Самый известный инквизитор в мире. История и этнология. Факты. События. Вымысел. Рост влияния Торквемады

Томас Торквемада - один из самых известных инквизиторов католической церкви. Даже сегодня его имя вспоминают с долей страха, так как совершенные им деяния воистину ужасны. И все же многие уверены в том, что именно он соединил воедино враждующую Испанию, тем самым сделав ее самой влиятельной страной того времени. Итак, кем же на самом деле был Черный инквизитор: ярым фанатиком или расчетливым политиком?

Томас Торквемада: биография ранних лет

16 ноября 1414 года в семье католического священнослужителя Иоанна Торквемады родился мальчик. Забегая наперед, следует отметить, что в жилах маленького Томаса текла еврейская кровь, пускай и смешенная с испанской. Однако в будущем Великий инквизитор будет отрицать любые заявления о том, что имеет хоть малейшее родство с «Божьим» народом.

Из-за высокого положения отца семья католиков могла жить вполне обеспеченной жизнью. Благодаря этому Томас сумел получить хорошее образование, что неоднократно помогало ему в решении трудных задач. Естественно, лучше всего юноша разбирался в католических канонах, ведь их ему растолковали отец и родной дядя.

К слову, брат Иоанна Хуан был не менее известной личностью. Благодаря своей вере и знаниям он сумел дослужиться до сана кардинала. Его рукой был написан не один десяток теологических текстов, послуживших основой для обучения богословию.

В поисках себя и Бога

Несмотря на глубокую веру и традиции семьи, Томас Торквемада не сразу стал священнослужителем. Достигнув совершеннолетия, он отправился путешествовать по Европе в надежде найти свое призвание. Больше всего его возмущал тот факт, что его страна никак не могла подняться с колен и воссиять величием. Уже тогда молодой Торквемада задумывался над тем, как же можно изменить текущее положение вещей.

Однако куда важнее то, что именно в этот период юноша встретил свою первую любовь. История умалчивает о том, как звали прекрасную девушку, укравшую сердце будущего инквизитора, но доподлинно известен другой факт. Любовь была безответной: молодая дама не только не обратила внимания на ухаживания Томаса, но и обвенчалась с мавром. Это предательство навсегда отразилось на мировоззрении инквизитора и его будущих планах.

Судьбоносная встреча

Неудача на любовном фронте привела к тому, что Томас Торквемада решает покинуть Испанию и поселиться в Италии. Подобный выбор был вполне очевиден, так как именно в этой стране находилось сердце католической веры. Однако на пути к Риму случилось то, что навсегда изменило судьбу Томаса, а вместе с ней и всю историю человечества.

Так, остановившись на ночь в Сарагосе, Торквемада стал свидетелем яростного спора между доминиканцами и простым людом. Сердце молодого теолога не позволило ему остаться в стороне, и он выступил с красноречивой речью, подтверждающей доводы отцов церкви. Воодушевленные его талантом, доминиканцы предложили Томасу присоединится к их ордену. Но будущий инквизитор наотрез отказался служить их идеалам и продолжил свой путь.

В рядах римско-католической церкви

Однако спустя некоторое время Томас Торквемада пересмотрел свои убеждения и все же вступил в один из Примечательным является то, что на знамени его монастыря была изображена собака, несущая в своей пасти горящий факел. Спустя годы этот символ станет основой для метафоры «псы Господни», обозначающей самых фанатичных последователей церкви.

Что касается Томаса Торквемады, то он был весьма одаренным человеком. Его проповеди и наставления завораживали людей, заставляя беспрекословно подчиняться воле священнослужителя. Благодаря этому новоиспеченный монах очень быстро продвигался по духовной лестнице. И уже в 1459 году он избирается приором в монастыре Санта-Крус ла Реал.

Рост влияния Торквемады

Будучи настоятелем монастыря, Томас Торквемада становится духовным наставником Изабеллы Кастильской, законной наследницы престола Кастилии и Леона. И вот, под чутким надзором священнослужителя молодая дева становится одной из самых преданных последователей католической церкви.

Более того, в конце 1969 года Торквемада помогает Изабелле занять трон, тайно обручив ее с Фердинандом Арагонским. А после смерти родителей супруги заполучили власть над всей территорией Испании, фактически объединив ее в одно целое государство.

Инквизитор Томас Торквемада

Официально инквизиция существовала в Испании еще с 1232 года. Однако ее влияние было настолько незначительным, что местные жители с нею попросту не считались. Томас Торквемада счел такое положение вещей неподобающим, а посему решил взять борозды правления в свои руки. Но для этого ему нужно было разрешение папы Сикста IV.

Просить о таком напрямую было слишком Поэтому Торквемада обращается с просьбой о помощи к Изабелле I Кастильской. Учитывая все прошлые заслуги священнослужителя, королева с радостью соглашается помочь своему покровителю. И вот, в 1478 году особым приказом папы Сикста IV в Испании основывается собственный Трибунал священной канцелярии инквизиции. А в 1483 году Томас Торквемада становится его официальным лидером.

Правление Черного инквизитора

Изначально Великий инквизитор показал себя как весьма сдержанный правитель. Однако уже совсем скоро его безумие вырвалось наружу. А началось все с того, что он выдал свод талмудов, в которых подробно описал, кто такие истинные христианине, а кто лишь скрывается за обличием веры.

При этом всех еретиков ожидала одна участь - пытки. Под их давлением тысячи людей признавались в том, чего на самом деле не совершали. И если вначале эти меры применялись лишь к христианам, то вскоре инквизиция переключилась на иудеев и мусульман. При этом их заставляли отрекаться от собственной веры, а альтернативой была смерть. В конечном счете «псы Господние» смогли изгнать из своих земель большинство инаковерующих, а те, кто остался, вынуждены были принять христианство и жить в постоянном страхе за свою жизнь.

Сквозь призму истории

И все же, кем в анналах истории остался Томас Торквемада? Цитаты, взятые из хроник того времени, описывают его как амбициозного и кровавого лидера, погрузившего Испанию в пучину ужаса. Согласно летописям, он сжег на костре более 8 тыс. человек, не говоря уже о том, сколько душ было загублено в подвалах инквизиции.

Однако историки, помимо убийцы, видят в нем и гениального политика. Ведь благодаря его действиям Испания из отсталой страны превратилась в настоящего экономического гиганта. Более того, именно в тот период была отправлена первая морская экспедиция, открывшая миру Новый Свет.

Что касается самого Великого инквизитора, то он умер в полном одиночестве. До самого последнего дня он боялся, что кто-то перережет ему глотку, и держался вдали от людей.

17 февраля 1600 года по приговору суда инквизиции в Риме был сожжен один из величайших мыслителей эпохи возрождения Джордано Бруно. Его научные изыскания об устройстве Вселенной сочли ересью, подрывающей основы веры. В сущности, они подрывали не веру, а мировоззрение, навязываемое церковью. А инквизиция и была создана для того, чтобы католики не осмеливались перечить церковным догмам и выходить из-под влияния Святого престола.

