Социально личностная готовность. Физиологическая и социально-личностная готовность детей к школе. Основные критерии готовности детей к школьному обучению

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к новым формам общения, к принятию новой социальной позиции – положения школьника. Позиция школьника, по сравнению с позицией дошкольника, требует от ребенка выполнения новых для него правил, связанных с иным положением в обществе. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, к родным, к самому себе.

Отношение к школе определяется по желанию или нежеланию ребенка выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.

Отношение к учителю и учебной деятельности определяется по восприятию ребёнком различных ситуаций урока, в которых исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы. Надо задавать вопросы по теме, предварительно подняв руку.

Отношения со сверстниками будут складываться успешно, если у ребенка развиты такие качества личности, как коммуникабельность, умение уступать в ситуациях, требующих этого. Для ребенка важно уметь действовать совместно с другими детьми, быть членом детского общества.

Отношение к родным и близким . В силу того, что учение становится основным видом деятельности ребенка, родные должны относиться к будущему школьнику и его учению как к важной содержательной, более значимой, чем игра дошкольника, деятельности. Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика.

Отношение к самому себе, своим способностям, своей деятельности и её результатам. Адекватная оценка ребенком себя обеспечивает ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы. Завышенная же самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя, приводящую к тому, что «школа плохая», «учитель злой» и т.п.

Готовя ребенка к школе, его следует учить:

  • правилам общения;
  • умению вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;
  • умению управлять своим поведением без агрессивности;
  • умению быстро осваиваться в новой обстановке.

Чтобы проверить готовность ребенка к обучению в школе, надо внимательно наблюдать за поведением ребенка во время любой игры по правилам с участием нескольких сверстников или взрослых (лото, развивающие игры и т.п.). Во время игры можно увидеть:

  • следует ли ребенок правилам игры;
  • как устанавливает контакты;
  • считается ли с другими как с партнерами;
  • умеет ли управлять своим поведением;
  • требует ли уступки от партнеров;
  • бросает ли игру при неудаче.

Один из наиболее важных моментов в социально-личностном развитии ребенка – кризис 7 лет . Выделяют семь признаков кризиса 7 лет, в основе которых потребность ребенка в социальном признании:

  1. Негативизм – нежелание что-либо делать только по тому, что это предложил взрослый.
  2. Упрямство – настаивание на своем не потому, что очень хочется, а потому, что он этого потребовал.
  3. Строптивость – поведение ребенка направлено против норм поведения, установленных для него взрослым.
  4. Своеволие – стремление к самостоятельности, желание делать самому.
  5. Протест-бунт – поведение в форме протеста (война против окружающего мира).
  6. Обесценивание – проявляется к взрослым и вещам, которые раньше любил.
  7. Деспотизм – стремление проявить власть над окружающими.

Как справиться с кризисом 7 лет?

  • Нужно помнить о том, что кризисы – это явление временное, и они проходят.
  • Причина острого протекания кризиса в несоответствии родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка. Поэтому следует подумать над обоснованностью запретов и возможностью предоставления ребенку большей свободы и самостоятельности.
  • Быть более внимательными к мнениям, суждениям ребенка; стараться понять его.
  • Тон приказа или назидания в этом возрасте малоэффективен, поэтому старайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.

Наиболее эффективный способ воспитательных воздействий – положительная оценка ребенка как личности . В общении взрослого с ребенком существует ряд правил , которые необходимо соблюдать:

  1. Демонстрация доброжелательного, понимающего отношения («Я знаю, ты очень старался» и т.п.)
  2. Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или на нарушения норм поведения делаются «здесь и сейчас» с учетом прежних заслуг ребенка («Но сейчас ты поступил неправильно, толкнув Машу»)
  3. Своевременный анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («Тебе показалось, что Маша толкнула тебя первая, но она сделала это не нарочно»)
  4. Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения.
  5. Показ уверенности в том, что у него все получится («Я уверена, что ты больше не будешь толкать девочек»)
  6. Никогда не упускайте случая сказать ребенку о том, что вы его любите.

