Пути достижения высшего уровня лидерства готовая работа. Пути достижения высшего уровня лидерства. Типы лидеров в зависимости от их функций

Кто такой лидер в Украине? Многие называют себя так, но часто даже полностью не осознают, что это значит

Первый уровень: «должность»
Это самый низкий уровень - не требует никаких способностей или усилий для достижения. В конце концов, каждый может быть назначен на должность! Хотя ничего ужасного в этом нет. Плохо - когда вы опираетесь только на должность и хотите, чтобы за вами следовали. Все потому, что это работает только в том случае, если у вас есть система рычагов влияния (гарантия занятости или зарплата) на последователей. Люди следуют за вами, потому что считают, что должны.
Тот, кто остается на уровне должности, с трудом работает с волонтерами. Почему? Потому что позиция автоматически не приводит к влиянию, и волонтеры знают, что им не нужно следовать ни за кем.
Но есть и позитивные стороны. Это ваша идеальная позиция для дальнейшего роста и потенциального развития как лидера. Используйте свое время на этом уровне, чтобы научиться управлять собой через определение приоритетов и самодисциплину. Таким образом вы будете готовы перейти на следующий уровень.

Второй уровень: построение отношений

На этом уровне люди предпочитают следовать, потому что хотят. Другими словами, они дают разрешение лидеру вести их. Для развития на этом уровне лидеры работают над тем, чтобы понять своих людей и наладить связь с ними. Вы должны научиться любить людей, чтобы хорошо ими управлять.

Чем больше лидеров развиваете, тем больше изменяете жизнь всех членов команды
Когда вам нравятся люди и вы относитесь к ним как к личностям, которые имеют ценность, то начинаете оказывать на них положительное влияние. Доверие растет, а это приводит к уважению. И окружающая среда становится гораздо более позитивной - будь то дом, работа, игра или волонтерство.

Второй уровень - это построение прочных длительных отношений, которые создают основу для следующего уровня.

Третий уровень: прибыль
Лучшие лидеры знают, как мотивировать своих людей с помощью «доведения дел до завершения». Это и есть суть третьего уровня. Находятся те, кто показывает результаты, создает свое влияние и авторитет. Люди следуют, потому что хотят, но делают это уже не только из-за отношений, а из-за их послужного списка.
Уровень прибыли - это та сфера, в которой лидеры могут стать агентами изменений. Работа сделана, моральный дух улучшается, прибыль растет, оборот снижается, цели достигнуты. Чем больше производите, тем больше вы способны решать проблемы и правильно поступать в сложных ситуациях.

Здесь важно отметить, что цель пяти уровней заключается не в том, чтобы перейти с одного на другой и расти на новом. Они построены друг на друге. Лидерам третьего уровня все еще необходимо делать то же, что и лидерам второго. Они просто добавляют новые стратегии в общий котел. И когда становятся эффективными на третьем уровне, то готовы добавить цели следующих.

Четвертый уровень: развитие людей

Ваша цель - определить и развить как можно больше лидеров, инвестируя в них и помогая им расти.
Причина проста: чем больше лидеров, тем больше миссий может реализовать организация. Люди, которых вы выбираете для развития, могут показывать большой лидерский потенциал или быть неотшлифованными алмазами, но основная идея та же: вы инвестируете в них, и развиваетесь сами.
Чем больше лидеров развиваете, тем больше изменяете жизнь всех членов команды. И в результате люди будут следовать за вами благодаря тому, что вы сделали для них лично. И как дополнительный бонус, некоторые из этих наставнических отношений, вероятно, продлятся всю жизнь.
Развивайте последовательно, достаточно долго, и сможете пожинать плоды следующего уровня.

Пятый уровень: уважение
Здесь потребуются долгие годы работы над собой. Вы просто не сможете достичь этого уровня, пока не будете вкладывать в свою жизнь и жизни других.
Лидеры пятого уровня развивают организации того же уровня. Они создают возможности, которые не могут другие. Люди следуют за ними благодаря тому, кто они и что собой представляют. Лидерство помогает им завоевать положительную репутацию.

В результате лидеры пятого уровня часто превосходят свое положение, организацию, а иногда и отрасль.
Великим лидерам всегда нужно совершенствовать себя, компанию и людей вокруг.

Воспитание лидера и его самовоспитание предполагают тренировку умения вести за собой людей, устанавливать отношения с ними и на этой основе организовывать политическое управление. Лидера отличают не честолюбие, желание или умение выделиться и реальное превосходство, а подлинное естественное право сильной, волевой и одновременно интеллектуальной личности вести за собой людей.

