Памятники и храмы в честь Александра II. История Спаса на Крови (храма Воскресения Христова) Спас на Крови: история создания храма

Красив храм святого Александра Невского, построенный в неорусском стиле у подножия горы Дарсан в Ялте.


В Крыму до революции было три храма в честь святого князя- воителя. Самый первый появился в Феодосии в позапрошлом веке, для этого был издан специальный указ императора Александра I, затем в Симферополе Долгая и тяжкая история собора в честь Александра Невского и только в начале прошлого века в Ялте.

Святой Александр Невский был святым покровителем российских императоров Александра I, Александра II и Александра III. Святым покровителем в христианской религии считается святой, защищающий отдельного человека, храм, населённый пункт, народ, страну, представителей отдельных профессий. Среди славной когорты русских святых достойное место занимает русский князь Александр Невский, который также является небесным покровителем русского воинства. Примечательно, что ордена Александра Невского существовали как в царской России, так и во времена СССР, а также в современной России.

1 марта 1881 года был убит российский император Александр II (1818 -1881). По всей Российской империи начали строиться храмы и часовни в честь святого Александра Невского - небесного покровителя императора Александра II. Считалось, что небесные покровители защищают интересы подопечных даже после их смерти. Не осталась в стороне от этого процесса Ялта, уже в июле 1881 года на набережной появилась часовня в честь святого Александра Невского Часовня под брызгами морских штормов .

Большую часть денег на строительство часовни выделил барон Андрей Львович Нил-Врангель фон Губеншталь, бывший ялтинским городским головой с 1879 по 1888 год.

Шло время и общественность Ялты решила, что часовни в честь погибшего императора недостаточно и необходимо построить храм. Собрался комитет по строительству храма аккурат через 9 лет после смерти Александра II, 1 марта 1890 года. Нашли было место возле Ливадийского моста, но Ялтинская городская управа посчитала, что денег в казну храм не принесёт, а выгодное месторасположение возле моста лучше использовать в коммерческих целях. Барон Врангель уже не был городским главой и повлиять на решение не смог. Тогда он предложил безвозмездно принадлежавший ему участок земли в противоположном конце города, где в результате и был построен собор. В очередную годовщину со дня смерти императора был заложен первый камень в основание храма, на закладке которого присутствовала императрица Мария Александровна. Император Александр III не возражал против возведения собора в память об своём отце, но приехать на панихиду и церемонию закладки камня отказался.

Если бы императора Александра II не убили народовольцы, то возможно следующим императором Российской империи стал бы Георгий Первый, а не Александр III. Непростые были времена и взаимоотношения между людьми в императорской семье.

Изначально наследником престола был старший сын императора Александра II, великий князь Николай Александрович (1843 - 1865). После того как Александр II стал императором в 1855 году, то Николая Александровича стали готовить к предстоящему восхождению на престол. В 1861 и 1863 годах он совершил многочисленные поездки по России, затем в 1864 году отправился в Европу, где познакомился с датской принцессой Марией Софией Фридерикой Дагмар и сделал ей предложение. Состоялись помолвка и обручение. Но императором стать ему была не судьба - в апреле 1865 года цесаревич умер в Ницце. Так Россия не получила императора Николая Второго раньше и в другом обличье. Наследником престола стал Александр Александрович (будущий император Александр III), который женился на невесте своего покойного брата через полтора года после его смерти и которая стала российской императрицей Марией Федоровной.

Жена императора Александра II императрица Мария Александровна (1824 -1880), мать цесаревичей Николая и Александра, умерла от туберкулёза в ночь на 22 мая 1880 года. Обычно венценосные вдовцы и вдовы после смерти супругов в течение года носили по ним траур и не вступали в брак. Но Александр II плевал на светские правила и 6 июля 1880 года женился на своей давней любовнице (с 1866 год) княжне Екатерине Михайловне Долгоруковой (1847-1922). У императора и княжны уже было четверо внебрачных детей, старшим был Георгий (1872-1913). 5 декабря 1880 года княжне Долгоруковой был пожалован титул Светлейшей Княгини Юрьевской, что соотносилось с одним из фамильных имён бояр Романовых. Все дети были узаконены задним числом и получили фамилию Юрьевские. Но тем не менее, несмотря на указы императора, Екатерина была женой императора, но не императрицей согласно законов Российской империи. Её дети не были членами императорской фамилии и не имели прав на престол.

Когда будущий император Александр II женился на Марии Александровне, то его мать императрица Александра Федоровна была категорически против брака, т.к. датская принцесса была незаконнорожденной, была внебрачной дочерью великой герцогини Гессенской Вильгельмины Баденской, и её камергера барона фон Сенарклен де Гранси. Её муж великий герцог Людвиг II Гессенский признал Марию свои ребёнком, чтобы избежать скандала в благородном семействе. Эта история вновь всплыла после новой женитьбы императора. При этом Александр II не скрывал, что хочет сделать Георгия Великим Князем. Ведь Георгий был Рюриковичем, а Александр Александрович через мать лишь потомком какого-то беспородного швейцарца. По империи поползли слухи, что император дал указание по учению материалов обстоятельств восхождения на императорский трон Екатерины Первой, незнатной по происхождению.

Но не успел Александр II сделать Екатерину императрицей, да и преобразовать монархию в конституционную - убили его народовольцы. Не везёт претенденткам на российский императорский престол, если их звать княжна Екатерина Долгорукова. За полтора века до этого, 30 ноября 1729 года, российский император Пётр Второй обручился с княжной Екатериной Алексеевной Долгоруковой (1712-1747) На 19 января 1730 года была назначена свадьба, но в этот день император Пётр Второй умер.

Когда после смерти отца Александр III стал императором, то княжне Юрьевской стало неуютно в пределах Российской империи и она уехала с детьми во Францию, на виллу под Ниццей.

Отношение Александра III к матери и отцу было совершенно различным: "Если есть что доброе, хорошее и честное во мне, то этим я обязан единственно нашей дорогой милой Мама... Мама постоянно нами занималась, приготовляла к исповеди и говению; своим примером и глубоко христианской верою приучила нас любить и понимать христианскую веру, как она сама понимала. Благодаря Мама мы, все братья и Мари, сделались и остались истинными христианами и полюбили и веру и церковь. Сколько бывало разговоров самых разнообразных, задушевных; всегда Мама выслушивала спокойно, давала время все высказать и всегда находила, что ответить, успокоить, побранить, одобрить и всегда с возвышенной христианской точки зрения… Папа мы очень любили и уважали, но он по роду своих занятий и заваленный работой не мог нами столько заниматься как милая, дорогая Мама. Еще раз повторяю: всем, всем я обязан Мама: и моим характером, и тем, что есть!"

На территории возле собора находится несколько стендов с различной информацией. На одном из них список тех, кто "Свой бескорыстный вклад трудами и пожертвованиями в воссоздание собора Александра Невского внесли".

А вот тех, кто вносил деньги на строительство собора здесь нет. В памяти потомков сохранились лишь имена генерал-майора Богдана Васильевича Хвощинского и винопромышленника И.Ф. Токмакова 1000 рублей, а имён простых ялтинцев, которые жертвовали деньги, не сохранилось.