Когда со стороны родителей отсутствует реакция на поступки, усилия, слова детей, то ребенок не может сопоставить свое поведение с реакцией взрослых, а значит понять, какое поведение одобряется, а какое – нет. Ребенок попадает в ситуацию неопределенности, выходом из которой становится полная бездеятельность. К этому же результату приводит и однообразие реакций взрослых на действия ребенка.

Как ребенок будет относиться к своим ошибкам, зависит от отношения к ним родителей. Если родители верят в своего ребенка, радуются самым незначительным его успехам, то и малыш делает вывод о своей состоятельности в осваиваемой им деятельности. Если же каждая неудача ребенка воспринимается родителями как катастрофа, то и он примиряется со своей никчемностью. Очень важно быть предельно внимательными к деятельности ребенка и искать повод для похвалы и одобрения даже в незначительном.

Удачи Вам!

Зам. зав. по УМР

МБДОУ детский сад № 13 «Сказка»

Агафонова Ю.В.

Юлия Павловская
Социально-личностная готовность старших дошкольников к школьному обучению и ее компоненты

Социально-личностная готовность старшего дошкольника к школе – это определенный уровень социального развития ребенка на пороге школьного обучения , который характеризуется :

Стремлением дошкольника войти в новые условия школьной жизни , принять позицию школьника ;

Выражается в определенном уровне самостоятельности, позволяющем успешно решать доступные возрасту ребенка практические (связанные с учебной деятельностью) и коммуникативные (общение со сверстниками и взрослыми) задачи;

Проявляющемся в положительной самооценке и уверенности в своем будущем.

Характеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника » , которая предполагает определенный круг обязанностей. Социально-личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе , к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень развития самосознания.

В соответствии с таким пониманием социально-личностной готовности к школе был определен комплексный показатель ее оценки у старших дошкольников , включающий :

Интерес детей к учебно-познавательной деятельности;

Наличие мотивации к обучению в школе ;

Сформированность самооценки и самоконтроля;

Положение ребенка среди сверстников, социальный статус в группе , типичная позиция в общении (лидер, партнер, подчиненный) ;

Активность, инициативность в общении со взрослыми и сверстниками;

Проявления самостоятельности, уверенности в себе, характер самооценки.

Мы можем разделить

Рассмотрим отдельно мотивационную готовность старших дошкольников к школе .

Л. И. Божович (1968) выделяет несколько параметров психологического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе . Среди них - определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения , достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальность сферы. Наиболее важным в психологической готовности ребенка к школе ею признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения :

1. Широкие социальные мотивы учения , или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;

2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями» (Л. И. Божович, 1972) . Ребенок, готовый к школе , хочет учиться потому, что ему хочется знать определенную позицию в обществе людей, открывающую доступ в мир взрослых и потому, что у него есть познавательная потребность, которую не могут удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович «внутренней позицией школьника » (1968) . Этому новообразованию Л. И. Божович придавала очень большое значение, считая, что «внутренняя позиция школьника » , и широкие социальные мотивы учения - явления сугубо исторические.

Л. И. Божович характеризует «внутреннюю позицию школьника » , как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека , занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву стать взрослым и реально осуществлять его функции.

Однако желание ПОЙТИ в школу и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому , что все его сверстники туда пойдут, потому, что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почетно, наконец, потому что в школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все - и классы, и учительница, и систематические занятия являются новыми. Это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться . Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника , который ходит в детский сад или сидит дома с мамой. Дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьям или сестрам , когда те засиживаются за уроками. Поэтому ребенок и стремится в школу , так как он хочет быть взрослым, иметь определенные права, например, на ранец или тетрадки, а также закрепленные за ним обязанности, например, рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье) . Пусть он еще полностью не осознает, что, для того чтобы приготовить урок , ему придется пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки НУЖНО делать. Именно это стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ , выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию школьника » . В сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, а это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития - младший школьный возраст .

