«Creounity Машина Времени» — универсальный конвертер дат. Эра "от сотворения мира" Год рождения христа сотворения мира

Уже в первых веках н. э. некоторые христианские писатели и историки стремились «перебросить» хронологический мост от описанных в Библии событий к тем, которые происходили на их глазах. Они и начали подсчеты числа поколений «от Адама до Авраама», «от Авраама до Давида» и т. д. (независимо это делали и еврейские книжники), надеясь «поточнее» установить число лет, истекших от описанного в Библии «сотворения мира». Так было создано около 200 эр от «сотворения мира», по которым промежуток времени от «сотворения мира» до «рождества Христова» насчитывает от 3483 до 6984 годов. Но почему в среднем около 5500 лет? И почему на основе одних и тех же данных в Библии их создано так много?

Почему 5500? Определенную роль во всех проводившихся в то время хронологических «изысканиях» сыграли представления евреев и первых христиан о тесной связи между числом «дней творения мира» и продолжительностью его существования и, в частности, такое содержащееся в Библии утверждение: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний...» (Псалтирь, 89, 5), которое встречается и в новозаветном «Втором послании апостола Петра»: «...у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (3, 8). Потому-то в Талмуде вполне однозначно утверждается, что «шестидневное число творения мира было для свидетельства и означения, что мир продолжится 6 тысяч лет». На этом же основании раввин Елиезер утверждал, будто 84-летний период и составляет «1 час дня Господня» и по истечении его Солнце и Луна возвращаются к тому самому пункту, из которого вышли при творении.

И вот, исходя из предпосылки, будто «Адам был создан в середине шестого дня творения», христианские богословы и пришли к выводу, что «спаситель мира Христос» снизошел на Землю в середине 6-го тысячелетия, т. е. около 5500 г. от «сотворения мира». Подсчет же времени по продолжительности жизни упомянутых в Библии патриархов и царей приводил к некоторому «уточнению» этой даты.

Почему 200? Для ответа на этот вопрос мы сначала приведем слова одного из исследователей библейской хронологии И. Спасского: «Хотя в священных книгах лета событий не считаются от одной какой-либо эры..., но чрез снесение, сличение и совокупление хронологических текстов, рассеянных по разным книгам священного писания, можно приходить к общему определению времени, протекшаго от начала рода человеческого до Иисуса Христа». Но... «Как ни прост, по-видимому, метод исследования Библейской хронологии, однако он сопряжен с большими затруднениями, окончательно едва ли когда разрешимыми. Они происходят первее всего от того, что хронологические показания, как мы находим их теперь в различных списках одного и того же текста, в различных переводах священных книг и в самом подлиннике, различны между собой, так что трудно определить, какое показание в каком тексте или списке подлинное и верное».

А теперь напомним, что к началу нашей эры, кроме еврейского текста Библии, в распоряжении хронологов уже был ее перевод на греческий язык («Септуагинта»), осуществленный в г. Александрии по инициативе царя Птолемея VIII около 130 г. до н. э. как для нужд большого количества проживавших там эллинизированных евреев, так и для «всех прочих во вселенной находящихся». Тысячелетием позже именно с текста «Септуагинты» был произведен перевод Библии на славянский язык. В IV в и. э. епископ Иероним перевел еврейский текст Библии на латинский язык («Вульгата»).

Ну и, наконец, немалое влияние на попытки упорядочить события мировой истории в эре от «сотворения мира» имел многотомный труд Иосифа Флавия (ок. 37 - ок. 95) «Иудейские древности», в котором дано изложение истории еврейского народа и его соседей «от Адама» почти до конца I в. н. э.

И, как оказалось, в тексте Библии, которым пользуется еврейский народ по крайней мере с конца II в. н. э., и в латинском переводе с нее продолжительность жизни «древних патриархов», правления царей и др. указана совершенно иная, чем в греческом переводе II в. до н. э. и, естественно, в славянской Библии. Приведем несколько примеров (в скобках даны числа славянской Библии): Адам до рождения Сифа жил 130 (230) лет, Сиф до рождения Еноса - 105 (205) лет, Енос до рождения Каинана- 90 (190) лет и т. д. Продолжительность правления Иисуса Навина указана в 14 (32), царя Кира 9 (32) лет и т. п. Легко вообразить, сколь бурными были взаимные обвинения христиан и евреев в порче «священного текста». Утверждалось, что сделано это было христианами (увеличены промежутки времени) для обоснования того, что после «сотворения мира» уже прошло «предсказанное» число лет - 5500 и Христос-Мессия уже пришел. И, наоборот, с точки зрения христиан, евреи, полагая, что время Мессии еще не наступило, где-то в начале II в. н. э. сократили упомянутые выше промежутки времени, так что к началу нашей эры насчитывают всего 3760 лет.

К тому же библейские цифровые данные прекращаются со времени вавилонского пленения евреев (586 г. до н. э), поэтому при подсчете лет далее приходилось обращаться к различным небиблейским источникам. Именно поэтому христианские историки, каждый по-своему оценивая тот или другой промежуток времени, и создали около 200 различных вариантов эры от «сотворения мира»...

Несколько других важнейших эр . Очевидно, что при сопоставлении упоминаемых церковными историками событий конца I тысячелетия до н. э. и первых десятилетий н. э. важно следующее: на какой год той или другой независимой эры - счета лет по олимпиадам или от «основания Рима» - они относят «рождество Христово». После этого можно определить, насколько удалена эпоха эры от «сотворения мира» от эпохи нашей эры.

Едва ли не первым из христианских богословов, создавших эру от «сотворения мира», был антиохийский епископ Феофил. Эпоха эры, которая получила название антиохийской,- 1 сентября 5969 г. до н. э. (впрочем, некоторые источники указывают число 5515, другие - 5507 г. до н. э.). Составлена она была около 180 г. н. э. Климент Александрийский (190 г.) «нашел» другое число - 5472 (впрочем, указывают и число 5624). Римский епископ Ипполит (200 г.), а вслед за ним и Секст Юлий Африканский (221 г.) определили этот промежуток времени ровно в 5500 лет. Описывая события последних 500 - 700 лет, Секст Юлий Африканский в своей «Хронографии» упоминает ряд исторических личностей (например, персидского царя Кира), греческие олимпиады и т.д. По совокупности этих исторических сведений можно установить, что 5500-й год по этой эре приходится на 2-й год до н. э. В хронике Евсевия Кесарийского от «сотворения мира» до «рождества Христова» насчитано всего 5199 лет.

