Индивидуальное логопедическое занятие для детей дошкольного возраста "автоматизация звука "ц" в словах и предложениях". Конспект логопедического занятия - "звук ц" Занятие по автоматизации звука ц

Образовательные, развивающие, воспитательные задачи логопедического занятия. Развитие артикуляторного праксиса, произнесение звука изолированно, развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие фонематического восприятия, закрепление звука в словах, слогах.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука [ц]

Введение

Цель: постановка звука [ц].

Задачи:

· Коррекционно-образовательные :

o дать характеристику и правильную артикуляцию звука [ц];

o сформировать умение правильного произнесения звука [ц], по подражанию;

o научить произносить звук [ц] изолированно.

· Коррекционно-развивающие :

o развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику; правильную воздушную струю; фонематическое восприятие;

· Коррекционно-воспитательные :

o повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.

o поддерживать интерес к логопедическим занятиям.

Материалы: пригласительная открытка, тропинка с осенними листьями презентация PowerPoint,

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

- Здравствуй, я очень рада видеть тебя.

- Посмотри нам пришла пригласительная открытка, прочтем её.

Читает открытку . Звукознайка и один из его друзей приглашают нас в гости, но кто же этот друг мы узнаем лишь тогда когда дойдем до города. Примем приглашение Звукознайки и его друга?

- Но попастьтуда не так-то просто, мы должны пройти через волшебный сад и выполнить все задания, которые оставил нам Звукознайка и лишь тогда сможем добраться до места. Ты согласен мне помогать и выполнять все задания старательно?

- Тогда в путь! звук фонематический восприятие слог

2. Воспитание сильной длительной направленной плавной воздушной струи

- Вот это сад, но все тропинки в нем засыпало осенними листьями. И первое задание от Звукознайки- нужно расчистить тропинки но, не трогая листья руками. Какой хитрый, Звукознайка! Как же нам это сделать?

(Если ребенок не догадывается можно задать наводящие вопросы. Например: Как ветерок убирает тропинки?)

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, прикрыть верхней губой, оставив небольшую щелочку ,дуть на язычок

- Отлично ты убрал все листья и расчистил тропинки продолжаем путь!

3. Развитие артикуляторного праксиса

- Ой, посмотри, какой интересный куст растет в этом саду.

- Звукознайка просит нас вспомнить какие упражнения для язычка обозначают эти картинки и выполнить их красиво.

Ребенок. Называет картинку и выполняет упражнение, глядя в зеркало.

«Лопаточка»

Описание: Рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу, удерживать его широким на нижней губе 3-7 сек.

Язычок наш как лопатка -

Очень ровный, очень гладкий.

А такой лопаткой

И копать приятно.

«Наказать непослушный язычок»

Описание: Упр. «Лопаточка», пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.

Провинился язычок,

Ничего сказать не смог.

Мы его похлопаем,

Губками пошлепаем.

«Чистим зубки»

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая языком движения из стороны в сторону.

Чищу зубы чисто, чисто

И снаружи, и внутри;

Я хочу, чтобы всегда

Были белые они.

«Горка»

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упирается под нижние зубы, широкий язык приподнять «горкой». Удерживать язык 5-10 секунд.

Горка длинная у нас!

Мы прокатимся сейчас.

Ты на горке удержись,

Плавно, медленно катись.

Логопед. Молодец и с этим заданием ты справился прекрасно.

4. Сообщение темы. Постановка звука

- А это что за картинка? Обращает внимание ребенка на картинку с артикуляционным укладом. Это Звукознайка оставил нам сказку о звуке [ц], но сказку не простую - с движениями. Я буду ее читать, а ты показывать?

Объяснение артикуляции звука.

Текст сказки для чтения ребенку взрослым

Ветерок в темной и сырой пещере. Его охраняет язык, который улегся на пол пещеры растянулся, никак его не обойдешь.

постучать нижними зубами о верхние

открыть рот

широкий распластанный язык положить на дно ротовой полости

Вдруг язык поднял спину к потолку а своими боками прижимается к верхним зубам теперь ветерку еще труднее выбраться

сделать язык горкой: боковые края прижать к верхним коренным зубам, а кончик языка упереть в нижние зубы.