Лидер должен соответствовать требованиям времени, и не только он, но и его окружение, которое способно его понять и поддержать. Немало лидеров-реформаторов не смогли проявить себя, не встретив поддержки. Лидер должен быть главой своей группы, проводником идеи, которая может завладеть умами общества или его значительной, ведущей части. Но и общество должно готовить себе лидеров. Воспитание элиты - важная общественная задача. Это и передача знаний, опыта анализировать ситуации, и развитие управленческих навыков и качеств, и воспитание ответственности, и обучение различным стилям управления, общения с людьми, умению изменять стиль и приемы руководства. Лидер (или будущий лидер) должен научиться принимать решения, избегать крайних, безвыходных ситуаций либо, напротив, создавать неизбежную, но выгодную совокупность обстоятельств.

Лидер не может и не должен бояться рисковать, ждать гарантированного успеха или, напротив, полагаться на случайную победу. Поскольку лидерство - цепь неожиданностей, ему предстоит преодолевать непредвиденные осложнения, маневрировать, быть готовым к временным неудачам, но постоянно быть нацеленным на движение вперед. Наше время и наша страна остро нуждаются в новом поколении лидеров - со стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Такие лидеры нужны как в сфере политики, так и в сфере экономики. Лидеры-новаторы призваны эффективно решать и новые проблемы, и старые, но иными методами. Их мастерство предполагает широкие связи с другими новаторами. Они инициативны и восприимчивы к инициативе других. Такие лидеры при всей их настойчивости не подавляют. Сочетание объективных сил, политических обстоятельств, сложившихся в обществе традиций политической деятельности создает лидера, но только при особом его складе. Иначе он остается руководителем, служащим, хотя и высокопоставленным.

В западной литературе возобладали тенденции прямого, механического перенесения личностных характеристик и механизмов лидерства в малых группах на личность политического, государственного деятеля и на механизмы лидерства в больших системах.

6.Заключение

Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером.

Лидер выполняет множество социальных ролей, каждая из которых требует наличия конкретных знаний, навыков. Среди проблем, находящихся в компетенции лидера, основными являются: утверждение и развитие определенного типа организационной культуры; построение эффективной коммуникации в организации; формирование рабочих групп и управление ими; управление конфликтами; построение коалиций и развитие партнерских отношений; своевременное реагирование на динамику внешней среды и управление изменениями.

Книжные полки забиты книrами по лидерству. Так зачем читать еще одну - эту? Да затем, что написанное в ней срабатывает. Данная концепция не раз успешно использовалась в обучении лидеров компаний любоrо мacштаба и структуры, начиная с малоrо бизнеса и заканчивая самыми крупными, входящими в список журнала Fortune.

Ей пользовались, чтобы помочь некоммерческим oprанизациям понять, как руководить помощниками-добровольцами. Этому подходу обучали более чем в 120 странах по всему миру. Каждый раз, коrда я rоворю об этом, люди задают вопросы и делают замечания. Все это помоrло мне отшлифовать концепцию 5 уровней лидерства. Она выверена, работает и имеет несколько преимуществ.

Джон Максвелл - 5 уровней лидерства

Пер. с анrл. л. А. Бабук.

Минск: Попурри, 2013. - 320 с. : ил.

ISBN 978-985-15-1857-5.

Джон Максвелл - 5 уровней лидерства - Содержание

Признательность

СОСТАВЬТЕ ПЛАН ИГРЫ В ЛИДЕРСТВО, КОТОРЫЙ БУДЕТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ

    Изучите практически е механизмы лидерства

    Обзор уровней лидерства

    Суть уровней лидерства

ОЦЕНКА. Как измерить ваш нынешний уровень лидерства

    Часть 1. Характеристики уровней лидерства

    Часть 2. Оценка каждоrо члена команды с точки зрения лидера

    Часть 3. Оценка лидера с точки зрения члена команды

    Часть 4. Оценка уровня лидерства на данный момент

Уровень 1. ПОЛОЖЕНИЕ. Это превосходное место, чтобы погостить, но вы не захотели бы там жить

    Позитивные стороны уровня 1. Вас пригласили занять место лидера

    Неrативные стороны уровня 1. Подлинное лидерство не имеет ничего общего с должностью

