"небесные похороны".фото. Погребальные обряды тибета

Направляясь в Тибет, я понимала, что не стану первым человеком, покорившим священную гору Кайлас. Не надеялась стать первооткрывателем мифической Шамбалы, воспетой в древних тибетских текстах. Моей главной целью было увидеть красивые пейзажи и буддийскую академию Ларунг Гар, живописно раскинувшуюся красными домиками посреди гор. Но я совсем не предполагала, что проделанный мной путь позволит мне увидеть традиции и ритуалы, не вытравленные Культурной революцией, нечто, никак не укладывающееся в рамки западного сознания - тибетские похороны, которые являются доступным для туристов ритуалом.

Церемония «небесных похорон» (天葬), самый распространённый способ погребения в Тибете и тибетских автономных районах провинции Сычуань и Цинхай - одна из тех вещей, что разрывает в клочья сознание неискушенных иностранцев. Все потому, что во время церемонии тела покойников скармливают птицам. Тибетцы верят, что после смерти тело представляет собой пустой сосуд, который будет либо испорчен природой, либо послужит благой цели и будет отдан птицам в качестве пищи. Поэтому «небесные похороны» - это некий акт щедрости, так как усопший и его живые родственники поддерживают жизнь живых существ. Щедрость в ламаизме является одной из важнейших добродетелей.

Прежде всего, церемония проводится в открытую и любой желающий, будь то близкий родственник или ищущий новых ощущений незнакомец, может её посетить. Ритуал проводится каждый день, около полудня, но частенько начало ритуала затягивается, и к тому моменту, когда все начинается, собирается уже довольно много «зрителей», как среди людей, так и среди птиц, ждущих своего часа. В один день разрешается провести погребение не более 20 тел, и когда мы присутствовали на церемонии, было объявлено о погребении 11 тел.

После смерти все эти тела оставались нетронутыми в углу дома, где ранее жили покойники, три дня, в то время как лама зачитывал над покойными тексты из Тибетской книги мертвых. Так усопшим указывается путь на данном отрезке между смертью физического тела и следующим перерождением, ведь остановка дыхания - это только первая стадия смерти. А смерть сама по себе не конец, а трансформация. По истечении трехдневного срока и только после того, как появилась уверенность в том, что процесс отделения духа от тела завершился окончательно, покойников перенесли к месту похорон.

Перед нами предстает уникальная для всего мира сцена похорон: смерть в Тибете, в высокогорьях которого едва теплится жизнь - это венец существования и ось картины мира. Трудно представить, что где-либо еще в мире страшная сцена похорон будет доступна кому-то кроме близких родственников, но не в Тибете, где она превращается в редкий и яркий ритуал бесплодной горной пустыни, доступный для всех желающих. Недаром тибетское общество, ламаизм и культы смерти притягивали к себе исследователей-мистиков из гитлеровской Германии и особые экспедиции НКВД, искавших подземного царя Шамбалы.

Мы на месте. Тела лежат чуть поодаль, за тонкой, полупрозрачной ширмой, прямо перед нами, но со стороны видно только монаха, работающего с ловкостью мясника. Зрители смотрят во все глаза, пока монах начинает свои приготовления: зажигает можжевельник для привлечения стервятников и совершает обход с молитвами вокруг церемониальной площадки. И только потом монах наклоняется к телу, лежащему лицом вниз. Сначала отрезаны волосы. Затем на части разрублена спина, позволяя свисать лохмотьям кожи, обнажая плоть. Трупный запах смешивается с запахом тлеющего можжевельника. Монах работает без маски. Уже в самом начале ритуала китайские туристы не выдерживают и спешно покидают место, зажав нос и рот…

Поначалу казалось, что ничего не происходит, но потом мы услышали звуки: удары инструментов во время расчленения тел. Несмотря на то, что все огорожено тканью, именно в этот момент по телу пробежал холодок. Чем больше разыгрывалось наше воображение, тем ближе птицы спускались по холму к месту действия. В какой-то момент птицы десятками начали кружить над головами, что придавало остроту ощущений итак уже зашкаливающему сюрреализму происходящего.

К тому моменту, когда ритуал подходит к своему завершению, птицы повсюду: кружат в воздухе, сидят на стенах, сторожат занавесь и выжидают, когда же она поднимется. И вот, по сигналу, ткань срывают и вместе с тем птицы теряют все «правила приличия», моментально заполонив всю площадку, где только что были видны люди, живые и мертвые. Зрители в оцепенении наблюдают за птицами, кто с отвращением, кто со страхом, а некоторые с безразличием, умудряясь при этом фотографировать церемонию, несмотря на запреты.