Но как только язык своей передней частью нагибается к нижним зубам решив пошептаться с ними. Ветерок тут же скатывается по его спине как по горке. Он съезжает прямо к нижним зубам.

оставив небольшое расстояние между зубами, длительно подуть на кончик языка, произнести звук [с].

Зубы не успевают сомкнуться и загородить путь ветерку, между ними остается маленькая щель.

улыбнуться, слегка обнажив зубы разомкнув их (расстояние 1-2 мм).

язык сердится на зубы за то что не удержали ветерка. язык опускается к нижним зубам своей передней частью, а спиной сильно стучит по верхним зубам.

удерживая кончик языка за нижними зубами, произнести несколько раз звук [т].

после удара языка ветерок скатывается по его спине и резко выскакивает в узкую щель между зубами.

отчетливо многократно произнести звуки [т] и [с] слитно (получиться звук ц)

приблизить ладонь ко рту, почувствовать толчкообразные движения воздуха.

- Молодец справился отлично. Запомним, что при быстром произнесении -ТС - в таком положении языка получается звук [ц].

Эта сказка о звуке [ц]. Повтори вместе [ц] (при повторении ребенком звука еще раз обратить внимание на правильность артикуляции).

5 . Произнесение звука изолированно, знако мство с его зрительным символом

Логопед. Вот и новое задание от Звукознайки. Посмотри внимательно на картинку и запомни (логопед показывает картинку с изображением детской коляски - зрительный символ звука) Новый звук [ц] похож на тот, каким мы просим не шуметь.Тише, тише, спит малыш! ЦЦЦЦ! Повтори!!

- Молодец у тебя хорошо получается.

6 . Развитие мелкой моторики пальцев рук

- А вот и наш Звукознайка и его друг. Кто же это?

- Совершено, верно, Ёжик. Здравствуй Звукознайка, здравствуй Ежик!

- Давай поиграем в игру для пальчиков «Ёжик»

Одна рука (ладошка разжата, пальчики растопырены) - это ежик, пальцы другой руки - лесные зверюшки.

- Отлично!

7 . Разв итие фонематического восприятия

- Ежик предлагает поиграть в его любимую игру «Поймай звук». Как только услышишь звук [ц], хлопни в ладоши.

Речевой материал: ш, с, к, ц, т, ц, с, м, п, ц.

8 . Закрепление звука в слогах

ЯЦ - ЯЦ - ЯЦ - ЗАЯЦ

ЕЦ - ЕЦ - ЕЦ - ТАНЕЦ

АЦ - АЦ - АЦ - МЕСЯЦ

9 . Закрепление звука в словах

Послушай и отгадай загадки.

Он любитель грызть морковку,

Ест капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По полям и по лесам

Серый, белый и косой,

Кто, скажи мне, он такой?

Домик круглый, домик белый,

Домик был сначала целый,

А как треснул наконец,

Так и выскочил …(птенец )

Он в пупырышках, зелёный,

Вкусен свежий и солёный.

Помидору друг и брат,

С ними так хорош салат!

Этот стройный молодец

Хрусткий, тонкий...(огурец )

10 . Закрепление звука в предложениях

Посмотри на картинки и закончи правильно предложение.

Собака укусила Соню за ….

На высокой сосне сидит маленький ….

В кузнице подковал коней …

Логопед. Молодец здорово поиграли.

11 . Итог, оценка деятельнос ти

- . Вот и закончилось наше путешествие, мы добрались до Звукознайки, побывали в гостях у его друга Ежика А давай вспомним, с каким звуком мы познакомились, в сказке и поиграли с ним.

- Правильно со звуком [ц], ты отлично поработал, выполнил все задания правильно и за это Звукознайка дарит тебе подарок.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Автоматизация каждого исправленного звука в слогах, словах, предложениях. Методические рекомендации по коррекции фонетической стороны речи у детей шести лет с ринолалией. Игровой материал для коррекционной работы. Анализ логопедического занятия.

