Речь революционным образом преобразовала процесс человеческой коммуникации. Общественные отношения, их основные типы. Общение и коммуникация. Эволюция средств коммуникации. Этапы развития средств коммуникации

Основная философско-методологическая установка М. Маклюэна заключается в том, что средства коммуникации – это своего рода социальный код развития цивилизации. Изучение их принципов позволяет раскрыть ключ к развитию и основам построения цивилизации. М. Маклюэн выделяет 4 этапа эволюции средств массовой коммуникации: устный (дописьменный); письменный (рукописный); книгопечатный («Галактика Гутенберга») и электронный («Глобальная деревня»).

В соответствии с этими этапами эволюции существуют устный, письменный, типографский и электронный типы человеческой личности, а также ряд важных элементов, присущих любому обществу на разных этапах его развития. Сюда относятся способ коммуникации, тип человеческой личности, ментальность, уровень развития искусства и науки, экономическое и политическое устройство.

Остановимся на каждом из этих этапов эволюции средств массовой коммуникации более подробно.

Устный (дописьменный) этап эволюции средств массовой коммуникации. Как уже ясно из названия, системообразующее средство коммуникации данного этапа – устная речь . Для того чтобы передать информацию, существует очень много способов, кажущихся нам сейчас, мягко говоря, необычными. Это ритуальный танец, магический обряд, песня, миф, магические заклинания. Для устного типа личности характерно преобладание тактильного и слухового восприятия окружающего мира.

Устная культура отличается устойчивостью, традиционностью. Ее характерные признаки – это эмоциональность, чувственность, живость восприятия, взаимопроникновение и слияние слова и дела («имплозия»); одновременность действий и реакций; метафоричность стиля мышления, мифофольклорность и магическое мироощущение; коллективизм; отождествление и единство идеальных и материальных начал в восприятии окружающего мира.

На устном этапе социально-экономической системы присутствует разделение труда на охотничество, собирательство, земледелие и рыболовство. Хозяйственный обмен имеет натуральный характер, «деньги» для бесписьменного человека такой же товар, как и многие другие, с помощью которого можно удовлетворять различные потребности.

Форма организации общественного устройства – деревня, в которой важное значение имело социальное и родовое единение. Естественно, существовала строгая иерархия родоплеменных отношений. Передача информации в основном осуществлялась с помощью устной речи, языка магии, наблюдаются первые попытки кодирования информации.

Письменный этап развития средств массовой коммуникации. Системообразующее средство коммуникации данного этапа эволюции – алфавит. Язык, рукописные тексты, символы, определившие начало развития цивилизации, служили основными средствами передачи информации «рукописного типа человека». Здесь уже преобладает тактильное и зрительное восприятие окружающего мира.

Происходит смещение акцента со слухового восприятия на визуальное постижение мира. Мы видим, что увеличивается значение зрения и символов; нарушается единство мифологической цельности мышления – происходит раскол между словом и делом. Мировосприятие отличается религиозностью, индивидуализмом.

Развитие науки и искусства письменного общества характеризуется формированием и развитием философии, науки, драматической поэзии, живописи, архитектуры. Появляется число, благодаря которому возникает счет и арифметика.

Социально-экономическая система представляет собой феодально-поместную структуру общества. Экономические связи носили характер натурально-денежного обмена.

В общественно-политическом устройстве прослеживается смена общественных форм организации и социального управления: деревня, город-государство, империя. Технические изобретения способствовали строительству дорог и освоению морского пространства.

Социальное управление общественными отношениями осуществлялось в соответствии с религиозными предписаниями, а также классовой иерархией и сводом законов, направленных на защиту интересов богатых слоев населения. Основной способ передачи информации в процессе социального управления, наряду с устной речью – рукописные визуальные коды и символы, естественные языки.

Книгопечатный этап развития средств массовой коммуникации. Данный этап эволюции средств массовой коммуникации у М. Маклюэна получил название «Галактика Гуттенберга». Естественно, системообразующее средство коммуникации данного этапа эволюции – печать. Большое значение здесь имеют печатные тексты, визуальные коды, символы. «Типографскому» (индустриальному) типу человека становится доступным печатное слово, массовое распространение которого привело к формированию особого вида человеческой индивидуальности, порождающей соответствующие общественные отношения, экономику, науку, технику, культуру.

Ментальность « типографского типа» личности характеризуется господством визуального постижения мира; «линейностью» восприятия информации; распространением стандартов визуального мышления; критичностью и абстрактностью мышления; формированием национальных языков и государств; усилением процессов фрагментации общества (специализация); индивидуализмом; демократичностью.

Развиваются естественные науки – физика, механика, химия, а также искусство, литература, живопись, архитектура. Появляются паровая машина и железная дорога. Природа из священного храма превращается в мастерскую, где человек – творец.

Что касается социально-экономической системы «Галактики Гуттенберга», то она определяется формированием системы цен и рынков, использованием наемного труда, ремесленного производства, частнособственнического предпринимательства, демократизации общества.

«Галактики Гуттенберга» определяется возникновением национальных демократических государств с различными формами правления.

Социальное управление общественными отношениями осуществляется в соответствии с классовой иерархией и законами, направленными на защиту интересов разных слоев населения. Основной способ передачи информации в процессе социального управления, наряду с устной речью – рукописные и печатные визуальные коды. Получают развитие искусственные языки, кодирование и декодирование информации.

Электронный этап развития средств массовой коммуникации. Данный этап развития средств массовой коммуникации получил у М. Маклюэна название «Глобальная деревня». Основными средствами коммуникации, наряду с печатными СМИ, являются электронные медиа: телевидение, радио, телефон. Воздействие телевидения на электронный тип человека помогает ему вобрать в себя особенности предыдущих типов на основе усиления зрительного восприятия окружающего мира.

Для ментальности человека электронного типа характерно: поличувствительность и полиприсутствие; «шарообразность», «мозаичность», абстрактность, критичность, самостоятельность и мифичность мышления; изменчивость и неустойчивость ценностных ориентиров; скрытость и многогранность смыслов; индивидуализм; стремление к свободе самовыражения, творчеству; ослабление значения традиционных институтов и связей (семьи, брака, образования, воспитания); демократичность; фрагментация и специализация общественной жизни.

Уровень научно-технологического развития и искусства определяется возрождением первобытных органических ценностей в искусстве и архитектуре XX века. Это происходит из-за влияния технологии нашего времени (электромагнитных волн, радио, телевидения и т. д.). Большое развитие получают абстрактные искусства (например, натурализм, реализм, кубизм, театр абсурда и др.). Проявляется мифическая направленность в продукции массового искусства.

Социально-экономическая система характеризуется трансформацией трудовых отношений, труд вытесняется чистым движением информации, деньги как хранилище труда сплавляются воедино с информационными формами кредита и кредитной карточки. Информация – востребованный товар, движение которого обеспечивает эффективный товарный обмен.

Общественно-политическое устройство «Глобальной деревни» основано на разрушении организации «центр – периферия» в рамках одного государства, теперь целые страны становятся периферией по отношению к новому ядру – группе развитых стран, которые потребляют большую часть произведенной энергии, товаров и услуг.

Социальное управление общественными отношениями осуществляется в соответствии с законами, обязательными для всех. Основной способ передачи информации в процессе социального управления, наряду с прежними средствами и технологиями, – электронные коды и символы, большое значение приобретают искусственные языки программирования, кодирование и декодирование информации.

В середине XX века механические скорости “Галактики Гутенберга” встретились с электрическими скоростями, которые как бы сжали (трансформировали, упразднили) образное пространство “Галактики Гутенберга” до размеров “глобальной деревни”. На смену печатным средствам коммуникации пришли электронные, радикально преобразующие всю сферу межчеловеческой коммуникации. Началось слияние изолированных друг от друга индивидов, наций и рас в единое коммуникативное сообщество, названное М. Маклюэном в 1962 г. «электронным сообществом». Граждане «электронного сообщества» – это жители «глобальной деревни», в которой может жить только «электронный человек» с его восприятием, мышлением, мировоззрением и психологией, адаптированными электронными средствами коммуникации. М. Маклюэн очень точно подметил тенденцию развития общества на ближайшие десятилетия.

