского языка

    Знают, сколько букв в русском алфавите

    Могут без запинки и правильно произнести все буквы русского алфавита

    Умеют разгадывать ребусы

    Могут произнести слово «звонит» с правильным ударением

    Никогда не произносят слово «блин» в качестве ругательного

    (Дети и гости пьют чай)


    5. Задание «Склоняем ….. лимон» (Слайд 12)

    Ребята, посмотрите, что у вас находится в чае? (Лимон)

    Подберите прилагательные к слову лимон. (Кислый, вкусный, желтый, сочный и т.д.)

    Давайте, просклоняем словосочетание кислый лимон по падежам и выделим окончания прилагательных.

    И.п. лимон (какой?) кислый

    Р.п. лимона (какого?) кислого

    Д.п. лимону (какому?) кислому

    В.п. лимон (какой?) кислый

    Т.п. лимоном (каким?) кислым

    П.п. о лимоне (каком?) кислом

    6. Задание «Работаем быстро!!!» (Слайд 13)

    А теперь внимание.

    Новое испытание.

    Вставьте окончания

    В эти словосочетания.

    В этих прилагательных «потерялось окончание». Вы должны вставить окончание и прочитать словосочетание в быстром темпе.


    утренн ___ туман

    после грибн ___ дождя

    к русск ___ человеку

    в космическ ___ корабле

    долгожданн ___ телеграмму

    красн ___ карандашом

    от зимн____ мороза

    с лучш…. приятелем

    в ночн_____ небе

    современн____ кино

    новогодн____ песни

    богат ____ урожай

    модн ____ блузка

    в больш____ сугробе

    7. Задание «Исправь ошибки» (Слайд 14)

    Мальчик Боря на доске написал такое:

    Плывёт лодка по реке серое, большое,

    А на лодке плывут весёлая друзья,

    И везут они с собой забавная игра.

    Что же это за игра?

    Вам я не скажу.

    В небе звёзды яркая светят и горят,

    А друзья с вопросами к вам уже спешат.

    Мальчик Боря отошёл, ещё раз он всё прочёл,

    Но ошибок не нашёл.

    Он решил запутать вас.

    Кто исправит весь рассказ?

    Чего не знал Боря?

    Как нужно поступить, чтобы правильно написать окончания прилагательных?

    Это правило можно сформулировать в шутливой форме: не хочешь оставаться с носом, проверяй окончания вопросом.

    Выпишем те словосочетания, в которых Боря допустил ошибки, укажите число, род, падеж.(1 человек у доски).

    8. Задание «Образуй прилагательное». (Слайд 15)

    Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой.

    Записать названия магазинов по видам товаров, которые в них продаются. Выделить окончания, обозначить род.

    (Книги, хлеб, продукты, овощи, мебель, посуда)


    VIII. Обобщение (Слайд 16)

    Итак, ребята, над чем работали сегодня на уроке?

    В чем согласуются имена прилагательные с именами существительными?

    (В роде, числе и падеже)

    Выставление оценок.

    IX. Рефлексия (Слайд 17)

    В конце занятия давайте немного пошутим, ответим на мои вопросы.

    Это верно или нет?

    Что как сажа чёрный снег?

    Сахар горький, уголь белый?

    Ну а трус, как заяц смелый?

    Урок сегодня был удачный?

    Не прошёл для вас он зря?

    Вы все очень постарались?

    Вам понравилось, друзья?

    X. Домашнее задание (Слайд 18)

    Страница 109 упражнение 284