Птицы не обращают на живых никакого внимания, хотя их так много, что порой кажется, они вот-вот спикируют на зрителей. В реальности же головы некоторых стервятников уже покрылись красным. Где-то между птицами перекатывается окровавленный череп. Постепенно стая редеет, но прибывают все новые и новые птицы, чтобы поживиться остатками того, что 10 минут назад было человеческим телом. Хотя церемония уже закончилась, последние зрители все ещё не в силах оторвать взгляд от происходящего…

Предупреждение: Данная статья содержит сцены насилия и предназначена для психически устойчивых людей старше 18 лет.

Высокое солнце ослепительно светит, но не греет. Скулы облизывает ветер. На этой обнаженной, почти что лысой площадке в горах, скудно украшенной лишь мелкой травой и камнями, кажется, только птицы чувствуют себя полноправными хозяевами. Раздается глухой стук топора - это кости и череп дробятся в муку. Грифы еще не закончили свою трапезу. Они ждут, когда последние части человеческого тела еще раз согреют их желудок. Уже давно выклеваны глазницы, съедена мягкая плоть, разодраны печень, сердце, кишки... Когда грифы закончат, от тела не останется ничего. Это «джатор», или «подаяние птицам»: древний тибетский обычай похорон под открытым небом. Обряд, который шокирует воображение тех, кто не привык к суровой жизни высокогорного Тибета.

Обряд в веках

Китайские власти, пришедшие в Тибет в пятидесятых годах двадцатого века, сочли джатор варварским обычаем и запретили его. Почти тридцать лет на него было наложено табу. Однако дерзкие условия жизни на высоте больше четырех тысяч метров и верность традициям взяли свое. Как еще хоронить мертвецов, если вместо земли – промерзшие камни, копать для этого могилы просто не имеет смысла? В итоге в восьмидесятые запрет был снят.

Место проведения "Небесных Похорон" в Тибете

Истоки обряда уходят своими корнями в глубину веков. Возможно, на территории, бедной растительностью, таким образом хоронили тела тысячи лет назад. Но в двенадцатом веке, с укреплением на территории Тибета буддизма, похороны под открытым небом, помимо экономического, приобретают еще и свое особое, религиозное значение.

Однако отдать тело на растерзание хищным птицам – здесь не единственный способ погребения. Тела беременных женщин, детей, не достигших восемнадцати лет, а также тех, кто умер от болезней или в результате несчастного случая, пускают вниз по течению рек. Помимо них, тела усопших титулованных лам подлежат кремации. В краю, где древесина – большая редкость, этот обряд невероятно затратный. По этой причине некоторых почивших монахов замуровывают в стены монастырей, возводя в их честь небольшие усыпальницы.

В склепе под открытым небом

К слову, захоронение тел под открытым небом – тоже недешевая церемония. Наделенная особым религиозным смыслом, она включает в себя множество необходимых ритуалов, обязательных для исполнения. Первым делом родственники усопшего оборачивают тело в белые ткани и оставляют неприкосновенным в дальнем углу дома. После чего они обращаются к священнослужителям.

В течение трех дней монахи будут отпевать покойного мантрами, чтобы ускорить и облегчить переход его души из старого, разлагающегося материального тела в новое. На это время все в доме замирает – живые оставляют все свои насущные дела, чтобы не затруднить переход странствующей между мирами души.

В день похорон с тела снимают последние одеяния и складывают его в позу эмбриона. Таким человек пришел в этот мир, таким и уйдет. Бедняки же, не имеющие денег, зачастую просто оставляют тела своих покойников на уступах гор, чтобы не люди, а природа позаботилась об усопших.

Сама церемония обычно проходит на рассвете в специально отведенном месте. Оно называется «дуртро», склеп под открытым небом. Это большой, огороженный луг, иногда с несколькими ступами и развешенными молитвенными флагами. В центре луга – выложенный из камней круг, в котором происходит главное действо. Запах тлеющего можжевельника очищает здесь воздух.

Таких погребальных площадок на территории Тибета несколько, все они расположены вблизи монастырей. Есть особо популярные, куда родственники несут тело покойного на своих плечах. Во главе процессии – ламы, не прекращающие читать мантры. Когда колонна доходит до склепа, ламы замолкают, родственники отступают – они больше не вправе наблюдать за деталями церемонии. Труп передают тем, кто будет в ответе за его разделывание.

