Церковь святых и праведных симеона богоприимца и анны пророчицы. Церковь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (Симеоновская) Церковь на моховой улице

Храм во имя свв. правв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в Санкт-Петербурге (Санкт-Петербургская епархия)

Строительство первой деревянной церкви было начато на этом месте в году "тщанием царевича Алексея ". Храм с приделом во имя Архистратига Михаила был освящен 3 февраля в память о рождении дочери Петра I – Анны.

В память рождения цесаревича Павла Петровича 16 февраля году был освящен придел вмч. Евстафия Плакиды . Со времени устроения третьего придела церковь была разделена на холодную и теплую: в холодной было три престола, устроенные в начале в ряд под одним иконостасом, а в теплой - один новопоставленный престол. Кроме того, при входе в храм по обеим сторонам были сделаны женские места, отделявшиеся перегородками с возвышением пола.

В – годах здание было реставрировано, в 1980-е - реконструировано под метеорологический музей.

С весны года в частично возвращенном верующим храме были начаты богослужения.

В январе года митрополит Иоанн (Снычев) освятил храм полным чином.

Предметы находившиеся в храме до революции 1917 года

Святыни
  • Икона Божией Матери "Троеручица" . По преданию, при наводнении года ее принесло водой на паперть. Икона была написана в начале XVIII века и украшена чеканной из серебра ризой с множеством драгоценностей.
  • Крест 1716 года с мощами свт. Афанасия Лубенского
  • часть Ризы Господней , вставленная в серебряный оклад. Была подарена в году князем П. Лопухиным.

Другие предметы

  • картина "Положение во гроб", работы Рубенса . Находилась на правой стене алтаря в резной вызолоченной раме. Была пожертвована в году купцами Василием и Иваном Ивановыми-Бороткиными.
  • картина "Рождество Христово", голландской работы, писанная на досках с надписью внизу: IYANOCTΣ 1630. Была пожертвована в

Праведный Симеон Богоприимец был, по свидетельству святого евангелиста Луки , одним из избранников Божиих, ожидавших утешения Израилева, и Дух Святой пребывал на нем (Лк. 2, 25). Ему было возвещено от Бога, что он не умрет до того времени, пока в мир не придет обещанный Мессия - Христос Господь.

Древние историки сообщают, что египетский царь Птоломей II Филадельф (285 - 247 до Рождества Христова) пожелал пополнить свою знаменитую александрийскую библиотеку текстами Священных книг. Он пригласил из Иерусалима книжников. Синедрион послал своих мудрецов. Среди 72 ученых прибывших в Александрию для перевода Священного Писания на греческий язык, был приглашен и праведный Симеон. (Работа была выполнена и получила название "Перевод 72-х толковников". Именно с него в дальнейшем Ветхий Завет был переведен на славянский язык для Болгарской, Сербской и Русской Православных Церквей.) Праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии . Прочтя в подлиннике слова "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына" (Ис. 7, 14), он решил, что слово "Дева" здесь употреблено ошибочно, вместо слова "Жена", и хотел исправить текст. В этот момент ему явился Ангел и удержал его руку, говоря: "Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы".

С того дня праведный Симеон стал ожидать пришествия Обетованного Мессии.

И вот однажды праведный Симеон, ведомый Духом Божиим, пришел в Иерусалимский храм. Это было в тот самый день (сороковой по Рождестве Христовом), когда Пречистая Дева Мария и Ее Обручник Иосиф пришли туда, чтобы совершить обряд, положенный по иудейскому закону, - представить пред Господом своего Божественного Первенца и принести положенную жертву.

Как только праведный Симеон увидел пришедших. Дух Святой открыл ему, что Богомладенец, Которого держала Пречистая Дева Мария, и есть ожидаемый Мессия, Спаситель мира. Старец принял на свои руки Младенца Христа и произнес свои пророческие слова: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей. Свет к просвещению язычников и славу людей Твоих Израиля". Он благословил Пречистую Деву и праведного Иосифа и, обращаясь к Богородице, сказал: "Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - И Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2, 22 - 35).

Далее святой евангелист повествует: "Тут была также Анна пророчица , дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лк. 2, 36 - 38).