    Поведение лидера на уровне 1. Как извлечь наибольшую пользу из cвоего положения

    Законы лидерства на уровне 1

    Убеждения, которые помоrают лидеру продвиrаться на уровень 2

    Путеводитель роста на уровне 1

Уровень 2. РАЗРЕШЕНИЕ. Вы не можете вести за собой людей, если не любите их

    Позитивные стороны уровня 2. Офис становится более приятным местом

    Неrативные стороны уровня 2. На вас оказывают давление, чтобы построить отношения

    Поведение лидера на уровне 2. Как заслужить разрешение людей руководить ими

    Законы лидерства на уровне 2

    Убеждения, которые помоrают лидеру продвиrаться на уровень 3

    Путеводитель роста на уровне 2

Уровень 3. РЕЗУЛЬТАТЫ. Способность добиться высоких результатов отделяет подлинных лидеров от тех, которые просто занимают руководящие должности

    Позитивные стороны уровня 3. Теперь вы как лидер надежно закрепили свои позиции

    Неrативные стороны уровня 3. Груз лидерства становится тяжелее

    Поведение лидера на уровне 3. Как добиться наибольшей результативности

    Законы лидерства на уровне 3

    Убеждения, которые помоrают лидеру продвиrаться на уровень 4

    Путеводитель роста на уровне 3

Уровень 4. РАЗВИТИЕ. Помогая другим лидерам расти, вы, расширяете свое влияние и получаете дополнительный импульс к движению вперед

    Позитивные стороны уровня 4. Нарастает потенциал организации

    Неrативные стороны уровня 4. Развитие других требует зрелости и nрофессионализма

    Поведение лидера на уровне 4. Как развивать людей

    Законы лидерства на уровне 4

    Убеждения, которые помоrают лидеру продвиrаться на уровень 5

    Путеводитель роста на уровне 4

Уровень 5. ВЕРШИНА ЛИДЕРСТВА. Наивысшее достижение лидера - развивать тех, кто достиг уровня 4

    Позитивные стороны уровня 5. Ваше влияние расширяется, выходя за пределы собственных достижений

    Неrативные стороны уровня 5. Возможно, вы поверили, что это конец пути

    Поведение лидера на уровне 5. Как использовать вершину в качестве платформы, чтобы сделать что-то большее, чем просто достичь этого уровня

    Аконы лидерства на уровне 5

    Помоrайте друrим подниматься на уровни 4 и 5. Создавайте моменты суровых испытании для лидеров, которых развиваете

    Как на уровне 5 проявить все лучшее, что в вас есть

    Портрет лидера уровня 5. Тренер Джон Вуден

Джон Максвелл - 5 уровней лидерства - СОСТАВЬТЕ ПЛАН ИГРЫ В ЛИДЕРСТВО, КОТОРЫЙ БУДЕТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ

Тема лидерства - это моя страсть, хотя и не единственная. Вот почему я обучаю этому людей. Я посвятил более 30 лет своей жизни, помоrая друrим научиться всему тому, что сам знаю о лидерстве. В сущности, ежеrодно я трачу 80 дней на обучение лидерству. Последние несколько лет я учил этому людей по всему миру. Как вы думаете, почему эта тема неистощима? Потому что все сущее поднимается и приходит в упадок в зависимости от умения людей руководить и вести за собой друrих. Если вы хотите оказать позитивное влияние на этот мир, то cдeлать это наилучшим образом поможет обучение лидерству.

За все те rоды, что я обучал этому людей, одну лекцию меня просили читать rораздо чаще, чем остальные, причем все, начиная со слушателей Военной академии в Вест-Пойнте и заканчивая сотрудниками корпорации Microsoft, а также самые разные орrанизации в самых разных странах по всему миру. В этой лекции объясняется суть лидерства. Она дает, так сказать, план иrры, с помощью котoporo усваиваются лидерские навыки. Эта лекция нa зывается 5 уровней лидерства.

Я утвердился во мнении, что все в мире развивается и приходит в упадок в зависимости от умения людей руководить и вести за собой друrих. В 1976 roдy это направило меня на путь, по которому я иду по сей день. Это путешествие началось с тoro, что я задал себе ряд вопросов: Kaк определяется лидерство? Что такое лидер? B чем состоит работа лидера? и т. д. К сожалению, люди обычно дают такие ответы, которые совершенно не помоrают им разобраться в проблеме. Некоторые склонны считать лидерство синонимом руководящей должности. Но я знавал плохих лидеров, занимавших хорошие должности, и хороших лидеров, у которых вообще не было руководящей должности. А вы разве не сталкивались с подобным явлением? Друrие rоворят о лидерстве так: Я не моry это описать, но сразу узнаю лидера, как только увижу ero. И хотя такое случается, это никому не может помочь научиться искусству целенаправленно руководить людьми.