    отчет по практике , добавлен 12.09.2010

    Описание правильной артикуляции звука (Г). Характеристика звука по месту и способу образования. Виды и причины нарушений. Способы постановки и автоматизации мягкого звука. Комплекс артикуляционных упражнений. Игры на закрепление звука в речи ребёнка.

    контрольная работа , добавлен 18.11.2014

    Учебно–тематический план по предметам: математика, изодеятельность, развитие речи, познавательная деятельность. Цель, задачи программы, почасовая нагрузка. Конспект логопедического занятия: "Дифференциация звуков [д], [т] в слогах, словах, предложениях".

    методичка , добавлен 06.09.2009

    Руководство дидактическими играми. Методика руководства начальными видами музыкальной деятельности детей. Задания на различение длительности звука и силы звука. Память как одна из составляющих в дидактических играх. Развивающие игры, действия и правила.

    реферат , добавлен 03.09.2010

    Исследование особенностей развития мелкой моторики у младших школьников в психолого-педагогической литературе. Занятия лепкой как средство развития мелкой моторики ребенка. Разработка рекомендаций для учителей по подготовке и проведению занятий лепкой.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2014

    Недостатки произношения заднеязычных звуков. Основные виды каппацизма. Профили артикуляции при постановке звука. Исправление хитизма и парахитизма. Первичная профилактика речевой патологии, нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

    контрольная работа , добавлен 03.02.2013

    Психологические и физические особенности детей младшего дошкольного возраста. Мелкая моторика рук и уровень развития речи, их взаимозависимость. Развитие активных движений пальцев рук. Исследование влияния развития мелкой моторики на развитие речи.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2015

    Занятие с детьми с психическими нарушениями развития, коррекционно-развивающие, обучающие и воспитательные цели. Развитие техники чтения, составление плана почитанного, анализ смысловых отрывков текста, умение выделить главную мысль и формулировать её.

    методичка , добавлен 22.07.2009

    Определение норм и патологий речи ребенка. Применение методики ручного праксиса для составления психологического портрета дошкольника. Разработка комплекса упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2011

    Проведение диагностики и определение уровня развития мелкой моторики у детей с общим нарушением речи из исследуемой группы. Подбор игры и упражнения для развития моторики на занятиях по ручному труду. Разработка и эффективность педагогической программы.

Бредихина Наталья Сергеевна
учитель – логопед КГУ «ОСШИ №1 для детей с ОВР» город Шахтинск, Карагандинской области

Цель: Закрепить произношение звука [Ц] в изолированном виде, в слогах, словах и в предложениях.

· Образовательная – уточнение артикуляции звука [Ц], автоматизация звука изолированно, в слогах, словах, предложениях уточнение изолированного положения; учить выполнять артикуляционные упражнения для выработки звука [Ц] в полном объеме; учить давать акустико-артикуляционную характеристику звука; совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.

· Коррекционная – развитие речевой моторики; развитие фонематического слуха; развитие точных движений кисти руки. Развивать артикуляционную моторику и речепроизносительные навыки; развивать зрительное и слуховое внимание, память, тактильное ощущение, развитие мелкой моторики;

· Воспитательная – Воспитывать познавательную активность, интерес к изучению материала, внимание к звучанию собственной речи. Воспитывать аккуратность, организованность в работе.

Қүрал жабдықтар: Зеркало, предметы для пальчиковой гимнастики, мячик, предметные картинки, рабочая тетрадь, презентация, символ звука, картинки, в названии которых есть звук [Ц], звуковая линейка, карточки на определение места звука в слове, звуковые сигналы, массажер “Су-Джок”, салфетки.

Ход занятия

I. Организационный момент. (Приветствие на государственном языке. Создание эмоционально-положительного фона урока).

Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие в сказочную страну. Хочешь? Тогда послушай. (Слайд №2) В некотором царстве, в некотором государстве злая ведьма нагнала много туч на небо, и вот уже который день не видно солнца, льет дождь. Опечалился Царь. Помочь снять злое проклятье могут только отважные, смелые рыцари. Давай поможем жителям этой страны вернуть солнце. Для этого нужно выполнить правильно все задания. Ты готов? Тогда начнем.