Внутренняя позиция школьника в широком смысле слова определяется как система потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой , то есть такое отношение к школе , когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу ). Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового , индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно -учебной деятельности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.

На сегодняшний день важнейшим условием успешного учения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов. Выделяют шесть групп мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к учению (Божович, Нежнова, В. Д. Шадриков, Бабаева Т. И., Гуткина Н. И., Полякова М. Н. и др.):

Социальные мотивы . Понимание ребенком общественной значимости и необходимости учения и стремление к социальной роли школьника («Я хочу в школу , потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»).

При доминировании социальных мотивов младшим школьникам свойственно ответственное отношение к учебе, они сосредоточены на уроке, старательно выполняют задания , переживают, если что-то не получается сделать, успешно усваивают учебный материал, пользуются уважением одноклассников.

Учебно-познавательные мотивы. Стремление к новым знаниям, желание научиться писать и читать, широкий круг интересов.

Для этих учащихся характерна высокая учебная активность, они, как правило, задают много вопросов и не любят упражнений, основанных на многократном повторении заданного образца, требующих усидчивости. Усвоение материала на основе механического запоминания вызывает большие трудности. Про них учителя говорят : «Умный, но ленивый» .

Если недостаточно развит социальный мотив учения , то возможны спады активности, темп и продуктивность учения в этом случае имеют прерывистый характер : ученик внимателен и активен только тогда, когда учебный материал для него незнаком и интересен.

Оценочные мотивы. Стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу , потому что там я буду получать только пятерки»). Оценочный мотив основан на свойственной детям потребности в социальном признании и одобрении взрослого. Ребенок занимается на уроке, потому что его хвалит за это учитель. Эти дети очень чутко реагируют на настроение значимого взрослого. Похвала, положительная оценка взрослого являются эффективными стимулами активности ребенка. Недостаточное развитие оценочного мотива проявляется в том, что учащийся не обращает внимание на оценку и замечания педагога.

У учащихся с доминирующей оценочной мотивацией и недостаточно развитыми познавательными и социальными мотивами могут формироваться нежелательные способы учебной деятельности : низкий уровень самостоятельности при выполнении задания, неумение оценить правильность своих действий. Дети постоянно спрашивают у педагога, правильно ли они делают, при ответе пытаются уловить его эмоциональную реакцию.

Позиционные мотивы. Интерес к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу , потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»).

Ребенок занимается тогда, когда на уроке много атрибутики, наглядных пособий.

Позиционный мотив присутствует в той или иной мере у всех будущих первоклассников. Как правило, уже к концу первого месяца обучения в школе этот мотив угасает и существенного влияния на успешность обучения не оказывает .

Если позиционный мотив занимает доминирующее положение при слабом развитии познавательного и социального , то интерес к школе угасает достаточно быстро. Из-за отсутствия других стимулов к учению (внешний и игровой мотивы эту функцию не выполняют) формируется стойкое нежелание учиться.

Внешние по отношению к школе и учению мотивы . «Я пойду в школу , потому что мама так сказала» , «Я хочу в школу , потому что у меня ранец красивый, новый». Эти мотивы не имеют отношения к содержанию учебной деятельности и не оказывают существенного влияния на активность и успешность обучения .

В случае доминирования внешних мотивов при недостаточном развитии познавательной и социальной мотивации , так же как и в предыдущем случае, велика вероятность формирования негативного отношения к школе и учению .

Игровые мотивы. Мотивы неадекватно перенесенные в учебную деятельность («Я хочу в школу , потому что там можно играть с друзьями»). Игровой мотив по своей природе неадекватен учебной деятельности : в игре ребенок сам определяет, что и как он будет делать, а в учебной деятельности действует в соответствии с учебной задачей, поставленной педагогом.

Доминирование игровых мотивов отрицательно сказывается на успешности усвоения учебного материала. Такие школьники делают на уроке не то, что задано, а что им хочется.