Первый проект храма, созданный Карлом Ивановичем Эшлиманом (1808 - 1893) венценосному семейству не понравился. Второй проект, созданный двумя главными архитекторами Ялты, действующего Платона Константиновича Требнева (1841 – 1930-е) и будущего Николая Петровича Краснова (1864 - 1939), был одобрен. Храм начали строить и затянулся этот процесс на 11 лет. Зато на освящение храма 1 декабря 1902 года прибыли император Николай Второй с супругой и многочисленной свитой.

Иконы для храма были изготовлены в Мстере Владимирской губернии.

Для колокольни собора были отлиты 11 колоколов в Москве, главный колокол весил 428 пудов. Колокола стали даром от крымского винопромышленника и мецената Н.Д. Стахеева Дача мецената - прообраза Кисы Воробьянинова . Об колокольном звоне нового собора с теплотой отзывался Антон Павлович Чехов: "Здесь, в Ялте, новая церковь, звонят в большие колокола, приятно слушать, ибо похоже на Россию"

На колокольне две мозаичные иконы: святого Зосимы Соловецкого (дата рождения неизвестна - 1478) - одного из основателей Соловецкого монастыря и Святого Архиппа, одного из семидесяти апостолов.

На юго-восточной стороне храма, в гранитном киоте с луковицей находится мозаичная икона святого Александра Невского работы венецианского художника Антонио Сальвиати.

Внутри собор оформляли архитектор С.П.Крошечкин и художник И.Мурашко.

Храм задумывался как собор Александра Невского, но, как это часто бывает в Крыму, в нём находится два храма.

Верхний - во имя Александра Невского (на 1200 человек), нижний - во имя святого Артемия (на 700 человек), этого святого церковь чествует 20 октября и в этот день умер император Александр III. Получилось, что собор строился в память одного императора, а после постройки оказался посвященным двум императорам, отцу и сыну. При освящении храма же присутствовал император, внук и сын.

В июне 1918 года в нижнем храме отпевали жену Федора Михайловича Достоевского Анну Григорьевну. Она была похоронена на кладбище в Алупке, и лишь спустя много лет ее прах перенесли в Александро-Невскую лавру в Петербурге, где похоронен Ф.М. Достоевский. В том же 1918 году в стенах собора скрывались жители Ялты от обстрелов.

На территории собора есть несколько отдельно стоящих зданий. В одном находится церковная лавка.

Трёхэтажное здание под церковно-приходскую школу.

Было построено в 1903-1908 годах. Помимо школы здесь размещался большой актовый зал для Александро-Невского братства и приют для слабогрудых больных. Школу носила имя цесаревича Алексея.

Приблизительно в одно время со зданием школы был построен двухэтажный дом причта, напоминавший древний русский терем.

Храм был закрыт в период с 1938 по 1942 году, колокола были сняты и в храме размещался спортивный клуб. Во время немецкой оккупации богослужения были возобновлены и не прекращается до сию пору. А вот купола вновь засияли золотом лишь в 2002 году.

В школьном здании после закрытия храма разместился Дом учителя. Возобновление богослужений в храме не повлекло автоматического возврата здания школы, оно было возвращено только в 1995 году.

Когда Вы идёте к храму от набережной, то необходимо пройти через небольшой подземный переход под улицей Кирова, но это совсем не страшно. Храм достоин рассмотрения вблизи.

Люблю я храмы, привлекают они мое внимание, однажды, когда мы с мужем пересекали нашу страну, я на ходу из машины нащелкала штук 30 всевозможных церквей, храмов, монастырей, мечетей и т.п., но все это конечно не то, каждый храм заслуживает пристального внимания, особенно такой красивый, знаменитый и важный, как Собор Воскресения Христова на Крови или Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге.

1.

Это известный православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова, он сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II.
Кстати, храм был построен как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России.
2.

Храм был возведен по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия, который впоследствии от строительства отошёл. Строительство длилось 24 года. 6 августа 1907 года, в день Преображения, собор был освящён.

Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.
3.

Огромный респект архитекторам, которые строили данное сооружение, получилось шикарно и привлекает толпы туристов и просто ценителей прекрасного. Помимо веры либо её отсутствия.
4.

Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции "русского стиля". Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.
5.

В декоре здания использован разнообразный отделочный материал - кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика. Можно стоять и часами разглядывать...
6.

Возле храмов всегда толпы народа и, следовательно, их развлекают как могут и сувенирами, и попрошайками, но такими, не классическими;)
Этот парень на интересном музыкальном инструменте выдавал прекрасные звуки, я оторваться не могла.
7.

Девочки-припевочки, мы 20 минут наблюдали за ними как они на "фото" разводят парней;)
8.

Грустный мим..
9.

И сувениров там масса, до сих пор идут часы, кстати;)
И погуляли хорошо;)
10.

Спасибо Саше

СИМФЕРОПОЛЬ, 13 апр - РИА Новости (Крым) . Ежегодно в Крым приезжают , чтобы воочию увидеть древние святыни и помолиться священным местам. А таковых на полуострове сохранилось предостаточно. Десятки храмов, многие из которых являются по-своему уникальными, хранят в себе память о былых временах и известных личностях.

В преддверии значимого христианского праздника - Пасхи - РИА Новости (Крым) составило ТОП-10 православных храмов Крыма, которые с удовольствием посещают не только местные жители, но и паломники из разных стран.

Один из самых древних храмов Крыма

Возведенная церковь превышала 30 метров (вместе с крестом), толщина стен составляла метр, а интерьер поражал своим великолепием. В 1920-х годах храм закрыли, а во время Великой Отечественной войны он подвергся разрушениям. Восстанавливать его начали только в 1990-х годах.

В 1941-1942 годах в соборе размещался госпиталь. После Великой Отечественной войны в нем оборудовали архив. Восстанавливать храм начали в 1966 году, но прежний облик вернули только спустя два десятилетия. Богослужения же в храме возобновились в 1991 году.

Собор расположен в два яруса: внизу находится церковь святителя Николая Чудотворца, вверху - церковь князя Владимира. В стены северного и южного фасада вмонтированы четыре мемориальные плиты с именами адмиралов и датами их жизни. Вместе с тем их захоронения, находящиеся в нижней церкви, объединены общим надгробием в виде большого мраморного креста.

Ежегодно здесь проводят панихиды по морякам, погибшим в годы первой и второй обороны , экипажам подводной лодки "Курск" и крейсера "Варяг", а также советским солдатам, павшим в Афганистане.

Самый высокий храм Крыма

На побережье в поселке Малореченское (Алуштинский регион) стоит изящный храм-маяк . Он считается самым высоким собором Крыма - его высота достигает 65 метров. Храм, созданный в честь всех погибших на водах, был построен в 2006 году, а спустя два года торжественно освещен.

На каждой из четырех сторон фасада церкви выбита форма большого креста, в которую вписано изображение святого. Высота такого панно составляет 15 метров. Кроме того, в оформлении церкви использованы якоря и якорные цепи, а внутренние росписи посвящены Николаю Мирликийскому.

Вместе с тем над обрывом на территории храма оборудована беседка в форме "Летучего голландца". Здесь любят отдыхать и фотографироваться туристы.