Прежде чем начать занятие, повторим правила:

· Наши ушки внимательно слушают.

· Ротик – на замочке.

· Наши глазки все замечают и запоминают.

· Говорим четко, громко.

II. Подготовительные упражнения.

1) Массаж мышцев лица (самомассаж, массажёром).

2) Массаж мышцев языка (массажёром).

3) Мимическая гимнастика (по карточкам).

4) Артикуляционная гимнастика. Дыхательное упражнение. Изолированное произношение звука [Ц] – слайд №3:

Есть в этой сказочной стране волшебное зеркало. Посмотри, что оно нам показывает. Это история о язычке.

Проснулся язычок рано утром, а его домик – ротик – закрыт. Стал он тогда стучаться в одну щечку, потом в другую (упр. «Шишки»).

Ротик открылся, язычок выглянул, но зубки не хотели его пускать и начали кусать (упр. «Тесто»).

Тогда язычок решил почистить зубки. Чистим зубки верхние и нижние (упр. «Чистим зубы»).

Зубкам это понравилось, и ротик заулыбался. Улыбаемся широко и показываем чистые зубки (упр. «Заборчик»).

Пошел язычок гулять, увидел качели и решил покачаться (упр. «Качели»). А потом он пошел кататься с горки (упр. «Горка»).

Посмотри, здесь нарисованы воздушные шары. Давай тоже сделаем с тобой «воздушный шарик» и надуем его.

Пальцы обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками (см. рисунок). В этом положении дуем на них (дыхательное упр. «Надуй шарик»). Постепенно пальцы принимают форму шара – слайд № 4.

Представь, что шарик лопнул и сдувается: «Тсссссссссссс». Теперь шарик сдувается так: «Ц-ц-ц…» пальцы принимают исходное положение.

III. Автоматизация звука [Ц] .

1. Автоматизация звука [Ц] в чистоговорках. (Слайд №5)
Ца-ца-ца – вот овца.
Це-це-це – иду к овце.
Цу-цу-цу – веду овцу.
Цы-цы-цы – нет овцы.

2. Автоматизация звука [Ц] в словах. (Слайд № 6)
Посмотри внимательно и назови предметы, в названии которых есть звук [Ц]. (Кузнец, цыпленок, мельница, огурец, пуговица, цирк, ножницы, цветок).
Кто здесь лишний? (Собака). Почему? (В слове «собака» нет звука [Ц])

3. Автоматизация звука [Ц] в словах. Развитие фонематического слуха. Определение позиции звука [Ц] в словах. (Слайд №7)
В путешествие вместе с нами отправятся заяц, курица, цыпленок, овца и цапля. Надо рассадить их по вагонам. Скажи, где спрятался звук [Ц] в этих словах (в начале, середине или конце).

(В первом вагоне едут цыпленок и цапля, во втором – курица и овца, в третьем – заяц)

4. Закрепление зрительного образа буквы [Ц]. Развитие зрительного восприятия. (Слайд №8)
Еще мы возьмем с собой букву «Ц». Посмотри, как она пишется и подумай, на что она похожа. Нарисуй у себя в тетради. Посмотри, на что похожа моя буква «Ц».

5. Пальчиковое упражнение.
Самомассаж пальцев рук и ладошек шариком и колечком Су-джок. Движения сопровождаются строчками стихотворения.
– Восемь у дороги,
Девять на лугу…
– Что ты, дождь, считаешь?
Может, помогу?
– Две – под старой елью,
Возле стога – шесть…
– Что ты, дождь, считаешь
Да не можешь счесть?
– Тороплюсь ромашки все пересчитать.
Десять на опушке, под осиной – пять…
Ну, как просчитаюсь. Долго ль до беды!
Вдруг на всех не хватит у меня воды.
6. Письменные работы с буквой «Ц».
1) Работа в тетрадях.

2) Работа на индивидуальных карточках.