Широкую известность в свое время получили эры двух александрийцев - Панодора и Анниана. Около 400 г. н. э. Панодор отнес дату «рождества Христова» на 5493 г. от «сотворения мира», причем первый год по этой эре начался 29 августа. Через несколько лет Анниан перенес начало отсчета на полгода вперед - на 25 марта. Внешне эти эры как будто различались между собой незначительно. Однако сопоставление упоминаний об исторических событиях последних лет до и после «рождества Христова» показало, что Анниан отнес «рождество Христово» на 5501-й г. своей эры, который соответствовал консульскому году Сульпиция Камерина и Гая Поппея, а это 9-й год н. э., тогда как на 1-й год н. э. приходился 5493 г. эры Анниана. Чтобы уложить дальнейшие события в своей эре, Анниан, уменьшал на один-два года годы правления римских императоров вплоть до конца I в. н. э....

Эру Анниана использовали многие византийские историки до IX в. н. э., однако почти сразу после ее «изобретения» ее эпоху перенесли обратно на 29 августа 5493 г. до н. э., а вскоре передвинули и на два дня вперед - на 1 сентября 5493 г. до н. э. Начало года с 25 марта византийские хронологи посчитали неудачным, так как в каждые 532 года пасха 20 раз приходится перед 25 марта, и поэтому столько раз в одном году эры Анниана приходилось по две пасхи, тогда как в других - ни разу. Эру Анниана с эпохой 29 августа 5493 г. до н. э. было принято называть александрийской.

Широкую известность в средние века получила «Пасхальная хроника» - труд анонимного византийского писателя, составленный вскоре после 628 г. н. э. В эту хронику включены сведения из Библии и «житий святых», но по мере перехода к более поздним временам ее автор все больше обращается и к документальному материалу. Свое название «Хроника» получила от того, что в ней давалось руководство по установлению даты пасхи. Исходной датой здесь принято 21 марта 5509 г. до н. э.

Дошла на Русь и так называемая болгарская эра, по которой «сотворение мира» имело место в 5504 г. до н. э. Однако наиболее важное место в хронологических расчетах на Руси на много столетий заняли две византийские эры. По первой из них летосчисление велось с субботы 1 сентября 5509 г. до н. э. Эта эра была создана при императоре Констанции (правил с 337 по 361 гг.), но так как он в своих религиозных взглядах не был «последовательным христианином», то в дальнейшем и его и составленную при нем эру некоторое время стремились как бы «забыть». С VI в. в Византии начала использоваться другая эра от «сотворения мира» с эпохой 1 марта 5508 г. до н. э. (эта эра имеет также название константинопольской и еще - древнерусской). Данная эра выглядит «лучше согласованной» с Библией: счет в ней вели «от Адама», который «был сотворен» в пятницу. На пятницу и приходилось 1 марта 1 года этой эры.

Католическая церковь долгое время придерживалась принципов восточно-христианской хронологии. Но уже в конце IX в. ее взгляды изменились. Так, архиепископ вьенский (Франция) Адои (около 879 г.) в своем труде отдал предпочтение хронологии латинского перевода Библии. Со времени же Тридентского собора (1545 г.), на котором этот перевод Библии был объявлен каноническим, господствующей в Западной Европе стала «короткая» хронологическая шкала. Так, по одной из эр от «сотворения мира» до «рождества Христова» насчитывают 4713, по другой - 4004 года.

В основе эры - циклы. Интересно проследить, как был получен промежуток в 5861 год, отделявший 69 год эры Диоклетиана от «исходного момента», найденного в 353 г. составителями византийской эры.

Напомним, что христианская церковь связала годичный цикл своих «передвижных» праздников с лунно-солнечным календарем и что в комбинации юлианского календаря с лунно-солнечным имеются такие важные циклы: 28-летний (солнечный), после которого дни недели приходятся на те же календарные даты, и 19-летний (метонов), после которого фазы Луны (как мы уже знаем, не очень точно) приходятся на те же даты солнечного календаря. Годы в каждом цикле пронумерованы. Так же ведется счет лет и в 15-летнем цикле по индиктам.

В то время, когда начались попытки установить византийскую эру от «сотворения мира», определенная система счета лет в упомянутых циклах уже сложилась. В частности, 69-й год эры Диоклетиана был 9-м годом в 28-летнем солнечном цикле, 9-м годом в лунном («сирийском») 19-летнем цикле и, наконец, 11-м годом в 15-летнем цикле индиктов. Перед составителями новой системы летосчисления стояла задача - найти год, на который приходится начало всех трех циклов одновременно. «Убедительным доводом» должен быть такой: «не может быть, чтобы мир был создан не в начале циклов»...

Математически это можно изобразить так. Обозначим год искомой эры через R. Далее учтем, что к 69-му году эры Диоклетиана истекло неизвестное число х солнечных, у лунных и г индиктовых циклов. Учитывая порядковые номера 69-го года эры Диоклетиана во всех трех циклах, можно записать год R поочередно в 28-летнем солнечном, 19-летнем лунном и 15-летнем индиктовом циклах так:

R = 28х + 9, R = 19y + 9, R = 15z + 11.

Эти уравнения говорят о том, что от начала летосчисления прошло х 28-летних циклов и еще 9 лет, у 19-летних циклов и 9 лет, z 15-летних циклов и 11 лет. Это дает возможность найти соотношение между количеством циклов в виде так называемых диофантовых уравнений:

28х = 19 у, 28x - 15z = 2.

Задача решается методом проб: подбираются целые (!) числа х, у и z так, чтобы выполнялись приведенные здесь равенства. Это имеет место, если x = 209, у = 308, z = 390.

Тогда R = 28*209 + 9 = 5861.

Отсюда и следует, что 69-й год эры Диоклетиана был 5861-м годом эры начала трех упомянутых сложившихся циклов, которая и была принята в качестве эры от «сотворения мира».

Отметим, что совпадение начала всех трех циклов повторяется через каждые 28 *19 *15 = 7980 лет. И, конечно же, составители упомянутой выше эры приняли 5861-й год, а не, скажем, 7980 + 5861 = 13 841-й, потому, что они ориентировались и на непосредственные подсчеты числа поколений «от Адама»...

Любопытно, что в древней Грузии для целей летосчисления использовался цикл в 532 года под названием хроникой или короникон. При датировке событий указывали число целых корониконов, истекших от начала эры, и порядковое место данного года в текущем корониконе, которое также именовалось корониконом. Впервые летосчисление по корониконам было введено в Грузии в 780 г. и использовалось на протяжении более чем тысячи лет.

Наше летосчисление

Сегодня почти во всех уголках нашей планеты летосчисление ведется от «рождества Христова». Эта эра была введена в 525 г. римским монахом, папским архивариусом, скифом по происхождению, Дионисием Малым. Часто год по этой эре обозначают буквами AD, что на латинском языке означает Anno Domini - «года Господа», но чаще всего говорят «такого-то года нашей эры», так как эта эра является совершенно условной.