За шесть веков, что существовала инквизиция, миллионы людей оказались неугодными и были казнены или закончили жизнь в изгнании. Среди них немало эпохальных личностей, чьи имена никогда не померкнут на страницах истории.

Жанна д’Арк (1412-1431)

Легендарная Жанна д’Арк была простолюдинкой, которой в 13-летнем возрасте стали являться в видениях святые. Бушевала Столетняя война, и голоса якобы призывали Жанну пойти на поклон к наследнику престола Карлу VII, убедить его напасть на англичан и изгнать их с французских земель.

Существовало пророчество, что Бог пошлет Франции спасительницу в образе юной девственницы. Поэтому, когда Жанна добилась аудиенции короля и на допросах убедила его в том, что ее направляют высшие силы, девушке доверили управление войсками. В белых доспехах, верхом на белом скакуне Жанна действительно походила на ангела, божьего посланца. Орлеанская дева, демонстрируя поразительные для юной крестьянки способности, одерживала одну победу за другой, в ее армию вступало все больше людей, вдохновленных образом святой воительницы.

В 1430 году Жанна попала в плен. Англичане, чтобы оправдать свои поражения, обвинили ее в связях с дьяволом и передали в руки инквизиции. Девушку вынудили отречься от своих «заблуждений», поставили клеймо еретички и 30 мая 1431 года сожгли на костре, привязав к столбу на площади города Руан. Через 25 лет по ходатайству Карла VII, который и пальцем не пошевелил для спасения Жанны, процесс был пересмотрен и несчастную признали невиновной.

Гелиоцентрическая система, как мы знаем, была истинной, поэтому с течением времени многие ученые пришли к ней. В том числе выдающийся итальянский физик, астроном и математик Галилео Галилей. За отстаивание еретических идей в 1633 году его отдали под суд.

Процесс длился всего два месяца. С Галилеем обращались сравнительно аккуратно из-за того, что ему покровительствовал сам папа римский Павел V. Историки полагают, что ученый, что называется, активно сотрудничал со следствием и быстро отрекся от своих идей. Поэтому легенда о том, что после суда Галилей прокричал сакраментальное: «И все-таки она вертится!» - подвергается сомнению.

Страница из протокола допроса Галилео Галилея с его подписью.

Тем не менее физика все равно приговорили к пожизненному заключению. Правда, вскоре наказание заменили на домашний арест, и остаток жизни Галилей провел под присмотром инквизиции.

Данте Алигьери (1265-1321)

В отличие от Галилея, поэт Данте был истовым борцом за свои убеждения. Он исправно посещал церковь, чтил служителей, но, как истинный гуманист, не мог согласиться с жестокими приговорами, которые Господь выносит грешникам. Среди которых, по его мнению, немало достойных людей.

В своей великой поэме «Божественная комедия», написанной от первого лица, Данте жалеет обжор, язычников, прорицателей, и иногда его сострадание настолько велико, что он не может сдержать слез. Естественно, подобное осуждение божественной воли не могло не раздражать инквизицию. К тому же описание путешествия по чистилищу было чистой воды ересью, ведь догмат о чистилище был введен церковью много позже.

Данте был неугоден еще и потому, что он открыто критиковал политику папы и был активным участником политической борьбы во Флоренции. Инквизиторы преследовали поэта, и в 1302 году он был вынужден навсегда покинуть родной город.

Ян Гус (1369-1415)

В XV веке в Европе началась эпоха, вошедшая в историю как Реформация - борьба против католической церкви и папской власти. Одним из первых заметных деятелей этого движения стал чешский богослов Ян Гус. Он ездил по городам и читал лекции, изобличающие феодалов и духовенство.

Постепенно влияние Гуса на народные умы стало настолько велико, что папа римский издал специальную буллу, отлучающую чешского священника от церкви. Его проповеди оказались под запретом, но Гус продолжил свою просветительскую деятельность.

В 1414 году его вызвали на церковный собор в немецком Констанце, гарантируя полную безопасность. Но стоило мыслителю приехать в город, как его арестовали и посадили в тюрьму святой инквизиции, где он провел семь месяцев. Даже под пытками Гус не покаялся, за что был приговорен к сожжению. Костер соорудили на ближайшей площади. Когда огонь уже занялся, некая старушка подбросила в костер вязанку хвороста. «Святая простота», - горько произнес Гус.

Ангмар - Будучи молодым членом Ордо Еретикус, он приводил нападения на столицу Ичар IV, чтобы разбить восстание среди странных членов Имперского Культа. Оказалось, что восстание было создано массивным заражением. С Адептус Арбитрес он уничтожил достаточно защиты, чтобы Ультрамарины успели захватить планету. Именно тогда астропаты Ангмара почувствовал приближение флота Улья Тиранидов Кракен, и его инициатива привела к остановке Улья Тиранид Кракен на Ичаре IV.

Барзано Арио - член Ордо Ксенос. Барзано выдавал себя за Адепта Администратума на планете Павонис для того, чтобы помочь Ультрамаринам остановить пробуждение К"тана называемого «Несущий ночь». Он умер в попытке остановить его и был похоронен на Павонисе.

Пакт - Один из новой породы Охотников на Демонов, а именно тот, кто охотится на предателей из рядов Инквизиции и их Одержимых. Тренировала его Инквизитор Ивиксиа Данника. Пакт оснащен фальшионом, легким пулеметом и ограниченными психическими силами.

Торквемада Котез – Лорд Инквизитор Ордо Маллеус и Верховный Протектор сектора Формоза, - это звание он получил, отобрав его у инквизитора Ларедиана, когда выяснилось, что Ларедиан создавал Одержимого и другие мерзости. Котеза является печально известным врагом и разрушителем демонов.

Цевак - один из немногих не-Эльдар чтобы получить доступ к печально известной Черной Библиотеке. Цевак сообщили о надвигающемся опасности Тиранидов против Эльдарского Искусственного Мира Янден и поддерживал их своими силами против Улья Тиранидов.

Данника «Охотница на Демонов» Ивиксиа - ее отец, полковник, был убит демоном, вызванным сектантами, которые хотели отомстить за чистку, они вступили в полную силу против него. Ивиксию обучал весьма известный инквизитор Пакт. У нее был череп отца, оснащенный авто-пушкой, установленный на ее броню, чтобы он мог служить Императору за пределами смерти. Она владеет особой Алебардой из осколков брони Святого Джосмане. Оружие наполнено силой святого и послало множество демонов назад, бессильно кричать в глубинах Варпа.

Драко – Драко является главным героем в серии «Война Инквизиции». Драко получил доступ в «Черную Библиотеку» Эльдаров и украл книгу Рхана Дандра. Драко также является одним из немногих людей в галактике, что вошли в покои Императора и добился у него аудиенцию с момента своего интернирования в Золотой Трон. Драко на протяжении большей части «Войны Инквизиции» имеет свиту, состоящую из Навигатора, техно-жреца и наемного убийцы. Он является грозным псайкером.