На раннем этапе познания данноrо феномена я пришел к выводу, что лидерство это влияние. Если люди в состоянии усилить ero, то они могут руководить более эффективно. По мере Toro как я размышлял над этим, в моем сознании начала формироваться концепция уровней лидерства. На ее разработку мне потребовалось около 5 лет. С тех пор я представляю людям эту концепцию, а они нeизменно задают мне вопрос: Коrда вы собираетесь написать об этом книry? Как видите, я наконец отвечаю на этот вопрос.

Поскольку лидерство в большей мере строится на взаимоотношениях типа «лидер - последователь», а не «начальник - подчиненный», то по этому признаку оно существенно отличается от управления. В отличие от начальника лидер не только направляет, но и ведет за собой своих последователей. А они в свою очередь не просто идут за лидером в силу своего статуса подчиненного, продиктованного служебным положением, но и испытывают психологическую потребность идти за ним.

Цели и задачи управления различаются на разных уровнях деятельности, поэтому существуют и разные лидеры. С этой точки зрения различают лидеров трех уровней.

1. Лидеры малых групп (это могут быть элита верхних уровней власти или руководящее ядро предприятия, организации), обладающие наибольшей властью в данном сообществе, имеющие общие интересы. На правах лица, пользующегося авторитетом, лидер формирует саму группу. Кроме того, в основе ее формирования лежат личностные качества лидера, которые постоянно подвергаются непосредственной оценке каждого из членов группы в процессе ее совместного функционирования. Поскольку деятельность лидера предполагает тесное, без каких-либо посредников, личное общение со своим ближайшим окружением, то решающую роль в удержании им лидирующих позиций играют личные качества, а именно: умение владеть ситуацией и принимать решения; брать на себя ответственность; умение сделать правильный выбор.

Одновременно лидер должен удовлетворять интересы группы, не выходя за пределы права и гражданских норм и не ставя свое окружение в зависимость от своих благодеяний. В этом случае он должен обладать способностями делового, интеллектуального лидера и лидера общения (эмоционального лидера) .

Делового лидера отличает не только умение организовать любое дело или работу, но и личная предприимчивость, прагматичность в оценке ситуации и своих действиях. Он способен организовать любое дело, наладить нужные деловые взаимосвязи и, в целом, обеспечить успех всей группе. Власть интеллектуального лидера держится на умении решать сложные задачи и находить нестандартные решения. Он выполняет функции «мозгового центра» группы, к нему обращаются по всем вопросам, потому что он эрудит, многое знает, может объяснить или помочь найти нужную информацию. Лидеру общения присущи коммуникабельность, умение снимать напряженность внутри группы и создавать психологический комфорт. Он выступает своего рода центром духовного общения группы, поэтому люди тянутся к нему, так как знают, что могут получить какой-либо житейский совет или сочувствие.

Естественно, что наиболее прочными лидирующие позиции будут у человека, сочетающего все три компонента, но такая универсальность встречается крайне редко. Как правило, наиболее распространено сочетание каких-либо двух из них (например, эмоционального и делового, информационного и делового), что оказывается вполне достаточным для обеспечения лидерства в группе. Кроме того, существенное влияние на взаимоотношения лидера с группой и его авторитет оказывает стиль поведения лидера.

2. Лидер второго уровня - это лидер общественного движения или определенной организации (например, руководитель профсоюза, директор предприятия и т.п.). В его деятельности отдельные работники, трудовые коллективы в целом или даже, может быть, целые социальные слои и группы видят возможность решить свои насущные проблемы и удовлетворить свои интересы. На этом уровне лидер оказывает воздействие на свое окружение как с помощью своих личностных качеств, так и благодаря тому, что его последователи авансируют лидера определенной степенью своего доверия и поддержки. В силу психологических особенностей людские массы испытывают потребность в лидере. Поскольку он выступает выразителем их интересов, обозначает цель и путь ее достижения, тем более значима его деятельность.

3. Лидер третьего уровня - это руководитель, чье лидерство представлено в виде социального института (управления корпорацией, объединяющей в себе несколько крупных предприятий, фирм). Если для лидера первого уровня имеет место принципиальное значение его личностных характеристик, а их влияние на втором уровне достаточно существенно, то на третьем уровне, как правило, они не оказывают решающего влияния на поведение лидера и отношение к нему. Лидерство такого масштаба предполагает сосредоточение в себе всей полноты власти. Для этого лидеру необходимо учесть интересы широкой общественной базы возглавляемой им организации. Здесь имеют значение не столько личные качества лидера, сколько его умение формулировать наиболее общие цели и задачи, обнаруживать высокие конструктивные и творческие качества, общаться с кругом людей более высокого ранга и уметь убеждать их. Деятельность лидера такого уровня определяется его личной культурой управления, умением поддерживать отношения с политической властью.