Исследователи указали, что мотивационный компонент готовности к школе образуется триединством таких мотивов, как социальный мотив , познавательный мотив, оценочный мотив. Важно наличие комплекса мотивов при ведущем сильном устойчивом мотиве (познавательном или социальном , чтобы можно было говорить о наличии у ребенка сильной мотивации к обучению в школе .


Личностно-социальная готовность

Готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками



Мотивационная готовность

Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами (учебными мотивами)



Эмоционально-волевая готовность

Умеет контролировать эмоции и поведение



Интеллектуальная готовность

Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности


Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. От того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы , его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни. Как ребенок будет учиться, станет ли радостным и счастливым этот период в жизни семьи или вскроет ранее невидимые трудности – все это зависит от подготовленности ребенка и его семьи к новым условиям. Поэтому психологи ставят на первый план психологическую готовность ребенка к школе. Родителям важно не только знать о том, что же собой представляет психологическая готовность к школе, но и уметь ее целенаправленно созидать.

Психологическая готовность к школе – это комплекс психологических качеств, обеспечивающих успешное обучение в школе. Другими словами, это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

Содержание психологической готовности к школе определяется той системой требований , которую предъявляет ребенку школа, другими словами, ребенок должен быть готов к требованиям современной школы. В соответствии с этими требованиями составными компонентами психологической готовности к школе являются мотивационная, личностная, интеллектуальная готовность.


Наряду с психологической готовностью к обучению в школе, очень важную роль играет физиологическая готовность к школе. Физиологическая готовность к школе составляет фундамент школьной готовности и определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья.

Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям. К критериям физиологической готовности относятся: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста; состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев); состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности; общее состояние здоровья.

Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической готовности к школе. Частоболеющие, физически ослабленные учащиеся, дети, имеющие функциональные и органические отклонения в развитии нервной системы даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении , так как с началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка.


При формировании физиологической готовности к школе важно создавать условия для полноценного физического развития ребенка, обеспечить необходимую для этого двигательную активность, так как движение - главное условие нормального роста и развития организма. Целесообразно развивать те отделы опорно–двигательной системы, которые обеспечивают графическую деятельность и выполнение письменных упражнений, а также необходима тренировка и укрепление мышц спины. Плавание, прогулки, велосипед – это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.
Мотивационная готовность к школе


Чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего, должен стремится к новой школьной жизни, к серьезным занятиям, ответственным поручениям. Таким образом, первым и самым важным компонентом готовности к школе является внутренняя позиция школьника . Внутреннюю позицию школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность: «Хочу в школу!» Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок теряет интерес к дошкольному способу жизни и дошкольным занятиям и видам деятельности и проявляет активную заинтересованность в школьно-учебной действительности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением. Такая положительная направленность ребенка на школу – важнейшая предпосылка благополучного вхождения в школьно-учебную действительность, принятия школьных требований, полноценного включения в учебный процесс.

К 6 годам у большинства детей появляется желание стать школьниками. Однако важно знать, что привлекает ребенка в школе. Один ребенок может стремится в школу потому, что его родители пообещали купить яркий ранец, а другой желает познать тайны Вселенной. Установлено, что учебная деятельность дошкольников и начинающих школьников побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов учения :


  • Социальные мотивы – основаны на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника (Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно)

  • Учебнопознавательные мотивы – интерес к новым знаниям, желание научиться чему–то новому

  • Оценочныемотивы – стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение (Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки)

  • Позиционныемотивы – связаны с интересом к атрибутике школьной жизни и позиции школьника (Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду только маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель)

  • Внешниепоотношению кшколе и учению мотивы (Я пойду в школу, потому что мама так сказала)

  • Игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность (Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями)
Наиболее благоприятными для успешного обучения в школе являются учебно-познавательные мотивы, наименее благоприятными – игровые и внешние по отношению к учению мотивы.