В 2009 году при соборе начал работать еще один уникальный крымский объект - Музей катастроф на водах. Он состоит из 17 небольших помещений, каждое из которых посвящено резонансным трагедиям, произошедшим в морях и океанах.

Место почитания святого Луки

Одним из главных храмов Симферополя считается Свято-Троицкий собор. Он расположен в центре города на территории одноименного женского монастыря, а узнать его можно по голубым куполам с ажурными крестами и мозаичному рисунку на фасаде.

История храма начинается в 1796 году, когда на месте современного собора была возведена деревянная церковь для греков. Известен же он тем, что здесь хранятся мощи крымского святого - , который был доктором медицинских наук, целителем и епископом РПЦ. Также в храме хранится икона Божией Матери "Скорбящая". В 1998 году она чудесным образом обновилась, после чего крестным ходом ее пронесли через весь полуостров. С тех пор икона стала всекрымской святыней.

Стоит отметить, что при монастыре также действуют музей , пекарня, мастерские, воскресная школа и архиерейский хор.

Храм в неорусском стиле

Одним из красивейших храмов считается . Его строительство было неразрывно связано с российским императорским домом и велось с 1891 по 1902 год.

Храм выстроен в неорусском стиле, украшен различными декоративными элементами (пилястрами, сердечками, порталами, прочим). При этом бело-розовые тона и золотые купола придают церкви праздничный вид. Однако, несмотря на нарядное убранство, храм является памятником в честь императора Александра II, который погиб от рук народовольцев.

В свое время этот собор также пережил период забвения. Так, в 1938 году его закрыли, а внутри организовали спортивный клуб. Богослужения в соборе возобновились в 1942 году и с тех пор не прекращались.

Сегодня при соборе действует школа, есть детский хор.

В память о спасении семьи императора Александр III

На отвесной скале высотой 412 метров в южнобережном поселке с 1892 года возвышается храм Воскресения Христова. Церковь с черными куполами построили в память о спасении царской семьи на железной дороге в 1888 году. Согласно истории, здесь потерпел крушение поезд, в котором ехал император Александр III с родными. При этом потолок вагона начал обваливаться, но глава государства, имевший большую физическую силу, удерживал его, пока вся семья не выбралась из поезда.

В 1929 году церковь была разграблена, в годы Великой Отечественной войны служила убежищем для пограничников Форосской погранзаставы. В мирное время в храме сначала работал ресторан, затем здесь оборудовали склад. Православной церкви собор вернули только в 1990-м.

В 2004 году здесь провели реставрационные работы: обновили фасад, отремонтировали мозаичный пол, заменили витражи, систему отопления, расписали внутренние стены, восстановили ограждение.

Сегодня Форосский храм - не только место для богослужения, но и одно из любимых мест туристов. Ведь со скалы, на которой стоит церковь, открываются живописные панорамные виды.

Пещерный храм на окраине Бахчисарая

В горах на окраине Бахчисарая несколько столетий назад появился Свято-Успенский мужской монастырь. Древние монахи возвели здесь несколько храмов, в том числе в скалах. Именно они привлекают сюда каждый год - люди едут в монастырь, чтобы помолиться в пещерном храме, а также полюбоваться необычными сооружениями и красивой природой.

Известно, что в годы Крымской и Великой Отечественной войн на территории монастыря находился госпиталь, а на святых землях хоронили павших в боях солдат и офицеров. Также здесь несколько лет существовала колония для инвалидов. Кроме того, монастырь подвергался разорению и пережил годы забвения.

В последнее время на его территории активно ведутся строительные работы. Так, уже восстановлены четыре храма, дом настоятеля, колокольня и лестница, обустроен источник. Помимо того, здесь возводятся два новых храма.

По соседству с мечетью

Уникальным крымским храмом можно назвать православный в Евпатории. За время своего существования он несколько раз перестраивался (первое здание было возведено еще в XVIII веке), а также дважды разрушался - в годы . В советское время церковь то закрывалась, то вновь открывалась. Сегодня же она считается подобием собора Святой Софии в Константинополе и может одновременно принять до 2 тыс человек.

Храм имеет бетонный купол диаметром 18 метров и три престола: во имя святителя Николая Мирликийского, святого князя Александра Невского и апостола Иакова Зеведеева.

Собор расположен в исторической части Евпатории и входит в туристический маршрут "Малый Иерусалим". По соседству с ним находится - средневековая мечеть Джума-Джами. Также недалеко от храма расположены синагога Егие-Капай, молитвенный дом крымчаков, караимские кенассы, армянская церковь святого Никола и другие интересные объекты.

Живописная церковь в честь святой Екатерины

В Феодосии, между автовокзалом и железнодорожной станцией, расположена величественная церковь во имя святой великомученицы Екатерины. Выстроенный в традициях XVII века собор является живописным памятником архитектуры. Закладка будущей святыни состоялась в 1892 году в день рождения .

Белоснежный храм со стрельчатыми окнами венчают ярко-зеленые купола. Стены собора стоят на высоком цоколе и по углам разделены колоннами. В основе плана храма - греческий крест.

В 1937 году церковь закрыли, превратив в склад. Однако спустя четыре года ее вновь открыли. В начале 2000-х годов здесь провели капитальный ремонт, построили новые объекты, в том числе воскресную школу, методический кабинет, библиотеку и гостиницу.

190 лет назад, 17 апреля 1818 г. (29 апреля по новому стилю) в 11 часов утра в семье великого князя Николая Павловича и великой княгини Александры Федоровны родился сын. Родился и уже этим во многом повлиял на дальнейший ход русской истории. Не имевший сыновей император Александр I, узнав с появлении у младшего брата наследника, решил передать престол Николаю, а не брату Константину, следующему за Александром по старшинству. Это стало одной из причин междуцарствия конца 1825 г. и поводом к восстанию декабристов.

«Если искусство править состоит в умении верно определять назревшие потребности эпохи, открывать свободный выход таящимся в обществе жизнеспособным и плодотворным стремлениям, с высоты беспристрастия умиротворять взаимно-враждебные партии силою разумных соглашений, — то нельзя не признать, что император Александр Николаевич верно понял сущность своего призвания в достопамятные 1855-1861 годы своего царствования».
Профессор Кизеветтер

Лавров Н.А. Император Александр II Освободитель. 1868
(Артиллерийский музей, Санкт-Петербург)

Наставником Александра с 1826 г. был известный российский поэт Василий Андреевич Жуковский. Шесть месяцев Жуковский разрабатывал программу обучения и воспитания Александра. Программа не допускала поблажек и снисхождения. Император Николай жалел, что не получил необходимого для монарха образования, и решил, что сына воспитает достойным престола. Он доверил подбор учителей придворному поэту, написавшему когда-то проникновенные стихи, обращенные к матери новорожденного Александра. Там были такие строки:

Да встретит он обильный честью век!
Да славного участник славный будет!
Да на чреде высокой не забудет
Святейшего из званий: человек...