О святом и праведном Симеоне Богоприимце известно, что он скончался, прожив 360 лет. В VI веке святые мощи его были перенесены в Константинополь. В 1200 году его гроб видел русский паломник святитель Антоний, будущий архиепископ Новгородский (1212 - 1220; + 1232; память 8 октября).

Координаты :

Цéрковь Симео́на и А́нны (официальное название - церковь святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы ) - действующая православная церковь в Санкт-Петербурге , находящаяся на углу улицы Белинского и Моховой улицы , памятник архитектуры, один из старейших храмов Санкт-Петербурга. Церковь являлась капитульным храмом ордена Святой Анны .

История

Построена по велению императрицы Анны Иоанновны в период с по 1734 год (архитектор М. Г. Земцов , при участии И. Я. Бланка) в стиле Петровское барокко с использованием элементов древнерусской архитектуры на месте обветшавшей деревянной церкви во имя Архангела Михаила , построенной в -1714 годах .

27 января 1734 года состоялось торжественное освящение новой трёхпридельной каменной церкви с высокой 47-метровой колокольней. Шпиль колокольни водружён голландским мастером Г. ван Болесом .

Главный алтарь освящён во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы , правый - во имя Архангела Михаила , а левый - Ефрема Сирина . Основной объём завершён высоким световым барабаном, увенчанным гранёным куполом сложного рисунка. Четырёхъярусный резной иконостас по рисунку архитектора исполнил резчик К. Ган , лепку сделал Игнатий Росси, образа написали художники А. М. Матвеев и В. И. Василевский при участии В. А. Ерошевского, А. И. Захарова и А. М. Поспелова, работавших в придворной конторе.

В январе 1938 года церковь была закрыта, её имущество и убранство разграблены, а помещение приспособлено под склад. В -1954 годах реставрирована, в 1980-х годах приспособлена под метеорологический музей, в 1991 году возвращена верующим, и 1 января 1995 года вновь была освящена.

От названия церкви происходят прежние наименования улицы Белинского и моста Белинского - Симеоновские .

См. также

Напишите отзыв о статье "Церковь Симеона и Анны"

Примечания

Ссылки

  • Станюкович-Денисова Е.Ю. // Актуальные проблемы теории и истории искусства : сб. науч. статей. Вып. 3. / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2013. С. 258–262. – ISSN 2312-2129