Грегор Эйзенхорн – он был Амалатианином и членом Ордо Ксенос, кроме того Эйзенхорн является известным инквизитором, который организовал крушение Квиксоса и Понтиуса Гло, а так же кражу одержимого по имени Черубаэль, бывшего инструментом Квиксоса. По последним данным, Эйзенхорн исчез вскоре после падения Понтиуса Гло. Эйзенхорн изменился за время своей карьеры от стойкого пуританина Амалатиан в радикального Инквизитора. Этот выбор он сделал, пытаясь спасти своих товарищей от нападения Крур Вулт, вызывая Черубаэля. Однако, он продолжал называть себя Амалатианом до конца своей жизни. Грегор также стал причиной падение многих других врагов, в том числе ведьмы Садии, Мандрагоры, Дома Гло и изгоев инквизиторов Лико, Молитора и Квиксоса.

Сайлас - Он важный герой графического романа Кева Уокера. Он был первым Охотником на Ведьм на службе у Ордоса при крупной компании и лично ликвидировал тысячи еретиков. После того, как пришел Охотник на Демонов, Лорд Инквизитор Гефесту Грудд, от него он получил приглашение и вступил в Ордо Маллеус. Инквизитор был направлен на Офелию VII идентифицировать была ли Эфриала Штерн запятнана Хаосом. Удивительно, но она была единственной оставшейся в живых из 12 тысяч имперских гвардейцев, которые были отправлены на планету Парнис. Его исследования не привели ни к чему и он был вынужден вернуться с ней на планету Парнис. Во время возвращения навигатор их судна был одержим Хаосом и уничтожил их звездолет Молот Тора. Побег с планеты был не простой задачей как для Сайласа, так и для Штерн. Однако, вскоре они столкнулись с Демоном Кю"тлахси"иссхо"аксхами. Только Штерн удалось пережить этот бой.

Хант Джейсон – Инквизитор Ордо Маллеус и протектор сектора «Грозовые ворота». Хант тесно связан с командующим Маркусом Ордена Космодесанта «Драконы Кремневой Бури». Он также высокого уровня псайкер.

Леди Елена Джерико – Она является инквизитором Ордо Ксенос. У нее были многочисленные сделки на планете Некромунда. Так же она является матерью охотника за головами Калла Джерико.


Федор Карамазов – Лорд Инквизитор Ордо Еретикус, также известный как Судья Проктора Салем. Карамазов признан судей и сражается с ересью на его массивном «Троне Суда». Он ненавидит и призирает Эклизиархию и Ториан за свои действия на Проктор Салем. Карамазов изрек печально известную цитату, которую используют для итога расследований Инквизиции: "Не существует такой вещи, как невиновный в моем суде; заявляющий, что он невиновен, уже виноват в том, что тратит мое время".

Криптман - член Ордо Ксенос, он является одним из самых больших экспертов в области Тиранидов. Именно он стал спасителем Империума во время кризиса с Флотом Улья Тиранидов Левиафан и стал первооткрывателем более 82 новых видов ксеносов (все из которых он впоследствии признал угрозой для Империума и приказал ликвидировать).
Криптман был первым инквизитором свидетелем разрушительных последствий вторжения Тиранидов во время нападения флота Улья Бегемот и сражался против Тиранидов более чем 250 лет. Он был одним из самых активных членов Инквизиции против тиранидского вторжений, даже принимая решительные меры к ужасу других инквизиторов. Во время вторжения Улья-флот Левиафан, Криптман привел команду капитана Тарсиса из Караула Смерти в сектор, чтобы помочь Ультрамаринам. Захватив Ликтора, Криптман передал его Адептус Механикус для создания биологического оружия, чтобы использовать против Тиранидов, и члены его группы состоящие в «Карауле Смерти», использовали биологическую разработку, чтобы уничтожить Королеву-Матку. Криптмана позже уполномочили провести один из крупнейших актов геноцида для уничтожение всех миров на пути Флота Улья Левиафан. Позже на него был выдан ордер и он был лишен своего титула. Однако, это не остановило его и он вскоре стал членом Караула Смерти. Вместе со своими ветеранами Криптман украл «Маяк» и использовали его, чтобы заманить к мирам, что заняли Тираниды, орков Октавия.

Инквизитор Лигия - Лигия может быть описана как "женщина что больше похожа на элегантного матриарха семьи, а не на охотника за демонами". Лигия была необычным инквизитором, выражалось это в том, что она не видела и не участвовала во многих битвах, а сконцентрировала свои усилия на текстах и древних письменах. Она обладала, по крайней мере, одной способностью псайкера, что позволило ей воспринять информацию, просто связавшись с объектом, например, с книгой или статуей. Она была завербована в Ордо Еретикус в очень молодом возрасте. Одно из самых ярких упоминаний о ней было в романе «Серые Рыцари» Бена Каунтера, который рассказывает историю о Лигии: она присоединилась к Серым Рыцарям на Санкт Эвиссур, ища Гаргатулота, принца-демона с «тысячью лиц». К сожалению, Лигия, в конце концов, поддалась заразе Гаргатулота, который позволил ей копаться слишком глубоко в своих испорченных знаниях, этим он заставил ее потерять разум. Пройдя безумие и падение в процессе, Лигия был захвачена инквизицией, которой она когда-то служила. Однако, открыв себя, Гаргатулот сделал огромную ошибку, ведь Лигия смогла узнать и рассказать истинное имя Гаргатулота, в записях ее допросов, она пролепетала его в бреду. Это дало Серым Рыцарям преимущество, которое было необходимо для того, чтобы уничтожить Гаргатулота каждую тысячу лет. Инквизитор Лигия умерла в комнате для допросов высоко над планетой Мимас. Тогда Инквизитор Никсос открыл ее клетку и выбросил тело Лигии в космос.

Леди Йена Орихиел - дочь губернатора и инквизитор Ордо Ксенос, Йена в настоящее время расследует предполагаемые пробуждение К"тана. Йена является персонажем в игре «Инквизитор».

Гидеон Рейвенор – Гидеон является учеником Грегора Эйзенхорна. Рейвенор является даже более мощным псайкером, чем Эйзенхорн, так же он автор многих известных текстов, таких как "Сферы Тоски». Ранняя карьера Рейвенора тесно соединена с Грегором Эйзенхорном и вместе они уничтожили много еретиков, в первую очередь старую ведьму Садию. Во время триумфа под воротами Спакиана (большой парад в честь победоносной чистки Главнокомандующего к югу от сектора) Рейвенора нашли на краю радиуса взрыва, вызванного падением «Тандерхока». Из-за этой трагедии он стает слепым, глухим, казалось дальнейшее существование бессмысленно. Если бы не его гений и психический потенциал, это было бы концом лучшего дознавателя Эйзенхорна. Он был заключен в мобильный блок с системой жизнеобеспечения, который также усиливал его и без того значительные психические способности. Общается же он при помощи телепатии.