Информационное общество как современный этап развития средств массовой коммуникации. В 80-х годах XX века мир вступил в информационное общество, или общество знания, как его сегодня называют многие исследователи. Это очередная фаза общественного развития, пришедшая на смену индустриальной, в которой основным фактором экономики становится информация. Термин «информационное общество» был введен К. Коямой в 1969 году. Основным товаром здесь становится информация, а главным видом деятельности – интеллектуальный труд. Благодаря этим составляющим человечество осуществляет значительный скачок в своем развитии, результатом которого становится глобальное общество, объединенное единым информационным пространством.

Важнейшую роль в создании единого информационного пространства играет развитие современных компьютерных технологий, представляющих собой технологический фундамент, на котором информационное общество функционирует и развивается. В производственном секторе на передний план выходят фирмы, создающие компьютеры и программное обеспечение. Американские фирмы Microsoft, IBM и Intel сыграли важнейшую роль в становлении этого сектора рынка и по сей день не утратили лидирующих позиций в сфере производства компьютерных услуг.

Важнейшим этапом в развитии современных компьютерных технологий явилось создание глобальной компьютерной сети Интернет, представляющей собой международное объединение большого числа компьютерных сетей, использующих один и тот же стандарт передачи данных. Она получила свое рождение из сети ARPANET, разработанной в стенах Министерства обороны США в 1969 году в качестве системы связи военного назначения и предназначенной для обеспечения устойчивого циркулирования информационных потоков в условиях ядерной войны. В 1983 году она была преобразована в систему поддержки научных исследований для Национального научного фонда США и получила название NSFNET. В том же году появился новый стандарт передачи данных – TCP/IP, обеспечивающий более высокую надежность и устойчивость сети. С ним же связано появление ее окончательного названия – Интернет.

Сегодня сеть Интернет представляет собой единое информационное пространство, объединяющее огромное количество человек во всем мире, из которых больше 30 миллионов – жители России. Количество документов, опубликованных в Сети, уже не поддается исчислению. Пользователи Интернета имеют доступ к таким информационным услугам, как сайтам прессы, радио, телевидения, организаций и частных лиц; электронной почте, электронной коммерции, телеконференциям, доскам объявлений, группам новостей, чатам, а также множеству других.

Сегодня локальные и сетевые компьютерные технологии используются в государственном управлении. Компьютерные аналитические системы применяются для поддержки принятия важных государственных решений. Современные телекоммуникационные системы внедряются для взаимодействия центральной и региональной власти. Центральные и региональные органы государственной власти имеют свои представительства в сети Интернет. Система Интернет активно применяется в предвыборных компаниях, в проведении и обработке результатов выборов.

Локальные и сетевые компьютерные технологии применяются и в современном образовании. Происходит компьютеризация школ и высших учебных заведений, их подключение к сети Интернет. Распространяются дистанционное и интернет-образование, которые постепенно институализируются.

Локальные и сетевые компьютерные технологии являются сегодня основой развития современной постнеклассической науки. Интернет стал прорывной технологией во взаимодействии международного научного сообщества. Большую роль современные компьютерные технологии играют в создании новых научных направлений. Сегодня разрабатываются современные компьютерные науки (виртуология, киберантропология и др).

Сетевые компьютерные технологии являются технологической основой развития современной культуры. Компьютеры и Интернет активно внедряются в библиотечное и музейное дело, стали технологической основой развития современного кино, телевидения и музыки.

Эти технологии являются основой современной коммуникации. Интернет – самое недорогое и перспективное с технической точки зрения средство коммуникации. В сети создаются Интернет-сообщества. Современные сетевые и спутниковые технологии являются технической основой мобильной связи. Произошел синтез мобильной связи и Интернета, появился мобильный Интернет.

Современные компьютерные технологии также являются основой современных СМИ. Телевидение функционирует на основе компьютерных, сетевых и спутниковых технологий. Предполагается, что примерно через 5-7 лет большая часть жителей Земли будет иметь высокоскоростной доступ в сеть Интернет-2 (скорость - 10 Гбит/c), значительная часть информационных ресурсов человечества будет переведена в электронную форму, а для доступа в Сеть будут использоваться компьютерные виртуальные технологии (VR). Они дадут возможность погружаться в киберпространство Сети, воспринимать и познавать его, а также действовать в нем с помощью всех органов чувств. Благодаря совместному использованию компьютерных виртуальных технологий и Сети человек получит много новых возможностей. Интернет-2 обретет статус второй, информационной реальности, в которой человечество сможет обитать и проявлять себя, во многих сферах гораздо более эффективно, чем в физической реальности.

В информационном обществе значительно уменьшится роль воздействия национальных государств на человека. Люди будут взаимодействовать друг с другом не в рамках географического, а глобального информационно-культурного пространства Сети, вопреки расстоянию и границам. Поэтому мощь государства в информационном обществе будет определяться, прежде всего, уровнем развития культуры. Уже в наши дни появился новый вид культуры – сетевой, в рамках которой зарождаются многие направления – виртуальная коммуникация, виртуальная наука, виртуальное образование, виртуальное искусство, виртуальная литература, виртуальный бизнес, виртуальная политика и другие. Сегодня особое внимание мирового сообщества направлено на развитие именно этих областей, поскольку они являются системообразующими для современного информационного общества.

Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 1218 | Нарушение авторских прав


| | | | | | | | | | | | | | | | | | 19 | | | | | |

Словесность, книжность и мультимедийность как основные этапы коммуникационного развития культуры. Понятие информационного общества

Характеристика исторических типов коммуникации в социуме

Методологические основания дифференциации (различения) коммуникативных типов

За всю историю своего развития человечество накопило серьезный опыт коммуникативных отношений и взаимодействий. Их изучение обусловило необходимость выделить основания, классификационные признаки. Подобные классификационные признаки составляют основу для различных типов коммуникаций.

Типология - это научный метод, позволяющий систематизировать изучаемые объекты на основе обобщенной модели или типа.

Типы коммуникаций - это классификация коммуникаций, основанная на выделении определенной модели.

Выделяют три типа коммуникационной культуры общества.

Словесность - такой уровень коммуникационной культуры, когда все культурные смыслы передаются в социальном пространстве и времени посредством устной коммуникации.

Книжность - такое состояние культуры, когда основные (не все!) культурные смыслы передаются посредством документной коммуникации.

Мультимедийность достигается, когда основные культурные смыслы передаются посредством электронной коммуникации.

Типы коммуникации в обществе совпадают с основными периодами развития социума. Поэтому, прежде всего, выделяется коммуникационный тип первобытного общества. Для него характерны следующие особенности:

· все члены общины выступают в роли и коммуникантов (отправителей), и реципиентов (получателей);

· для передачи смысловых сообщений используются четыре исходных канала;

· отсутствие коммуникационных служб;

· синкретичность (слитность) вербальных, музыкальных, иконических каналов в языческих ритуальных священнодействиях;

· обожествление слова, которое нашло отражение в мировых религиях. Господь, как известно, творил мир не действиями, а словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Все через Него начало быть» (Иоан. 1:1-3); «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Бытие, 1:3). В Коране написано: «Его приказ, когда он желает чего-нибудь, - только сказать ему: «Будь!» и оно бывает» (36, 81-82). В одном из гимнов Ригведы, обращенном к богу Агни, говорится: «Он укрепил небо истинными священными словами» (Ригведа. Мандалы I-IV).

Кстати, буддизм - это культура размышления, которая пошла дальше знаков и отказалась и от слов, и от чисел. Нирвана достигается путем самоуглубления, медитации, а не заклинаний.

Резюме: коммуникационная словесность обеспечивала:

1) консолидацию членов общины: люди, не владевшие общинным языком, представлялись им «немыми» или вовсе «нелюдьми»;

2) организацию общественной жизни, трудовую кооперацию, обыденное общение;

3) функционирование социальной памяти: передача из поколения в поколение социальных норм и традиций, полезных знаний, умений и практического опыта, наконец, сознания и самосознания.

Рукописный (палеокультурный) этап /свитки и пергамент/

Письменность - новый коммуникационный канал, востребованный культурой. Большинство ученых склоняется к однолинейной эволюции письменности: сперва предметное письмо (символы, изображения, узелковое письмо), доходящее до пиктограмм (рисуночное письмо), затем на базе пиктограмм - иероглифы, слоговое и, наконец, буквенно-фонетическое письмо. Первые памятники письменности относятся к III-IV тысячелетию до н.э. Очагами письменности стали древнейшие локальные цивилизации: древнеегипетская, месопотамская (шумеро-ассиро-вавилонская), индусская, критская (минойская, эгейская) и древнекитайская.