Целью воспитания и обучения наследника Жуковский провозгласил "образование для добродетели". Вот распорядок обычного учебного дня "по-царски". Вставать нужно в шесть утра. Окончив утренний туалет, идти в дворцовую часовню на краткую молитву и только потом - на завтрак. Затем - учебники и тетрадки в руки: в семь утра учителя ждут в классной комнате. До полудня - уроки. Языки - немецкий, английский, французский, польский и русский; география, статистика, этнография, логика, закон Божий, философия, математика, естествознание, химия, физика, минералогия, геология, история отечественная и всеобщая... и даже запрещенный в России курс по истории Французской революции 1789 г. И, кроме того, рисование, музыка, гимнастика, фехтование, плавание, верховая езда, танцы, ручная работа., чтение-декламация. После полудня - двухчасовая прогулка, в два часа дня обед. После обеда отдых иди прогулки, но в пять вечера - снова занятия, в семь - час, отведанный на игры и гимнастику. В восемь - ужин, затем - почти свободное время, в которое тем не менее полагается вести дневник; записывать основные происшествия дня и свое состояние. В десять часов - спать!

Александр Николаевич цесаревич в форме кадета. Гравюра. 1838

Александр Николаевич цесаревич c наставником В.А. Жуковским. Гравюра. 1850-е гг.

22 апреля 1834 г. Георгиевский зал и большая церковь Зимнего дворца были украшены в честь Александра Николаевича. Празднуется день его совершеннолетия. Из Бриллиантовой комнаты принесли "державу" - золотой шар, осыпанный бриллиантами и редчайшими драгоценными камнями, скипетр, увенчанный алмазом "Орлов" (купленным в Европе за огромные деньги, задолго до этого он украшал статую Будды в Индии), и на красной подушке - золотую корону. Торжественная часть закончилась пением незадолго до того сочиненного гимна империи "Боже, царя храни!". В тот день на Урале добыли удивительный драгоценный минерал. На солнце он был синевато-зеленоватым, а при искусственном освещении становился малиново-красным. Его назвали александритом.

В 1841 г. Александр вступил в брак с принцессой Гессен-Дармштадтской Максимилианой Вильгельминой Августой Софией Марией, в Православии Марией Александровной (1824-1880). От этого брака родились дети: Николай, Александр (будущий император Всероссийский Александр III), Владимир, Алексей, Сергей, Павел, Александра, Мария. На престол Александр II вступил 19 февраля 1855 г., в крайне трудный для России период, когда близилась к развязке изнурительная Крымская война, в ходе которой экономически отсталая Россия оказалась втянутой в неравное военное противостояние с Англией и Францией.

Крюгер Ф. Портрет вел. кн. Александра Николаевича, около 1840.
(Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)

Коронационные торжества проходили в Москве с 14 по 26 августа 1856 года. Для их проведения в старую столицу доставили Большую и Малую короны, скипетр, державу, порфиры, коронные знаки ордена Андрея Первозванного, Государственную печать, меч и знамя.

Впервые в истории государства церемониальный въезд в Москву осуществился не торжественно-медленным кортежем, состоящим из карет, а достаточно скромно — по железной дороге. 17 августа 1856 года Александр Николаевич с семьей и блестящей свитой проехал по Тверской улице под звон многочисленных московских колоколов и грохот артиллерийского салюта. У часовни Иверской Божьей матери царь и вся свита сошли с коней (императрица с детьми вышла из экипажа) и приложились к чудотворной иконе, пройдя после этого пешком на территорию Кремля.

Ботман Е.И. Портрет Александра II. 1856

Макаров И.К. Портрет императрицы Марии Александровны, жены Александра II. 1866
(Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)

Тимм В.Ф. Священнейшее миропомазание государя императора Александра II
во время его коронования в Успенском соборе Московского Кремля 26 августа 1856 года

На коронации случилось то, что в народе принято называть дурным предзнаменованием. Стоявший с «державой» старик М.Д. Горчаков внезапно потерял сознание и упал, выронив подушку с символом. Шарообразная «держава», зазвенев, покатилась по каменному полу. Все ахнули, и лишь монарх спокойно сказал, имея в виду Горчакова: «Не беда, что свалился. Главное, что стоял твердо на полях сражений».
Александр хорошо понимал, что сокрушительное по-ражение России в последней Крымской войне, падение Се-вастополя и последовавшая затем полная политическая изоляция России в Европе явились прямым следствием пагубной внутренней политики его отца. Требовались радикальные и немедленные перемены. Уже в 1856 году Александр II подписывает Парижский мирный договор с Турцией, а в 1861 году предпринимает один из самых зна-чительных внутриполитических шагов за всю историю страны - отменяет крепостное право. Будучи еще наследником, Александр Николаевич пришел к выводу о необходимости коренных реформ существующего строя. Вскоре после коронации новый царь в своей речи, обращенной к дворянам Московской губернии, ясно сказал, что крепостное право не может быть долее терпимо. Был создан секретный комитет для разработки крестьянской реформы, который в 1858 г. стал Главным Комитетом.

Александр II призывает московских дворян приступить к освобождению крестьянства. 1857.
Гравюра. Начало 1880-х гг.

Император Александр II, фото середины 1860-х г.

Лавров Н.А.Портрет Императора Александра II в ментике Лейб-Гвардии Гусарского Его Величества полка. 1860
(Из собрания Полкового музея до 1918 г, Царское Село)

19 февраля 1861 г., в день восшествия на престол, в Зимний дворец было доставлено "Положение" об освобождении крестьян. Манифест об этом акте составил митрополит Московский Филарет (Дроздов). После горячей молитвы Государь подписал оба документа, и 23 миллиона человек получили свободу. Затем одна за другой следуют судебная, земская и военная реформы. Александр утвердил «Правила» о старообрядцах. Старообрядческим толкам, лояльным к светской власти, дозволялось свободно отправлять богослужение, открывать школы, занимать общественные должности, выезжать за границу. По существу произошла легализация «раскола» и прекратились гонения на старообрядцев, происходившие при Императоре Николае I.В царствование Александра II была завершена Кавказская война (1817-1864), присоединена значительная часть Туркестана (1865-1881), установлены границы с Китаем по рекам Амур и Уссури (1858-1860).

Сверчков Н.Е. Катание в коляске (Александр II с детьми)
(Ярославский художественный музей, Ярославль)

Кустодиев Б.М. Чтение манифеста (Освобождение крестьян). 1907
Для издания И.Н. Кнебеля "Русская история в картинах"

Благодаря победе России в войне с Турцией (1877-1878) с целью оказания помощи единоверным славянским народам в их освобождении от турецкого ига получили независимость и начали суверенное существование Болгария, Румыния и Сербия. Победа была одержана во многом благодаря воле Александра II, настоявшего в самый трудный период войны на продолжении осады Плевны, что способствовало победоносному ее завершению. В Болгарии Александр II был почитаем Освободителем. Кафедральным собором Софии является храм-памятник св. блгв. вел. кн. Александра Невского (небесного покровителя Александра II).

Народ приветствует Царя-освободителя на Дворцовой площади, 19 февраля 1861 г., литография Рожанский Б.

Популярность Александра II достигает наивысшей точки. В 1862-1866 годах по настоянию императора происходит преобразование государственного контроля. В апреле 1863 года издается императорский Указ «Об ограничении телесных наказаний». В народе его прозвали Освободителем. Казалось, его царствование будет спокойным и либеральным. Но в январе 1863 года вспыхивает очередное Польское восстание. Пламя восстания перекидывается на Литву, часть Белоруссии и Правобережную Украину. В 1864 году восстание было подавлено, Александр был вынужден провести в Поль-ше ряд прогрессивных реформ, однако авторитет царя был уже подорван.