Рейнард - обнаружил культ поклонения ксеносов на Мандал IV. Рейнард использовал Караул Смерти для уничтожения культа, который как, оказалось, захватил большую часть столицы. После неудачи и скорого побега, Рейнард вернулся с более чем 500 тысяч военнослужащих и искоренил все живое в городе.

Скарн - очень скрытный инквизитор, который избегает борьбы любой ценой и вместо этого стал мастером манипуляций. В последний раз его видели на встрече Конклава Инквизиции шесть десятилетий назад. За последние шестьдесят лет он отрабатывал свой конечный план, который, как он считает, решит все проблемы Империума и только теперь готов осуществить его. Скарн был показан в дополнении к кампании «Инквизитор».

Фаддей Тадеуш - Инквизитор Ордо Еретикус, он был назначен ответственным за охоту и уничтожить ренегатов из Ордена Испивающих Души. Он довольно терпеливый человек и делает все медленно и лаконично. Он избегает других инквизиторов, которые используют силу и страх граждан Империума, чтобы получить от них информацию. Он верит в возможность общаться с людьми вежливо и с уважением получать то, что ему нужно. Казалось, он готов был пойти на сделку с Сарпедоном, магистром Испивающих Души, когда Сарпедон был тяжело ранен во время битвы с Великим Демоном Тетурактом.
Тадеуш решил спасти Сарпедона после нескольких месяцев погони за Испивающими Души и открыл огонь по Тетуракту, давая Сарпедону время, чтобы приготовить свою атаку «Копьем Душ». Тадеуш решил, что Сарпедон не был так опасен для Империума как Тетуракт. Фаддей попал в немилость у Лорда Инквизитора за то, что дал Испивающим Души шанс на существование, но он продолжал преследовать их и в конце концов встретил свою смерть в казематах, после того как на суде Инквизиции его рассмотрели в качестве союзника Сарпедона.


Мордекай Тосс - Обладатель Боевого молота "Бог-разрушитель", созданного из фрагмента оружия Аватара Каина, который он позже подарил главе Кровавых Воронов. В расцвет серии романов он забирает "Бог-разрушителя" у Кровавых Воронов. Его изображают как вероятного агента Тзинча, Бога Перемен.

Тир «Охотник на Ведьм» - верный монодоминантный инквизитор и охотник на всех псайкеров, который носит сложную декорированную силовую броню. Он с подозрением относится к ведьмам и псайкерам. Он лично хочет убить их всех, будь то человек или ксенос.



Эмберли Вейл - член Ордо Ксенос. Показанная в серии книг о комиссаре Каине, она выступает в качестве редактора архивов Каина. Было высказано предположение, что ее отношения с Каином более, чем профессиональные.

Коммодус Вок - древний и знаменитый торианин со склонностями к монодоминантности, но не может примкнуть к ним из-за своих выдающихся психических способностей. Вок прожил очень долгую и прославленную жизнь, и даже в конце ее отправить его на тот свет было очень трудной задачей. Вок высокомерен и общается с людьми с позиции славы. В свое время он даже был союзником Эйзенхорна. Историей, которая подтверждает его силу, является то, что он воевал с Одержимым в психической дуэли и не был уничтожен сразу.

Лорд-Инквизитор Гектор Рекс - истинный герой Империума. Будучи охотником на демонов Ордо Маллеус, он посвятил всю свою жизнь борьбе со слугами Хаоса в любых их проявлениях, но особую ненависть он питает к порождениям Варпа. Могущественный псайкер, Рекс впервые был избран для имперской службы после теста его психического потенциала в Схоластиа Псайкана. Сила его была такова, что он преуспел в обучении, очень быстро затмив своих товарищей, большинство из которых было направлено на службу в Имперскую Гвардию. В юности он подвергся генетическим улучшениям, подобным тем, через которые проходят Космические Десантники, благодаря чему его телосложение стало более массивным. Сейчас он возвышается на 8 футов, крепко сложен и находится в превосходной физической форме. После завершения генетических модификаций Гектор Рекс был передан Инквизиции для дальнейшего обучения и занял место аколита инквизитора Тора Малкина.
После длительной службы в различных частях галактики, Гектор Рекс стал служителем внутреннего круга Ордо Маллеус, посвященным в самые охраняемые знания о природе демонов и способах борьбы с ними. Он - лидер Конклава Скаруса, его проктор-генерал, на службе у которого множество других инквизиторов и аколитов. Он обладает почти неограниченной властью, с помощью которой может устранить любую угрозу Хаоса в секторе.
Гектор Рекс носит почетный титул Аудитори Император ("Внимавший Императору"), который гласит о том, что он был удостоен личной аудиенции с Императором. Рекс - один из очень немногих живущих людей удостоенных привилегии войти в Императорский тронный зал и преклонить колени перед Золотым Троном Терры для того, чтобы обратиться к самому Императору. Большинству Высших Лордов Терры никогда не оказывалось подобной чести.
Для защиты Человечества от угрозы демонической одержимости или демонического вторжения, Лорд Рекс, наделенный огромными полномочиями, возглавлял армии, неоднократно призывал Серых Рыцарей и использовал любое доступное оружие Имперского арсенала. Являясь по своим убеждениям бескомпромиссным пуританином, он не приемлет полумер, когда дело касается добровольного (или вынужденного) сговора с демонами. Рекс лично выследил и задержал мятежного инквизитора-радикала Галасека, а его агенты продолжают поиски заблудших аколитов отступника по всему Сегментум Обскурус.
Наиболее известной кампанией проведенной Лордом Рексом было закрытие Варп-портала на Гелланусе III, где Лорд Рекс командовал ударным подразделением Серых Рыцарей и врукопашную, один на один, сражался со свирепым великим демоном Кхорна, отправив нечестивое создание обратно в Варп. В качестве признания такого деяния ему был вручен древний меч "Ариас" - почтенное психосиловое оружие, выкованное на заре Империума, считаемое благословленным рукой Императора и извлекаемое из стазиса лишь для того, чтобы величайшие герои Ордо Маллеус могли носить его.
На полной опасностей службе Гектору Рексу помогает большая свита: аколиты, мудрецы, сервиторы, писцы и раболепные слуги, которые исполняют его ежедневные поручения, но большинство из них не сопровождают его на поле боя. Там его поддерживают экзорцисты, священники, умеющие изгонять демонов силой своей веры, вместе с аколитами, фамильярами, гвардейцами-ветеранами, мудрецами и мистиками. Помимо своей свиты, он может воспользоваться таким опасными орудиями, как оперативники Оффицио Ассассинорум и, конечно, устрашающими Серыми Рыцарями.