Дело рогьяпа

Рогьяпа, или тот, кто разделывает тело, одним словом, могильщик, - сложное призвание. Это семейная традиция, и ремесло обычно передается от отца к сыну. Если же в семье родилась дочь, то ее будущий муж обязан перенять дело тестя. Часто рогьяпа живут изолированно, в стороне от остального селения. Им до сих пор запрещено появляться в домах зажиточных горожан, но такие издержки профессии с лихвой компенсируются немалой стоимостью их погребальных услуг. Обычно на церемонии присутствует сразу несколько рогьяпа.

Главный из них, облаченный в объемный белый фартук, без каких-либо перчаток, вооруженный большим острым ножом, делает первые надрезы на мертвом теле. Сначала из тела удаляются внутренние органы. Пока один рогьяпа мастерски орудует ножом, остальные палками отгоняют голодных стервятников. Мужчины непринужденно общаются между собой, отпускают шутки, смеются. Местные говорят: так рогьяпа дают понять, что в этом теле не осталось больше ничего значимого.

Дакини

Огромные хищные птицы давно наблюдают за каждым действием, готовые накинуться на труп. Главный рогьяпа дает сигнал остальным – мужчины стремительно отступают от расчлененного тела, и стервятники стремглав набрасываются на останки. Хлопая своими гигантскими двухметровыми крыльями, они соперничают друг с другом за лучший кусок. В воздухе парит едкий дух смерти и чужого пира. Стервятники раздирают останки меньше, чем за двадцать минут.

В мифологии буддизма Ваджраяны эти, казалось бы, грязные, вечно голодные, с лысыми головами, без перьев грифы, поедатели трупов, падальщики – существа священные. В Тибете их почитают, как «дакини»: жестоких существ женского пола, обитающих высоко в небе. Дакини питаются человеческой плотью, но, несмотря на свой свирепый нрав, они часто помогают истинным йогам на их пути, раскрывая секреты тайного духовного знания. Также дакини почитаются последователями религии бон, традиции, господствовавшей на территории Тибета до прихода буддизма.

Грифы-дакини обгладывают кости. Рогьяпа вновь берутся за палки, чтобы отогнать птиц. Оставшийся кровавый скелет совсем скоро превратится в пыль. Вооружившись тяжелыми топорами, рогьяпа дробят кости и смешивают их с «цампой», ячменной мукой. Это блюдо достается воронам и ястребам, ожидающим тут же. Оставшиеся хрящи вновь кидают стервятникам.

Еще четверть часа, и от тела не остается ничего. Закончена трапеза дакини – закончена работа рогьяпа. На каменной площадке высоко в горах не осталось и следа от былого кровавого пиршества. Мужчины покидают холм, за ними уходят родственники покойного, улетают птицы. Тела больше нет, а дух давно парит над горами, ведомый по пути перерождения. Тибетские похороны под открытым небом закончены.

Сакральный смысл

В священной Тибетской Книге Мертвых, «Бардо Тхедол», тело – лишь сосуд, который временно вмещает в себя душу. Как глиняный горшок разбивают, когда он пуст, так и тело подлежит уничтожению, когда душа больше не нуждается в нем. Бардо Тхедол содержит в себе целую науку о том, какие испытания проходит душа, преодолевающая смерть, и как облегчить ее путь в океане сансары, иллюзии перерождений, на пути к следующей реинкарнации, или воплощению.

Процесс отделения души от бывшей оболочки длится три дня, в течение которых монахи поют специальные мантры. Эти мантры, как путеводитель, прокладывают путь сознанию души через ступени бардо, от смерти к новой жизни. В процессе старое тело становится пустой формой, навсегда лишенной осмысленного содержания. В склепе на вершине горы его утилизируют дакини, лишая душу старых оков.

С телом происходит главная метаморфоза, оно расщепляется на первоэлементы: землю, воздух, огонь и воду. Душа же становится окончательно свободной от оболочки, чтобы окунуться в новый сосуд, в котором, возможно, ей удастся приблизиться к нирване.

«Зеленые» похороны

Хотя, корни обычая похорон под открытым небом и теряются в тибетской истории, археологи отмечают, что такой же обряд существовал и в культуре зороастрийского Ирана. Старейшие археологические упоминания о нем датируются 400 годом до нашей эры. И тогда трупы оставляли на растерзание диким птицам и животным на площадке высоко в горах, а оставшиеся кости хоронили в склепе.