Работа по формированию у детей внутренней позиции школьника направлена на решение трех основных задач:


  1. Формирование у детей правильных представлений о школе

  2. Формирование положительного эмоционального отношения к школе

  3. Формирование опыта учебной деятельности
Для формирования внутренней позиции школьника целесообразно использовать следующие приемы:

  • Беседы о школе

  • Совместное чтение художественной литературы соответствующей тематики

  • Просмотр картинок, фильмов, передач о школе с последующим обсуждением

  • Знакомство с пословицами, поговорками, стихами, в которых ценится ум, учение…

  • Рассказ родителей о своих любимых учителях, показ фотографий, грамот школьных лет

  • Личный пример – например, обращение при ребенке к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы

  • Игра «в школу» и непосредственное участие родителей в ней, например, в роли учителя , или напротив, непоседливого ученика

  • Рисование школы (рисунок школы после экскурсии, рисунок «В какой школе я хочу учиться» и т.д.)

  • Привлечение младших детей к школьным праздникам старших детей. (Но попросите старших школьников не рассказывать малышу различные неприятные истории про школу)

  • Экскурсия в школу

  • Подготовительные к обучению в школе курсы, дающие возможность почувствовать себя в роли школьника
Очень важным при использовании различных приемов формирования внутренней позиции школьника является создание эмоционального опыта – чтобы сообщаемый о школе материал был ребенком не только понят, но и прочувствован, пережит им. При сообщении информации о школе важно придерживаться «золотой середины» - с одной стороны, недопустимо запугивание детей школой : «Ты же двух слов связать не умеешь, как ты в школу пойдешь!» С другой стороны, следует помнить, что лучше не рисовать школу в слишком радужных тонах . В этом случае при столкновении с реальностью сильное разочарование может вызвать отрицательное отношение к школе. Самое главное – вселить в ребенка чувство уверенности : «У тебя обязательно получится! Да и мы рядом, поможем!»

Личностная готовность к школе
Личностная, или социальная готовность к школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения. Личностная готовность к школе важна для успешной учебной деятельности и скорейшей адаптации ребенка к новым условиям.

Личностная, или социальная, готовность к школе включает в себя следующие компоненты :

1. Отношение к учителю

Отношение к учению неразрывно связано с отношением к учителю. В конце дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка с взрослым, как внеситуативно – личностное общение . При этой форме общения взрослый становится авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются с желанием, на его замечания не обижаются, а стараются исправить ошибки. Таким образом, дети должны адекватно воспринимать позицию учителя, его профессиональную роль. Тесно связано с отношением к учителю умение учиться у взрослого . Ребенок должен уметь слушать взрослого, понимать его слова, быть внимательным к его требованиям.

2. Отношения с другими детьми


Классно – урочная система обучения предполагает не только особые отношения ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия. Для 6 – 7 летних детей наиболее характерно кооперативно – соревновательное общение со сверстниками . Они следуют общей игровой цели, но видят друг в друге соперников, противников. Достаточно редко в этом возрасте наблюдается такая форма общения со сверстниками, как сотрудничество, когда дети принимают общую для них задачу и сопереживают партнеру. Ребенок считается личностно готовым к школе, если может общаться со сверстниками на кооперативно – соревновательном уровне или на уровне сотрудничества.

3. Отношение к себе


Личностная готовность к школе включается также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, т.е. определенный уровень развития самосознания. Самооценка школьника должна быть адекватной и дифференцированной . (Однако следует помнить, что в 6 лет возрастной нормой является завышенная недифференцированная самооценка. Адекватной и дифференцированной она станет лишь к 7 годам.)