Застенки инквизиции

Инквизиция (от латинского inquisitio - «розыск»), Святая Инквизиция , Святая Палата (sanctum officium) - до г. высшая конгрегация (орден) католической церкви, входящая в состав курии Ватикана, с г. переименована в Конгрегацию доктрины веры и потеряла свой высший статус; инквизиция в России существовала в – гг., как следственная контора при Святейшем Синоде

«Церковь имеет врожденное и собственное право, независимое от какой–либо человеческой власти, наказывать своих преступных подданных как карами духовными, так и карами мирскими». п. 2214 , Католический кодекс канонического права, г.

История инквизиции

Первый церковный труд по истории инквизиции написал сицилийский инквизитор Луис Парамо , опубликовавший книгу «О происхождении и развитии святой инквизиции» (Мадрид, ), где доказывал, что первым инквизитором был Господь Бог , покаравший Адама и Еву . Первым инквизитором Нового Завета , по мнению Парамо , был Иисус Христос , а Христа сменили апостолы Пётр и Павел . Далее он утверждал, что современные ему инквизиторы являются прямыми продолжателями инквизиторского дела апостолов.

Первые критические сообщения об инквизиции появились в XVI веке и были популярны своим живописанием ужасов церковных застенков. Автором одной из первых книг на эту тему был узник севильских палачей Раймундо Гонсалес де Монтес , который написал «Деяния священной инквизиции» (Гейдельберг, ), почти сразу переведённые на все языки Западной Европы.

Методы инквизиционного трибунала раскрывала книга Шпренгера и Инститориса «Молот ведьм» , впервые опубликованная в конце XV века и многократно переиздававшаяся на разных языках с призывными надписями «Прочитай эту книгу, не пожалеешь!»

«Обязанностью, присущей Конгрегации вероучения, является стимулирование и защита вероучения и морали во всем католическом мире: по этой причине все, что каким–то образом касается этого, попадает под ее компетентность.»

Конгрегация вероучения поделена на четыре подразделения: богословский офис, дисциплинарный офис, супружеский офис и офис для священников.

Задачи инквизиции

«Инквизиция по своей природе добра, нежна и консервативна, таков всеобщий и неизменный характер всякого церковного института. Но если гражданская власть, используя это учреждение, считает полезным для своей собственной безопасности сделать его более строгим - церковь не несет за это ответственности.» иезуит Жозеф де Местр «Письма одному русскому дворянину об инквизиции», Париж,

Официально сформулированные направления деятельности Конгрегации доктрины веры , сменившей Священную Палату инквизиции на её месте в римской курии, таковы:

  • слежение за чистотой католической доктрины
  • наблюдение за моралью духовенства
  • дела брака и семьи
  • изучение сверхъестественных явлений и разоблачение суеверий

За этими словами по–прежнему скрывается стремление к укреплению морального, интеллектуального и религиозного лидерства католической церкви, навсегда подорванного демократизацией общества и научно–техническим прогрессом.

Методы инквизиции

Следствие инквизиции начиналось по доносу в ереси или аморальности, совершаемому гражданскими «доброжелателями», штатными доносчиками или специальными духовными цензорами, если речь шла о «еретической» книге. Инквизиционный суд принимал своё решение ещё до рассмотрения показаний обвиняемого - его роль в процессе заключалась добровольном признании своей вины, и тем самым - в мнимом «спасении своей заблудшей души». Обвиняемый не знал своих доносчиков, и должен был оправдываться не представляя и списка предьявляемых ему обвинений, отвечая на вопросы типа:

«Сознайтесь - почему вы здесь оказались?!»

Попытка самозащиты рассматривалась как упрямство в ереси и приводила к пыточному мучительству, называемому «испытанием», в котором монахи–инквизиторы были весьма изобретательны. Самооговор во всех предьявляемых грехах и донос на своих близких избавлял обвиняемого от долгих мучений и зачастую приводил к скорой казни. Сам процесс мог длиться годами без вынесения приговора, например,- Джордано Бруно находился в застенках инквизиции почти 9 лет: с года по –ый. Некоторым, напрасно оговорённым людям, удавалось выходить из под обвинения оправданными или прощёнными: так, к примеру, - основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола в молодости за свою проповедническую деятельность был трижды привлекаем инквизицией и даже сечён розгами, а будущий Великий инквизитор Дж.А. Сантори около двух лет содержался под следствием за мнимое покушение на жизнь папы Пия IV ( –).

Пыточное следствие инквизиции сохранялось до середины XIX века, что, впрочем, в то время мало отличало инквизиторов от обычного государственного суда. В XX–XXI веках «Священная Инквизиция» продолжает свою деятельность под именем «Конгрегации догматов веры», занимаясь отлучением от католической Церкви и пополняя «Индекс запрещённых книг» сочинениями католических богословов–новаторов (например, «теологов освобождения»). Мучения и пытки к осуждённым, вроде бы не применяются, но следствие, по–прежнему, проводится тайно, в отсутствии прений сторон и в попрании всяких прав обвиняемого. В связи с этой практикой Ватикан до сих пор не присоединяется к «Всеобщей декларации прав человека» года.

После упразднения приказа инквизиторских дел расследованием религиозных преступлений продолжили заниматься Раскольническая контора, просуществовавшая до года и духовные консистории, организованные в году. Наиболее важными делами занимался непосредственно Синод. Они располагали собственными тюрьмами и следственным аппаратом. Если церковные органы не могли справиться с отдельными случаями, тогда они передавали дело в светские дознавательные органы - Сыскной приказ, Тайную канцелярию, Преображенский приказ, надзирая за ходом дознания. Таким образом, видно, что инквизиционная практика русской православной церкви мало чем отличалась от аналогичной деятельности римской церкви.

Попытки апологии инквизиции

В современных клерикальных кругах активизируются попытки оправдания инквизиции. О чём свидетельствуют следующие высказывания:

  • «Инквизиторы обычно были профессиональными легистами и бюрократами, строго руководствовавшимися установленными процедурными правилами, а не какими–либо личными чувствами. Правила эти сами по себе не были несправедливы. Они требовали наличия доказательств, позволяли обвиняемому защищаться и изымали из употребления сомнительные свидетельства. Таким образом, в большинстве случаев вердикт трибунала был справедлив, то есть соответствовал доказательствам. Многие дела прекращались на той или иной стадии, поскольку инквизиторы убеждались в несостоятельности доказательств. Пытки использовались лишь в незначительном числе случаев и дозволялись лишь в случаях, когда наличествовали убедительные доказательства того, что обвиняемый лжет. В ряде случаев (например, в исследованиях, проведенных Карло Гинзбургом в итальянской местности Флиулия) свидетельств о применении пыток нет вовсе. Лишь небольшой процент осужденных подвергался смертной казни (в каждом конкретном регионе он колебался в пределах не более двух или трех на сотню). Гораздо чаще приговор состоял в пожизненном заключении, нередко смягчавшемся по прошествии нескольких лет. Наиболее распространенным наказанием было публичное покаяние в той или иной форме. Особенно преувеличивается число жертв "кошмарной" испанской Инквизиции. Она преследовала не миллионы людей, как часто приходится слышать, а примерно 44 тысячи (с по гг.), из которых казнено было менее двух процентов. Знаменитый случай Жанны д"Арк связан с многочисленными нарушениями процедуры, а сам процесс был подстроен ее политическими врагами, англичанами. Когда несколько лет спустя был проведен повторный, без нарушений, процесс, инквизиторы посмертно оправдали ее. ...» (Джеймс Хичкок «Инквизиция»)
  • «Масштабы многих представлений о Святой Инквизиции сократились, другие были полностью разрушены. Например, «охота на ведьм». В –х годах теолог Ганс Кюнг говорил о девяти миллионах ведьм (девяти миллионах!), которые преследовались и были сожжены Церковью (это более кровавый геноцид, чем тот, что устроили нацисты в прошлом веке по отношению к евреям). Но светские эксперты, к которым обратился Папа, существенно опровергли оценки Кюнга. Преследования ведьм были весьма распространенным явлением, но речь идет не о миллионах, а о нескольких тысячах случаев. ... В общем, исследование показало, что количество смертных приговоров, вынесенных трибуналами Инквизиции, намного меньше, чем принято считать. Профессор Агостино Борромео заявил: «К пыткам и смертной казни прибегали не так часто, как считалось долгое время; смертные приговоры, выносимые инквизицией, были гораздо менее частотными, чем приговоры любого государственного суда». ... Но имеет ли смысл в таком случае просить прощения, как делает это Папа, от лица Церкви за грехи Священной Инквизиции? Многие авторитетные католические мыслители, от Витторио Мессори до кардинала Джакомо Биффи, свободно высказали свои колебания. ...» (–
  • Грэхам Патрик «Евангелие от Сатаны» ,- М.: Центрполиграф, , 541 с.
  • Льоренте Х.А. «История испанской инквизиции, в 2–х томах» ,- М.: Ладомир, , 1424 стр. ISBN 5–86218–162–8
  • Кураев А.В., протодиакон; профессор МДА «Доброе слово об инквизиции»
  • Paulus III Bull «Licet ab initio» , Bullarium Romanum, VI, p.~344–346

Статья первая. ГЛАВНЫЙ ИНКВИЗИТОР. СОВЕТ ИНКВИЗИЦИИ. ОРГАНИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ

I. Среди мероприятий, к которым привело новое рассмотрение буллы от 2

форму постоянного трибунала, с главой, которому были подчинены все

инквизиторы вообще и каждый из них в отдельности. Должность главного

инквизитора Кастильского королевства лишь в эту эпоху была предоставлена

Томасу Торквемаде, имя которого, до тех пор было известно не иначе, как в

числе многих других имен, означенных в февральской булле 1482 года.

инквизитором Арагонского королевства, и огромные полномочия его должности

преемниками этого папы. Торквемада вполне оправдал сделанный выбор. Было

почти что невозможно найти человека, более способного выполнить намерения

Фердинанда в отношении умножения конфискаций, римской курии - в смысле

пропаганды ее властолюбивых и фискальных принципов, и, наконец, самой

инквизиции - в поставленной ею задаче казнями установить систему террора, в

котором она нуждалась.

III. Торквемада создал сначала четыре подчиненных трибунала - для

Севильи, Кордовы, Хаэна и Вилья-Реаля, называемого в настоящее время

Сьюдад-Реаль . Четвертый трибунал был вскоре перенесен в Толедо. Затем

Торквемада позволил доминиканцам приступить к исполнению их обязанностей в

различных епархиях кастильской короны.

IV. Эти монахи, получившие мандаты от святого престола, подчинились не

без некоторого сопротивления приказаниям Торквемады под тем предлогом, что

они не являлись его уполномоченными. Торквемада, чтобы не повредить начатому

им делу, не решился уволить их в отставку; но, будучи убежден в

необходимости для своих видов единства действия, приготовился установить

основные положения, без которых, как он хорошо видел, нельзя было обойтись.

В качестве асессоров и советников он избрал юрисконсультов Хуана Гутьерреса

де Чавеса и Тристана де Медину.

V. Тем временем Фердинанд, не терявший из вида, сколь важно было в

интересах фиска организовать трибунал надлежащим образом, создал королевский

совет инквизиции, законным и пожизненным председателем его назначил главного

инквизитора, а советниками дома Альфонсо Карильо, который был в то же время

епископом Мазары в Сицилии, но пребывал тогда в Испании, Санчо Веласкеса де

Куэльяра и Понса из Валенсии. Оба последних были докторами права.

VI. Эта организация предоставляла советникам право решающего голоса во

всех делах, подсудных гражданскому праву, и только совещательного голоса в

делах, принадлежавших церковной власти, которою, в силу апостолических булл,

был облечен один Торквемада.

VII. Это обстоятельство часто приводило к большим пререканиям между

главными инквизиторами и членами верховного совета , так как обе

стороны горячо поддерживали свои обоюдные претензии. Однако вопрос остался

нерешенным, потому что он не был поставлен как следует, причем авторы его не

умели различить двух видов дел, которыми занимался совет, и потому что его

члены принадлежали к духовенству, а это, естественно, заставляло их относить

многие вопросы, подсудные гражданской власти, к канонической юрисдикции.

VIII. Такое управление сильно уменьшило число дел, которые королевская

светская власть имела право разбирать, и она вскоре заметила, как сильно ее

соперница вредила интересам и прибылям фиска. Если бы контрагенты светской

власти хорошо изучили цель и организацию совета и истинные принципы

гражданской и церковной юрисдикции, этот противозаконный захват никогда не

произошел бы, потому что случаи необходимости прибегать к духовной власти

главных инквизиторов были бы сведены к небольшому числу.

IX. Торквемада поручил своим двум асессорам составить основные законы

для управления нового трибунала, предварительно познакомившись с тем, что

воспользовавшись советами сведущих людей. Он созвал общее собрание,

составленное из инквизиторов четырех учрежденных им трибуналов, из своих

двух асессоров и из королевских советников. Эта хунта произошла в

первые законы испанской инквизиции.

X. У меня имеется их копия, содержащая также инструкции,

последовательно обнародованные вплоть до 1561 года, помимо большого

количества отдельных узаконений, которые еще не устарели. Я не сомневаюсь,

что друзья истории встретят с удовольствием обнародование этого собрания

жестоких законов, порожденных фанатизмом и суеверием, Но в план этого

сочинения не входит передача буквальной копии статей первоначальной

инструкции. Я ограничусь предоставлением моим читателям их общей идеи

совокупности, чтобы познакомить с тем духом, который царил в инквизиции и

управлял ее действиями.

XI. Первая статья устанавливала способ, которым учреждение трибунала

будет оповещено в стране, где он должен быть установлен. - Распоряжения об

этом соответствовали тому, что происходило в Севилье, когда инквизиция была

там установлена. В них можно уже заметить захват прав государя и

злоупотребления, которые являются естественным следствием этого.