Особенности коммуникации этого периода:

1. Обожествление Слова переносится на Книгу, Священное писание, Библию. Книжное слово становится гарантом истинности и незыблемости («что написано пером, не вырубишь топором»). Отсюда обычай клясться на книге (Библии, Конституции). Христианство, ислам, иудаизм - это религии Писания, где священные книги - основа конфессии. В средние века сложилась своеобразная иерархия книжных жанров по признаку сакральности. Наиболее почитаемой была литургическая, т.е. используемая в богослужении литература (Служебники, Требники, Часословы, Минеи, Триоди и т.п.) и каноническое Священное писание (Ветхий и Новый Завет); рангом ниже шли жития святых (агиография), церковная учебная литература (катехизисы), поучения отцов церкви, а самый низший эшелон составляла светская (мирская) литература.

2. Произошла социальная дифференциация населения по принципу: грамотный - неграмотный. Овладение грамотой считалось немаловажным личным достижением, поэтому школа стала форпостом письменности. Если у бесписьменных народов социализация молодежи начиналась с освоения производственных умений и навыков, то цивилизованные общества приобщали учеников прежде всего к счету, чтению, письму. Социальный престиж и карьера индивида зависят теперь не столько от его силы, ума, сообразительности, выносливости, сколько от школьной выучки, от доступа к знаниям. Человек стал зависеть от документированного культурного наследия, хотя не может освоить даже сотую его долю. У члена дописьменного общества такой зависимости нет.

3. Письмо стало профессиональным инструментом. Выделились социальные группы людей, занятых умственным трудом.

4. Письменность конкурировала со словесностью. Отказывались от письменного изложения своих учений Пифагор, Сократ, Будда, Христос. Правда, если бы прилежные ученики не записывали их слов, мы бы не узнали даже имен этих великих учителей человечества. Вот как, по словам Платона, его наставник Сократ объяснял свою позицию (см. диалог «Федон»): люди, черпающие мудрость из письменных источников, «будут многое знать понаслышке, без обучения, и будут казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами, людьми, трудными для общения; они станут мнимомудрыми вместо мудрых».

Культуру классической Эллады иногда называют ороакустической, т.е. ориентированной на устное слово и слуховое его восприятие. Искусство устной речи считалось необходимым не только для ораторов и поэтов, но и для политиков, историков, философов, которые специально изучали риторику. По словам М.Л. Гаспарова, «даже философские трактаты, даже научные исследования писались, прежде всего, для громкого чтения. Высказывалось предположение, что античность вовсе не знала чтения «про себя»: даже наедине с собою люди читали книгу вслух, наслаждаясь звучащим словом, тем не менее, господство письменного слова установилось в Древней Греции на рубеже V-IV вв. до н.э.

5. Письменная коммуникация положила начало документированной социальной памяти; начинается написание человеческой истории. Античные историки оставили после себя исторические произведения высокой научной ценности.

6. Письменность стала основным средством просвещения и распространения знаний, в том числе тайных, эзотерических. По свидетельству Плутарха, Александр Македонский сильно гневался на просветительскую деятельность Аристотеля и выговаривал своему учителю: «Ты поступил неправильно, опубликовав те учения, которые предназначались только для устного преподавания. Чем же мы будем отличаться от остальных людей, если те самые учения, на которых мы были воспитаны, сделаются всеобщим достоянием? Я хотел бы не столько могуществом превосходить других людей, сколько знаниями о высших предметах».

7. В античную эпоху происходит формирование книжного дела как социально-коммуникационного института, включающего: изготовителей (переписчиков) манускриптов; торговых людей, содержащих книжные лавки; библиотеки разных типов, в том числе крупнейшую в палеокультуре научную библиотеку в Александрии.

С Александрийской библиотекой (700 тыс. свитков до пожара в I в. до н.э.) некоторое время соперничала Пергамская библиотека, насчитывавшая в лучшие свои годы до 200 тысяч рукописей.

8. Средневековая социальная коммуникация преимущественно представляла собой устную микрокоммуникацию. Население проживало в обособленных деревнях и небольших городах, где не было необходимости в переписке. Для особо важных поручений использовались гонцы, которые заучивали послание наизусть. Главным источником знания для неграмотной части населения была церковь, а также слухи, которые переносили торговцы, бродячие театры, цирки и трубадуры. Земная жизнь рассматривалась католической церковью как временное пристанище на пути к спасению, а знать судьбу людей может только Бог. Поэтому никаких коммуникационных потребностей никто не испытывал.

Однако с XII века началось духовное движение, которое проявилось в организации университетов, крупнейшими среди которых были Болонский и парижская Сорбонна. Между 1300 и 1500 гг. в Европе было учреждено более 50 новых университетов, которые стали центрами письменной культуры.

9. Было бы односторонне, а значит, неправильно, подчеркивать одни лишь социально-культурные достижения и преимущества, которые подарила письменность цивилизованному человечеству. Становление книжной культуры - процесс амбивалентный, ибо были утрачены преимущества дописьменной археокультуры и обнаружились проблемы, неведомые неграмотным «детям природы».

· Устная коммуникация и недокументированная социальная память обладают естественными механизмами, предохраняющими их от переполнения. Избыточные сообщения не воспринимаются, а неактуальные знания забываются. Письменная культура не обладает такими защитными средствами, она провоцирует бесконечный рост документных фондов и, как следствие, информационный кризис.

· В условиях бесписьменного общества человек знал только то, что требуется ему для текущей жизнедеятельности, не больше и не меньше; в книжных культурах ему приходится осваивать много устаревших знаний, изложенных в авторитетных трудах мыслителей прошлого. Большая часть этих знаний никогда в будущем не понадобится. В результате индивидуальная и общественная память становится кладбищем знаний, предрассудков, суждений, часто несовместимых друг с другом. Утрачивается цельность и законченность мировоззрения, свойственные дописьменным обществам, и растет противоречивость, напряженность, дезорганизованность цивилизованных сообществ.

· Существуют несоответствия и противоречия между нормами и требованиями, вычитанными из книг, и смыслами, поступающими по каналу непосредственной микрокоммуникации. В итоге образованный человек начинает страдать раздвоением личности и муками совести; неграмотный же варвар всегда действует согласно впитанной с детства традиции, не испытывая никаких сомнений и переживаний.

В мировой классической литературе не раз обсуждались тяготы цивилизации; достаточно вспомнить образы Дон Кихота и Санчо Пансы, Пьера Безухова и Платона Каратаева. Мануфактурная коммуникационная система не смягчила проблемы, унаследованные от письменной культуры, а скорее ужесточила их.

Книжная культура

После изобретения книгопечатания потребовалось отличать произведения письменности от произведений печати. В настоящее время книга понимается как бумажный документ, прошедший редакционно-издательскую обработку и тиражированный для общественного пользования типографскими средствами. Манускрипт, написанный на бумаге, сброшюрованный и переплетенный в форме кодекса, - это рукопись, а не книга в современном ее понимании.

Изобретение книгопечатания - это технология, которая послужила примером массового производства. Печатный станок был изобретен Иоганном Гуттенбергом (1394 или 1399-1468) из города Майнца, и большинство книговедов согласны с немецкой хроникой, где было записано в 1474 г.: «Замечательное искусство книгопечатания было изобретено в Майнце. Это искусство искусств, наука наук. Его чрезвычайная продуктивность позволила вызволить из мрака сокровища знаний и мудрости, чтобы обогатить и просветить мир» Владимиров Л. И. Всеобщая история книги. - М., 1988. - С. 97. . Однако точной даты замечательного изобретения нет. Первые книги, отпечатанные Гуттенбергом, относятся к 1445 г. Вторая половина XV века - время триумфального шествия новой технологии книжного производства по странам и городам Западной Европы. В течение 50 лет было основано более 1100 типографий, выпустивших в общей сложности 35-45 тысяч названий первопечатных книг тиражом около 20 млн. экземпляров. Сохранилось от них лишь несколько процентов - порядка 200 тысяч. Книги, вышедшие в свет ранее 1 января 1501 г., называются инкунабулы (кунабулум - лат. колыбель; дословно «в колыбели»). Они являются объектом пристального научного исследования со стороны специальной книговедческой дисциплины - инкунабуловедения. Разумеется, все инкунабулы, так же, как палеотипы (книги, изданные в 1501-1550 гг.), являются большой культурно-исторической ценностью и гордостью своих владельцев..