7. Образование имен существительных суффиксальным способом. (Слайд №9)
В сказочной стране живет волшебно эхо. Давай поиграем с ним. Образуй слова по образцу.
суп – супница
сахар – сахарница
конфета – конфетница
хлеб – хлебница

IV. Физминутка. (слайд №10)

Нам встретился еще один обитатель сказочной страны – цапля. Сделаем с тобой упр. «Цапля» (попеременно стоим то на правой, то на левой ноге, руки в стороны).

На одной ноге в болоте
Цапля целый день стоит.
Цапля носатая
Стоит, как статуя.

V. Автоматизация звука [Ц] в предложениях. (слайд №11)

1) Подскажи мне последнее слово в предложении. В этом слове обязательно должен быть звук [Ц] – слайд № 11.

Собака укусила Соню за … (палец)
В скворечнике живет … (скворец)
На пороге вигвама стоит … (индеец)
Гонец прибыл с письмом во … (дворец)
В теплице вырос большой … (огурец)

2) Составление предложений по картинкам с заданными словами (слайд №12)

Составь предложения со словами: одеваются, смеются, катается, учатся, вытирается, купается. Не забудь четко и правильно произносить звук [Ц].

VI. Итог занятия. Рефлексия.

Молодец! Ты помог жителям сказочного царства. Тучи рассеялись, стало светло, появилось солнце. Посмотри, что делает солнце? Оно смеется, радуется тому, что ты такой умница!
Скажи, что тебе понравилось больше всего? С каким звуком мы часто встречались сегодня?

Использованная литература

1. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи/ Н.С. Жукова – М.: Эксмо, 2008. 120 с.

2. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. В.В. Цвынтарный – М.: ЗАО Центрополиграф, 2004. – 63 с.

3. Домашняя тетрадь № 1 для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко – «Гном и Д», 2002. – 48 с.

Тамара Николаева
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ц] в словах»

Тема:

Этап:

Автоматизация

Цель:

Закрепление правильного произношения звука [Ц] в словах.

Задачи:

1. Образовательная:

Автоматизировать звук «Ц» в словах.

Продолжать учить согласовывать числительные с существительными.

2. Коррекционно - развивающая:

Формировать умение определять позицию звука [ц] в словах.

Развивать фонематические процессы, мелкую и артикуляционную моторику, внимание.

Формировать правильное речевое дыхание.

Продолжать формирование слоговой структуры слова.

3. Воспитательная:

Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль над собственной речью.

Оборудование:

зеркало, артикуляционная гимнастика в картинках, су-джок массажер, предметные картинки (палец, птица, овца, лицо, мельница, кольцо, цапля, цепь, цыпленок, заяц, карточка с изображением поезда и предметных картинок (скворец, птица, царевна, царь, медведица, ящерица, заяц, схемы для определения звука в слове, картинка с изображением цыплят для раскрашивания.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Логопед. Здравствуй, давай поздороваемся ладошками и улыбнемся друг другу.

Беседа.

Логопед. Садись перед зеркалом поудобнее, сегодня на занятии мы отправимся в сказку.

В сказку мы с тобой пойдем

Звук [ц] там найдем,

Нам поможет старичок,

Старичок Звуковичок.

Логопед показывает игрушку старичка Звуковичка.

II. Артикуляционная гимнастика.

Логопед. Старичок Звуковичок очень веселый и общительный, у него много друзей. Он дружит с Веселым Язычком, пальчиками и Воздушной Струйкой.

Логопед. А с кем ты дружишь в группе? (ответы ребенка)

Логопед. Старичок предлагает и нам подружиться с Веселым Язычком.

Упражнение «Улыбка» - зубы сомкнуты не видны, губы в улыбке.

Упражнение «Заборчик» - улыбнуться, показать зубки.

Упражнение «Наказать непослушный язычок» - широкий язык положить на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя».

Упражнение «Качели» - высунуть узкий язык, тянуть его попеременно, то к носу, то к подбородку.

Упражнение «Горка» - открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку.

Упражнение «Фокус» - рот приоткрыт, язык выдвинуть вперед чашечкой и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа.