Факты и домыслы. Заслуга Дионисия перед церковью заключается в том, что как только Западная церковь начала использовать составленную им пасхалию, расхождений по вопросу о праздновании пасхи между Восточной и Западной церквами вплоть до реформы календаря в 1582 г. не было. Достиг этого Дионисий следующим образом: во-первых, он вслед за Викторием Аквитанским рассчитывал фазы Луны, используя 19-летний метонов цикл во вторых же, и это самое главное, он, по обычаю Восточной церкви, относил пасху на 15 Нисана, если только оно приходилось на воскресенье (а этого как раз раньше в Риме не допускали!).

Во времена Дионисия техника расчета даты пасхи была уже надежно разработана. Возьмем к примеру 1988 г. Отняв от числа года 284 (номер года эпохи эры Диоклетиана; ведь мы ведем расчет так, как его должен был бы делать Дионисий) и разделив остаток на 19, находим в остатке порядковый номер года в 19-летнем александрийском цикле - золотое число. Оно равно 13. Из табл. следует, что весеннее полнолуние в 1988 г. приходится на 24 марта ст. ст. Пасха будет в ближайшее воскресенье - 28 марта ст. ст. = 10 апреля н. ст.

Обычно александрийские епископы составляли таблицы пасхи на 95 лет (так называемый малый пасхальный круг) и рассылали их всем христианским церквам. В новом 95-летии в каждых трех из четырех лет пасха приходится на те же даты, что и в предыдущем, в четвертом же году (из-за несовпадения високосных лет) она передвигается на одно число вперед, а один раз примерно в каждые 27 лет - на 6 дней назад. Поэтому составитель новой пасхалии вносил поправки, проверяя соответствие фаз Луны и дней недели. Именно так александрийский патриарх Кирилл составил пасхалию на время от 153 до 247 г. эры Диоклетиана, т. е. по 531 г. н.э. включительно.

Дионисий Малый решил следующее: «Так как осталось от этого круга всего лишь шесть лет, то мы решились продлить на последующие 95 лет». При этом он отказался от эры Диоклетиана (дескать, не приличествует христианам вести летосчисление от прихода к власти императора, который их жестоко преследовал) и ввел счет лет от «рождества Христова», а по другим данным - ab incarnatio Domini- от «воплощения Господа», т. е. от «праздника благовещения» (уже тогда он отмечался 25 марта).

Но Дионисий нигде не объяснил, из каких соображений, на основании каких расчетов он отнес начало своей эры именно на то, а не на другое место в непрерывной смене лет. По этому поводу историки высказывают различные догадки, хотя ни одна из них не представляется убедительнее другой. Так, существует предположение, будто при составлении своей эры Дионисий принял во внимание предание о том, что Христос умер на 31-м году жизни и воскрес 25 марта. Следовательно, на этот день приходилась «первая пасха». Ближайшим годом, в котором, по расчетам Дионисия, пасха приходилась снова на 25 марта, был 279-й год эры Диоклетиана. Сопоставив свои расчеты с евангелиями, Дионисий мог предположить, что и на самом деле «первая пасха» отмечалась 532 года назад от 279 г. эры Диоклетиана. Прибавив к числу 532 еще 31 год (предполагаемый возраст Христа) и отсчитав от 279 г. эры Диоклетиана эти 563 года назад, Дионисий будто бы и «установил» начало эры от «рождества Христова», т. е. что 279 г. эры Диоклетиана = 563 г. от «рождества Христова».

Нами, однако, уже отмечалось ранее, что предание, будто Христос воскрес 25 марта, популяризовалось восточными церковными писателями. Представители же западной церкви, в частности римский епископ Ипполит, христианский писатель Тертулиан (ок. 150 - 222 гг. н. э.) и др. утверждали, что Христос был распят 25 марта, а воскрес он будто бы 27 марта. Это различие во взглядах отражено, в частности, в следующих документах, принадлежащих соответственно христианскому Востоку и Западу: «Константинопольском списке консулов 395 г.» (Consularia Constantinopolitana ad A. CCCXCV) и «Хронографическом сборнике 354 г.» (Chronogra-phus anni CCCLIIII). Оба документа опубликованы в 9-м томе сборника «Monumenta Germaniae Historica. Auctorum Antiquissimorum. - Berolini, 1892».

В первом документе после проставленного позже числа года - 29 г. н. э.- и имен консулов Фуфия Гемина и Рубеллия Гемина имеется приписка: «His conss. passus est Christus die X Kal. Apr. et resurrexit VIII Kal. easdem»-«при этих консулах пострадал Христос в день 10-й до апрельских календ и воскрес в 8-й день», т. е. пострадал 23, а воскрес 25 марта. В «Хронографе 354 г.» под тем же годом после указания консулов читаем: «His consulibus dominus Iesus passus est die Ven. Luna XIIII» - «в их консульство Господь Иисус Христос пострадал в пятницу при возрасте Луны 14 дней», а в разделе XIII «Римские епископы» находим дополнительные сведения: «Imperante Tiberio Caesare passus est do-minus noster Iesus Christus duobus Geminis cons. VIII Kal. Apr.» - «во время правления Тиберия пострадал Господь наш Иисус Христос при консульстве обоих Геминов в день 8-й до апрельских календ». Следовательно, смерть Христа здесь отнесена на 25 марта, воскресенье - на 27.

Однако с помощью таблиц Приложений I и III нетрудно убедиться, что оба варианта - «первая пасха 25 или 27 марта» - являются неприемлемыми с «чисто календарной» точки зрения. Прежде всего, 25 марта в 29 году приходилось на пятницу, и уже поэтому «восточный вариант» не проходит. Но что самое главное - еврейская пасха (15 Нисана) приходилась в 29 г. на воскресенье 17 апреля, следовательно, почти месяцем позже субботы 24 марта, где ей следовало быть для согласия с евангелиями...

Более того, составляя свою пасхальную таблицу, Дионисий не мог не заметить, что на основе 19-летнего метонова цикла «в исторически реальном промежутке времени жизни Иисуса Христа» пасха на 27 марта вообще не приходится (согласно формальным расчетам в I в. н. э. христианская пасха приходилась на 27 марта трижды: в 12, 91 и 96 гг.). Таким образом, Дионисий волей-неволей вынужден был принять восточнохристианскую точку зрения, согласно которой «первая пасха» («воскресенье Христово») имела место 25 марта.

Увы, и здесь Дионисий потерпел неудачу, хотя и не зная об этом. Ведь если он искренне полагал, что «первая пасха» была 25 марта 31 года н. э., то он грубо ошибся, экстраполируя неточный метонов цикл назад на 28 кругов. На самом же деле 15 Нисана- еврейская пасха - в 31 г. н. э. было не в субботу 24 марта (где, повторим еще раз, ему следовало бы находиться для соответствия с евангелиями), а во вторник 27 марта!