Характерные черты книжной культуры, господствовавшей в XVI-XVIII веках, видятся в следующем:

1. Мануфактурные книги количественно и качественно отличались от манускриптов. За первые 50 лет книгопечатания европейцы получили в свое распоряжение больше книг, чем за две тысячи лет книжного рукописания. Облик книги изменился неузнаваемо: книги, к оформлению которых привлекались лучшие художники того времени, стали подлинными произведениями искусства. При этом дешевизна и доступность книги постепенно росли, что означало демократизацию книжного рынка.

2. Манускрипты предназначались для чтения вслух неграмотной аудитории, печатные книги рассчитывались на молчаливое чтение «про себя». Соответственно изменилось оформление текста: появились названия, разбивка на главы и разделы, спуски, поля, пробелы между словами, красочные иллюстрации. Изменился литературный язык и стиль изложения, которые приспосабливались к восприятию зрением, а не слухом. Книгу стали рассматривать не как пособие для устной речи, а как непосредственный источник знания, что вызвало следующие изменения:

· появились понятия оригинальности, ценности, новизны содержания;

· выработались литературные жанры и стили изложения, нормы литературного языка;

· образовалась читательская массовая совокупность, состоящая из незнакомых друг с другом людей, имеющих общие взгляды и интересы (по оценке М.А. Барга, доля грамотных возросла с 10% в XV веке до 25% в XVII веке);

· тиражированные в сотнях экземпляров книги начали «жить своей жизнью», независимо от автора или переписчика. Они превратились в завершенные и целостные элементы овеществленной и долговременной социальной памяти.

3. Книга стала орудием светского просвещения. Только половина инкунабул относилась к религиозной тематике (гораздо меньше, чем в потоках средневековых манускриптов), четверть - к художественной литературе, 10% - к юриспруденции, прочие - к другим отраслям знания.

С XVI века сначала церковные, а затем и светские власти начали ожесточенную борьбу с еретическим вольномыслием. В 1564 г. Ватикан издал «Индекс запрещенных книг», который, постоянно пополняясь, действовал вплоть до XX века; была мобилизована инквизиция. Неблагонадежные книги изымали из библиотек, книжных лавок и публично предавали сожжению. Иногда вместе с книгами сжигали их авторов и издателей (вспомним Джордано Бруно). Цензура, судебные преследования, варварское уничтожение литературы и другие акты коммуникационного насилия стали неизменными спутниками книжной культуры с XVI века до XX века.

4. Возник ряд специализированных социальных институтов, в том числе: книгоиздательский (редакционная подготовка + полиграфическое размножение документов), книготорговый, библиотечный и библиографический.

5. Помимо библиографии, о созревании книжной культуры свидетельствует зарождение словарно-справочного дела. Если библиографический указатель есть «книга об известных книгах», то энциклопедия (справочник, словарь) - это «книга о том, что мы знаем».

Индустриальная книжная культура

XIX век - время торжества капитализма в Западной Европе, которое сопровождалось тремя важными для социальной коммуникации явлениями:

· благодаря индустриализации материального производства, резко увеличиваются производственные мощности и производительность труда;

· происходит становление наций - многомиллионных полиэтнических сообществ, нуждающихся в средствах консолидации;

· возрастает образованность и просвещенность городского населения, предъявляющего растущий спрос на культурные развлечения, знания, информацию.

Характерные особенности индустриальной книжной культуры, господствовавшей в XIX - I половине XX века, видятся в следующем:

1. В первой половине XIX века произошла промышленная революция в полиграфии. Книгопечатание включает три полиграфических процесса: изготовление печатной формы, печатание тиража, выполнение брошюровочно-переплетных работ. Мануфактурная типография базируется на ручном труде печатника, который использует печатный станок, установку для отливки букв, собственную сноровку и мастерство. Индустриальное производство основано на механизации всех полиграфических процессов, сводя к минимуму участие в них типографских работников. В этом состоит принципиальное отличие индустриального книгопечатания от мануфактурного.

2. Мощности машинного полиграфического и бумажного производства позволяют, наряду с расширением книгоиздания, обеспечить невиданный рост журнально-газетной продукции. Произошло возникновение прессы - нового, нетрадиционного коммуникационного канала. Пресса - первый из каналов массовой коммуникации, к которому в XX веке присоединятся кино, радио, телевидение.

Если в Средние века местом обмена информации между жителями прихода была церковь, то с XIX века источником новостей сделалась газета. Коммуникантами, формирующими общественное мнение, стали не проповедники и ораторы, а редакции газет и журналов.

3. Во второй половине XIX века резко ускорился рост урбанизации. Обнаруживается острая общественная потребность в новых средствах консолидации общества и социальной коммуникации. В качестве таких средств выступили пресса, иллюстрированные газеты и журналы, а и начале XX века - кинематограф. Эти средства способствовали росту просвещенности населения, но вместе с тем приводили к упрощению, массовости и стандартизации духовных потребностей. Так возникли массовые аудитории - прямое следствие урбанизации.

4. Вторая половина XIX века - время первой технической революции в социальных коммуникациях:

· Телеграф.

· Фотография представляет собой не только технический, но и художественный канал.

· Телефон разрешил проблему дистанционного обмена речевыми сообщениями.

· Звукозапись: эволюция - фонограф, граммофон, патефон, электрофон, магнитофон.

· Кинематограф.

5. Становление индустриальной цивилизации в этническом отношении сопровождается образованием наций. В XX веке, благодаря распространению радиовещания и телевидения, именно эти средства массовой коммуникации стали выполнять основную культурно-нормативную функцию в современной речи.

6. Индустриальная книжность - период завершения коммерциализации и профессионализации социально-коммуникационных институтов. Во второй половине XIX века литераторы и художники все больше превращаются в служащих по найму, подобно другим специалистам. В условиях массовой коммуникации зависимость «вольных художников» от «денежного мешка» обнаружилась в полной мере. Отсюда - трагическая тема проданного за деньги таланта, которая была пророчески предсказана Н.В. Гоголем в его «Портрете» и часто звучала в произведениях зарубежных и отечественных авторов.

7. Символами становления нации являются не только национальные языки (см. выше), но и такие проявления зрелости книжной культуры, как формирование национальных библиотек и национальной библиографии. Национальные библиотеки - крупнейшие книгохранилища страны, осуществляющие исчерпывающий сбор и вечное хранение отечественных произведений письменности и печати; таким образом, они символизируют достижения национальной культуры.

8. Лозунг Всемирной парижской выставки 1900 г. звучал так: «От общества производства - к обществу потребления». Экономика индустриальных стран в начале XX века была озабочена не «хлебом насущным», а предоставлением товаров и услуг, делающих жизнь людей комфортабельнее, разнообразнее, интереснее. Основными потребителями этих товаров и услуг стали городская буржуазия и рабочие, которые располагали определенными денежными средствами и досуговым временем. Культурные требования потребителей этого рода были не высоки, ибо не высок был уровень их образованности, интеллектуального и эстетического развития. Их привлекали незамысловатые развлечения и игры, компенсирующие монотонность труда и повседневной жизни за счет красивых иллюзий и мифов. Но зато это был массовый спрос, на который стало ориентироваться массовое производство, это была массовая аудитория, представляющая собой массового реципиента для средств массовой коммуникации.

9. Средства массовой коммуникации проявили себя как мощное орудие управления людьми: реклама, пропаганда, паблик рилейшенз, информационные технологии стали предметом профессиональных занятий. Более того, эти средства стали оружием информационных войн.

Мультимедийная коммуникационная культура

Мы живем в период, когда господство машинной полиграфии постепенно уступает место мультимедийным телевизионно-компьютерным каналам. Однако говорить о становлении мультимедийной культуры еще рано. Новые коммуникационные средства дополняют индустриальную книжность, но не заменяют ее. Когда же пробьет час мультимедийности? Есть два критерия, позволяющие ответить на этот вопрос:

· Замена линейного текста нелинейным гипертекстом. Книжность изначально связана с линейной последовательностью знаков; письменные тексты одномерны: они читаются буква за буквой, слово за словом, и никак иначе. Мышление же человека вовсе не линейно, напротив, психическое пространство многомерно, и в нем каждый смысл связан с другими смыслами не только в силу пространственно-временной смежности, а в силу разнообразных формальных и содержательных ассоциаций. Поэтому письмо лишь частично выражает мысль, подменяя ее гибкую многомерность жесткой одномерностью («мысль изреченная есть ложь», по словам Ф.И. Тютчева).