Сврчков Н.Е. Портрет императора Александра II
(Музей-усадьба "Останкино", Москва)

Александр II уже давно жил под му-чительным знаком предсказания, данного будто бы еще при его рождении юродивым Федором. Непонятные, загадочные слова блаженного Федора вот уже несколько десятилетий из уст в уста передавались в народе: «Новорожденный будет могуч, славен и силен, но умрет в красных сапогах». Первое пророчество сбылось, что же касается слов о «крас-ных сапогах», то значение их пока еще понималось буквально. Кто мог предполагать, что взрывом бомбы царю оторвет обе ноги, и он, обливаясь кровью, умрет в страшных муках через несколько часов после дьявольского покушения.

Маковский К.Е. Портрет императора Александра II. 1860-е
(Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород)

Сыновья Александра II и фото 1856 г. жены Алекcандра II Марии Александровны

Император Александр II с супругой в день 25-летия брака, 1866 г.

Император Александр II с второй супругой, Екатериной Долгорукой и детьми

Первое покушение на Александра II было совершено 4 апреля 1866 года во время его прогулки в Летнем саду. Стрелял 26-летний террорист Дмитрий Каракозов. Стрелял почти в упор. Но, к счастью, оказавшийся случайно рядом крестьянин Осип Комиссаров отвел руку убийцы. Россия песнями славила Бога, предотвратившего гибель русского императора. В июне следующего, 1867 года русский император по приглашению Наполеона III находился в Париже, 6 июня, когда Александр в одной карете с французским императо-ром ехал по Булонскому лесу, поляк А. Березовский выстрелил в царя из пистолета. Но промахнулся. Не на шутку перепуганный, Александр обратился к знаменитой париж-ской прорицательнице. Ничего утешительного он не услы-шал. На него будет совершено восемь покушений и послед-нее окажется роковым. Надо сказать, в народе уже рассказы-вали легенду о том, как однажды, еще в юности, Александр Николаевич повстречался с известным призраком Аничкова дворца — «Белой дамой», которая в беседе с ним предска-зала, что царь переживет три покушения. Но восемь?! Между тем два покушения из предсказанных париж-ской вещуньей к тому времени уже состоялись. Третье произойдет 2 апреля 1869 года. В царя прямо на Дворцовой площади выстрелит террорист А. Соловьев. Промахнется. 18 ноября 1879 года террористы взорвут полотно железной дороги, по которой должен был проследовать император-ский поезд, но он успел проехать раньше, до взрыва.
5 февраля 1880 года произойдет знаменитый взрыв в Зимнем дворце, осуществленный Степаном Халтуриным. Будет убито несколько караульных солдат, но царь, по счастливой случайности, не пострадает.

Столовая Зимнего дворца после покушения на императора Александра II. Фото 1879 г.

Летом того же года террористы Желябов и Тетерка заложат под Каменным мостом через Екатерининский канал в створе Гороховой улицы динамит, но судьба вновь окажется благосклонной к Александру II. Он выберет другой маршрут следования. Это будет шестое покушение на царя. Новых покушений ожидали с постоянным неослабева-ющим страхом.
За пару недель до последнего, рокового покушения на свою жизнь Александр обратил внимание на странное об-стоятельство. Перед окнами его спальни каждое утро ва-ляется несколько убитых голубей. Впоследствии оказалось, что на крыше Зимнего дворца поселился невиданных размеров коршун. Коршуна едва удалось заманить в капкан. Мертвые голуби больше не появлялись. Но неприятный осадок остался. По мнению многих, это было дурное пред-знаменование.

Наконец, 1 марта 1881 года произошло последнее, за-кончившееся мученической смертью царя-освободителя покушение. Если считать бомбы, брошенные народовольцами Рысаковым и Гриневицким с интервалом в несколько ми-нут, за два покушения, то парижской ведунье удалось-таки предсказать порядковый номер последнего. Никто не мог понять, как это целое государство, огромное и могуществен-ное, не смогло уберечь одного человека.

Часовня, возведенная на месте смертельного ранения Александра II. По проекту архитектора Л.Н.Бенуа

Он погиб как раз в тот день, когда решился дать ход конституционному проекту М. Т. Лорис-Меликова, сказав своим сыновьям Александру (будущему императору) и Владимиру: «Я не скрываю от себя, что мы идем по пути конституции». Великие реформы остались незавершенными.

В начале 1881 года городской думой была создана комиссия по увековечиванию памяти Александра II . Аналогичные комиссии создавались по всей стране. О масштабах траурных мероприятий свидетельствуют материалы отчета Технического комитета Министерства внутренних дел за 1888 год: памятники Александру II были установлены в московском Кремле, в Казане, Самаре, Астрахани, Пскове, Уфе, Кишиневе, Тобольске и Петербурге. Бюсты Александра II установлены в Высшем Волочке, в деревнях Вятской, Оренбургской, Томской губернии.

Маковский К. Е. Портрет Александра II. 1881

После убийства Александра II художник Константин Маковский нарисо-вал портрет: царь и рядом с ним — кудлатый пес. Государ-ство в образе беспомощного пса выглядело не таким могущественным. Говорили, что другой художник, Василий Верещагин, увидев портрет, предложил назвать его: «Пес, который не уберег царя». В народе же были уверены, что царя убили дворяне «в месть за освобождение крестьян».

Маковский К.Е. Портрет Александра II на смертном одре. 1881
(Государственная Третьяковская галерея, Москва)

На месте убийства императора в 1883 г. воздвигнут храм Воскресения Христова («Спас на крови») - выдающийся памятник архитектуры, одна из главных святынь Санкт-Петербурга. На строительство храма-памятника государство выделило по смете 3 млн. 600 тыс. рублей серебром. Это были огромные по тем временам деньги. Однако фактическая стоимость строительства превысила сметную на 1 млн. рублей. Этот миллион рублей на строительство храма-памятника внесла царская семья.

В постройке и украшении храма мозаикой, фресками и иконами принимали участие самые известные русские художники и зодчие: Афанасьев, Бондаренко, Бруни, Бунин, Васнецов, Дмитриев- Оренбургский, Журавлев, Нестеров, Парланд, Рябушкин и другие. С трех сторон храма, на наружных стенах, вставлены на высоте человеческого роста, роскошные гранитные плиты, на которых выгравированы надписи о крупнейших событиях царствования Царя Освободителя.

Через западные, массивные, с серебреной чеканкой, врата, молящийся входит во храм и видит перед собой сень на том месте, где пал смертельно раненый царь. В полном оригинале сохранены: часть чугунной решетки Екатерининского канала, плиты панели и часть булыжной мостовой со следами крови государя. Это место окружено решеткой с четырьмя колоннами, накрытыми сверху шатром, увенчанным крестом.