Отрывок, характеризующий Церковь Симеона и Анны

Я резко обернулась... и опять столкнулась с прекрасными фиолетовыми глазами – позади меня стояла Вэя...
– Ой, неужели это ты?!!.. – от неожиданного счастья, чуть ли не завизжала я.
– Я видела, что ты развернула кристалл, я пришла помочь, – совершенно спокойно ответила девочка.
Только её большие глаза опять очень внимательно всматривались в моё перепуганное лицо, и в них теплилось глубокое, «взрослое» понимание.
– Ты должна верить мне, – тихо прошептала «звёздная» девочка.
И мне очень захотелось ей сказать, что, конечно же – я верю!.. И что это просто мой дурной характер, который всю жизнь заставляет меня «биться головой об стенку», и этими же, собственноручно набитыми шишками, постигать окружающий мир... Но Вэя видимо всё прекрасно поняла, и, улыбнувшись своей удивительной улыбкой, приветливо сказала:
– Хочешь, покажу тебе свой мир, раз ты уже здесь?..
Я только радостно закивала головой, уже снова полностью воспрянув духом и готовая на любые «подвиги», только лишь потому, что я уже была не одна, и этого было достаточно, чтобы всё плохое мгновенно забылось и мир опять казался увлекательным и прекрасным.
– Но ты ведь говорила, что никогда здесь не была? – расхрабрившись, спросила я.
– А я и сейчас не здесь, – спокойно ответила девочка. – С тобой моя сущность, но моё тело никогда не жило там. Я никогда не знала свой настоящий дом... – её огромные глаза наполнились глубокой, совсем не детской печалью.
– А можно тебя спросить – сколько тебе лет?.. Конечно, если не хочешь – не отвечай, – чуть смутившись, спросила я.
– По земному исчислению, наверное это будет около двух миллионов лет, – задумчиво ответила «малышка».
У меня от этого ответа ноги почему-то вдруг стали абсолютно ватными... Этого просто не могло быть!.. Никакое существо не в состоянии жить так долго! Или, смотря какое существо?..
– А почему же тогда ты выглядишь такой маленькой?! У нас такими бывают только дети... Но ты это знаешь, конечно же.
– Такой я себя помню. И чувствую – это правильно. Значит так и должно быть. У нас живут очень долго. Я, наверное, и есть маленькая...
У меня от всех этих новостей закружилась голова... Но Вея, как обычно, была удивительно спокойна, и это придало мне сил спрашивать дальше.
– А кто же у вас зовётся взрослым?.. Если такие есть, конечно же.
– Ну, разумеется! – искренне рассмеялась девочка. – Хочешь увидеть?
Я только кивнула, так как у меня вдруг с перепугу полностью перехватило горло, и куда-то потерялся мои «трепыхавшийся» разговорный дар... Я прекрасно понимала, что вот прямо сейчас увижу настоящее «звёздное» существо!.. И, несмотря на то, что, сколько я себя помнила, я всю свою сознательную жизнь этого ждала, теперь вдруг вся моя храбрость почему-то быстренько «ушла в пятки»...
Вея махнула ладошкой – местность изменилась. Вместо золотых гор и ручья, мы оказались в дивном, движущемся, прозрачном «городе» (во всяком случае, это было похоже на город). А прямо к нам, по широкой, мокро-блестящей серебром «дороге», медленно шёл потрясающий человек... Это был высокий гордый старец, которого нельзя было по-другому назвать, кроме как – величественный!.. Всё в нём было каким-то очень правильным и мудрым – и чистые, как хрусталь, мысли (которые я почему-то очень чётко слышала); и длинные, покрывающие его мерцающим плащом, серебристые волосы; и те же, удивительно добрые, огромные фиолетовые «Вэины» глаза... И на его высоком лбу сиявшая, дивно сверкающая золотом, бриллиантовая «звезда».
– Покоя тебе, Отец, – коснувшись пальчиками своего лба, тихо произнесла Вея.
– И тебе, ушедшая, – печально ответил старец.
От него веяло бесконечным добром и лаской. И мне вдруг очень захотелось, как маленькому ребёнку, уткнуться ему в колени и, спрятаться от всего хотя бы на несколько секунд, вдыхая исходящий от него глубокий покой, и не думать о том, что мне страшно... что я не знаю, где мой дом... и, что я вообще не знаю – где я, и что со мной в данный момент по-настоящему происходит...
– Кто ты, создание?.. – мысленно услышала я его ласковый голос.
– Я человек, – ответила я. – Простите, что потревожила ваш покой. Меня зовут Светлана.
Старец тепло и внимательно смотрел на меня своими мудрыми глазами, и в них почему-то светилось одобрение.
– Ты хотела увидеть Мудрого – ты его видишь, – тихо произнесла Вея. – Ты хочешь что-то спросить?
– Скажите пожалуйста, в вашем чудесном мире существует зло? – хотя и стыдясь своего вопроса, всё же решилась спросить я.
– Что ты называешь «злом», Человек-Светлана? – спросил мудрец.
– Ложь, убийство, предательство... Разве нет у вас таких слов?..
– Это было давно... уже никто не помнит. Только я. Но мы знаем, что это было. Это заложено в нашу «древнюю память», чтобы никогда не забыть. Ты пришла оттуда, где живёт зло?
Я грустно кивнула. Мне было очень обидно за свою родную Землю, и за то, что жизнь на ней была так дико несовершенна, что заставляла спрашивать подобные вопросы... Но, в то же время, мне очень хотелось, чтобы Зло ушло из нашего Дома навсегда, потому что я этот дом всем своим сердцем любила, и очень часто мечтала о том, что когда-нибудь всё-таки придёт такой чудесный день, когда:
человек будет с радостью улыбаться, зная, что люди могут принести ему только добро...
когда одинокой девушке не страшно будет вечером проходить самую тёмную улицу, не боясь, что кто-то её обидит...
когда можно будет с радостью открыть своё сердце, не боясь, что предаст самый лучший друг...
когда можно будет оставить что-то очень дорогое прямо на улице, не боясь, что стоит тебе отвернуться – и это сразу же украдут...
И я искренне, всем сердцем верила, что где-то и вправду существует такой чудесный мир, где нет зла и страха, а есть простая радость жизни и красоты... Именно поэтому, следуя своей наивной мечте, я и пользовалась малейшей возможностью, чтобы хоть что-то узнать о том, как же возможно уничтожить это же самое, такое живучее и такое неистребимое, наше земное Зло... И ещё – чтобы уже никогда не было стыдно кому-то где-то сказать, что я – Человек...