Логопед. Молодец! Язычок у тебя стал послушным и подвижным.

Посмотри, в нашей сказке беспорядок, на полу разбросаны картинки.

Давай разомнем пальчики, чтобы помочь убраться старичку Звуковичку.

III. Пальчиковая игра с использованием су-джок массажера

(совершенствование навыков пространственной ориентации, развитие памяти, внимания, мелкой моторики).

Логопед. Надень колечко на большой палец правой руки, затем левой руки.

Надень колечко на указательный палец левой руки, правой руки и тд.

Логопед. Закрой глаза, (логопед надевает колечко на любой его палец) Теперь скажи, на какую руку и какой палец надето колечко?

Логопед читает стихотворение. Ребенок надевает колечко на все пальчики по очереди сначала на правой руке, затем на левой.

Забрели к нам в детский сад

Десять маленьких цыплят.

Завела их с улицы

Пестренькая курица.

Миленькая курица,

Ты ошиблась улицей,

Это – детский сад,

Но не для цыплят.

Логопед. Молодец, теперь твои пальчики стали очень ловкими.

IV. Автоматизация звука [ц] в словах.

Беседа с опорой на картинки (четкое произношение слов со звуком [ц]).

Игра «Скажи правильно» (согласование числительных с существительными).

На полу разбросаны картинки, в названии которых есть звук [ц].

Логопед. Давай поможем старичку Звуковичку прибраться.

(Ребенок поднимает картинки с пола)

Логопед. Что изображено на картинке? (Ответ ребенка. Следить за правильностью произношения)

Посмотри, на обратной стороне изображены цифры, посчитай это слово столько раз, какую цифру увидишь. Например: один палец, два пальца, три пальца.

(Ответ ребенка).

Палец (3, птица (5, овца (1, лицо (2, мельница (5, кольцо (4, цапля (2, цепь (6, цыпленок (5, заяц (3).

Логопед. Молодец, помог навести порядок старичку Звуковичку.

V. Игра «Скажи правильное слово»

(развитие фонематического слуха, внимания, различие слов близких по звучанию).

Логопед. Посмотри, пока мы наводили порядок, старичок Звуковичок задумался о чем-то. Послушай внимательно и скажи, о чем мечтает старичок тогда, когда услышишь правильное слово.

Дворет – дворес – дворец,

светы – цветы – тветы – шветы.

(Ответы ребенка).

На доску вывешиваются картинки с изображением дворца, цветка.

Логопед. Правильно, старичок мечтает о дворце и цветочной поляне.

Давай немного отдохнем на цветочной поляне.

VI. Физ. минутка «Васильки»

(координация речи с движением, развитие общей моторики).

Синие звезды упали с небес.

Смотрит на них зачарованно лес,

Ветер тихонько над ними кружит,

Смотрит на синие звезды во ржи,

Нежно качает волну васильков,

Синих, как звезды, волшебных цветков.

Логопед. Скоро у Звуковичка день рождения и к нему едут гости на поезде.

Давай поможем пассажирам отправиться в путь.

VII. Игра «Веселый поезд».

Деление слов на слоги, определение количества слогов в слове (формирование слоговой структуры слова).

Логопед. Назови каждого пассажира, выделяя звук [Ц]. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (на карточке изображение поезда с вагонами и картинок (скворец, птенец, птица, царевна, царь, медведица, ящерица, заяц).

Молодец, все пассажиры расселись по местам и спешат в гости к старичку Звуковичку.

Как ты знаешь, на день рождения принято дарить подарки. Чтобы узнать что мы подарим на день рождения, ты должен выполнить следующее задание.

VIII. Игра «Найди слово».

Определение позиции звука [Ц] в слове (развитие фонематического слуха, внимания).

Логопед. Назови картинки, выделяя звук [Ц]. Назови слова, в которых звук [Ц] находится в начале, в середине, в конце слова. Соедини каждую картинку с соответствующей схемой (на карточке изображены схемы и картинки (цепь, огурец, колодец, кольцо, яйцо, цыпленок, певец, цапля, дворец, книга). Определи лишнюю картинку, и ты узнаешь, что мы подарим старичку на день рождения. Почему она лишняя? (ответы ребенка)

Молодец, мы подарим старичку Звуковичку книгу.