По «календарю 354 г.»? Согласно Дионисию, эпохой нашей эры является 1 января 753 г. от «основания Рима», 43-го года правления Августа, 4-го года 194-й олимпиады, в этот день вступили в свои консульские должности Гай Цезарь и Эмилий Павл. С 21 апреля 1 г. н. э. начался 754 г. от «основания Рима», с новолуния 10 июня - 1-й год 195-й олимпиады, с 1 августа - 44-й год правления Августа. Нелишне напомнить, что сам Дионисий начинал счет дней в году с 25 марта, а 25 декабря 1 года принятой им эры будто бы родился Христос.

Любопытно проверить, а не мог ли Дионисий при установлении эпохи своей эры воспользоваться чьими-то уже готовыми расчетами или предположениями. В частности, что говорили о годе «рождения Христа» христианские писатели III - IV вв.?

Оказывается, лионский епископ Ириней и Тертулиан считали, что «Христос Господь пришел в мир около года 41-го правления Августа». Евсевий Кесарийский говорит конкретнее: «это был 42-й год царствования Августа, а властвования над Египтом 28-й». «Святой» Епифаний указывает даже консулов и год от «основания Рима»: 42-й год Августа, 752 г. от «основания Рима» при консульстве Августа в 13-й раз и Сильвана. Секст Юлий Африканский пишет: «около года 29-го после битвы при мысе Акций». Несколько позже греческий историк Иоанн Малала (491 - 578) отнес «рождество Христово» на год (01. 193.3), 752-й от «основания Рима», 42-й Августа, а «Пасхальная хроника» - на 28-й год властвования Августа в Египте, «в консульство Лентула и Писона».

Упомянутый выше документ от 395 г. «Consularia Constantinopolitana», как и Епифаний, относит это событие на год консульства Августа и Сильвана: «His conss. natus est Christus die VIII Kal. Ian.» - «при этих консулах родился Христос в день восьмой до январских календ» (т. е. 25 декабря).

Как видно, все перечисленные авторы указывают на 3-й или 2-й год до н. э., «Пасхальная хроника» - на 1 г. до н. э. И все они противоречат евангелию от Матфея, в соответствии с 2-й главой которого Христос будто бы родился во время правления иудейского царя Ирода. Ведь Ирод умер в 750 г. от «основания Рима», т. е. в 4 г. до н. э.

Можно предполагать, что упомянутые писатели (как и многие другие не названные здесь) пользовались каким-то одним источником. Вероятно, им были следующие указания евангелиста Луки: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее,... был глагол Божий к Иоанну...» (Лк. 3, 1-2). Иоанн будто бы начал свою проповедь и вскоре крестил Христа в Иордане. При этом «Иисус, начиная свое служение, был лет тридцати...» (Лк., 3, 23). Император Тибе-рий Клавдий Нерон управлял Римской империей с 14 по 37 г. Тертулиан и другие писатели, по-видимому, принимали, что Иоанн Креститель начал свою деятельность в 14+14 (число полных лет правления Тиберия) = 28 г. н. э., в начале 29-го он крестил Иисуса, которому «было около 30 лет». Отсюда и следовало, что Христос родился во 2 г. до н. э. По-видимому, никто из упомянутых выше писателей не знал года смерти Ирода (или, что менее вероятно, не был знаком с евангелием от Матфея).

Имеется указание на год «рождества Христова» и в «Хронографе 354 г.». Здесь это событие отнесено на год консульства Гая Цезаря и Эмилия Павла, т. е на 1 г. н.э. (!!). Запись о «рождестве Христовом» в «Хронографе 354 г.» звучит так: «Нос cons, dominus Iesus Christus natus est VIII Kal. Ian. d. Ven. luna XV» - «при этих консулах Господь Иисус Христос родился в 8-й день до январских календ в пятницу 15-й луны».

«Хронограф 354 г.» (рис.) - это серьезный труд, содержащий, в частности, перечень всех римских консулов, начиная с 245 г. от «основания Рима» (с 509 г. до н. э.) по 354 г. н. э., списки префектов Рима за сто лет (251-354 гг. н. э.) и римских епископов от апостола Петра до Юлия (умер в 352 г.). И, конечно же, Дионисий, занимая к тому же должность папского архивариуса, не мог не знать о документе, содержавшем столь важные хронологические сведения. Ну, а если он знал о «Хронографе 354 г.», то вполне мог использовать цитированное выше упоминание о годе «рождения Христова» при установлении исходной точки отсчета своей эры (быть может, эта запись и натолкнула его на мысль ввести счет годов от «рождества Христова»?).

Рис. Заголовок сохранившегося в копии римского календаря 354 г. н. э. содержит следующие пожелания некоему Валентину: процветай в боге, живи процветая, живи радуясь и управляй счастливо

Конечно, нельзя исключить и другую возможность. Ведь упоминание о рождестве Христовом «при консульстве Цезаря и Павла», содержащееся ныне в копиях «Хронографа 354 г.» (оригинал давно потерян), может быть вставкой, сделанной уже после Дионисия. Следует, однако, думать, что это не так. В пользу предположения о подлинности обсуждаемой записи говорит уже отмеченное выше упоминание в «Хронографе 354 г.» о дате смерти Христа. Ведь после пасхальных расчетов Дионисия, проведенных им на основе 19-летнего метонова цикла, вряд ли было возможным возвращаться к грубо ошибочному утверждению о 29 годе!

Напомним, что у Дионисия был еще один предшественник: на тот же год (1 г. н. э.) полагал «рождение Христово» и Панодор.

Как было отмечено, существует предположение, будто Дионисий «установил» год «рождения Христова» после определения года и даты «первой христовой пасхи» - 25 марта 31 г. н.э. Увы... В этом как раз не повезло не только ему, но и многим другим христианским писателям и «отцам церкви». Ведь «календарная ситуация» такова, что 15 Нисана (еврейская пасха) приходилось на субботу (а канун пасхи - «день распятия Иисуса Христа» - на пятницу) лишь в 26 г. н. э. (23 марта), в 33 г. (4 апреля) и в 36 г. (31 марта). Не случайно поэтому сегодня (и, по-видимому, с относительно недавних времен, уже в XX в.) христианская церковь в качестве наиболее вероятной даты «первой пасхи» принимает воскресенье 5 апреля 33 г. н. э. . В 28 же году, на который относит «первую пасху» аквитанский епископ Виктор, 15 Нисана приходилось на вторник 30 марта, в 29 - на воскресенье 17 апреля, в 30 г.- на четверг 6 апреля. А ведь если говорить о годе смерти Христа, то со времен Тертулиана и Ипполита Римского ее позже 29 г. на Западе не ставил никто. И, следовательно, ошибались, не умея достаточно надежно проводить расчеты фаз Луны...