Памятник Александру II в Кремле

Памятник заложен в 1893 г., освящен и открыт в 1898 г. в присутствии императорской фамилии и представителей всех сословий России. Композиция памятника необычна: шатровая сень над фигурой императора, увенчанная двуглавым орлом (мотив завершения кремлевских башен), окружена с трех сторон арочной галереей, своды которой были украшены изображениями правителей России от Владимира Святого до Николая I. Входы в галереи также отмечены шатрами, левый увенчан гербом Москвы, правый - фамильным гербом рода Романовых. По бокам галереи имелись спуски в Кремлевский сад, из нее открывался прекрасный вид на Москву. Трехшатровая композиция памятника органически вписывалась в сложившийся ансамбль Кремля, богатство и изящество отделки вызывали восхищение современников. Создали памятник скульптор А.М.Опекушин и архитекторы П.В.Жуковский и Н.В.Султанов. Монумент не дожил до наших дней. Фигура царя-освободителя сброшена с постамента в 1918 г., сень и галерея окончательно разобраны в 1928 г.

В июне 2005 в Москве торжественно открыт памятник Александру II. Автор памятника - Александр Рукавишников. Памятник установлен на гранитной площадке с западной стороны Храма Христа Спасителя. На постаменте памятника - надпись «Император Александр II. Отменил в 1861 году крепостное право и освободил миллионы крестьян от многовекового рабства. Провёл военную и судебную реформы. Ввёл систему местного самоуправления, городские думы и земские управы. Завершил многолетнюю Кавказскую войну. Освободил славянские народы от османского ига. Погиб 1 (13) марта 1881 года в результате террористического акта».

Немного о памятниках и храмах в честь Александра II. История рязанского храма, основанного в честь Царя-Освободителя.

130 лет назад от рук террористов погиб Император Александр II (1818-1881).
В память об убиенном Государе были воздвигнуты памятники в России.
Так, известный скульптор А.М.Опекушин поставил памятники Александру II в Москве (1898), Пскове (1886), Кишинёве (1886), Астрахани (1884), Ченстохове (1899), Владимире (1913), Бутурлиновке (1912), Рыбинске (1914) и в других городах империи. Каждый из них был неповторим; по оценкам, «очень красив и изящен был ченстоховский памятник, созданный на пожертвования польского населения». Увы, после 1917 большинство из созданного Опекушиным было уничтожено.

Большевики варварски уничтожали памятники Царю-освободителю по всей стране. Теперь, когда оценены заслуги Государя Императора Александра II, в России пытаются возродить разрушенные памятники.

Водолазы не смогли обнаружить на дне Волхова в Великом Новгороде сброшенный в реку коммунистами памятник императору Александру II. Предмет, который при гидроакустическом сканировании дна в 2004 году, был принят за монумент, оказался причудливым нагромождением бревен.
Каменный памятник Александру II был установлен на Торговой стороне Новгорода в конце XIX веке. В мае 1920 года участники коммунистического субботника сбросили монумент в Волхов.
(отсюда)

Свою историю имеет памятник Государю в Москве. 14 мая 1893 года в Кремле, рядом с Малым Николаевским дворцом, где родился Александр (против Чудова монастыря), был заложен, а 16 августа 1898 года торжественно, после литургии в Успенском соборе, в Высочайшем присутствии (богослужение совершал митрополит Московский Владимир (Богоявленский)), открыт памятник ему (работа А.М. Опекушина, П.В. Жуковского и Н.В. Султанова). Император был изваян стоящим под пирамидальной сенью в генеральском мундире, в порфире, со скипетром; сень из тёмно-розового гранита с бронзовыми украшениями была увенчана золочёной узорной шатровой крышей с двуглавым орлом; в куполе сени была помещена летопись жизни царя. С трёх сторон к памятнику примыкала сквозная галерея, образуемая сводами, опиравшимися на колонны.

Весной 1918 года скульптурная фигура царя был сброшена с монумента. При сносе памятника лысый кровавый коротышка Ленин, кипя от злобы накидывал веревку на шею скульптуры... Полностью памятник был демонтирован в 1928 году.

Но историческая справедливость восторжествовала. В июне 2005 в Москве торжественно открыт памятник Александру II. Автор памятника — Александр Рукавишников. Памятник установлен на гранитной площадке с западной стороны Храма Христа Спасителя. На постаменте памятника надпись: «Император Александр II. Отменил в 1861 году крепостное право и освободил миллионы крестьян от многовекового рабства. Провёл военную и судебную реформы. Ввёл систему местного самоуправления, городские думы и земские управы. Завершил многолетнюю Кавказскую войну. Освободил славянские народы от османского ига. Погиб 1 (13) марта 1881 года в результате террористического акта».

Больше повезло тем памятникам, которые находились за рубежом.
Например, в Болгарии Александр ІІ известен как Царь-освободитель. Его манифест от 12 (24) апреля 1877 об объявлении войны Турции изучается в школьном курсе истории. Сан-Стефанский мирный договор 3 марта 1878 принёс свободу Болгарии, после пятивекового османского ига, которое началось в 1396 году.
И по сей день в Болгарии во время литургии в православных храмах, во время Великого входа литургии верных поминается Александр II и все русские воины, павшие на поле брани за освобождение Болгарии в Русско-турецкой войне 1877—1878 года.
Признательный болгарский народ воздвиг царю-освободителю множество памятников и назвал в его честь улицы и учреждения во всей стране.

Памятник Царю-Освободителю в Софии

В столице Великого княжества Финляндского Гельсингфорсе, на Сенатской площади, перед кафедральным евангелическо-лютеранским собором 17 апреля 1894 года был открыт памятник Александру II, работы Вальтера Рунеберга, отлитому по модели скульптора Таканена. Памятником финны выразили благодарность за укрепление основ финской культуры и, в том числе, за признание финского языка государственным.

Памятник Александру II на Сенатской площади в Хельсинки

Помню, когда-то друг показывал фотографии, которые он наснимал в Хельсинки. И очень удивился, когда я объяснил ему, что на одном из снимков он запечатлел памятнику Императору Александру II ...

Своеобразным памятником Государю-Освободителю стали храмы.
Например, в Санкт-Петербурге на месте гибели царя на средства, собранные по всей России, был возведен Храм Спаса-на-Крови. Собор был построен по приказу Императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), и освящен 6 августа 1907 года — в день Преображения.

В Рязани был построен храм - в честь чудесного спасения Государя от покушения. Но пока храм строился, террористы все-таки убили Императора Александра II. И рязанский храм стал одним из первых храмов в память убиенного Государя.

30 августа 1879 года в Рязанской пригородной Троицкой слободе состоялась закладка храма во имя св. благоверного князя Александра Невского. Преосвященный Василий - епископ Михайловский, викарий Рязанский при этом выразил свою мысль в таких словах:
«С молитвенным призыванием Божия благословения положено основание храма Божия среди крестьянских жилищ… Построение начинаемого храма в здешней местности, кроме желания иметь в нем удобнейшее удовлетворение своих духовных нужд, предпринято благочестивыми жителями этой местности и с тою целью, чтобы увековечить в потомстве память о явлении величайшей Божией милости к русскому народу в чудесном спасении драгоценной жизни возлюбленного нашего Монарха, благочестивейшего Государя императора Александра Николаевича от руки гнусного злодея. Поэтому храм сей строится с высочайшего соизволения, посвящается имени св. благоверного великого князя Александра Невского. Основание этого храма благоприлично полагается в день тезоименитства его Величества».