Праведный Симеон Богоприимец и Анна Пророчица - святые, чьи образы неразрывно связаны с праздником Сретения Господня . Когда Дева Мария и Иосиф Обручник принесли Младенца Христа в Иерусалимский храм, Симеон и Анна первыми узнали в беззащитном ребенке великого Мессию, Спасителя всего мира. Мы расскажем о жизни Симеона и Анны, молитвах к ним, народных традициях, связанных с днем их памяти, и многом другом.

О праведном Симеоне Богоприимце мы узнаем в основном из Евангелия от Луки. Совсем немного информации, но даже благодаря ей вырисовывается образ необыкновенного человека, который сыграл важнейшую роль в истории пришествия на землю Мессии - Господа Иисуса Христа. Другие сведения о Симеоне дошли до нас из Церковного Предания, которое православные христиане почитают наравне со Священным Писанием.

Согласно Преданию, этот святой был одним из семидесяти двух переводчиков, которым египетский царь Птолемей II поручил перевести Священное Писание с еврейского языка на греческий. Именно с этого «Перевода 72-х толковников» (или Септуагинты) Ветхий Завет в будущем перевели на славянский язык для Болгарской, Сербской и Русской Православных Церквей.

Ученый человек, умудренный большими знаниями, Симеон стал проводником чуда . Об этом святом евангелист Лука пишет, что тот был избран Господом и что Дух Святой пребывал на нем: Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем (Лк 2 , 25).

Для царя Птолемея II святой Симеон переводил книгу пророка Исаии. В ней он натолкнулся на фразу, которая привела его в замешательство, буквально обескуражила. В еврейском подлиннике эта фраза звучала как: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис 7 , 14). Ученый был уверен - слово «Дева» явная ошибка! Как дева (то есть — девственница) может родить ребенка?

Симеон хотел исправить нелепицу, рука его уже потянулась к бумаге. Но в ту же секунду перед ним предстал Ангел. Он удержал перо книжника и молвил: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». Эти слова Ангела стали пророческими - шли десятилетия, а Симеон все жил и жил. И каждый день ждал, когда же явится миру Мессия, рожденный от Девы.

В год, когда святому исполнилось 360 лет, Святой Дух привел его в Иерусалимский храм. И случилось это в тот же день, когда Иосиф Обручник и Дева Мария со Спасителем, которому исполнилось 40 дней, пришли в храм, чтобы представить своего первенца пред Господом и принести положенную иудейским законом жертву.

Именно тут, в сердце Святой Земли, состоялась встреча праведного старца и Святого Семейства. Симеону вновь было откровение от Господа - он понял, что Младенец на руках Марии - тот самый долгожданный Мессия, о котором в течение сотен лет писали пророки.

Святой Симеон благоговейно взял на руки Младенца Христа и сказал: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей. Свет к просвещению язычников и славу людей Твоих Израиля (Лк 2 , 29-32). Благословив Марию и Иосифа, он добавил пророческое: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – И Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец (Лк.2 , 22 – 35).

Из описания, которое нам дает евангелист Лука, мы узнаем также об Анне Пророчице. Лука пишет о ней немного, но даже по этим скудным сведениям мы можем увидеть весь жизненный путь этой женщине во всей его чистоте и любви к Богу: Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк 2 , 36 - 38).

Пра­вед­ная Ан­на Про­ро­чи­ца про­ис­хо­ди­ла из ко­ле­на Аси­ро­ва, бы­ла до­че­рью Фа­ну­и­ла. Всту­пив в брак, она про­жи­ла с му­жем 7 лет, до его кон­чи­ны. По­сле его смер­ти пра­вед­ная Ан­на про­во­ди­ла стро­гую бла­го­че­сти­вую жизнь, «не от­хо­ди­ла от хра­ма, по­стом и мо­лит­вою слу­жа Бо­гу день и ночь» (Лк.2 :37).