Ошибся и Дионисий, если он действительно исходил из того, что «первая пасха» («воскресение Христово») была 25 марта 31 г. И не только потому, что на самом деле весеннее полнолуние в указанном году было во вторник 27 марта. Даже если бы метонов цикл, использованный Дионисием при расчетах, был идеально точным, то все же 25 марта 31 г. в принципе не могло быть принято за дату «воскресения Христова», так как по александрийскому 19-летнему кругу получалось, что оно соответствует 15 Нисана (первому дню еврейской пасхи), тогда как, согласно евангелию от Иоанна, Христос воскрес «в 16-й день Луны». Именно из этих соображений столь упорно настаивал на своей дате - 25 марта 42 г. н. э. Анниан: в этом году на 25 марта приходился «17-й день Луны», а это вполне соответствовало первым трем евангелистам, хотя и было грубейшим анахронизмом, так как Пилат из Иудеи был отозван еще в 37 г., да и римским императором в 42 г. был уже не Тиберий, а Клавдий.

Кстати, в средневековой литературе очень много «изысканий» было проведено для выяснения взаимного расположения на небе планет, которые могли бы «позвать в дорогу волхвов на поклонение новорожденному Мессии». Ведь, как говорил еврейский раввин Абарванела (XV в.): «Наиболее важные перемены в подлунном мире предзнаменуются соединениями Юпитера и Сатурна. Моисей родился три года спустя после такого соединения в созвездии Рыб...».

Соединение Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб было в 747 г. от «основания Рима» - 7 г. до й. э., причем расстояние между ними в это время составляло около полградуса (что равно диаметру Луны). В следующем году к этим планетам присоединился и Марс. И в качестве курьеза отметим, что на основании расчетов положений упомянутых планет на небе Кеплер сделал «вывод», будто Иисус Христос родился в 748 г. от «основания Рима». Стремясь отстоять свое представление о возможной эпохе эры от «рождества Христова», Кеплер датировал свою книгу «Новая астрономия» так: «Anno аегае Dionisianae 1609», подчеркивая тем самым полную условность введенной Дионисием эры.

Для удобства расчетов? Вполне возможно, что Дионисий ввел свое летосчисление исключительно для удобства расчетов даты пасхи. Как мы сейчас убедимся, это летосчисление позволяет проводить такие расчеты, не заглядывая в предыдущие пасхальные таблицы. Исходным в этом летосчислении является предположение о том, что в году, непосредственно предшествовавшем 1 г. н. э., новолуние пришлось на 21 марта (но это новолуние расчетное, повторяющееся каждые 19 лет в соответствии с метоновым циклом; на самом же деле астрономическое новолуние - конъюнкция - в 1 г. до н. э. было 24 марта).

Возьмем к примеру 1986 год. Разделив число года на 19, находим, что от начала введенной Дионисием эры прошло 104 полных 19-летних цикла (они нас не интересуют) и в остатке имеем а =10. В последнем году до н. э., а следовательно, и в последнем году 19-летнего «дионисиева» цикла новолуние (расчетное!) наступило 21 марта, а весеннее полнолуние - на 15 дней позже, т. е. 5 апреля. За каждый год весеннее полнолуние смещается на 11 дней назад или (берем очередное) на 19 дней вперед. Величина 19а +15 указывает, на сколько сместилось полнолуние в интересующем нас году. Разделим ее на 30 - число дней в одном лунном месяце. Остаток и покажет, как далеко отстоит ближайшее, весеннее полнолуние от 21 марта (от весеннего равноденствия).

Конкретно для 1986 г. находим 19а + 15 = 205, 205: 30 = 6 и в остатке d = 25. Следовательно, весеннее полнолуние приходится в этом году на 21 +25 = 46 (-31)= 15 апреля ст. ст. = 28 апреля н. ст. В ближайшее воскресенье 21 апреля ст. ст. = 4 мая н. ст. и будет пасха. Этот вывод, остающийся верным для любого года, можно проверить, используя точный метод Гаусса.

Как видно, все здесь очень просто, нет даже необходимости смотреть в таблицы фаз Луны, сверяться с пасхалиями, составленными другими авторами. По существу, все здесь проделанное - это первый этап определения даты пасхи по формуле Гаусса: так находится расстояние полнолуния от даты весеннего равноденствия. Конечно, Дионисий рассчитывал не конъюнкции, а неомении. Но результат тот же самый. Как раз в 1 г. до н. э. расчетная неомения приходилась на 23 марта (строго говоря, она наблюдалась 23 марта в 532 г. н. э.). Значит, возраст Луны на 23 марта в последнем году до н. э. принят равным 1-лунная эпакта EL = 1 (обозначалась и так: luna I). Расчетное пасхальное полнолуние, которое обозначали как luna XIV, приходилось на 13 дней позже неомении. Это как раз тождественно утверждению, что оно приходится на 15 дней позже конъюнкции.

Итак, не исключено, что свое летосчисление Дионисий мог ввести для наибольшего упрощения «пасхальной арифметики», хотя он, возможно, неожиданно для себя вступил в конфликт с историей... Ведь, как мы знаем, Ирод, царь иудейский, при котором будто бы родился Христос, умер в 4 г. до н. э.

Заканчивая этот обзор различных предположений о возможной дате рождения Иисуса Христа, имеющий, как мы видели, непосредственное отношение к проблемам календаря, отметим: сегодня наши отечественные ученые все более склоняются к мнению, что Христос как историческая личность реально существовал. Вот что по этому вопросу пишет академик Б. М. Кедров: «Защитники христианского учения долгое время пытались объединить вопрос о реальности Христа с утверждением о его божественной сущности. А в истории атеизма у некоторых авторов опровержение христианской легенды опиралось на то, что ряд исторических свидетельств о Христе представлялся как интерполяции, как позднейшие вставки, сделанные защитниками христианской доктрины». В настоящее время на основании исследований ученые стремятся четко «отделить вопрос о Христе как реальной личности от христианской легенды о его божественной природе. Представления о Христе как о реальной личности нашло свое отражение не только в современных исторических исследованиях, но и в художественной литературе. Вопрос о реальности личности Христа непосредственно ведет к представлению о его человеческой природе и тем самым позволяет свести христианскую легенду о божественной природе Христа к ее земной основе».