4. Произвольность поведения

Другим важным компонентом личностной готовности к школе является произвольность поведения и тесно связанная с ним сформированность волевого действия и волевых качеств личности ребенка (произвольность – способность удерживать внимание на выполнении задания, не вызывающего непосредственного интереса). В дошкольном возрасте возрастной нормой является непроизвольность поведения, когда ребенок действует под воздействием эмоциональных импульсов. У дошкольника яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Ребенок может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А современная школа требует от ребенка умения действовать по правилам школьной жизни, а не в соответствии с собственными чувствами и желаниями. Школьник должен уметь выполнять указания взрослого, ставить и достигать цель, преодолевая некоторые препятствия, проявляя такие волевые качества как дисциплинированность, инициативность, организованность, решительность, настойчивость, самостоятельность . В состав произвольности входят следующие умения:


  • Принятие учебной задачи взрослого – желание выполнять задание взрослого (принятие задачи для себя) и понимание того, что надо делать (понимание задачи)

  • Умение самостоятельно выполнять последовательность действий

  • Умение действовать по заданному наглядному образцу

  • Умение действовать по устной инструкции взрослого

  • Умения подчинять свои действия правилу
Эмоционально-волевую готовность к школе считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия.

Формирование у детей стремления не пасовать перед трудностями, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями, развитие способности побороть непосредственное желание, отказаться от привлекательного занятия, игры, ради выполнения поручения взрослого поможет ребенку самостоятельно или лишь при незначительной помощи взрослого преодолеть трудности, которые возникнут у него в первом классе .

Для формирования произвольности поведения нужно ставить перед ребенком задачи, которые требуют волевого усилия. Исследования показывают, что в дошкольном возрасте успешнее этого можно достичь в игровой деятельности. Особенно эффективны для развития произвольности и самоконтроля игры с правилами, например: «Вы поедете на бал?», «Барыня прислала 100 рублей», «Раз, два, три, морская фигура замри» и т.д.
5. Эмоциональная устойчивость

При ссорах, конфликтах с учащимися, обидах, замечаниях учителя ребенок должен сдерживать себя, управлять своим поведением, уметь подавлять свои агрессивные вспышки, импульсивные реакции.


6. Коммуникативные умения


Умение общаться со сверстниками и взрослыми, правильно воспринимать ситуацию, адекватно вести себя, умение работать в коллективе, считаться с желаниями других, вежливое поведение, и т.д.
При формировании личностной готовности к школе целесообразно использовать совместные игры детей, совместные игры детей и взрослых, где взрослый личным примером и советом задает нужный образец поведения и помогает выработать оптимальный для ребенка стиль. Кроме того, совместные игры взрослого и ребенка имеют особое значение для установления тесного дружеского контакта, близости и взаимопонимания родителей и детей.

Интеллектуальная готовность к школе


Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. В это понятие входит как запас знаний об окружающем , так и уровень развития познавательных процессов . Важно не путать интеллектуальное развитие ребенка и его обученность. Обученность – это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное развитие – это некий умственный потенциал, способность ребенка к саморазвитию, к самостоятельному обучению (обучаемость ). Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в ней же кроется и опасность, что ребенку будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент резерв обученности истощится, (а ребенок уже расслабился). Поэтому лучше сосредоточить внимание не на форсировании учебных умений, которыми ребенок должен овладеть в школе, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость.

Интеллектуальная готовность к школе включает в себя следующие компоненты:


1. Произвольность познавательных процессов

Современная школа предъявляет серьезные требования к познавательным процессам ребенка. Ребенок в школе должен внимательно слушать учителя, не отвлекаться, не просто запоминать, а запоминать правильно, проявляя активность в усвоении учебного материала…. Таким образом, в интеллектуальной готовности к школе на первый план выступает произвольность познавательных процессов : внимания, памяти, мышления, воображения, речи.… Наиболее важными для обучения в школе являются такие произвольные познавательные процессы как концентрация внимания (умение заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут) и логическое запоминание .

2. Предпосылки логического мышления

Усвоение систематизированных знаний, обобщенных способов решения задач в процессе школьного обучения предполагает развитие у детей предпосылок логического мышления (способность осуществлять элементарные умозаключения, рассуждать), в частности, способности объединять предметы и явления действительности на основе выделения их существенных свойств (мыслительная операция обобщение ). Кроме того, усвоение школьной программы потребует от ребенка умения сравнивать, анализировать, классифицировать, делать самостоятельные выводы, устанавливать причинно – следственные связи. Обладание этими умениями обеспечивает ребенку высокий уровень обучаемости.