2. Типы лидеров в зависимости от их функций

В зависимости от содержания и преобладающих в его деятельности функций могут выделяться следующие типы.

1. Лидер-организатор. Его отличает то, что все задачи, стоящие перед коллективом, он относит на себя и поэтому активно действует, разрешая те трудности, которые возникают в процессе их выполнения. Он убежденный оптимист и всегда уверен, что большинство возникающих проблем благополучно разрешимо. Такой лидер больше склонен к поощрениям, умеет убеждать своих сотрудников доказывая, а не навязывая им свою точку зрения. Если ему необходимо выразить свое неодобрение по отношению к действиям того или иного сотрудника, то он предпочитает сделать это максимально корректно, не унижая личности подчиненного. В силу обладания такими способностями люди идут за ним, зная наперед, что пустое дело он предлагать не станет. Именно такие лидеры оказываются на виду в любом неформальном коллективе.

2. Лидер–творец. Он сам создает конкретные ситуации и практически всегда их благополучно разрешает. Такой лидер привлекает к себе людей прежде всего своей способностью видеть в каждом деле, задании что-то новое и браться за их решение даже если, на первый взгляд, может показаться что они неразрешимы или даже опасны. Он не просто командует, но и приглашает людей к сотрудничеству, обсуждению проблемы и поиску возможных путей ее решения. Дать какое-либо поручение или поставить какую-либо задачу он способен так, что они не просто заинтересуют подчиненных, но и вызовут всплеск творческой активности сотрудников.

3. Лидер-исполнитель. Он четко улавливает преобладающие в коллективе настроения и поэтому способен мобилизовать людей для выполнения задачи. Как правило, лидер-исполнитель выделяется, когда уже создана конкретная ситуация. Он работает в рамках решения проблемы, обозначенной лидером-творцом, тем самым приходя ему на помощь при решении частных вопросов.

4. Лидера-борца отличает то, что он первым идет навстречу любой опасности и без колебаний и промедлений вступает в борьбу с проблемами, мешающими реализации поставленных целей им самим или его последователями. Его не пугает неизвестность, поскольку он - волевой, уверенный в своих силах человек, всегда готовый до конца отстаивать свои цели, взгляды и убеждения. Он не склонен к уступкам и расценивает их как свое личное поражение. Существенным недостатком такого лидера являются порой нежелание и отсутствие времени, чтобы в полной мере обдумать все возможные варианты своих действий и проанализировать их последствия.

5. Позиции лидера-дипломата зиждутся на великолепном знании им складывающейся или уже сложившейся ситуации, ее нюансов и скрытых деталей. Он в курсе всех сплетен и пересудов и поэтому хорошо знает, на кого, как и с помощью каких рычагов можно повлиять. Такой лидер предпочитает проводить доверительные встречи в кругу ближайших единомышленников из числа подчиненных, где он может позволить себе открыто говорить то, что всем известно, тем самым отвлекая внимание от своих планов, которые он не афиширует. Идя на компромисс или даже делая уступки при решении проблем, этот лидер все равно добивается своих целей. Если бы он использовал всю свою осведомленность и способности во зло, то его вполне можно было бы причислить к мастерам интриги.

6. Лидер-утешитель. Уважает людей, относится к ним доброжелательно, он вежлив и предупредителен, способен к сопереживанию.

Поэтому люди тянутся к нему, так как он расположен к ним и всегда готов (в крайнем случае, морально) поддержать в трудную минуту.

По стилю руководства можно выделить лидера-автократа , управляющего коллективом жесткими, директивными методами и опирающегося на авторитет власти; лидера-демократа , для которого власть выступает в большей мере атрибутом его служебного положения, его лидерский потенциал основан на внимании к людям, учете их мнения; либерального лидера , объединяющего коллектив своими демократическими идеями, но предоставляющего своим единомышленникам полную свободу в действиях, поскольку каждый из которых знает «свой маневр». Исходя из характера профессиональной деятельности лидер может быть ситуационным, т.е. умеющим создавать и разрешать только определенные, сходные ситуации, или же универсальным, обладающим качествами ситуационного лидера, что позволяет ему не только эффективно действовать в различных, не похожих друг на друга ситуациях, но и проявлять себя в качестве организатора. Исходя из масштабности задач, стоящих перед лидерами, можно выделить такие типы лидерства, как: бытовой лидер (например, в семье, классе, учебной группе и т.п.); социальный лидер - он проявляет себя в различных (общественных, творческих, спортивных и прочих) объединениях, или, например, лидер профсоюзного движения; ну и, конечно, нельзя не сказать о политическом лидере, под которым подразумеваются государственные и партийные, а также и общественные деятели. Кроме того, в организациях и коллективах различают формальное и неформальное лидерство.