Апробация эры . Эра, введенная Дионисием Малым, была вскоре использована некоторыми историками и писателями, в частности современником Дионисия Марком Аврелием Кассиодором, столетием позже - Юлианом Толедским, а еще позже - Бедой Достопочтенным. На протяжении VIII-IX вв. она получила широкое распространение во многих государствах Западной Европы. Эта эра была апробирована в 607 г. папой Бонифацием IV, она встречается и в документах папы Иоанна XIII (965-972). Но лишь со времен папы Евгения IV (1431 г.) эра от «рождества Христова» используется в документах папской канцелярии регулярно. Что же касается Восточной церкви, то она, по свидетельству Э. Бикермана, избегала пользоваться ею, так как споры о дате рождения Христа продолжались в Константинополе до XIV в. Впрочем, по-видимому, бывали исключения. Так, в таблице дат пасхи, составленной в IX в. на весь 13-й индиктион (877-1408) Иоанном Пресвитером, рядом с годом от «сотворения мира», кругами Солнца и Луны, эпактами проставлен также и год от «рождества Христова».

Уже в первые века становления христианства предпринимались попытки перебросить хронологический мост между современностью и священными событиями, описанными в Библии. В результате проведённых подсчётов возникло около 200 различных вариантов эры «от сотворения мира», или «от Адама». Согласно таковым, период времени от сотворения мира до Рождества Христова насчитывал от 3483 до 6984 лет. Наибольшее распространение приобрели три так называемые мировые эры: александрийская (исходная точка - 5501 (фактически 5493) год до Р. Х.), антиохийская (5969 год до Р. Х.) и более поздняя византийская (5508 год до Р. Х.).

Собственно, прецедент уже был: древнееврейский лунно-солнечный календарь с эрой от сотворения мира. Исходный момент (эпоха) эры - 7 октября 3761 года до н. э., понедельник, 5 часов 204 хелека (хелек - 1/1080 часть часа, состоящая из 76 мгновений; при расчётах часто принимается 6 часов) пополудни. Реформированное в 499 году н. э., это летосчисление в настоящее время официально применяется в государстве Израиль, хотя там пользуются и григорианским календарём.

Некогда, описывая все структурные сложности древнееврейского календаря, выдающийся хорезмийский учёный-энциклопедист Аль-Бируни (973 -1048 гг. н. э.) восклицал: «Но это только тенета и сети, которые жрецы расставили, чтобы уловить простых людей и подчинить их себе. Они добились того, что люди ничего не предпринимали, не согласуясь с их мнением, и пускались на какое-либо дело только по их предначертаниям, не советуясь с кем-либо другим, словно эти жрецы, а не Аллах - властители мира».

Что же касается непосредственно эры «от сотворения мира», или «от Адама», то здесь, полагаем, небесполезно будет привести мнение одного из исследователей библейской хронологии И. Спасского.

По словам учёного, «хотя в священных книгах (Библии) лета событий не считаются от одной какой-либо эры… но чрез снесение, сличение и совокупление хронологических текстов, рассеянных по разным книгам Священного Писания, можно приходить к общему определению времени, протекшего от начала рода человеческого до Иисуса Христа».

Однако далее И. Спасский счёл необходимым отметить: «Как ни прост, по-видимому, метод исследования библейской хронологии, однако же он сопряжён с большими затруднениями, окончательно едва ли когда разрешимыми. Они происходят первее всего от того, что хронологические показания, как мы находим их теперь в различных списках одного и того же текста, в различных переводах священных книг и в самом подлиннике, различны между собой, так что трудно определить, какое показание в каком тексте или списке подлинное и верное» (И. Спасский. Исследование по библейской хронологии. - Киев, 1857. - С. 3–4).

Напомним, что к началу нашей эры, кроме древнееврейского текста Библии, в распоряжении хронологов уже находился перевод её на греческий язык (т. н. перевод 70-ти толковников, Септуагинта), завершённый в Александрии при царе Птолемее VIII около 130 года до н. э. как для нужд проживавших в Египте эллинизированных евреев, так и для «всех прочих, во Вселенной сущих». Затем на рубеже IV–V веков по Рождестве Христове появился перевод Библии на латинский язык, осуществлённый с еврейского учёным пресвитером Иеронимом Стридонским (т. н. Вульгата).

Как оказалось, в тексте Библии, который находился в пользовании у иудеев по крайней мере с конца II века н. э., и в латинской Вульгате хронология жизни древних патриархов, правления царей и прочего указана совершенно иная, чем в греческой Септуагинте (и, естественно, главным образом с неё переведённой славянской Библии). Между христианами и иудеями возникли бурные споры, посыпались взаимные обвинения в порче библейского текста исходя из религиозно-богословских соображений.

Кроме того, библейские цифровые данные прекращаются со времени вавилонского пленения еврейского народа (586 г. до н. э.). Поэтому при подсчёте лет далее приходилось обращаться к различным небиблейским источникам.

В частности, немаловажное влияние на опыты хронологического упорядочения событий мировой истории в эре «от сотворения мира» имел объёмный труд Иосифа Флавия (37–95 гг. по Р. Х.) «Иудейские древности», в котором дано изложение истории еврейского и окрестных народов от Адама до I века нашей эры.

Христианские историки по-разному оценивали те или иные временные промежутки этого в точности тогда ещё не известного периода. В итоге - 200 расходящихся между собой более чем на 3500 лет вариаций одной эры.

Едва ли не первым из христианских писателей к этой проблеме около 180 года обратился антиохийский епископ Феофил. Согласно его подсчётам начало эры «от сотворения мира» должно было приходиться на 1 сентября 5969 года до Р. Х. (впрочем, некоторые источники указывают 5515, другие 5507 год до Р. Х.). Это - так называемая антиохийская эра.

Климент Александрийский около 190 года возводил начало эры к 5472 году до Р. Х. (по другим источникам - к 5624 году).

Составитель пасхального круга епископ Римский Ипполит около 200 года, а через два десятилетия после него и Секст Юлий Африкан определили продолжительность этого промежутка времени ровно в 5500 лет.

Описывая события последних до Христа 500–700 лет, Секст Юлий Африкан в своей «Хронографии» упоминает ряд исторических личностей (например, персидского царя Кира), греческие олимпиады и т. д. По совокупности этих исторических сведений можно установить, что 5500 год по его эре приходится на 2-й год до н. э., а не на 1-й год новой, как это должно было бы быть согласно исходной интенции: до Рождества Христова.

В «Хронике» Евсевия Кесарийского период от сотворения мира до Рождества Христова насчитывает всего 5199 лет.

Вплоть до IX века н. э. многими византийскими историками использовалась так называемая эра Анниана, или александрийская , созданная в начале 400-х годов. Сотворение мира в ней прежде было отнесено на 25 марта 5001 года до Р. Х. (фактически - 5493 года, если устранить деформацию временной шкалы последовательности исторических событий). Однако затем это было сочтено неудобным, так как при подобном исходе Пасха в контексте александрийской эры иногда случалась дважды, а иногда - ни разу в году. По этой причине новолетие в ней было перенесено на 1 сентября.