Гипертекст - это совокупность содержательно взаимосвязанных знаков, где от каждого знака в процессе чтения можно перейти не к одному единственному, непосредственно следующему за ним, а ко многим другим, так или иначе связанным с данным . Таким образом, воспроизводится многомерность человеческого мышления, и значит, смысловая коммуникация получается более полной и точной, чем в случае линейного письма. Для моделирования многомерных связей между знаками требуется виртуальное пространство, которое создается современными компьютерными системами. Причем, в гипертекст в качестве смысловых элементов могут включаться не только отдельные слова, фразы или документы, но и изображения, музыкальное сопровождение - все средства мультимедиа. В итоге человек из читателя превращается в пользователя мультимедийной культуры, оперирующей письменной и устной речью, изображениями любых видов, кино- и видеороликами, таблицами и схемами, созданными по его требованию. Гипертекстовые языки применяются в системе Интернет, но широкое их распространение - дело будущего.

· Введение смыслового диалога «человек - компьютер». Имеются в виду не подсказки, напоминания или запреты, которые предусмотрены «дружественным» программным обеспечением, а именно смысловая коммуникация человека и компьютера. В связи с перспективами смысловой коммуникации такого рода приобретает актуальность вопрос «может ли машина мыслить?». Исследование интеллектуальных возможностей компьютеров, т.е. проблемы искусственного интеллекта, привело к следующим выводам:

– Интеллект компьютера зависит от того, какими знаниями программисты могут его наполнить. Беда в том, что человек не может формализовать и объективировать все свои знания, - люди знают больше, чем могут выразить, поскольку у человека есть сфера бессознательного, которой у компьютера нет. Например, знание правил игры не делает человека шахматистом; квалифицированный шахматист знает гораздо больше, чем свод правил, но рассказать об этом не может.

– Компьютер не способен овладеть метафорами, иронией, ему чужда «игра слов», значит, свободный, а не адаптированный диалог человека и компьютера невозможен.

– Компьютерам чужды эмоции и желания, они не обладают эмоционально-волевой сферой, они не могут сочувствовать человеку, поэтому искусственный интеллект всегда будет чужд интеллекту естественному с его заботами и радостями.

Поскольку в социальной коммуникации участвуют правые и левые полушария партнеров, а у компьютера есть лишь аналог левого полушария, компьютер никогда не сможет понять в полной мере сообщения людей. Люди могут понимать друг друга вообще без слов, что компьютеру недоступно.

Совершенно очевидно, что коммуникационная деятельность человека, постоянно имеющего дело с мультимедийными гипертекстами и искусственным интеллектом, будет другой, чем коммуникационная деятельность интеллигента-книжника.

Поколению людей мультимедийной культуры, по мнению большинства социальных философов, предстоит жить в постиндустриальном информационном обществе. Интернет - «первая ласточка» информационного общества, но первая ласточка, как известно, «не делает весны». Интересно остановиться на типологических признаках, или показателях, отличающих информационное общество от аграрного или индустриального общества предыдущих исторических эпох:

1. Технико-технологические показатели: всеобщая компьютеризация, распространение и доступность персональных компьютеров и сверхмощных ЭВМ пятого и последующих поколений; удобный и простой человеко-машинный интерфейс, использующий несколько органов чувств человека; «дружественность» и антропоморфичность информационных технологий; мобильные и персональные средства связи; глобальная коммуникация с использованием спутников, лазеров, волоконно-оптических кабелей. Информационное общество должно опираться на мощную мультимедийную телевизионно-компьютерную коммуникационную систему.

2. Социально-экономические показатели: превращение социальной информации, т.е. общественного знания, в ключевой экономический ресурс, решающий фактор интенсификации промышленного и сельскохозяйственного производства, ускорения научно-технического прогресса; информационные технологии, продукты и услуги становятся основным товаром рыночной экономики; концентрация в информационном секторе экономики - до 80% трудоспособного населения; модернизация старых и появление новых информационных профессий умственного труда; практика выполнения большей части трудовых функций в домашних условиях благодаря телекоммуникации; демассовизация народного образования, досуга и быта людей.

3. Политические показатели: демократизация социальных коммуникаций, гласность и открытость общественной жизни, гарантированная свобода слова, собраний. Либерально-демократический политический строй.

4. Интеллектуальные показатели: активное использование постоянно растущего культурного наследия, расцвет науки, образования, искусства, религиозных конфессий, развитие национального интеллекта и всемирного универсума знаний; прогрессирующее духовное развитие личности, переход от материально-потребительских ценностных ориентаций к познавательным и этико-эстетическим; развитие творческих, культуросозидательных способностей индивидов; становление «хомо информатикус», или «хомо интеллигенс». Всестороннее развитие социального и личного интеллекта.

Обобщая названные показатели, получаем следующую дефиницию информационного общества: информационное общество - интеллектуально развитое либерально-демократическое общество, достигшее сплошной информатизации общественного производства и повседневной жизни людей, благодаря мощной телевизионно-компьютерной базе .

Те животные, коммуникативные способности которых были лучше, чем у других, получали в процессе эволюции больше шансов выжить и воспроизвести потомство. О какой информации идет здесь речь? Прежде всего, о том, что относится к упомянутым нами выше 4F: информация об опасности, о местонахождении пищи, о том, что эти животные готовы спариваться.

Наш разум в значительной мере облегчил для нас процесс копирования идей - мемов-стратегий, мемов-различий, мемов-ассоциаций. Сложно переоценить важность копирования / воспроизведения идей для эволюции человеческой культуры и наук. Если бы наше сознание было лишено способности копировать идеи и, таким образом, возможности передавать их от одного человека к другому, нам всем пришлось бы довольствоваться только теми знаниями, которые мы успели накопить за время своей жизни.

На определенной стадии эволюции наш разум получил такой дополнительный инструмент, как язык. Речь революционным образом преобразовала процесс человеческой коммуникации. Благодаря речи и языку появилась возможность создавать новые понятия, проводить различия, вырабатывать ассоциативные связи между различными вещами, а также передавать стратегии другим людям. Низшие животные такой возможностью не обладают. Борьба за усовершенствование коммуникаций продолжается и по сегодняшний день, ведь она должна способствовать выживанию и размножению человека.

Облегчить общение можно двумя способами: громче говорить или внимательнее слушать. Представляется очевидным, что в процессе естественного отбора преимущество получат те животные, которые будут звуками, своим видом или каким-либо другим образом хвастаться своей сексуальной привлекательностью. Те животные, которые будут застенчиво ждать, что их наконец заметит Тот или Та Самая, безусловно, проиграют. Сложнее понять, почему «эгоистичный» отбор благоприятствует и тем видам, которые путем звукового или другого сигнала могут оповестить других об опасности или местонахождении пищи. Разобраться в этом будет проще, если мы поймем, что этот «кричащий» ген, вероятно, присутствует не только в «крикуне», но и в тех, кто его слушает. Не будем забывать, что генетическая эволюция отбирает гены, а не конкретные индивиды.

Что касается восприятия сигналов, то естественный отбор будет благоприятствовать тем животным, которые смогут бросить все и уделить внимание полученной информации, а не тем, которые будут склонны ее проигнорировать. С точки зрения гена, важной информацией является все, что будет защищать и увеличивать число копий этого гена: то есть сведения об опасности, пище и сексе. Если бы мать Бемби немного раньше услышала треск ветки под ногой охотника, то сегодня она еще могла бы рассказывать историю о том, сколь своевременно она смогла все понять.

Средства коммуникации развивались с целью передачи информации о трех конкретных предметах: об опасности, о пище и о сексе. Поэтому мы как продукт эволюции, как правило, предпочитаем говорить о проблемах безопасности, о пропитании и сексе и уделяем этим темам больше внимания, чем другим.

Мемы, имеющие отношение к опасности, пище и сексу, распространяются быстрее других, поскольку по своей природе мы к ним очень чувствительны - в нашем сознании для этих предметов есть свои «кнопки».