И еще в своей речи епископ затронул мысль о том, что жители пригородной слободы г.Рязани, озабоченные будущим своих детей, без чьего либо указания решили построить этот храм именно в этом месте. «Чутьем здравого смысла они предполагают, что их детям грозит беда (как они были правы!)- и вот они спешат для отвращения этой беды, создать Божий храм, в котором дети их научились бы бояться Бога и почитать царя…»

Храм в Троицкой слободе был задуман в честь чудесного спасения императора Александра II, которое произошло 2 апреля 1879 года. История трагедии и чудного спасения государя такова. Александр II как всегда прогуливался утром около Зимнего дворца. Вдруг неизвестный человек, неожиданно появившийся, выхватил револьвер и сделал в государя несколько выстрелов. К счастью, пули не задели помазанника Божия - государь остался и на сей раз жив, а злоумышленник был пойман. «Почему на сей раз?»- спросите вы. Да потому, что на жизнь государя было совершено шесть покушений. Последнее, совершенное в 1881 году, оборвало его жизнь.

«Перед мысленным взором», - писал И.С.Аксаков в дни народной скорби по царю Александру ІІ - освободителю крестьян: «неуклонно стоит окровавленный образ Царя доброго, кроткого, благодушного, убитого среди бела дня… На тесных полицейских санях везут его, первого человека Русской земли, уже полумертвого, с обнаженной, склоняющийся от слабости головой, везут освободителя миллионов людей своего и чужих народов, давшего всей России новое бытие, даровавшего такой простор жизни, которого она еще не знала… Стыдно и совестно становится русскому глядеть на свет Божий. Точно будто кто совершил над нами публичное поругание, всенародно осрамил нас самым бесстыдным срамом, и мы, оскверненные, стоим перед всем миром, перед тем миром, где повсюду имя усопшего чтится с благоговением…»

Прошло почти 5 лет с момента закладки храма в Рязани и 2 года - с момента последнего покушения на императора и его трагической страшной кончины. И вот 8 сентября 1884 года преосвященный Феоктист (Попов), Епископ Рязанский и Зарайский производил освящение «в Новоалександровской (Троицкой тож) слободе вновь выстроенный жителями слободы храм в память избавления от опасности жизни в Бозе почившего Государя Императора Александра II каменный храм во имя Пресвятой Троицы».

В этом торжестве участвовали настоятель рязанского Троицкого монастыря архимандрит Владимир (Добролюбов), кафедральный протоиерей Х. Романский, ректор семинарии, протоиерей Иоанн Смирнов, а также большое количество протоиереев монастырей и храмов г.Рязани. Храм этот был особенный, о чем не раз подчеркивалось в речах выступающих. Освящение было завершено торжественными словами священника Иоанна Алякрова. Храм еще не был готов полностью, и основные торжества предусматривались в будущем. Но и этот день получился светлым.

В торжественном слове оратор выразил надежду на то, что жители слободы смогут увидеть вскоре храм полностью законченным с еще двумя престолами во имя благоверного князя Александра Невского и святителя и чудотворца Николая. «Искренняя любовь к государю не допустит оставить недоконченным построение священного памятника сего» сказал оратор напоследок.

И вот 23 ноября 1884 года на праздник Рождества Пресвятой Богородицы Преосвященный Феоктист (Попов) уже освящал два новых предела. По случаю такого торжества слобода, которая называлась Троицкой, т.к. прилегала к Троицкому монастырю, по Высочайшему повелению стала называться с 31 марта 1883 года Ново-Александровской.

«Рязанские епархиальные ведомости» отмечали, что новоосвященный храм по своему историческому значению был первым храмом в России - памятником спасению государя-императора. А потому и торжество получилось грандиозное для Рязани.

Освящение проходило в присутствии большого количества народа, войск и священнослужителей. Православные стекались к храму со всей Рязани и местных селений. По свидетельствам очевидцев, оставивших свои незабываемые впечатления на страницах «РЕВ», два прекрасных хора сопровождали торжество освящения, которое проводил сам Владыка. После литургии был концерт и произнесено много хороших и теплых слов в адрес строителей и благоукрасителей храма. Все желающие не могли разместиться в храме, хотя он был очень просторным.

По окончании богослужения войскам было предложено угощение, которое сопровождалось музыкой, пением народных гимнов. Почетные гости были приглашены на праздничный обед в дом председателя комитета по построению храма купца I гильдии Павла Александровича Хрущева, который много сил положил на то, чтобы храм этот был возведен.

Жителям же Александро-Невской слободы угощение было предложено на площади около новоосвященного храма. Автор статьи говорил не о разгульном веселии, которое может представиться читателю этих строк. Именно о высоком духовном торжестве шла речь, о неподдельном патриотизме и любви к России и государю. Можно поблагодарить автора строк - он остановился не только на внешней стороне праздника и высоком духовном подъеме русского народа. Он ввел нас внутрь храма, храма, которого уже, к сожалению, нет.

«При входе в храм, он поражает всякого своим величественным устройством, изяществом работы резного деревянного иконостаса, прекрасною выразительной живописью икон и, главное, полнотою и законченностью идеи, которую старались в нем выразить строители и опытные руководители…. Без слов он красноречивее всяких слов выражает идею, которую можно формулировать следующими словами: «Бога бойся, Царя чтите, и уставы церковные храните».

На левой стороне от западных дверей поражала всех картина распятия Христа Спасителя, на правой - изведение из ада бывших там до Воскресения праведников. На горнем месте в глубине алтаря на полотне было выполнено изображение Воскресшего Христа, а на куполе над самым престолом, куда взор молящегося не мог проникнуть - изображение Господа Саваофа. Храм был устроен так, что сразу обнимал взором иконостас всех трех пределов.

В каждом же пределе иконы располагались таким образом, чтобы увековечить события, произошедшие с Царем-Освободителем, царем мучеником Александром II, которого Божий промысел не раз хранил от рук убийц, надеясь, что народ русский не потеряет свой разум до конца. Нет, не случилось этого. Поэтому, изумленно и печально смотрела на молящихся с иконы в Александро - Невском пределе преподобно-мученица Евдокия «пораженная ужасом неслыханного злодеяния… Кисть художника старалась выразить на лице ее самое страшное событие в ряду исчисленных злодейств…».

Престол во имя Николая чудотворца символизировал единую церковь, выполнение правил которой помогает людям стать истинным христианином. Икона Преображения Господня над Царскими вратами как бы символизировала, что, уподобляясь в молитве своей Богу, мы, как Он, будем преображаться.

И так, храм был задуман и выполнен как символ единения Бога (Троицкий предел)- царя-помазанника Божия (предел Александра Невского) - и Церкови, ее уставов (Николаевский предел) и отражал историю христианства, Русского государства и русской православной церкви. Долгие годы храм радовал своей красотой прихожан слободы.

В 1906 году в «Рязанских епархиальных ведомостях» отмечалось, что Троицкая церковь - лучшая церковь г.Рязани. Много мыслей и чувств вызывал этот храм. Ведь его строители и благоукрасители открыто объявили войну неверию, о чем неоднократно говорилось в произносимых словах при освящении храма. Устроители верили и в то, что еще многие годы Троицкий храм «будет служить знамением борьбы веры с неверием и меркою гражданского и политического благосостояния и могущества народа» (вдумайтесь в эти слова, произнесенные в 1884 году). Храм был любим. Его прихожане не стеснялись делать жертвы, ведь они это делали Богу. Рядом с храмом было расположено кладбище, землю в 2 десятины под которое тоже пожертвовали благодетели.