Вторая статья предписывала обнародование в местной церкви указа,

сопровождаемого угрозою церковных кар тем, кто, совершив преступление ереси

или вероотступничества, не донесет на себя добровольно до истечения

дарованного им льготного срока, и тем, кто воспротивится исполнению

мероприятий, предписанных святым трибуналом.

Третьей статьею был определен месячный срок еретикам для объявления

самих себя и для предупреждения этим конфискации их имущества, однако без

ущерба для денежных штрафов, к которым они могли быть приговорены.

В четвертой статье было сказано, чтобы добровольные сознания,

заявляемые во время льготного срока, делались письменно, в присутствии

инквизиторов и секретаря так, чтобы виновные давали ответы на все вопросы и

интерпелляции, обращенные к ним инквизитором по вопросу об их исповедании и

насчет их соучастников и тех, вероотступничество коих они знают или

подозревают. - Эта статья оказывала человеку милость лишь для того, чтобы

предать других преследованию.

Пятая статья запрещала давать тайно отпущение тому, кто сделает

добровольное сознание, за исключением единственного случая, когда никто не

знает о его преступлении и следует опасаться его огласки. - Легко видеть,

насколько эта мера была жестока, потому что она предавала позору публичного

аутодафе даже того, кто по свободному и добровольному душевному движению

признавался в своем грехе. Какая разница между этим поведением инквизиторов

и поведением Иисуса Христа относительно блудницы, самарянки и грешницы!

Указанная мера передала в руки римской курии громадные суммы: тысячи

новохристиан обратились к папе и предложили принести искреннее сознание в

прошлом и обещание быть в будущем верными своему долгу христианами, если им

пожелают тайно дать отпущение: римская курия извлекла выгоду из готовности

этих перепуганных людей и даровала им за деньги апостолические бреве,

которые должны были предоставить им безопасность.

Шестая статья устанавливала, что часть епитимьи того, кто примирится с

Церковью, будет состоять в лишении его пользования всякой почетной

должностью, употребления золота, серебра, жемчуга, шелка и тонкого полотна.

Посредством этой отвратительной комбинации все оповещались о бесчестии, к

которому данное лицо присуждалось за преступление ереси. Ужасное

распоряжение это послужило лишь к обогащению римской курии в силу

умножившихся просьб о получении папского бреве о реабилитации. Они

выдавались до тех пор, пока Александр VI, по ходатайству испанских

инквизитору право реабилитировать осужденных, но с несправедливой оговоркой,

которая аннулировала все пожалования, сделанные раньше в Риме.

Седьмая статья налагала денежные штрафы на всех, кто сделал

добровольное признание. - Говорили, что основанием этой меры была

бдительность к охране католической веры; но она указывает еще более ясно на

ту цель, которою задался Фердинанд, учреждая инквизицию.

Восьмая статья гласила, что добровольно кающийся, который явится со

своим признанием по истечении льготного срока, не может быть избавлен от

конфискации своего имущества, которая будет объявлена и которой он

подвергнется по праву со дня своего вероотступничества или своей ереси. -

Это распоряжение еще раз доказывает жадность короля и то, чего он ожидал для

себя от инквизиции.

В девятой статье сказано, что если лица моложе двадцати лет явятся по

собственному побуждению, чтобы заявить свое сознание, по истечении льготного

срока, и если будет доказано, что они вовлечены в заблуждение своими

родителями, то достаточно наложить на них легкую епитимью. - Но что эти

люди, хладнокровно жестокие, понимают под этого рода епитимьей? Это

публичное ношение в течение года или двух лет санбенито и присутствие под

этой вывеской в праздничные дни на торжественной мессе и в процессиях или

пребывание в другом более или менее унизительном положении.

Десятая статья налагала на инквизиторов обязанность объявлять в их акте

примирения время, когда примиренный впал в ересь, чтобы знать, какая часть

его имущества принадлежит фиску. - Суровость этой статьи заставила многих

зятьев потерять приданое их жен, потому что оно было им выплачено после

преступления их тестей. Это привело в семьях еретиков к громадным убыткам,

последствия которых были неисчислимы.

Одиннадцатая статья гласила, что если содержащийся в секретной тюрьме

святого трибунала еретик, движимый истинным раскаянием, попросит отпущения,

то ему можно его даровать, наложив на него в виде епитимьи кару пожизненного

заключения. - Я предоставляю своим читателям труд судить, находятся ли в

этом случае преступление и наказание в правильном соотношении.

Двенадцатой статьей указывалось, что, если инквизиторы думают, что в

случае, указанном в предыдущей статье, признание кающегося притворно, они

должны отказать ему в отпущении, объявить его лжекающимся и присудить его,

как такового, к релаксации и преданию в руки светского правосудия для

сожжения на костре. - Из этого видно, что жизнь узника зависела от

произвольного усмотрения инквизиторов, даже в том случае, если он настаивал

на искренности своего раскаяния.

Тринадцатой статьей было постановлено, что если человек, получивший

отпущение после своего добровольного сознания, хвастает, что скрыл разные

преступления, или из собранных сведений вытекает, что он совершил их большее

количество, чем то, в котором покаялся, он будет арестован и судим как

лжекающийся. - Вторая часть этой статьи носит очевидный характер жестокости,

потому что вполне возможно, что обвиняемый просто забыл многие из своих

прегрешений.

Четырнадцатая статья гласила, что, если уличенный обвиняемый упорствует

в своих отрицаниях даже после оглашения свидетельских показаний, он должен

быть осужден как нераскаянный. - Это распоряжение привело на костер тысячи

жертв. Во-первых, потому, что считали уличенными тех, которые не были ими, а

публичными и подлинными свидетельствами - урезанные свидетельские показания,

соответствие в показаниях двух или трех свидетелей, то клевета (а еще чаще

ложное толкование) могла скомпрометировать участь подсудимого, несчастного

уже тем, что он не мог ни доказать, ни убедить своих судей, отказывающих в

сообщении ему документов его процесса.

На основании пятнадцатой статьи, когда против отрицающего свое

преступление обвиняемого существовала полуулика, он должен был подвергнуться

пытке. Если во время пытки он признает себя виновным и затем подтвердит свое

сознание, то его наказывали как уличенного; если он отказывался от

подтверждения, его подвергали вторично, по праву, той же пытке или

присуждали к чрезвычайному наказанию. - Привод к пытке во второй раз спустя

некоторое время был запрещен советом инквизиции. Однако были инквизиторы

столь жестокие, что они все-таки применяли его к заключенным святого

трибунала. Они говорили при этом, что подвергают пытке заключенного только

один раз, потому что после первого сеанса на относящихся к процессу бумагах

они писали, что откладывают пытку, чтобы продолжать ее, когда это им

понадобится и захочется сделать.

Шестнадцатой статьей было запрещено сообщать обвиняемым полную копию

свидетельских показаний; можно было только давать им понятие о том, что на

них было донесено, оставляя их в неведении об обстоятельствах, которые могли

бы им помочь узнать свидетелей. - Одна эта статья была бы способна внушить

отвращение к трибуналу инквизиции. В том, что обвиняемому отказывали в

сообщении результатов предварительного следствия, не было ничего

противозаконного. Но отказывать ему в ознакомлении с документами его

процесса во время самого суда - не означает ли это сделать для подсудимого

невозможным пользоваться правом самозащиты?