ПРОИСХОЖДЕНИЕ МЕМОВ

Какие же мемы сыграли наиболее важную роль для нашего выживания и воспроизводства, став наиболее употребляемыми в процессе человеческой коммуникации? К ним мы предположительно можем причислить следующие:

Кризис

Быстрое распространение чувства страха спасало множество жизней, предупреждая людей об опасности. Не обладающие разумом животные способны передавать друг другу мем кризиса, примером чего может послужить паническое бегство стада. Однако способность сообщать о кризисе в виде мема-различия, который включает в себя какую-либо конкретную информацию об этом кризисе, способствует выживанию вида в большой степени.

Миссия

Коммуникация о непосредственных задачах - например, о борьбе с врагом, постройке укрытия или о поиске пищи позволила людям выжить в трудные и голодные времена. Те группы людей, которые в результате эволюции получили возможность передавать и получать мем о миссии, обладали более приспособленной ДНК чем те, которые такой способностью не обладали. Дело в том, что первые могли совместно работать для достижения общей цели.

Проблема

Осознание того факта, что данная ситуация (нехватка пищи, конкуренция за потенциальных половых партнеров и т. д.) является проблемной и что «проблему надо решить», делает индивидов более готовыми к борьбе за выживание и к размножению.

Угроза

Осознание потенциальных угроз, даже если они еще не обернулись непосредственной «кризисной ситуаций», сыграло для людей чрезвычайно полезную роль. Информация о маршруте хищника или об отравленных водоемах повышала их шансы на выживание.

Перспективы

Когда человеку представляется тот или иной «приз» - пища, добыча или потенциальный половой партнер, - он должен действовать быстро, или, в противном случае, он упустит свою возможность.

Все перечисленные выше мемы в процессах коммуникации до сих пор продолжают играть самую важную роль. Этому не следует удивляться, ведь по временным меркам эволюции ДНК лишь совсем недавно наш мозг развился до такой степени, что люди смогли обрести сознание, а следовательно - способность полноценно передавать друг другу мемы. Как бы то ни было, сейчас было бы крайне сложно найти на Земле такую культуру или субкультуру, в рамках мемы кризиса, где миссии, проблемы, угрозы или перспективы не играли бы важной роли, хотя в каждой культуре эти понятия, безусловно, понимаются по-разному.

Давайте проведем небольшую проверку - действительно ли большая часть нашего общения и коммуникации «уходит» на разговоры и восприятие информации об этих предметах, которые, в свою очередь, не обходятся без наших старых друзей - опасности, пищи и секса. Для этого нужно лишь переключить несколько каналов телевидения. Пролистать газету. В списке бестселлеров США сегодня, кстати, - сплошь триллеры и любовные романы. В списке «нонфикш» представлены книги о смертельных болезнях (вирусах!), о том, как улучшить сексуальную жизнь, о здоровой пище, о политических кризисах, и лишь случайно в него затесался один труд о самосовершенствовании, чтобы дать людям лучик надежды. Вероятно, люди читают только такие книги, потому что в противном случае они были бы охвачены паникой от страха перед вызываемыми ими опасностями. Я всегда полагал, что книга под названием «Врач рекомендует молниеносную диету для похудения» должна быть продана тиражом в миллион экземпляров только благодаря мемам, которые содержатся в ее названии. Какая перспектива - получить (благодаря этой книге) консультацию человека, которому вы доверяете, чтобы решить проблему, связанную с кризисом в отношении вашей сексуальной привлекательности, да еще и поговорить о пище!

Чтобы проиллюстрировать эффективность мемов кризиса, миссии, проблемы, опасности и перспективы, прочитайте два абзаца, в которых точно воспроизводится описание книги о мемах. В первом абзаце перечисленные мемы не представлены.

«Введение в меметику» - компиляция общих теоретических положений меметической науки. В каждой главе приводится краткая сводка различных концепций, существующих в этой области. Приводятся примеры воздействия меметики на жизнь людей, исторические параллели. В конце книги предлагается программа действий на будущее.

Другой абзац битком набит ключевыми мемами - упоминаются все пять:

В «Психическом вирусе» рассказывается о неминуемом кризисе, связанном с появлением новой опасной технологии под названием «меметика». Что это такое, и как мы можем уберечься от ее вредного воздействия? Наш единственный шанс заключается в том, чтобы каждый человек прочитал книгу «Психический вирус», пока еще не поздно!

Нормальные люди заснут, не дочитав до середины первого абзаца, а второму уделят немного больше внимания. С такой склонностью головного мозга сложно совладать - его «электронная схема» запрограммирована таким образом, чтобы реагировать именно так, а не иначе. Возможно, читая второй абзац, вы испытали сомнения. Мем-стратегия скептицизма защищает мемы, держателем которых, в той или иной степени, является ваше сознание. К сожалению, эта стратегия противостоит не только вредным, но и полезным новым мемам.

ДАВЛЕНИЕ НА ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ ТОЧКИ («КНОПКИ»)

Теперь наш рассказ будет немного сложнее, и для понимания его смысла вам придется приложить некоторые усилия. Не следует забывать, что наш мозг не был сконструирован для какой-либо конкретной цели; более правильно было бы говорить о том, что естественный отбор приспосабливал разные устройства в процессе сборки: что-то испытывая, что-то укрепляя, что-то ослабляя, что-то сочетая, - пока у него не «получилось что-то интересное». В результате гены, «ответственные» за создание этой конструкции, смогли воспроизводиться лучше, чем другие.

Именно поэтому мозг человека, как и мозг многих других животных, эволюционировал таким образом, чтобы придавать первостепенное внимание информации об опасности, пище и сексе. И когда было положено начало эволюции мемов, уже на первом этапе успеха по сравнению с другими мемами смогли добиться именно те, которые относились к этим же трем «темам» - опасности, пище и сексе. По сравнению с другими? Безусловно, потому что наш мозг обладает естественной скоростью обращать внимание и на некоторые другие вещи. Например, смех или зевота заразительны, и наш мозг стремится воспроизвести их, если кто-нибудь рядом смеется или зевает.

Однако в основном внимание головного мозга привлекается тем, что имеет то или иное значение для выживания и воспроизводства. Усложнение этих функций произошло потому, что эволюция не остановилась на той точке, где людям было предоставлено все необходимое для того, чтобы вовремя заметить бросившегося на нас тигра, готовую к потреблению пищу или хлопающую ресницами представительницу противоположного пола.

Естественным путем эволюция выработала ряд умных, коварных и опосредованных способов ухода от опасности, добычи пищи и ухаживания за половыми партнерами.

До появления сознания у людей не было возможности логического или рационального использования этих стратегий. Однако люди обладают чувствами, инстинктами и влечениями, которые, как мы полагаем, свойственны и животным.

Все животные обладают четырьмя основными инстинктивными побуждениями: бороться, спасаться бегством, питаться и размножаться. Поэтому наш мозг не только может вовремя заметить опасность, найти пищу и изыскать способ размножиться, он может делать это автоматически, - сознательного усилия для этого не требуется. Реализация данных побуждений происходит путем возбуждения соответствующих участков головного мозга. И потребности будут удовлетворены, если мы не вмешаемся и не помешаем им реализоваться сознательно. Но даже если путем сознательного усилия мы воздержимся от действия, на которое нас толкает это побуждение, мы будем чувствовать, что в нас происходит, и сможем назвать различные чувства, которые сопутствуют стремлению бороться, бежать, питаться и размножаться: гнев, страх, голод и вожделение.

Эти четыре основных инстинкта столь крепко «впаяны в схему» нашего головного мозга, что, несмотря на всю нашу цивилизованность, мы время от времени сталкиваемся с тем, что нечто или некто может «нажать на наши кнопки» - сказать или сделать то, что вызовет в нас одно из этих основных чувств. Словами обычно вызывают в нас гнев, но у нас есть «кнопки» для страха, голода и вожделения, и на них с тем же успехом можно «нажимать». Как люди цивилизованные, конечно, мы знаем, что не следует поддаваться импульсу и действовать, когда «на наши кнопки нажали», однако очень и очень сложно не поддаваться и не обращать внимания, когда это происходит. А когда мы уделяем внимание, начинают срабатывать мемы.