Рядом с храмом был вырыт колодец, который обеспечивал чистой водой слободу. Близ колодца была воздвигнута часовня. Еще одна часовня, приписанная к храму, была сооружена в память спасения жизни Александра II, и находилась близ станции «Рязань». В приходе были двухклассное образцовое мужское и женское училище, которое содержалось на средства Общества Рязанско - Уральской железной дороги, двухклассное Министерское училище при ст. «Рязань», Александровская Учительская семинария и начальное земское училище. Жители Троицкой слободы были довольны своим приходом.

К 1917 г. храм имел три престола. Главный - во имя Животворящей Троицы, правый - во имя благоверного князя Александра Невского, левый - во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Утварью он был достаточным. В нем по штату полагалось иметь трех священников, диакона и трех псаломщиков, которым жалования не платилось.

Земли у церкви было 3 ½ десятины.

В 1923 году Троицкий храм в документах описывался так: «Церковь каменная, с таковою же колокольней с 11 колоколами на ней, крытая железом, прочная, с тремя престолами и иконостасами». «Церковь имеет над собой купол каменный с железным крестом. Окон в нем 18. Церковь обнесена каменной оградой» Одиннадцать колоколов храма долго разносили свой звон над городом. Кому-то они мешали, а многим помогали выжить в тот страшный период.

С.Д.Яхонтов - рязанский историк, архивист вспоминал после пребывания в Рязанской тюрьме в 1929 г.: «…Особенно тяжело мне было под праздники. Становясь перед окном в сторону Троицкого храма, когда оттуда слышался благовест, я скорбел от удаления от храма. Там молятся, открывают свою душу в молитве и тем облегчают свое горе, а я лишен этого лекарства. Одиночество было бы не под силу, если бы не религиозное стремление. Храм! Храм! Как долго я так простаивал, воображая себя в храме и слезы… слезы! Господь услышал меня, и увидел слезы. Это спасло меня от отчаяния. Это была моя жизнь, невидимая для других. Берегите Бога!…Кто не имеет религии, тому худо приходилось». Для православных это было трудное время. Не верьте, что храмы закрывались без христианских слез. Их много было, наших родственников, кто душой скорбел, когда никли главки храмов…

В этот период стали закрываться многие домовые храмы и городские монастыри. С.Д.Яхонтов писал: «В начале революции - уничтожены были в Рязани все домовые храмы. Назову некоторые из них, чтобы не исчезли они совсем из памяти истории: 1 - При Епарх.ж. уч., 2. духовном мужск. Учил. 3. При архри. Предтеч. 4.Св. Стратига при Архиер. же доме 5.Технич. город. Училище, 6. При доме Труда, 7.При тюрьме. 8.Епарх. епарх. викариатстве,9.Богодельне дворянской, 10.гимназич. пансион, 11 Семинарии. 12.Полковой храм.»

Из учреждений и с улиц стали убираться иконы, которые собирали еще действующие храмы и монастыри. Троицкий храм принял святые иконы со станции «Рязань» и из депо. Когда закрывался Казанский женский монастырь в Рязани и решался вопрос об его имуществе, совет храма сделал на письме о приеме имущества монастыря интересную приписку карандашом: «Желательно иметь у себя св. икону Казанской Божией Матери». Других икон храм, к сожалению, принять не мог. А чудотворная икона была передана в Воскресенский храм г.Рязани.

С января 1924 года в Рязань прибыл епископ Глеб (Покровский). В его архивно-следственном деле остались воспоминания о Троицком храме. Они трогательны, и невольно переносят нас в те времена: «Троицкий храм. Причт благоговейно совершает богослужение, со строгим уставом, проповедуют, прекрасный хор, регент изменил свой гордый нрав, он, скорее нервный человек, очень добросовестно относится к своим обязанностям. Всегда, когда я служу в Троицком храме, умиляюсь прекрасным пением, храм содержится в чистоте. Староста церковный и совет всегда почтительно относятся ко мне, чувствуется, что находишься в своей семье. Не будет ли возможным Вашему Преосвященству разрешить мне здесь совершать богослужение, а в соборе в двунадесятые праздники и местные чтимые. Здесь я найду для себя сносную квартиру и некоторый покой. Церковный совет охотно соглашается сделать для меня все необходимое. Здесь хорошо организованы вечерние беседы, и я мог бы всегда принимать участие».

Настоятелем Троицкого храма долгое время был протоиерей Николай Михайлович Урусов. На его долю выпали трудные годы гонений на церковь Христову. И он испытал эти гонения одним из первых в нашей епархии.

В Государственном архиве Рязанской области сохранилось письмо, написанное архимандритом Солотчинского монастыря Иоанникием, протоиереем Троицкой церкви г.Рязани Николаем Урусовым и иереем. Солотчинского храма Феодором Орлиным Владыке Иоанну (Смирнову), в котором они поздравляли Владыку с днем Ангела и благодарили за помощь, оказанную им, заключенным Покровского лагеря. «С искреннею сыновней любовью и преданностью поздравляем Вас с Днем Ангела и усердно просим Вашего Архипастырского благословения и святительских молитв о нас заключенных узниках». Заключенные благодарили и Патриарха Тихона, который также проявил о них отеческую заботу, и сообщали: «В Покровском лагере в числе заключенных духовных лиц один из Петрограда, а остальные все рязанцы. Из Рязанцев четверо - в Нижнем Новгороде - священники Михаил Озерский, Гавриил Спешнев, Иоанн Мостинский и Андрей Тимофеев, и один в Яузинской больнице Николай Волынский. 1919 г. Сентбрь26/октябрь 9»
Это письмо бесценно, так как приоткрывает некую тайну о священстве, которую хотели от нас скрыть. Священномучеников много, многих из них мы не знаем, но Бог приоткрывает эти тайны…

Николай Михайлович Урусов после лагеря вернулся в родной храм. Много трудов он положил на этом поприще. В 1926 году он был несправедливо уволен от своих обязанностей постановлением членов общины, среди которых стали появляться люди, далекие от религии. С этим не могли смириться возмущенные прихожане Троицкого храма. Они просили восстановить справедливость и вернуть о. Николая. Писем было написано много, и во всех - просьба вернуть любимого пастыря. На сей раз, справедливость была восстановлена. Был уже 1928 год.

В 1935 году храм был передан обновленцам, якобы, по просьбе прихожан. Еще более возмущенные прихожане написали протест, но на этот раз все было тщетно. Обновленцы обосновались в храме, не им принадлежащем. Прихожане забыли дорогу туда, и решением Рязгорисполкома от 16.09.35 года он был передан под клуб МКЖД. Через много лет его снесли, так как красота была превращена ни во что. На месте, где некогда был храм царю-освободителю воздвигнут был дворец профсоюзов, позже переименованный в МКЦ - муниципальный культурный центр.

Отсюда: Синельникова Т.П.