Ко­гда пра­вед­ной Анне бы­ло 84 го­да, она удо­сто­и­лась ви­деть в Иеру­са­лим­ском хра­ме Мла­ден­ца Иису­са Хри­ста, при­не­сен­но­го для по­свя­ще­ния Бо­гу как пер­вен­ца по за­ко­ну Мо­и­се­е­ву. Пра­вед­ная Ан­на слы­ша­ла про­ро­че­ские сло­ва свя­то­го Си­мео­на Бо­го­при­им­ца, ска­зан­ные Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це. Про­ро­чи­ца вме­сте со свя­тым Си­мео­ном сла­ви­ла Бо­га, и потом го­во­ри­ла всем в Иерусалиме, что Мес­сия явил­ся в мир (Лк.2 :38).

Па­мять пра­вед­ной Ан­ны Про­ро­чи­цы при­хо­дит­ся так­же на 3/16 фев­ра­ля, ко­гда она вспо­ми­на­ет­ся с пра­вед­ным Си­мео­ном Бо­го­при­им­цем в по­праздн­ство Сре­те­ния Гос­под­ня.

Мощи праведного Симеона Богоприимца

Как говорит Церковное Предание, праведный Симеон Богоприимец умер вскоре после встречи с Младенцем Христом и Святым Семейством в Иерусалимском храме. Ему было около 360 лет.

В VI веке святые мощи его были перенесены в Константинополь. В 1200 году его гроб видел русский паломник святитель Антоний, будущий архиепископ Новгородский (1212-1220; † 1232; память 8 октября). Согласно отдельным историческим источникам, в 1243 году мощи святого Симеона появились на берегу Адриатического моря в городе Зара (сейчас - город Задар в Хорватии). Сегодня мощи покоятся в реликвариях в двух хорватских городах: в Задаре и Загорье. А в немецком городе Ахене хранится десница (правая рука) праведного Симеона Богоприимца.

Десница праведного Симеона Богоприимца

Десница (правая рука) праведного Симеона Богоприимца - это христианская реликвия, которая покоится в кафедральном соборе города Ахен в Германии. Раз в семь лет, по старой традиции, ее выставляют для поклонения верующих - это знаменитое на весь мир Ахенское паломничество. Хранится святыня в украшенном драгоценными камнями реликварии.

СИМЕОНУ БОГОПРИИМЦУ
Тропарь, глас 4

С имеон старец днесь веселится, / восприят на руку свою Младенца Превечнаго Бога, / от уз плоти разрешитися прося / и вопия: видеста очи мои / спасение Твое мирови.

Кондак, глас 4

С тарец днесь отрешитися / от юз моляшеся / сего жития тленнаго, / Христа восприят на руки / Зиждителя и Господа.

Величание

В еличаем тя, / святый праведный Симеоне Богоприимче, / и чтим святую память твою, / ты бо молиши о нас / Христа, Бога нашего.

Молитва праведному Симеону Богоприимцу

О великий угодниче Божий и Богоприимче Симеоне! Призри на мя грешнаго, ко святей иконе твоей припадающа и просяща твоего заступления и помощи: скорбь бо обдержит мя от обстоящих мя ныне бед и зол, и утешения не имам многоболезненней души моей. Исках помощи от человек, и не обретеся. Возопиях ко Господу, и не услыша мя, аз прогневах пречистую благость Его беззаконьми моими, и множеством многих грехов моих преогорчих человеколюбную утробу Его. И кто ми ныне помощь явит; кто ми скорбь утолит; кто даст отраду и успокоение многомятежней душе моей? К тебе, великий угодниче Божий, прибегаю грешный и недостойный аз, ведый, яко велие дерзновение имаши ко Христу Богу и многомощен предстатель еси о всех, с верою к тебе прибегающих, и твоего заступления и помощи требующих. Моли убо Человеколюбца Господа, яко да простив ми безчисленная моя прегрешения, не отвратит милость Свою от мене, но яко благ и сострадателен, явит и мне безконечное Свое милосердие, и в лютем напастей и бед моих озлоблении подаст ми всесильную помощь Свою, и преогорченной душе моей ослабу, мир, укрепление, утешение и успокоение дарует. Ей, великий угодниче Божий, вознеси Богоносныя руце твоя ко Иже во объятиих твоих носитися изволившему Христу Богу нашему и моли благость Его, да не отринет моления сердца моего недостоинства ради моего, но явит мне благовременне милость Свою, во славу безконечных щедрот Своих и многомощнаго предстательства твоего, о немже подобает Ему всякая слава и благодарение купно со Отцем и Пресвятым Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вконтакте

Земля, на которой стоит Симеоновская церковь, была подарена Петром I своей трёхлетней дочери Анне в честь именования её царевной. В 1712-1714 годах по приказу Петра здесь была построена деревянная церковь во имя св. Симеона и Анны. П. Н. Петров в книге "История Санкт-Петербурга" указывает, что сооружена она была для нижних дворцовых служителей и работников, поселённых тогда же в районе между Фонтанкой и Литейной першпективой .