Внимание играет ключевую роль в понимании природы мемов. Выигрывают именно те мемы, которые привлекают внимание наибольшего числа людей. Поскольку для серьезных изменений в рамках генетической эволюции требуются миллионы лет, не следует удивляться тому, что большинство животных, включая человека, обладают генетической предрасположенностью уделять внимание тем «предметам», которые играли наиболее важную роль для выживания нашего вида: опасность, пища и секс.

Поэтому чтобы выявить психические вирусы, мы для начала обратимся к тем ситуациям, при которых происходит давление на одну и более из упомянутых «кнопок» - гнева, страха, голода и вожделения, - с целью привлечения нашего внимания, нашего драгоценного внимания, с целью завладения частицей нашего сознания, хотя мы, по зрелом размышлении, нашли бы для нее другое применение.

СОЗНАНИЕ

Усовершенствование коммуникаций имело огромное значение для эволюции человеческого рода. Однако основным новшеством, благодаря которому мы стали людьми, было сознание. Это была та самая «инновация», которая сделала из нас идеальную среду для эволюции мемов. Поначалу, однако, сознание должно было служить тем же целям, что и остальные механизмы нашего мозга - а именно помогать нашей ДНК создавать собственные копии путем выживания и воспроизведения людей. Каким же образом сознание осуществляло эту помощь? Вот несколько мыслей на этот счет:

/ Сознание помогало улучшить коммуникацию и наладить сотрудничество людей в поисках пищи и в борьбе с врагами.

/ У Сознание позволяло делать планы на будущее. У Способность «решать проблемы» облегчило поиск пищи и половых партнеров.

/ Сознание помогло лучше понять этот мир, а это помогло добиться успеха во всех сферах жизни.

Важно понять, каковы приоритеты нашего мозга, потому что наши мысли естественным образом будут устремляться к этим предметам.

Все наши «глубокие мысли» и «блестящие интеллектуальные модели» представляют собой лишь надстройку этих усовершенствованных функций мозга, основное назначение которых заключалось в том, чтобы помочь нам выжить и воспроизвести себя. Эти же функции, в свою очередь, являются надстройкой примитивных функций, которые должны были помочь людям выживать и размножаться, - страха, гнева, голода и вожделения.

КНОПКИ» ВТОРОГО ПОРЯДКА

Остановилась ли генетическая эволюция, создав четыре основных стремления, перечисленных выше? Нет, эволюция продолжалась. Наш мозг разработал бесчисленные стратегии второго порядка, призванные не только облегчить выживание и воспроизведение человека, но также удовлетворить четыре первичные потребности. Ниже перечислены несколько инстинктивных влечений второго порядка, которыми располагают некоторые люди и которые, помимо того, позволяют мемам воспользоваться рядом новых возможностей:


Похожая информация.


ТЕКСТ: Мария Иванова

По мнению шведского футуролога Александра Барда, следующим этапом в развитии современного общества станет нетократия – форма правления, при которой главную ценность будут составлять не материальные, а информационные ресурсы. Гаджеты, в свою очередь со временем вполне могут превратиться в инструмент власти. Впрочем, пока их основная функция остается неизменной – помогать людям общаться друг с другом и с окружающим их миром.

Согласно исследованиям кембриджских ученых, человек научился членораздельно и осмысленно говорить около 100 000 лет назад. Именно тогда, по сути, и зародились коммуникационные технологии, а многочисленные изобретения, появившиеся в этой области в последующие эпохи, были призваны в первую очередь передать человеческую речь на расстоянии, преобразовывая ее в записанные на бумаге слова, в сигналы семафора, в знаки азбуки Морзе.

РБК проследил эволюцию гаджетов от древнейших времен до наших дней и предложил экспертам ответить на вопрос: каким они видят будущее устройств для общения и технологий?

3500 гг. до н.э. Глиняные таблички

До появления бумаги основным «материалом для передачи информации» была глина: шумеры и представители других древних народов лепили плоские глиняные таблички (или раскатывали глину по прямоугольной дощечке) и, пока верхний слой не застыл, деревянной или костяной палочкой выводили на нем знаки. Сначала писцы использовали пиктограммы, позже перешли на клинопись.

26-37 гг. н.э. Металлические зеркала

Римский император Тиберий, обосновавшись на острове Капри, управлял империей с помощью набора металлических зеркал, отражавших солнечный свет: с их помощью он посылал сигналы на континент. Впоследствии, уже в XIX веке, эта технология легла в основу работы гелиографа – оптического телеграфа, который посредством световых вспышек мог передавать информацию на расстояние до 50 км.

«
Изобретение бумаги приписывают китайскому сановнику Цай Луню, прославившемуся во времена правления династии Хань. Вообще бумага существовала и до этого: делали ее из пеньки или шелка
»
105 г. Письма на бумаге

Изобретение бумаги приписывают китайскому сановнику Цай Луню, прославившемуся во времена правления династии Хань. Вообще бумага существовала и до этого: делали ее из пеньки или шелка. Однако именно Цай Лунь предложил наиболее простую и, вместе с тем, наименне дорогостоящую технологию производства материала для письма – из растолченных волокон шелковицы, золы, тряпок и пеньки. В VII веке бумага проникла в Корею и Японию, в VIII веке – на Запад.

XIV-XVI вв. Вампум

Североамериканские индейцы общались с помощью вампумов – шнуров, унизанных разноцветными цилиндрическими бусинами из раковин, которые обычно носили как пояс. Комбинируя бусины, индейцы давали сигналы своим врагам или союзникам. Например, рисунок красного топора на черном фоне означал объявление войны, а скрещенные темные руки на белом фоне – надежду на мирный договор.

1520-е гг. Пушки и флаги

Фернан Магеллан во время первого в истории кругосветного плавания ввел в обиход сигнальную систему, основанную на пушечных выстрелах и поднятии флагов. В его экспедицию входили пять кораблей, и члены команды далеко не всегда могли докричаться друг до друга, чтобы согласовать свои действия. Более того, «веселый роджер», появившийся примерно в XVII веке, поначалу был не эмблемой пиратов, а сигналом, что на судне началась эпидемия смертельной болезни и приближаться к нему опасно.


«
Хотя работать над первой универсальной электронной цифровой вычислительной машиной ЭНИАК начали еще в годы Второй мировой войны, полноценным средством коммуникации компьютер стал лишь с появлением глобальных сетей, то есть после 1969 года, когда в США провели первый сеанс связи между двумя узлами ARPANET – предшественницы Интернета
»
1774-1896 гг. Телеграф

Попытку создать электрический телеграф одним из первых предпринял швейцарец Георг Лесаж. Позже свои изобретения в этой области представили немец Самуил Томас фон Земмеринг, россиянин Павел Шиллинг, англичане Уильям Кук и Чарльз Уитстон и, конечно, американец Сэмюэл Морзе. Последний, помимо прочего, придумал самый известный телеграфный код, в котором буквы представлены в виде последовательностей точек и тире. А в конце XIX века русский ученый Александр Попов впервые применил беспроводной радиотелеграф.

1876 г. Телефон

Очередной великий шаг в сторону современных коммуникационных устройств сделал американец Александр Белл, изобретатель телефона. Первый в истории телефонный звонок он сделал в соседнюю комнату – чтобы вызвать к себе своего ассистента Томаса Уотсона. Кстати, именно Уотсон предложил оборудовать телефон устройством, которое будет издавать звуковой сигнал в момент вызова: самому Беллу это почему-то в голову не пришло.

1946 г. Компьютер

Хотя работать над первой универсальной электронной цифровой вычислительной машиной ЭНИАК начали еще в годы Второй мировой войны, полноценным средством коммуникации компьютер стал лишь с появлением глобальных сетей, то есть после 1969 года, когда в США провели первый сеанс связи между двумя узлами ARPANET – предшественницы Интернета. Уже в 1970-х компьютеры использовались для пересылки электронной почты, тогда же возникли прототипы чатов, в том числе программа Talkomatic.

1959 г. Пеейджер

Прототип любимого гаджета новых русских полиция Детройта взяла на вооружение еще на заре 1920-х, но датой рождения пейджера принято считать 1956 год, когда компания Motorola выпустила компактный приемник персонального вызова. Название он получил от слова page – «паж», «мальчик на побегушках». Первые пейджеры предназначались для сотрудников клиник, которых могли в любой момент вызвать к пациенту, а позже они стали доступны всем.