3. Психоаналитический подхо

В зарубежной психологии наиболее популярен психоаналитический подход к проблеме лидерства. С точки зрения психоаналитической теории З. Фрейда лидерство рассматривается как двуединый психологический процесс: с одной стороны, групповой, а с другой - индивидуальный. В его основе лежит способность лидеров притягивать к себе людей, подсознательно вызывать чувство восхищения, обожания, любви. Обожание, почитание или поклонение людских масс одной личности может сделать ее лидером. В соответствии с психоаналитическим подходом выделяют десять типов лидерства.

1. «Соверен», или «патриархальный лидер» предстает в образе строгого, но всеми любимого родителя (отца или матери). Он способен внушить окружающим уверенность в собственных силах, дать им заряд положительной энергии, снизить влияние отрицательных эмоций или вовсе вытеснить их.

2. «Лидер-вожак». Для его окружения личность такого лидера выступает своего рода носителем групповых стандартов, которому стараются подражать все члены группы. С личностью вожака люди связывают реализацию своих целей и желаний.

3. «Тиран». Он становится лидером только лишь потому, что внушает окружающим чувство беспрекословного повиновения или безудержного страха. Поэтому окружающие считают его сильным и всемогущим. По сути, лидер-тиран - это сильная доминирующая, авторитарная личность. Его обычно боятся и смиренно подчиняются.

4. «Лидер-организатор» объединяет людей, выступая для них как реальная сила, необходимая для удовлетворения их интересов и потребностей, поддержания в их сознании «я -концепции».

5. «Лидер-соблазнитель» выступает в роли «магической силы», давая выход вовне людским эмоциям, тем самым снимая их внутреннее напряжение и предотвращая возможные конфликты. Он становится лидером, благодаря способности играть на слабостях других людей. Последователи его обожают и очень часто не замечают его отдельных, порой очень даже существенных, недостатков.

6. «Лидер-герой». Такой тип проявляется особенно в ситуациях группового протеста - благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем эталон справедливости. Он увлекает за собой людей и способен пожертвовать собой ради них.

7. «Дурной пример». Такая личность тоже может выступить лидером, поскольку выступает своего рода источником эмоционального заражения других, как правило, бесконфликтных личностей.

8. «Лидер-кумир». Он влечет за собой людей, притягивает их и положительно заражает свое окружение. Поэтому его любят и даже боготворят и идеализируют. Данный тип лидерства очень схож с харизматическим лидером.

В психоаналитическом подходе Фрейда к проблеме лидерства выделяются еще два типа лидеров - это «Изгой» и «Козел отпущения». Однако они, в сущности, антилидеры, поскольку выступают объектом агрессивных устремлений коллектива, и очень часто группа объединяется для борьбы с ними. Вместе с тем стоит этим антилидерам исчезнуть, как сформировавшаяся группа может начать распадаться, так как исчезает объединяющее ее начало.

4. Менеджер и лидер: общее и разное

Сейчас, когда понятиям «менеджер» и «лидер» стало уделяться достаточно пристальное внимание, довольно часто можно услышать мнения, что эти понятия тождественны. Однако это далеко не так. Да, такие понятия как «менеджер» и «лидер», безусловно, схожи, например в том, что и менеджер, и лидер имеют власть и управляют людьми, но отнюдь не идентичны.

Существующие в современном менеджменте подходы к проблеме лидерства основываются на лидерских качествах, поведении лидера и ситуации, в которой он действует. Вполне очевидно, что обладание одной личностью набором каких-то определенных знаний и выдающимися способностями всегда оценивается другими людьми значительно выше по сравнению с аналогичными качествами других членов группы. Поэтому личность с набором определенных качеств, таких как уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность и профессионализм, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, незаурядные организаторские способности, становится лидером. На таком подходе основывается теория черт, объясняющая феномен лидерства с точки зрения личностных качеств.