Со временем деревянная церковь обветшала. Считается, что новую каменную приказала построить императрица Анна Иоанновна. Но судя по сведениям из книги К. В. Малиновского "Санкт-Петербург XVIII века" работы по сооружению здесь нового храма начались ещё до вступления Анны Иоанновны на престол. В 1728 году Синод решил за ветхостью старого деревянной церкви её перестроить и воздвигнуть новую ближе к Фонтанке. В июле царским указом было велено начать строить фундамент, а Канцелярия от строений указала архитектору М. Г. Земцову составить проект здания . Фундамент вывели только к октябрю 1729 года, а стены начали возводить уже в анненское время, то есть в 1731-1734 годах.

Первоначально фасады здания и её интерьер были обильно украшены деревянными скульптурами. Их изготовление Земцов просил доверить резных дел мастерам Кондрату Оснеру и Кондрату Гану, но Канцелярия от строений решила поручить это задание только Кондрату Гану и его подмастерьям. Проект предусматривал:

"к делу иконостаса... капителей коринтического ордина по рисунку осми, композического ордина по рисунку ж четырёх, которые имеют быть на круглых точёных столбах... а при том же иконостасе десять ангелских статуй, також над царскими дверми клейма с ангелами и самые царские двери и на втором апартаменте в сиянии дух святый... [Снаружи] надлежит... исправить резною работою около болшаго лантернина и около колоколни вырезать деревянных статуй апостолских и ангелских двенадцать, да около болшаго ж лантернина зделать резною ж работою шеснадцать пилястровых капителей композического ордина, да в верхнем лантернине вырезать восемь кракштинов да точёных вазов вырезать... тритцать восмь, около колоколни вырезать фестонов восмь" [Цит. по: 1, с. 263, 264].

Штукатурные работы внутри и снаружи велись с мая 1732 года. В октябре уже требовалось 2 000 листов белого железа для кровли крыши. В июле 1733 года было приказано устанавливать шпиль и изготовить четыре часовых круга диаметром около полутора метров. Это было исполнено к августу следующего года. Установкой шпиля, который изначально венчал ангел с крестом, руководил Герман ван Болес. Шпиль собирался из единых элементов на земле, а затем с помощью канатов, системы блоков и противовесов был поднят на колокольню. В июле 1735 года ван Болес просил на обивание шпиля 1 500 листов белой жести. Ещё спустя три года колокольня была оборудована часами-курантами, которые ранее сняли с церкви Вознесения Христа на Васильевском острове при её разборке (на её месте сейчас находится манеж при Меншиковском дворце).

27 января 1734 года церковь была освящена в присутствии императрицы. Главный алтарь освятили во имя Святых Праведных Богоприимца Симеона и Анны Пророчицы.

Храм был объявлен придворным, и до постройки предшественника Казанского собора здесь проходили особо торжественные богослужения. В 1779 году церковь обнесли оградой.

Симеоновскую церковь посещали высокопоставленные чины и члены царской семьи. Павел I присвоил церкви орден Святой Анны, изображение которого укрепили на фасаде здания. В 1802 году храм перешёл из придворного в епархиальное ведомство, в следствие чего церковь перестала быть орденской.

По храму были названы площадь, пролегающая рядом улица и мост через Фонтанку - Симеоновские. В ХХ веке они были переименованы в память о революционере Виссарионе Белинском.

В 1938 году храм был закрыт. Некоторые его помещения были использованы как склады и сильно повреждены. В 1951-1954 годах прошла реставрация здания, оно было передано Музею метеорологии. В 1991 году здание возвращено Санкт-Петербургской епархии. 1 января 1995 года церковь была вновь освящена. В 2003-2005 годах здание вновь отреставрировали.