Уже в VI веке в Византии начала использоваться другая мировая эра с началом 1 марта 5508 года до Р. Х. Счёт дней в ней вёлся от Адама, который, исходя из библейских предпосылок, был создан в пятницу 1 марта 1 года данной эры. Исходя из того, что это произошло в середине шестого дня творения, по аналогии было принято считать, что Спаситель мира снисшел на землю в середине шестого тысячелетия, ибо «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3, 8), а с небольшими уточнениями, связанными с пасхальными расчётами, - через 5508 лет по Адаме. Именно византийская схема летосчисления на много веков заняла важное место в календарной системе Руси.

Римо-Католическая Церковь долгое время придерживалась принципов восточно-христианской хронологии. Но уже с конца IX века по инициативе архиепископа Вьенского Адона (Франция) предпочтение стало отдаваться временной сетке латинского перевода Библии. Со времени же Тридентского собора, состоявшегося в 1545–1563 гг., когда текст Вульгаты был объявлен каноническим, господствующей в Западной Европе стала «короткая» хронологическая шкала. Так, по одному из сокращённых вариантов эры от сотворения мира до Рождества Христова насчитывается 4713, по другому - лишь 4004 года.

Есть в хронологии такое понятие как эра . Дело в том, что каков бы ни был календарный год, он должен иметь порядковый номер, то есть отсчитываться от какой-либо начальной даты - основы летосчисления.

Собственно, сам термин эра, как считается, это аббревиатура следующей фразы: «ab exordio regni Augusti», т. е. «от начала царствования Августа» (aera - эра).

В связи с этим заметим, что эра может быть реальной - это когда счет лет идет от какого-либо реального события, например, от начала царствования, или фиктивной - это когда счет лет идет от какого-либо мифического события, например, от сотворения мира.
До тех пор пока счет последователен, это не играет никакой роли.

Одну такую эру мы знаем - христианскую эру, или систему летосчисления от Рождества Христова .
Она была создана римским монахом Дионисием Малым в VI в. н. э. Тогда использовалась так называемая эра Диоклетиана, т. е. счёт лет вёлся от даты вступления на престол римского императора Диоклетиана.
Дионисий каким-то образом рассчитал, что год рождения Христа имел место за 284 года до начала эры Диоклетиана, или, другими словами, приравнял начальный год царствования Диоклетиана к 284 г. христианской эры. Эра Дионисия была принята во всей христианской Европе.

Совсем не так обстояло дело в России. Поскольку христианство пришло к нам из Византии, оттуда же пришла к нам и византийская система летосчисления от сотворения мира . Эта система использовалась в России вплоть до 1700 года, пока указом Петра I Россия не была переведена на христианскую эру.

Согласно византийской системе летосчисления, от сотворения мира до рождества христова прошло 5508 лет. Год в ней, так же как и в христианской системе, был построен на базе юлианского календаря.

Казалось бы, если разница только в точке отсчета, то перевод между эрами тривиален, но на самом деле в древней Руси до конца XVII века новый год начинался не с января, как в христианской эре, а с марта (как в древнем Риме) или с сентября (как в Византии). То есть, до указа Петра I существовало параллельно аж два календарных стиля: мартовский, согласно которому новый год приходился на 1 марта, и сентябрьский, с новым годом, наступающим 1 сентября.

Разные стили немного меняют способ расчета, так как в мартовском стиле новый год отстает на два месяца от нового года христианской эры, а в сентябрьском стиле, наоборот, опережает новый год христианской эры на четыре месяца. Поясним это на примере.

Предположим, указан март 7100 года по «мартовскому стилю». Это соответствует (7100-5508=1592) марту 1592 года от Рождества Христова.
Если же указан февраль 7100 года по «мартовскому стилю», то есть практически конец года, то он будет соответствовать февралю 1593 года от Рождества Христова.

Теперь рассмотрим сентябрь 7100 года по «сентябрьскому стилю». Это соответствует сентябрю 1591 года от Рождества Христова, а вот февраль 7100 года по «сентябрьскому стилю» соответствует февралю 1592 года.

При этом при датировке событий в летописях, естественно, не указывалось, какой «стиль» используется. Впрочем, существует масса логических приемов, помогающих исследователям установить используемый в летописи стиль. Также известно, что с конца XV века сентябрьский стиль практически вытесняет мартовский (действительно, зачем равняться на Рим). К тому же у мартовского стиля было еще две модификации - ультра-мартовский и цирка-мартовский стили, но в такие дебри мы уже лезть не будем.

Собственно, калькулятор ниже переводит даты из нашей эры в древнерусскую (византийскую), и служит больше для развлечения. Задача обратного перевода, нужная для правильной датировки летописей, как было показано выше, более сложна и требует анализа контекста для определения используемого в летописи стиля.

Заключительное слово о месяцах - поскольку в основе лежал древнеримский (юлианский) календарь, то в наиболее ранних источниках названия месяцев встречаются в форме, наиболее близкой к латинскому прообразу, еще не приобретшие русифицированную форму, например, иуний, иулий, аугуст и так далее.

Довольно странно, что страницы с 286 по 289 (оборот), по Клоссу, написаны еще одним почерком, который использован только здесь. При этом на указанных страницах нет ничего особенного. На странице 286, правда, как указано в комментариях к тексту первого издания, уголок подпорчен, но утраты текста, вроде, не наблюдается, продолжается предыдущая запись. А на 289-й вообще часть написана одним писцом, а часть - другим.

Так что тут, думаю, Клосс погорячился. А вот что касается двух писцов… Тут интересное соображение возникает. А что если изначально текст был написан первым из них? Тем самым, почерком которого писано все начало сборника. А потом его тескт начали редактировать. И второму писцу сказали: «Ты должен вложить новый, расширенный текст, в тот же объем страниц, в котором он и был». Вот он и начал мельчить. Эх, проверить бы листы! Вдруг там один текст счищен, а другой поверх написан? Да кто даст!

Что касается времени создания Рогожского летописца, исследователи на основании водяных знаков пришли к выводу, что сборник, в состав которого он входит, написан в середине XV в. Н. П. Лихачев, проанализировав часть листов, тех, на которых « знак более или менее заметен», говорил о 40-х гг. Н. П. Попов на основании почерка считал, что это конец XV - начало XVI в. Я. С. Лурье датировал составление Рогожского летописца (по содержанию) - 50-ми гг. XV в., а сборника (по палеографии) - несколько более поздним временем. Б. М. Клосс, готовя новое издание, как сам пишет, уточнил время создания листов, на которых написан сборник. Получилось, что они датируются 1439–1445 гг. (филигрань «олень»), 1447 г. («подкова»), 1432–1456 гг. («рожок в сердцевидном щите, над которым геральдическая лилия»), 1448 г. («голова быка со слитыми ноздрями, между рогов мачта со звездочкой») и 1444 г. («фляга пилигрима») . Уточнения Анисимовой ничего принципиального не внесли. Самая ранняя дата - 1439 г., самая поздняя - 1456-й.