Несмотря на то, что сегодня обряд джатор кажется многим носителям западного мышления диким, есть те, кто придерживается другого мнения. В Соединенных Штатах Америки некоторые секты выбирают исключительно такой способ прощания с усопшими, называя его самым экологически чистым из всех возможных. Сегодня в США можно найти специальные «зеленые» кладбища, где трупы – их мягкие ткани – отдают на растерзание хищникам. Стоимость такой услуги варьируется от пятисот долларов за индивидуальные похороны до пяти тысяч за погребение оставшихся костей в фамильном склепе.

Да и сами тибетцы верят, что любая мертвая плоть оскверняет Землю. Ведь закопать разлагающееся тело, по их мнению, – все равно что надругаться над заботливой и кормящей матерью.

Текст: Анна Абраменко

От переворачивания костей на Мадагаскаре до захоронений в небе на Тибетском плато... Узнайте самые уникальные и странные погребальные обряды.

Зороастрийские похороны

Ключевым принципом зороастризма, древней персидской религии, является поддержание как физической, так и духовной чистоты. Смерть рассматривается как зло, а разложение считается работой демона под названием Друй-И-Насуш. Этот демонический акт вреден для духа и очень заразен, поэтому во время похорон делают все возможное, чтобы не касаться тела умершего.

После смерти человека моют в бычьей моче, а затем одевают в старую одежду. Специальная собака дважды посещает труп, чтобы отогнать от него нечистую силу. Только после этого на него можно будет посмотреть всем людям. Затем труп помещают в дахму (или «башню молчания»), где тело находится в свободном доступе для стервятников.

Сантхара

Что случилось бы, если бы был способ приблизить смерть, так сказать, ускорить ее наступление? Для многих приверженцев джайнизма (своеобразная религия, которая считает, что самоконтроль и отсутствие насилия являются средствами духовного освобождения) такой ритуал является нормой. Это называется сантхара, или саллехана. Эта древняя практика допустима только для людей со смертельными заболеваниями или инвалидностью.

Постепенно человек отказывается от небольших удовольствий в жизни. Начинает с книг и развлечений, затем идут сладости, чай и медицина. Наконец, человек отказывается от всей пищи и воды. День смерти — это праздник, члены семьи умершего одеваются в яркие наряды и обедают в честь ушедшего человека. Такой вот радостный день траура свидетельствует о том, что жизнь прошла хорошо.

Небесное захоронение

Есть гробы, есть урны и, конечно же, знаменитые мумии Египта. Но высоко на плато в Центральной Азии практикуется еще один вид погребального обряда - захоронение в небе. Известный на тибетском языке как bya gtor, или «милостыня птицам», похоронный обряд включает в себя размещение трупа на вершине горы, где его будут понемногу съедать хищные птицы.

Широко практикуемые приверженцами буддизма в Тибете, Непале и Монголии, погребения в небе напрямую связаны с концепцией возрождения. Кроме того, на любом отрезке жизненного пути человек должен приносить пользу. Здесь считается самой настоящей милостыней отдать тело назад земле, небу и другим существам.

Фамадихана

В некоторых культурах мертвые снова поднимаются, переворачиваются. Малагасийский народ Мадагаскара практикует famadihana, что означает «переворот костей». Люди периодически эксгумируют мертвых из семейных склепов и заворачивают их тела в свежие саваны. Музыка играет, поскольку все члены семьи объединяются, чтобы поднять труп, и танцуют возле могилы. Согласно ритуалу, душа входит в царство предков только после полного разложения и многочисленных подобных церемоний.

Похоронные обряды аборигенов

В то время как культуры коренных народов Австралии отличаются по всему континенту, духовные убеждения часто группируются под понятием Dreamtime (время создания). Во время похорон родственники и знакомые усопшего разрисовывают свои тела белой краской, режут себя (акт проявления траура) и поют песни, чтобы способствовать возрождению умершего.

Похоронные обряды четко разработаны для жителей Северной Австралии. Погребение происходит в два этапа. Сначала тело поднимают на деревянные доски и покрывают листьями, и в таком положении оно находится месяц, до того момента, пока не начнет гнить. Второй этап начинается после того, как кости собирают и покрывают охрой. Члены семьи иногда берут кость и несут ее с собой на память. В других случаях останки бросают в пещере.