Однако не каждый менеджер обладает всем набором перечисленных качеств. Это вовсе не означает, что он не может быть лидером в своей организации. В то же время преуспевающий менеджер не обязательно является эффективным лидером. Их основные характеристики находятся как бы в разных плоскостях. Главное качество лидера - четкое видение цели, которая другим представляется лишь в весьма туманных очертаниях или вовсе не видна. Основное же качество менеджера (руководителя) - всеми возможными эффективными способами обеспечить достижение поставленной цели.

В 1937 г. два молодых брата Дик и Морис Макдональд открыли в Пасадене (США) маленький придорожный ресторан для автомобилистов, который довольно быстро стал пользовался большим успехом. Их бизнес начал бурно расти и развиваться: объем ежегодных продаж значительно вырос, и братья ежегодно делили между собой прибыль в размере 50 тыс. долларов - сумму, которая обеспечивала им принадлежность к финансовой элите города.

Однако они были замечательными управляющими, но, к сожалению, посредственными лидерами. Их знакомство в 1954 г. с человеком по имени Рей Крок существенно изменило положение дел. С 1955 по 1959 гг. Р. Кроку удалось успешно открыть 100 ресторанов. В 1961 г. Крок купил у братьев исключительные права на их ресторан и приступил к его превращению в американский институт, а затем - в глобальное учреждение. К 1998 г. действовало уже свыше 21 тыс. ресторанов в 100 странах мира. Таким образом, деловая хватка Рея Крока, помноженная на его лидерские способности, помогла ему превратить несколько ресторанов в корпорацию «Макдональда», которая известна сейчас во многих странах мира.

Между лидером и менеджером существуют различия по многим позициям, некоторые из них, наиболее общие и чаще встречающиеся, представлены в таблице 1:

Таблица 1. Различия между лидером и руководителем

Большое разнообразие приведенных выше типов лидерства во многом объясняется широким кругом решаемых ими задач. Однако в целом на руководство оказывают влияние следующие свойства:

1) мотивы и основные убеждения, которыми руководствуется лидер, стремясь добиться определенного положения;
2) среда, в которой лидер начинает свою деятельность и его предшествующий опыт;
3) стиль лидера

Мотивы и убеждения лидера определяют то, как он воспринимает свое окружение и среду своей деятельности, непосредственным образом влияя на стиль руководства.

Приведенная типология лидерства не является исчерпывающей, поскольку невозможно охватить всего сложного и многообразного феномена лидерства. Объективная реальность всегда значительно богаче теории и часто порождает комбинированные типы лидеров. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера, и порой им становится человек, не обладающий вышеперечисленным набором личностных качеств, так же как и другой человек может иметь данные качества, но не являться лидером. На этом основан ситуационный подход к лидерству, объясняющий его природу тем, что лидером становится тот человек, который при возникновении какой-либо ситуации имеет такие личные качества, обладает такими способностями и опытом, которые позволяют ему эффективно и оптимально разрешить ее в интересах всей организации или коллектива. Таким образом, лидером в коллективе может стать тот человек, кто способен привести его к разрешению возникших ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этого коллектива личностные черты и разделяет те ценности, которые присущи этому коллективу.

Следовательно, лидер олицетворяет в себе весь коллектив, организацию, выступая ее зеркалом. Человек, который становится лидером в одной группе, может и не стать лидером при переходе его в другой коллектив, поскольку в последнем имеются другие ценности, ожидания требования к лидеру.

Великим? Храбрость, проницательность, знание и понимание бизнеса, способность организовывать людей? Поистине великие лидеры имеют определенную смесь навыков. Но они также обладают чем-то таким, чего нельзя описать словами. Если вам приходится принимать на себя лидерские роли, вполне вероятно что вы часто задумываетесь о том, как перейти не следующий уровень - от хорошего к великому.

Концепция лидерства пятого уровня пришла к нам из книги «От хорошего к великому» Джима Коллинза. Написание книги началось с того, как Коллинз пытался дать ответ на вопрос - что делает компании великими? Он обратил внимание на 1435 компаний, из которых выбрал 11 самых лучших. И все эти 11 компаний возглавлялись теми людьми, которых Коллинз называл лидерами пятого уровня.

Он обнаружил, что все эти лидеры были скромны и не стремились к успеху ради своей собственной славы и выгоды. Они делили успех со своими подчиненными, а за ошибки винили исключительно себя. Коллинз также отмечает, что такие лидеры обычно бывают застенчивы, однако бесстрашны перед принятием самых сложных решений, особенно таких, какие большинство людей считают крайне рискованными.