В общем, похоже, что Лурье был ближе к истине, и летопись писана после 1450 г., но до 1500-го. Хотя Клосс почему-то считает, что прав Лихачев. Это странно, учитывая, что среди филиграней есть одна («голова быка с челкой и мачтой между рогами, оканчивающейся пятилепестковым цветком»), относящаяся, по каталогу Брике, к 1455 г. Используется она, по Клоссу, на листах 372–379 и 391–392. Рядом с ними - страницы, даты которых вполне могут быть также после 1450 г. Так, бумага для листов 388–389 и 394–395 выпускалась между 1429 и 1461 гг. А между временем выпуска бумаги и датой написания на ней текста наверняка прошло некоторое время. Так что конец XV в., на мой взгляд, выглядит в качестве даты написания сборника, исходя из датировки бумаги, более предпочтительным.

Интересующая нас часть, посвященная Куликовской битве и событиям вокруг нее, расположена на 316-344-х листах, то есть в 40-й - 43-й тетрадях. Текст писал один писец. И филигрань на листах одна, «лемех». То есть для сборника - основная. Так что эта часть Рогожского сборника представляется довольно однородной. Посмотрим, что можно извлечь из ее содержания.

От Сотворения Мира до Рождества Христова

Самое интересное: в летописи этой много дат, при которых указаны дни недели. Что очень ценно для проверки датировок. Ведь в летописях годы указаны от Сотворения Мира (С.М.), а мы любим их переводить на даты от Рождества Христова (Р.Х.).

Тут-то и начинаются проблемы. Дело в том, что, сколько времени прошло от С.М. до Р.Х., никто не знает. Есть разные мнения. И у различных старых летописцев и историков в их работах используются разные даты. Есть, к примеру, т. н. эра Ипполита, при которой Рождество Христово приходится на 5500 г. от С.М. Имеется эра Африкана, при которой Рождество - в 5502 г. от С.М. В Александрийской эре Панодора - 5495 г., в Александрийской же, но Анниана, - 5502 г., в Протовизантийской - 5508 г., в Византийской - 5507 г.

Если же сравнивать с традиционной эрой от Р.Х., предложенной Дионисием Малым (первым, кто расписал пасхальный канон по юлианскому календарю и годам от Рождества Христова), то мы увидим иные цифры. Дело в том, что, по Дионисию, Христос родился 25 декабря 1 г. от Р.Х. То есть, к моменту его рождения один год новой эры уже почти прошел. И этот первый год «от Р.Х.» Дионисия соответствовал 5502 г. от С.М. Ипполита и Африкана, 5494 г. Панодора, 5493 г., Анниана, 5510 г. Протовизантийской и 5509 г. Византийской эры.

Не запутались еще? А ведь это я привел далеко не все варианты. Всего их было около 200! Причем разброс дат от Р.Х. - от 3483 до 6984 лет. Укажем только основные эры.

Таблица 1

Наибольшее распространение приобрели три так называемые мировые эры: Александрийская (исходная точка - 5493–5494 гг до Р.Х.), Антиохийская (5969 г. до Р.Х.) и Византийская (5508 г. до Р.Х.).

Ну, по крайней мере, вам стало ясно, надеюсь, что автоматически вычитать из даты от Сотворения Мира 5508 лет, чтобы получить дату от Рождества Христова (как нас всех учат со школы), не следует. Не мешает сперва уточнить еще: а о каком С.М. идет речь? А то ненароком лет на пятнадцать промажешь, как нечего делать. А то и на все 461, если дата дана по антиохийской эре!

Есть такой разнобой и в русских летописях. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть, что там пишут в самом начале, в традиционно недатированных частях.

Заглянем в «Повесть временных лет» :

«…отъ Адама до потопа летъ 2242, а от потопа до Аврама летъ 1000 и 82, а от Аврама до исхоженья Моисеева летъ 430; а отъ исхоженiа Моисеова до Давида летъ 600 и 1; а отъ Давида и отъ начала царства Соломоня до плененья Иерусалимля летъ 448; а отъ плененья до Олексанъдра лет 318; а от Алексанъдра до рожества Христова летъ 333».

Суммируем и получаем 5454 года. Это, кстати, очень оригинальное число, насколько я знаю, нигде больше не встречавшееся, кроме как в русских летописях, излагавших в первой части ПВЛ. Скорее всего, в Повести имеется явная ошибка в подсчете числа лет от Авраама до исхода из Египта. Здесь стоит 430 лет, в то время как во всех остальных летописях, в которых ПВЛ рабски не повторяется, 505. И на самом деле, по официальной еврейской (масоретской, 7 г. от Р.Х.) традиции, исход был через 505 лет после рождения Авраама (Книга Исхода). 430 - это число лет, которое евреи провели в Египте. Но автор ПВЛ, очевидно, принял самаритянский вариант, по которому 430 лет прошло со времени поселения евреев «в стране Ханаан и в стране Египетской», то есть должен отсчитываться с переселения Авраама. Впрочем, если прибавить эти 75 лет, получим 5019 г. Тоже оригинально.

Сотворение Мира. Древнерусская живопись

Теперь смотрим в Рогожский летописец. И читаем: « Отъ Адама до Христа летъ 5500» . То есть, использовано что-то вроде эры Ипполита. А, вот, что говорит Псковская 1-я летопись: « Родися господь нашъ Исусъ христосъ от девы Мария в лето 5000-ное 505-е…» . Здесь мы имеем, скорее всего, т. н. Болгарскую эру. В той же летописи цифра 5505 подтвержден еще в нескольких местах («Купно же от Адама до Христа 5500 и 5 лет»). Но… в этой же летописи, на этой же странице, где расположена первая запись, есть и расчет даты Рождества, подобный имеющемуся в ПВЛ. Вот, он: « От Адама до потопа лет 2242; а исшествие Ноево ис ковчега месяца апреля въ 28; а от потопа до размешения язык 500 и 30 лет; от размешения до начала Авраамля лет 550 и 2; от Авраамля начала до преития Жидовъ скъвозе Чермное море лет 500 и пять; от исхода сыновъ Израилевъ до оумертвия Давыда царя лет 630; от начала царствия Соломоня до взятия Иерусалимскаго лет 443; от пленения Иерусалимъскаго до оумертвия Александра царя Макидоньскаго лет 261; от оумертвия Александрова до царствия Августа царя лет 200 и 90; от начала царя Августа до рождества христова великого царя небеси и земли господа бога и спаса нашего Иисуса Христа, иже царствию его нестъ конца, лет 42». Считаем. Получается… 5495, Александрийская эра. То есть на одной и той же странице - две различные даты Сотворения Мира!