Сати

Хотя этот обряд больше не практикуется, но сати заслуживает упоминания из-за его связи с узами брака. В индуизме тела кремируются в погребальном костре. В некоторых сектах индуизма вдова добровольно сжигалась на костре с уже мертвым мужем. Ритуал был запрещен в 1829 году, но сообщения о таких актах все еще остаются. Был один случай в 2008 году в индийском штате Чхаттасгарх, когда пожилая женщина совершила ритуальный обряд сати.

Похороны в Тибете часто приводят в ужас иностранцев. Туристам, приехавшим из других государств, кажутся варварскими и неприемлемыми некоторые способы погребения усопших. Чтобы начать относиться с пониманием к обычаям горцев, необходимо научиться смотреть на мир их глазами.

Тибетская философия

Христиане, иудеи и мусульмане привыкли к тому, что после смерти близкого человека на земле остается какая-то его часть. Верующие люди посещают могилы, ухаживают за ними, полагая, что мертвый обязательно оценит любовь и заботу. Тибетцы не носят усопшим цветы. Они практически не делают захоронений.

Не стоит думать, что в Тибете люди равнодушны друг к другу. Просто последователи буддизма относятся к смерти иначе. Тело они рассматривают как временное вместилище бессмертной души, которая рано или поздно решит сменить оболочку.

Когда бренная часть погибает, душа освобождается и начинает поиски нового пристанища.

Похоронные буддийские обряды направлены на то, чтобы полностью уничтожить бренную оболочку. В таком случае дух утратит связь с той жизнью, которую он оставил. Для буддиста мертвое тело - не что иное, как пустой сосуд. Близкий человек навсегда его покинул и никогда в него не вернется. Это значит, что нет никакого смысла пытаться сохранить бренные останки.

В проведении некоторых обрядов тибетцы расходятся с буддистами, живущими в других странах. Многие последователи Гаутамы Сиддхартхи предпочитают сжигать мертвых. Но для проведения кремации необходимы дрова. А в Тибете слишком мало деревьев для того, чтобы предавать умершего огню.

Захоронения в землю

В некоторых районах в землю закапывают только трупы преступников и неправедных людей. Поскольку тело будет тлеть медленно, душа покинет этот мир не сразу. Таким образом, преступник получит воздаяние за содеянное им при жизни. Могила становится своеобразным местом заточения.

Согласно одной из тибетских традиций, закапывать полагается и тела детей до четырнадцатилетнего возраста. Обычай можно встретить и в некоторых регионах Индии. В данном случае душу не отпускают в новую жизнь не для того, чтобы наказать. Тибетцы верят, что дух у маленького ребенка еще не окреп. Оказавшись на свободе, он может испугаться. В результате, покойный будет скитаться между двумя мирами, не находя себе приюта и не имея возможности переродиться.

Древесные захоронения

Необычная емкость, закрепленная высоко на дереве, может оказаться захоронением. Такой способ похоронить усопшего применяется только для мертворожденных детей. Родители пропитывают тело соляным раствором, чтобы его не коснулось тление. Затем ребенка кладут в гроб, похожий на бочку, и прочно прикрепляют к дереву. Считается, что с помощью этого обряда можно отвести от семьи повторное рождение мертвого ребенка. В некоторых провинциях древесные захоронения имитируют.

Вместо гроба с телом на дерево подвешивают игрушки или детские вещи.

Погребение в воде

Это очень трудоемкий способ похоронить родственника. Водное погребение практикуется нечасто. Мертвое тело человека измельчается и смешивается с прожаренной ячменной мукой. Полученным блюдом кормят рыб в ближайшем водоеме. Представителям западной культуры этот способ кажется бесчеловечным и воспринимается, как глумление над мертвым телом. Однако тибетцы смотрят на этот ритуал по-другому. Опустевший сосуд не пригодится душе. А живым рыбам необходима еда. Человеку, накормившему своей плотью живое существо, будет прощено множество грехов. Жители Тибета не едят рыбу. Морские обитатели несут в себе частицу умершего близкого человека.

Небесное погребение в Тибете

Этот вид погребения считается основным. Одно из его названий - «Раздача милостыни птицам». Такой способ можно сравнить с погребением в воде, только скармливать труп будут не рыбам, а птицам. Тибетцы полагают, что человек должен приносить пользу и при жизни, и после смерти. Кормление птиц своим телом поможет улучшить карму. Следующая жизнь будет намного лучше той, которая закончилась. Небесному погребению не предают тела Панчен-Ламы и Далай-Ламы. Их полагается бальзамировать и покрывать золотом.