3. Наглядно-образное мышление

Успешность обучения в 1 классе обусловлена в большей степени уровнем развития наглядно-образного мышления (способность ребенка мыслить образами, решение мыслительных задач при помощи образов предметов и явлений) и в меньшей степени – логического. Недостаточное развитие образного мышления у учащихся начальной школы может быть причиной специфических ошибок при чтении и письме: зеркальности, замене букв, сходных по написанию и т.д., серьезных затруднений в усвоении математики.

4. Вербальная механическая память

Другим важным компонентом интеллектуальной готовности к школе является вербальная механическая память (способность удерживать в памяти небольшие порции информации, указания учителя, необходимые для выполнения задания – 4–6 слов из 10), так как особенностью обучения в начальный период является то, что большая часть информации, получаемой учащимися от учителя, внешне не имеет логической связи, и представляет собой перечисление последовательности действий, которые нужно выполнить для решения задачи. От того, насколько точно ребенок запомнит последовательность правил, во многом зависит успешность усвоения грамоты и других предметов начальной школы.

5. Графический навык

Наибольшую проблему в обучении современных первоклассников представляет неподготовленность руки к письму. Важно правильно выявить причины графической неготовности к обучению письму. Их может быть несколько:


  1. Отсутствие интереса к освоению письма и выполнению графических упражнений

  2. Недостаточное развитие мелких мышц пишущей руки (физиологическая неготовность к обучению письму) и

  3. Несформированность выполнения графических движений, недостаточный опыт их выполнения (психологическая неготовность к обучению письму).
В условиях ДОУ дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительной деятельностью, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Однако этого недостаточно для подготовки руки к письму, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков. Для развития мелкой моторики рук используются следующие приемы и упражнения:
Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя:

  • Различные виды штриховки
  • Рисование


  • Копирование рисунков

  • Обведение контуров по точкам и пунктирным линиям
Специалисты не рекомендуют обучать дошкольников написанию письменных букв и тем более использовать для подготовки к школе школьные прописи.

Не менее важным требованием школы ребенку является требование познавательного отношения к действительности, способности удивляться и искать причины замеченной перемены, новизны.

При формировании интеллектуальной готовности к школе целесообразно использовать следующие приемы:


  • Старайтесь всегда отвечать на вопросы ребенка. Если своим вниманием вы поддерживаете интерес к познанию, то он будет развиваться, крепнуть.

  • Важно не давать сразу готовые знания, а дать возможность приобрести их самостоятельно – организуйте интересные и содержательные занятия, беседы, наблюдения. Развивайте кругозор ребенка, его ориентацию в окружающем. Помогайте ребенку осмысливать эти знания, включать разрозненные сведения в общую картину. Для этого можно использовать фильмы, рассказы, экскурсии и т.п.

  • Очень важный способ развития – читать ребенку книги. Чтение нельзя подменять прослушиванием кассет или телевизором. Разучивайте стихи, скороговорки и сочиняйте сказки.

  • Для успешной подготовке к школе особенно важна игровая деятельность. Полезна не только игра «в школу», но и самые обычные игры.

  • Развивайте познавательные процессы и мыслительные операции ребенка с помощью специальных развивающих игр. Для развития предпосылок логического мышления и способности к обобщениям используются такие развивающие игры как «Разложи фигуры на группы», «Что не подходит?», «Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Классификация», «Зоологическое лото» и т.д. Для развития наглядно-образного мышления используются такие упражнения как «Рисование по клеточкам», «Складывание узоров», «Узнавание наложенных изображений» и т.д.

И помните: у каждого ребенка есть свой срок и свой час достижения. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте, подбадривайте, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчеркиваете, что изменить ситуацию невозможно. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это должны поверить взрослые.