Логопед. Вот наша сказка и подошла к концу. Старичок Звуковичок говорит тебе спасибо за помощь и за подарок.

IX. Итог занятия.

Дом. задание.

Логопед. А у меня есть подарок для тебя (картинки – раскраски, дома обведи по точкам и раскрась красиво.

На этом наше занятие окончено, ты сегодня молодец! Мне понравилось как четко ты произносил звук [Ц] в словах и правильно выполнял все задания.

Ты сегодня молодец, мне понравилось как ты внимательно слушал, отвечал на вопросы.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ч] в словах (звук в середине слова)» Тема:Звук [ч].Цель:автоматизировать звук [ч] в словах (звук в середине слова).Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в.

Цель:автоматизировать звук [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях» Цель:автоматизировать звук [р] в словах и словосочетаниях. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в употреблении слов и.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах» (на материале мужских и женских имён) Тема:Звук [ш].Цель:автоматизировать звук [ш] в словах. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Цель: автоматизация звука [ш] в словах с открытым слогом (у воспитанника с ЗПР подготовительной группы). Задачи: - закрепить артикуляцию.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в словах, словосочетаниях и предложениях» Цели: 1) Коррекционно-образовательные: - закрепление правильного произношения звука [Ш]; - обучение определять наличие и место звука [Ш].

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л В СЛОГАХ, СЛОВАХ» Цель: автоматизация звука Л в слогах,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях» Цели: 1. Уточнить правильное произнесение звука Л в слогах, словах, предложениях. 2. Упражнять в определении наличия и звука Л в словах.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях» Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия

Ребята, давайте вспомним наше правило:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Верно, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

Текст: Вот и выпал снег. На лугах завяли последние цветы. Только в теплых теплицах умелые цветоводы выращивают цветы. В природе цветы быстро отцветают, а в цветнике долго будут цвести и радовать глаз своим цветением. Один цветочек отцветает, а другой ярким цветом зацветает.

Какой звук чаще других слышится в тексте?

Положите перед собой столько фишек, сколько слов со звуком «Ц» вы услышите.

Сегодня на занятии мы поговорим о цветах, но при этом будем постоянно следить за правильным произношением звука «Ц».

1). Расслабление для пальчиков.

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром волшебным раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают под землёй корешки.

2) Подготовка к артикуляционной гимнастике.

Последим за посадкой.

Представим себе, что мы находимся в массажном кабинете. Перед нами крем, изготовленный из цветков. Нежно наносим крем на лицо:

    от середины лба к вискам

    от внутренней стороны глаза вокруг век

    постукивание крыльев носа, затем подключаем звук

    от крыльев носа к ушной раковине

    от середины подбородка к

ушным раковинам

    массаж круговой мышцы рта.

    Мимические упражнения.

После массажа любуемся собой.

    удивились

    нахмурились

    возмутились

    обрадовались

    улыбнулись

    Упражнения для нижней челюсти.

Вправо, влево, сделать круговые движения, удержать под счёт.

5)Массаж твёрдого нёба.

6)Активизация мышц мягкого нёба.

    Из некоторых цветов можно готовить целебные растворы, вот приготовили раствор из каланхое, давайте полечим горлышко. Через соломинку наберём раствора, прополоскали горлышко, проглотили.

7)Упражнения на выработку диафрагмального дыхания.

Выдох - пфф

Возврат дыхания

Выдох -пфф

Возврат дыхания.

Упражнение для губ: у-у-у, какая туча (трубочка), улыбка (раскрывается цветок).

Для языка: * массаж губами

    массаж зубами

    удержание языка на нижней губе

    удержание языка за нижними зубами

    кончик языка упереть в нижние зубы, выгорбить переднюю часть спинки, подключить ротовой выдох

Какой звук «Ц» согласный или гласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий?

Почему звук «Ц» согласный?