После наступления смерти человека усаживают. Затем лама читает специальные молитвы из Книги мертвых. Чтение должно продолжаться в течение суток. Молитвы помогают душе пройти путь от только что закончившейся жизни до нового перерождения. Через 3 дня покойного передают могильщику (рогьяпе). Тело переносят на площадку для погребения, где рогьяпа снимает саван и делает на покойном надрезы специальным ножом. После этого труп оставляют на площадке, где его сразу же съедают голодные стервятники. Надрезы, сделанные на теле, помогают хищникам разрывать плоть на части. Во время проведения церемонии родные усопшего должны находиться поблизости и молиться. Оставшиеся кости могильщик растирает на камне, смешивает с мукой и маслом и скармливает птицам.

В настоящее время в Тибете оборудовано более тысячи площадок для проведения ритуала.

В конце 1950-х годов китайские власти запретили небесное погребение в Тибете. Однако по настоятельным просьбам верующих обряд пришлось разрешить в середине 1970-х. Запрет на проведение ритуала был связан с тем, что птицы травились несвежим человеческим мясом. Стервятники заражались опасными заболеваниям и сами становились переносчиками болезней. Несмотря на то что небесные похороны сегодня разрешены, китайские власти взяли их под личный контроль. Людей, умерших от заразных болезней, хоронить таким способом строго запрещено.

Похоронные традиции жителей Тибета могут вызывать отвращение. Однако подобные обычаи существуют у многих народов во всем мире. Небесные похороны практиковались и древними славянами. Они отдавали покойного на съедение птицам. Через год кости хоронили. Поступать таким образом было необходимо для того, чтобы не осквернять землю гниющей плотью. С приходом христианства на Русь менталитет славян изменился, а естественная когда-то традиция стала считаться варварской.

Продолжая тему смерти и похорон.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Имеются исключительно натуралистичные фотоснимки, а потому не рекомендуются для просмотра чувствительным и с неокрепшими нервами людям!)
ОГРОМНОЕ СПАСИБО АВТОРУ!!!

Оригинал взят у masterok в


«Небесное погребение» ((jhator (Вайли: bya gtor) - основной вид погребения в Тибете и в ряде прилегающих к Тибету районах. Также он называется «раздачей милостыни птицам». Согласно тибетским верованиям, душа покидает тело в момент смерти, а человек на всех этапах жизни должен стараться приносить пользу. Поэтому мёртвое тело скармливается птицам как последнее проявление благотворительности.


Именно такой способ погребения многие тибетцы по сей день считают для себя единственно возможным. Исключение делается лишь для Далай-Ламы и Панчен-Ламы. Их тела после смерти бальзамируются и покрываются золотом.


Сначала я вам покажу официальное художественное видение этого ритуала, а потом будет обычный бытовой репортаж — вот там реальная жесть. Так что я вас предупредил …




«Город молитвенных флажков» - площадка, созданная для погребения в окрестностях монастыря Чалан (Chalang). Уезд Дажи (Dari), провинция Цинхай, Голог-Тибетский автономный округ, 5 ноября 2007 года. Фото: China Photos/Getty Images

«Небесные похороны» практикуются на всей территории проживания тибетцев, включая некоторые индийские территории, например, Ладакх или штат Аруначал-Прадеш.


Родные умершего молятся во время церемонии погребения в «Городе молитвенных флажков», на площадке, созданной для погребения в окрестностях монастыря Чалан (Chalang).

В 1959 года, когда китайские власти окончательно закрепились на территории Тибета, обряд был полностью запрещен. С 1974, после многочисленных просьб монахов и тибетцев, китайское правительство позволило возобновить «Небесные похороны».


Стервятники собрались в «Городе молитвенных флажков», на площадке, созданной для погребения в окрестностях монастыря Чалан (Chalang).

Сейчас имеется около 1100 площадок для обряда небесного погребения. Ритуал исполняется специальными людьми - рогьяпами.


Рогьяпа («могильщик») точит нож перед церемонией погребения в «Городе молитвенных флажков».

Когда тибетец умирает, его тело устанавливают в сидячее положение и так он «сидит» в течение 24 часов, пока лама читает молитвы из тибетской Книги мёртвых.