Также лидеры пятого уровня обладают качествами всех лидеров с первого по четвертый уровень. Несмотря на то, что вам необязательно нужно поочередно овладевать навыками с первого по пятый уровень, все же придется развить в итоге все эти навыки.

Пять уровней лидерства

  • Первый уровень: высокий профессионализм. Вы должны обладать качествами высокого уровня в своей работе. Вы обладаете обширными знаниями, касающимися вашей сферы бизнеса, также талантами и навыками, необходимыми для того, чтобы выполнять свою работу хорошо.
  • Второй уровень: ценный член команды. Вы умеете использовать свои таланты и качества для того, чтобы ваша команда была успешной. Вы работаете эффективно, продуктивно и успешно с вашими подчиненными.
  • Третий уровень: компетентный менеджер. Вы способны организовывать работу команды таким образом, чтобы достичь определенных целей.
  • Четвертый уровень: эффективный лидер. Большинство лидеров не достигают этого уровня, потому что здесь предстоит крайне тонкая работа - умение создать видение будущего и добиваться продвижения компании по намеченной траектории.
  • Пятый уровень: великий лидер. Вы обладаете всеми навыками четырех предыдущих уровней и при этом имеете уникальное сочетание скромности и выдающихся личностных характеристик.

Как стать лидером пятого уровня

Конечно, на это требуется достаточно много времени, сразу стать лидером пятого уровня не получится, даже если вы невероятно разумны и разбираетесь в своей сфере бизнеса. Хорошая новость в том, что каждый человек может достичь этого уровня, если имеет большую страсть к делу и желание добиться этого.

Вот несколько стратегий, которые помогут вам в этом:

Развитие скромности

Почему же скромность так важна для лидера? Если вы скромны, то на глубинном, эмоциональном уровне начинаете понимать, насколько разрушительным бывает невежество. Кроме того, приписывание успеха не только себе, но и членам команды позволит сохранить позитивную атмосферу и высокую в коллективе. И наоборот, если была совершена ошибка, вы должны полностью принять вину на себя.

Просьба о помощи

Эта стратегия тоже исходит из скромности. Мы привыкли думать, что просьба о помощи является признаком слабости, однако такое мышление давно устарело. Умение попросить о помощи является истинной силой лидера, потому что означает одно: он понимает, что есть люди, которые являются экспертами в какой-либо сфере и знают больше, чем он. В конце-концов, ваша команда начнет понимать, что вы нуждаетесь в их знаниях, а не только управляете ими. Гай Кавасаки сказал, что лучшие лидеры нанимают лучших людей. А если так, то почему не воспользоваться этим и не получать от найма высококвалифицированных сотрудников максимум пользы? К тому же такие сотрудники могут сделать из вас лидера пятого уровня. Таким образом обе стороны поддерживают друг друга.

Умение взять на себя ответственность

Пожалуй, это главный признак лидера пятого уровня. Ошибка члена вашей команды - ваша ошибка. Навязчивое желание спихнуть ошибки на других - это слишком популярная модель поведения многих людей и лидеров и именно поэтому они никогда не станут великими. Они слишком горды и самолюбивы, а в долгосрочной перспективе такая стратегия не работает.

Высокая дисциплина

Лидеры пятого уровня невероятно дисциплинированы. Для них не имеет значения, насколько трудна проблема, ведь только настойчивость, действия и помогут преодолеть любую трудность. Они прислушиваются к самым разным мнениям, умеют отсеивать конструктивную от неконструктивной и практически всегда мотивированы. Если же мотивация на время исчезает, на помощь приходит именно дисциплина.

Умение найти правильных людей

Лидеры полностью полагаются на людей, которых они наняли. Они тратят очень много времени на их поиски, четко знают, какими навыками те должны обладать, а также помогают им раскрывать собственный потенциал.

Страсть

Лидеры пятого уровня одержимы тем, что делают. Это значит, что для них компания является семьей, а ее цели - их смыслом жизни. Благодаря этому они совершенно не боятся принимать тяжелые решения.

Такие люди показывают сотрудникам свою любовь к компании и заражают их своим примером. Следует сказать, что не все ваши подчиненные умеют себя мотивировать, однако если они видят, что вы как лидер заряжены невероятной энергией, они и сами начинают работать лучше.

На каком бы уровне лидерства вы ни находились, всегда стремитесь к пятому уровню, ведь именно там вы сможете полностью раскрыть собственный потенциал. Желаем вам удачи!