Семнадцатая статья предписывает инквизиторам самим допрашивать

свидетелей, когда это для них не невозможно. - Это распоряжение справедливо,

но его делает иллюзорным то обстоятельство, что его редко было возможно

осуществить, так как свидетели и судьи почти всегда находились в разных

местах государства. Приходилось комиссару трибунала рассматривать и

принимать показания при помощи нотариуса, исполнявшего обязанности

секретаря. Так как оба они присягают в сохранении тайны, то можно видеть,

какой может произойти беспорядок, граничащий с преступлением, от

распоряжения, заставляющего подначальных людей уголовного трибунала

удостоверять преступность скорее, чем невиновность, чтобы этим быть приятным

для лиц, приказывающих им свидетельствовать. Кроме того, разве не следует

признать, что ничего не может быть опаснее истолкования ответов, данных

свидетелями, которые не получили ни воспитания, ни образования?

Восемнадцатая статья велит одному или двум инквизиторам присутствовать

при пытке, которой должен подвергнуться подсудимый, кроме случая, когда,

будучи заняты в другом месте, они должны обращаться к комиссару для

получения показаний, если пытка все-таки должна быть применена. - Не лучше

ли было бы ее совсем отменить?!

На основании девятнадцатой статьи, если после вызова в суд согласно

предписанным формам обвиняемый не явится, он должен быть осужден как

уличенный еретик. - Мера бесконечно несправедливая, потому что тысяча

обстоятельств может помешать человеку, вызванному в суд, быть осведомленным

о своем вызове; если предположить даже, что он это знает, уклонение его от

явки может быть вызвано боязнью быть посаженным в тюрьму, что далеко до

молчаливого признания своего преступления.

Двадцатая статья гласит, что, если доказано книгами или поведением

умершего человека, что он был еретиком, он должен быть судим и осужден как

таковой; его труп должен быть вырыт из земли, все его имущество конфисковано

в пользу государства, в ущерб его законным наследникам. - Кто мог бы

поверить, что подобная мера против умершего, которого невозможно уже

обратить, продиктована ревностью по вере? Поэтому надо искать другую

правдоподобную причину такого поступка - в жадности, в желании внушить ужас

и стать страшным. Однако примеров столь великой жестокости встречается

немного, кроме, быть может, истории папы Стефана , который заставил

выкопать из земли труп своего предшественника Формоза , чтобы обречь

его память на бесславие.

Двадцать первой статьей инквизиторам было приказано распространить свою

юрисдикцию на сеньориальных вассалов; если сеньоры откажутся ее признать, то

применить к ним церковные кары и другие наказания. - Это дало инквизиторам

случай удовлетворять свое тщеславие, унижая этот надменный класс людей

епитимьями, к которым они их присуждали как сопротивляющихся декретам

трибунала.

В двадцать второй статье было сказано, что если человек, присужденный к

выдаче в руки светского суда, оставляет несовершеннолетних детей, то им

даруется государством, в виде милостыни, небольшая часть конфискованного

имущества их отца, и что инквизиторы обязаны доверить надежным лицам заботу

об их воспитании и христианском просвещении. - Хотя я прочел большое

количество старинных процессов, но нигде не встретил, чтоб инквизиторы

занимались судьбою несчастных детей осужденного. Нищета и позор были их

единственным наследием, и такова была судьба (в течение последнего

десятилетия XV века и в начале следующего века) бесчисленного множества

испанских семейств.

На основании двадцать третьей статьи, если еретик, примиренный в

течение льготного срока, без конфискаций имущества, имел собственность,

происходящую от лица, которое было присуждено к этой каре, то эта

собственность не должна была включаться в закон прощения. - Постыдный

расчет, подтверждающий мысль, что инквизиция получила свое возникновение не

из чего иного, как из жадности своих основателей.

Двадцать четвертая статья обязывала давать свободу христианским рабам

примиренного, когда не было конфискации, ввиду того что король даровал свою

милость только на этом условии.

Двадцать пятой статьей запрещалось инквизиторам и другим лицам,

причастным к трибуналу, получать подарки под страхом верховного отлучения и

лишения должности, присуждения к возврату и к штрафу в размере двойной

стоимости полученных вещей.

Двадцать шестая статья предлагает должностным лицам инквизиции жить

друг с другом в мире, без стремления к превосходству, даже со стороны того,

кто облечен властью епархиального епископа; в случае какого-либо раздора

главному инквизитору поручалось прекращать его без огласки. - Это

распоряжение доказывает, что были епископы, которые предоставляли свои

полномочия одному из инквизиторов, что было явной несправедливостью, потому

что тогда сокращалось число судей, и эта мера удаляла из трибунала, к

несчастию обвиняемых, единственного человека, который обыкновенно был

беспристрастным, другом справедливости, гуманным, просвещенным среди этих

апостолических судей, которым, по-видимому, нравилось во время процесса

подтверждать дурное мнение, которое установило против подсудимого тайное

следствие.

старательно следить за своими подчиненными, чтобы они были точными в

исполнении своих обязанностей.

Наконец, двадцать восьмая статья предоставляет мудрости инквизиторов

рассмотрение и обсуждение всех пунктов, не предусмотренных в основных

законах, с которыми читатель только что познакомился.

XII. Будем ли мы рассматривать в отдельности двадцать восемь статей

кодекса инквизиции или возьмем их в целом, мы видим, что судебные решения и

приговоры зависят от способа, каким велось следствие, и от личного взгляда

судей, высказывающихся за ересь или правоверие обвиняемого, на основании

индукций, аналогий и результатов, извлеченных из отдельных фактов или

разговоров, переданных часто с большим или меньшим преувеличением и

неверностью. Что можно было ожидать от таких людей, ставших распорядителями

жизни и смерти себе подобных, видя их полное ослепление предубеждением

против беззащитных обвиняемых? Бесхитростный человек должен был погибнуть,

торжествовал только лицемер.

XIII. Изложенный выше устав несколько раз пополнялся, даже в первые

времена. К нему прибавили особо инструкции, которые были установлены в

Авиле в 1498 году и, наконец, в Вальядолиде в 1561 году. Несмотря на все эти

изменения, не видно, чтобы формы судопроизводства когда-либо переменились

или чтобы отказались от произвола, составляющего основу этого ненавистного и

жестокого правосудия. Для подсудимого было невозможно установить надлежащим

образом свою защиту. Поставленные между альтернативой признания его

невинности или подозрения в виновности, судьи постоянно давали увлекать себя

в это последнее решение и не нуждались более в. уликах. Это варварское

учреждение под предлогом ревности по вере укрепляло с тех пор свою власть,

чтобы преследовать невинного и слабого и освобождать только лицемеров.