1973 г. Мобильный телефон

Первый мобильный телефон также создала компания Motorola: он назывался DynaTAC, был размером с кирпич, да и весил соответственно – около 1,4 кг. На его панели располагалось всего 12 клавиш: 10 – с цифрами, 2 – для вызова и отбоя. Рядовым покупателям мобильные телефоны начали продавать только через 10 лет. По габаритам они немного уступали своему громоздкому прародителю: их вес составлял чуть меньше килограмма, зато цена превышала 3500 долларов.

Сегодня смартфоны стали нормой жизни: с их помощью стало легче следить за здоровьем, читать, путешествовать, вести бизнес, постоянно оставаясь на связи с коллегами. Начинавшие на заре мобильного рынка корпорации, такие как Nokia, предлагают все больше возможностей для эффективного взаимодействия. С помощью смартфонов Nokia можно решать задачи, на которые раньше были способны только ноутбуки и персональные компьютеры.

Nokia Lumia 1520 – одна из последних моделей семейства Lumia на Windows Phone, поможет справиться с большинством задач современного бизнеса. Редактируйте любые документы в дороге благодаря встроенному пакету MS Office, а полная интеграции с сервисом облачного хранения OneDrive позволит вам всегда держать под рукой все самое важное. 6" Full HD экран, и поддержка 4G, LTE обеспечат высокую скорость передачи данных и комфорт при просмотре и редактировании файлов. И это только малая часть возможностей Nokia Lumia 1520.

Подробнее про флагман технологий Nokia можно прочитать на официальном сайте .

1992 г. Смартфон

Первый смартфон, представленный на компьютерной выставке COMDEX в Лас-Вегасе, назывался IBM Simon и был детищем компаний IBM и BellSouth. Он совмещал функции мобильного телефона, пейджера и факса, а управление им осуществлялось с помощью сенсорного экрана и клавиатуры QWERTY. С помощью IBM Simon можно было проверить электронную почту, узнать мировое время, свериться с календарем и даже поиграть в игры. Его розничная цена составляла 899 долларов.

КАКИМИ БУДУТ УСТРОЙСТВА ДЛЯ КОММУНИКАЦИИ В БУДУЩЕМ?


, директор по распространению технологий компании «Яндекс»

Когда речь заходит о будущем коммуникационных устройств, нужно учитывать три фактора. Первый – способ передачи информации. На мой взгляд, ничего глобально нового здесь не произойдет. Сотовые сети будут развиваться и дальше, что приведет к увеличению скорости передачи данных. Правда, есть и обратная зависимость: вырастет объем потребления трафика, и люди по-прежнему будут недовольны качеством связи. Второй фактор – способ восприятия информации и взаимодействия с устройствами. Мне кажется, что в ближайшие годы резко снизится потребление информации с мониторов в пользу других устройств и способов передачи видео, изображения и голоса. При этом я не очень верю в новые «умные» устройства. Уверен, что мы до сих пор не исчерпали возможности уже существующих технологий: автомобили, телевизоры, микроволновки и прочие бытовые приборы – все они должны научиться взаимодействовать с человеком по-новому. Наконец, третий фактор – способы взаимодействия людей друг с другом. Основным, как и прежде, останется текст, чуть в меньше степени – голос. Видеосвязь, как и передача мыслей на расстоянии, сейчас не очень востребована, и вряд ли тут что-то изменится.

, куратор центра Digital October, сооснователь GreenfieldProject

С развитием средств разработки софта и «железа» грань между производителями коммуникационных устройств и их пользователями становится все более размытой: последние могут самостоятельно вносить изменения в свои девайсы, а механизмы краудфандинга позволяют понять потенциал новой технологии еще до выпуска коммерческого экземпляра. Со временем будет появляться все больше устройств, удовлетворяющих самые мелкие потребности человека. Fitbit, Fuelband, Pebble – только начало. Люди не прекратят общаться между собой напрямую, но их «персональные цифровые сети» также будут взаимодействовать: усилится связь с человека с инфраструктурой. Например, мое персональное цифровое устройство будет знать, что пульс и давление моего ребенка, который находится в школе, в норме, но он уже давно не ел и стоит отправить ему уведомление о том, что пора пойти в столовую. После этого управляющий компьютер столовой тоже, в свою очередь, получит уведомление о том, что ребенок идет на обед, дополненное информацией о его гастрономических предпочтениях, ограничениях, бюджете и так далее.

, преподаватель кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ

Наиболее совершенная форма коммуникации – это непосредственное общение лицом к лицу. Прогресс ищет компромиссы на тот случай, если у людей нет возможности находиться в одном помещении, и стремится к тому, чтобы коммуникационные устройства, помогающие упразднить расстояние между собеседниками, усложнялись с технической точки зрения, но становились менее заметными. По этому пути развитие пойдет и дальше. Не стоит забывать еще об одной важной тенденции в мире коммуникационных технологий – это разработки в области augmented reality, или дополненной реальности. Пользователи стремятся наладить контакт не только друг с другом, но и с окружающими их предметами. На YouTube можно найти массу роликов о том, как человек стоит, условно, посреди кухни, а с ним «разговаривают» товары: пакет молока напоминает, что пора пополнить запасы, и так далее. Пока это, конечно, похоже на психоз: у тебя в голове звучит хор голосов, и все они чего-то от тебя хотят. Но вполне можно представить, что со временем мы получим функциональную, полезную технологию.

Те животные, коммуникативные способности которых были лучше, чем у других, получали в процессе эволюции больше шансов выжить и воспроизвести потомство. О какой информации идет здесь речь? Прежде всего, о том, что относится к упомянутым нами выше 4F: информация об опасности, о местонахождении пищи, о том, что эти животные готовы спариваться.

Наш разум в значительной мере облегчил для нас процесс копирования идей - мемов-стратегий, мемов-различий, мемов-ассоциаций. Сложно переоценить важность копирования / воспроизведения идей для эволюции человеческой культуры и наук. Если бы наше сознание было лишено способности копировать идеи и, таким образом, возможности передавать их от одного человека к другому, нам всем пришлось бы довольствоваться только теми знаниями, которые мы успели накопить за время своей жизни.

На определенной стадии эволюции наш разум получил такой дополнительный инструмент, как язык. Речь революционным образом преобразовала процесс человеческой коммуникации. Благодаря речи и языку появилась возможность создавать новые понятия, проводить различия, вырабатывать ассоциативные связи между различными вещами, а также передавать стратегии другим людям. Низшие животные такой возможностью не обладают. Борьба за усовершенствование коммуникаций продолжается и по сегодняшний день, ведь она должна способствовать выживанию и размножению человека.

Облегчить общение можно двумя способами: громче говорить или внимательнее слушать. Представляется очевидным, что в процессе естественного отбора преимущество получат те животные, которые будут звуками, своим видом или каким-либо другим образом хвастаться своей сексуальной привлекательностью. Те животные, которые будут застенчиво ждать, что их наконец заметит Тот или Та Самая, безусловно, проиграют. Сложнее понять, почему «эгоистичный» отбор благоприятствует и тем видам, которые путем звукового или другого сигнала могут оповестить других об опасности или местонахождении пищи. Разобраться в этом будет проще, если мы поймем, что этот «кричащий» ген, вероятно, присутствует не только в «крикуне», но и в тех, кто его слушает. Не будем забывать, что генетическая эволюция отбирает гены, а не конкретные индивиды.

Что касается восприятия сигналов, то естественный отбор будет благоприятствовать тем животным, которые смогут бросить все и уделить внимание полученной информации, а не тем, которые будут склонны ее проигнорировать. С точки зрения гена, важной информацией является все, что будет защищать и увеличивать число копий этого гена: то есть сведения об опасности, пище и сексе. Если бы мать Бемби немного раньше услышала треск ветки под ногой охотника, то сегодня она еще могла бы рассказывать историю о том, сколь своевременно она смогла все понять.

Средства коммуникации развивались с целью передачи информации о трех конкретных предметах: об опасности, о пище и о сексе. Поэтому мы как продукт эволюции, как правило, предпочитаем говорить о проблемах безопасности, о пропитании и сексе и уделяем этим темам больше внимания, чем другим.

Мемы, имеющие отношение к опасности, пище и сексу, распространяются быстрее других, поскольку по своей природе мы к ним очень чувствительны - в нашем сознании для этих предметов есть свои «кнопки».