Эти молитвы предназначены помочь продвижению души через 49 уровней бардо - состояния между смертью и возрождением.


Через 3 дня после смерти близкий друг покойного относит его на спине к месту погребения.


Рогьяпа сначала делает множество надрезов на теле и уступает тело птицам - стервятники делают основную часть работы, поедая всю плоть.



Тело уничтожается без следа, в тибетском буддизме считается, что таким образом душе легче покинуть тело, чтобы найти себе новое.

Рогьяпа («могильщик») молится перед церемонией погребения в «Городе молитвенных флажков». Окрестности монастыря Чалан (Chalang). За погребение рогьяпа получает до 100 юаней (около 13.5$). Уезд Дажи (Dari), провинция Цинхай, Голог-Тибетский автономный округ, 5 ноября 2007 года. Фото: China Photos/Getty Images

Рогьяпа дробит кости умершего во время церемонии погребения

Рогьяпа скармливает стервятникам мясо умершего


Рогьяпа разрезает тело умершего


Рогьяпа молится во время церемонии погребения








Рогьяпа («могильщик»), закончив работу, пьет чай с семьей.

А теперь репортаж без культурного приукрашивания, просто обыденное дело.


В общем сначала в долину привозят тело





Потом распаковывают



Потом привязывают тело к колышку и надрезают






Китайское правительство объявило о намерении взять под жесткий контроль тибетские похороны. Древняя традиция, согласно которой тела умерших оставляют под открытым небом на съедение грифам, по мнению экологов, очень вредит здоровью птиц.


Китайское правительство объявило о намерении взять под жесткий контроль тибетские небесные похороны.


Древняя традиция, согласно которой тела умерших оставляют под открытым небом на съедение грифам, по мнению экологов, очень вредит здоровью птиц.


Труп умершего родственника привязывают за шею к вбитому в землю колу, чтобы грифы не могли утащить останки. После этого кожу покойника надрезают — так пернатым удобнее есть


По данным министерства охраны природы Китая, в последнее время участились необъяснимые случаи смерти грифов. Чиновники связывают это с отравлением несвежим человеческим мясом.


Одного мертвеца хватает, чтобы насытилась целая стая


— Тибетцы устраивают небесное погребение умерших от различных болезней и заражений людей. Птицы соприкасаются с носителями заразы и, кроме того, что гибнут сами, разносят ее по стране, — поделился своими опасениями комиссар по тибетским территориям Юнь Хуэй. — Поэтому мы будем следить, чтобы птицы не ели что попало, в частности скончавшихся от СПИДа или различных разновидностей гриппа.


Тибетское сообщество восприняло запрещение хоронить по устоявшимся религиозным обрядам умерших от болезни людей крайне негативно. Оно считает эти меры очередным шагом для установления официального контроля над их религией.


Голодные птицы обгладывают тибетца до косточки


Кстати, если кому-то обычаи тибетцев покажутся варварскими, то стоит вспомнить, что многие жившие на территории современной России племена поступали также, а, например, Мордва соблюдала этот обряд вплоть до конца XIX века.


Наши предки перед захоронением водружали останки умершего на закрепленный над землей щит. Спустя год обглоданные хищниками кости предавали земле. Отсюда и современная традиция делать поминки через год. Такой обычай был продиктован желанием не осквернять землю-кормилицу гниющей плотью.


Останки заботливо собираются






Подробнее узнать об этом можно из интересной книги «Неизвестные Гималаи» автора Химаншу Джоши.

Небесное погребение - один из трёх видов погребений, применяемых в Тибете. Два других - это кремация и сбрасывание в реку.

Небесное погребение называется по-тибетски «джха-тор», что означает «раздача милостыни птицам». Согласно тибетским верованиям, душа покидает тело в момент смерти, а человек на всех этапах жизни должен стараться приносить пользу, поэтому мёртвое тело скармливается птицам, как последнее проявление благотворительности.

В Тибете около 1100 площадок для обряда небесного погребения. Самый большой находится в монастыре Дригунг Тил. Ритуал исполняется специальными людьми рогьяпами.













Затем оставшиеся кости измельчаются в порошок, смешиваются с ячменной мукой и опять же скармливаются птицам.

Тибетцы верят, что каждый хоть раз в жизни должен увидеть обряд небесного погребения, чтобы осознать, прочувствовать всю мимолетность и эфемерность жизни.