Почему звук «Ц» глухой?

Почему звук «Ц» твердый?

Какой буквой обозначается звук «Ц» на письме?

Найдите среди других букв букву «Ц».

Текст: Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

А тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок.

Соберите цветок из лепестков, четко проговаривая слоги.

Прочитай слоги в следующей последовательности: ац-оц-уц-ыц-иц-ец, аца-оцо-уцу-ыцы-ици-еце, ца-цо-цу-цы-це.

Произнесите слово «цветок», четко проговаривая все звуки.

Сколько слогов в слове «цветок», почему?

Сколько звуков в слове «цветок», назовите их по порядку.

Определите место звука «Ц» в слове «цветок».

Давайте вернемся к нашей картинке и вспомним слова со звуком «Ц», которые вы нашли в начале нашего занятия.

Назовите слова, отвечающие на вопрос - «кто?»,

- «что делать?»,

- «какой?».

Детям предлагается деформированное предложение: цветет, в, цветок, цветнике.

Сколько слов в предложении?

Назовите слова в предложении по порядку.

Составьте графическую запись этого предложения.

Прочитайте предложение по графической записи.

Запишите предложение в тетрадь с проговариванием.

Работа с деформированным текстом:

Цветы радуют нас своим цветением. Цветовод посадил цветы в теплицу. В цветнике цветут цветы зимой и летом.

Вспомните, над каким звуком мы работали на занятии?

Закончите предложение, вставляя слово «цветок» в нужной форме:

В цветнике расцвел …...

В мире лучше нет …….

Очень рады мы …….

Мы несем домой …….

Мы любуемся …….

И поем мы о ……..

Ребята, большое спасибо вам за занятие. Вы сегодня все хорошо работали.

Цели и задачи:

Упражнять в правильном произношении звука ц в словах, предложениях,

Продолжать учить отвечать на вопросы развёрнутыми предложениями.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, сюжетные картинки, мяч.

Ход урока.

I. Артикуляционная гимнастика

«Улыбочка», «заборчик», «хоботок», «бублик», «месим тесто», «чистим зубы», «горка».

II. Фонематическое восприятие.

Явился в жёлтой шубке,
Прощайте две скорлупки! (цыплёнок)

Какой звук слышим в начале слова?
- Звук ц, какой?
- Когда произносим звук ц – губы в улыбке, язык поднимается вверх и опускается.

Жил-был цыплёнок. Он очень любил убегать от мамы, а с братьями и сёстрами играть в «Ловушки». Давайте и мы поиграем с цыплёнком в игру «Ловушки». Хлопните в ладоши, когда услышите звук ц.

м-р-ц-ш-з-ц-ч-ф-р-ц
ма-ша-ца-ро-цо-жу-шу-цу

III. Работа со слогами.

Понравилось цыплёнку играть с вами. Он предлагает поиграть в игру «Мячик».

Игра с мячом.

Мяч бросай и слог повторяй.

ац-оц-уц-ыц-ец
ца-цо-цу-цы

IV. Работа со словами.

Клохчет, квохчет,
Детей созывает
Всех под крыло собирает. (курица)

Не может курица найти цыплёнка. Зовёт, а он не откликается. Помогите ей позвать цыплёнка.
- Как зовут цыплят? (цып-цып-цып)
- Услышал цыплёнок, что его зовут, и побежал к другим цыплятам.

Работа по картинке.

Сколько цыплят у курицы?

V. Работа со словосочетанием.

Работа по картинке.

Собрала курица всех цыплят.
Цыплята и курица
Целый день на улице.
Цыплята около курицы
Цыплята на курице
Цыплята под курицей.


VI. Работа с предложением.

Работа с сюжетной картинкой.


Составление предложений. Проговаривание предложений хором, каждым учащимся.

VII. Итог занятия.

Любовалась цыплятами курица,
Что не цыплёнок, то умница.

С кем играли на занятии?
- С каким звуком работали?

Медведева Наталья Геннадьевна,
учитель-логопед КГС(К)ОУ
«Барнаульская С(К)ОШИ №4 V вида»